Комплексное развитие ребенка. Всестороннее развитие ребенка Что такое всесторонние развитие ребенка

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

СТАТЬЯ НА ТЕМУ:

«ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ

ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА».

Процесс всестороннего развития личности ребенка

включает в себя целую систему воспитания и обучения. Дети поражают нас своеобразием поведения, интересов, способностей и склонностей. Нет совершенно одинаковых детей, даже близнецы отличаются друг от друга. Как подойти к детям, чтобы познать их? Как направить наши педагогические усилия на достижение наилучших результатов? Как подобрать ключи к разгадке поведения и поступков ребенка? Как найти необходимые именно в данном случае средства педагогического воздействия?

Ведь каждый ребенок- это особый мир и познать его может только тот, кто умеет вместе с малышом разделить его огорчения и тревоги, его радости и успехи.

В работе с детьми воспитатель всегда должен стремиться стать лучше, совершеннее, не снизойти до ребенка, а подняться до его уровня понимания. И поэтому личностно- ориентирован-ный подход является одним из важнейших принципов современ-ной педагогики, он требует от каждого педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях характера ребенка.

Осуществляя личностно- ориентированный подход к детям воспитатель должен помнить, что его задача не только развивать те положительные качества, которые есть у ребенка, но и формировать всесторонне развитого человека, соблюдая при этом единство требований к нему, как воспитателей, так и родителей, ведь многие вопросы воспитания нельзя разрешить без связи с семьей.

Очень важным условием эффективности личностно- ориентированного подхода, является опора на положительное в характере ребенка, тех или иных его индивидуальных особен-ностей, это состояние здоровья, особенности высшей нервной деятельности и условия окружающей среды.

В своей педагогической деятельности, осуществляя

личностно - ориентированный подход следую следующим правилам, которые предлагаю:

1.Принимая в группу нового ребенка в первую очередь, интере-суюсь у родителей о состоянии здоровья и физического развития ребенка.

2.Интересуюсь условиями воспитания ребенка в семье и коммуникативными способностями.

3.Выявляю творческие и умственные способности каждого ребенка.

4.Изучаю отношения детей к трудовой деятельности и в игровой.

Ведь обязанностью каждого педагога является: постоянное наблюдение за каждым ребенком, анализ его достижений и проблемы с учетом предпочтения и склонностей личного выбора ребенка, используя при этом методы тестирования и диагности-рования.

Все мы хорошо знаем, что среда- это одно из основных

средств развития личности ребенка, поэтому в каждой возрастной группе создаются зоны для разных видов детской активности: двигательной, игровой, изобразительной, конструк-тивной, театрализованной и т. д., а также условия для фронтальных подгрупповых и индивидуальных занятий. Занятия занимают определенную часть времени в режиме дня, но их воспитательное и развивающее значение очень велико.

В процессе занятия у детей развиваются: восприятие, произвольное внимание, память, воображение, воспитывается воля, организованность, усидчивость, трудолюбие, чувство коллективизма.

Часть детей легко усваивает все правила, им не приходится делать замечания, они даже сдерживают тех, кто нарушает требования и дисциплину, чаще всего это легковозбу-димые дети, сказываются особенности их темперамента, высокая подвижность нервных процессов и недостаточное развитие тормозной реакции. Такие дети долго не могут сосредоточиться, вертятся, отвлекают других детей или следят за чем-то посто-ронним, некоторые дети сидят спокойно и не нарушают правил, но они пассивны, и не участвуют в занятиях.

Индивидуальный подход на занятиях способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере, мыслительных процессов: запоминание,

Внимание, проявление инициативы, творчества, в том, что при усвоении нового материала каждый обнаруживает различные интересы и по разному использует свои знания.

Как только обучение начинает основываться на индивидуальном подходе молчаливые, застенчивые, замкнутые, не решительные дети выявляют качества, которые за ними раньше не замечались. Очень важен индивидуальный подход к детям, которые медленно соображают. Такие дети послушны, добродушны, они медленно усваивают темы, но зато прочно сохраняют все в памяти. В индивидуальном подходе к медлительным детям следует соблюдать терпение, не торопить с ответом, не прерывать, воспитывать уверенность и поощрять их ответы.

Во время занятий следует использовать игровые приемы, которые способствуют развитию активности, произ-вольного внимания, преодолению не решительности у робких мало активных детей.

В практике мы сталкиваемся с тем, что стараемся спрашивать только развитых детей, способных, активных, чтобы получить хорошие ответы, но от этого стереотипа просто надо отходить, используя личностно-ориентированный

подход, активизируя этим всех детей. По своему опыту знаю,

что очень активные дети уверены в себе, могут отвечать не дослушав вопроса воспитателя.

Пассивность на занятиях может объясняться самыми различными причинами: физической ослабленностью, застен-чивостью связанной с речевыми недостатками. Если ребенка слишком опекают дома, ему нет необходимости самому думать, принимать решения. У таких детей развита подража-тельность, отсутствует инициатива, пассивных детей полезно часто спрашивать на занятиях. При этом воспитатель должен заставлять их задуматься над своим ответом, приучать размышлять, обращаться к личному опыту. Но есть дети, которые не отвечают даже когда воспитатель спрашивает их, они молчат, они не решительны. Постоянное доброжелательное отношение со стороны воспитателя и сверстников, поощрение за маленький успех, подбадривание - таким должен быть подход педагога к детям на занятиях и вне занятий.

Если у ребенка понижены слух или зрение, то его обязательно надо посадить ближе, чтобы он мог хорошо видеть и слышать. Таких детей надо держать в поле зрения.

Постоянного внимания требуют очень подвижные дети, непоседы. Все дети нуждаются в дифференцированном подходе во время занятий, игр, в трудовой деятельности.

Наблюдая за детьми, не трудно заметить, что многие дети охотно берутся за дело, умеют быстро и аккуратно работать, проявляют самостоятельность и доводят начатое дело до конца, другие же делаю все с неохотой. Знание и учет индивидуальных особенностей детей всей группы дает возмож-ность организовать коллективную работу, сформировать для чего определенные группы, в которых можно соединить ребят с различными индивидуальными проявлениями, что очень важно для оказания их положительного влияния друг на друга.

Дети любят выполнять коллективную работу, они все работают с удовольствием, общаются, помогают друг другу. В индивидуальном подходе, трудовом воспитании нуждаются все дети. Здесь индивидуальный подход включает четкую постановку цели, организацию и подведение итогов сделанного, общественную оценку работы.

Деятельность ребенка в мини-центре проходит в игровой деятельности, где проявляются и формируются все- стороння психической жизни ребенка. Наблюдения показывают, что все дети по разному относятся к играм, особенно к коллективным, многие дети соглашаются выполнять роль, но самостоятельно организовать игру не могут, у них отсутствует творческая инициатива. Педагогу надо использовать все средства, для вовлечения детей в активную творческую игровую деятельность. Применять игры надо с интересной тематикой, они привлекают робких и не решительных детей, а инициативные дети находят в них возможности для общения.

Только изучив ребенка, поняв, почему он поступает именно так, а не иначе можно найти путь воздействия на него. Но опыт педагога, теория педагогики не может дать готовых рецептов, на все случаи жизни.

Об этом очень хорошо сказал К.Д.Ушинский

«Мы не говорим педагогам- поступайте так или иначе,

но говорим им: изучайте законы тех, психических явлений,

которыми вы хотите управлять, и поступайте соображаясь с

этими законами, и теми обстоятельствами, в которых вы

хотите их приложить».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Журнал «Дошкольное воспитание».

2.А.П.Шелестова, И.П. Шувалова «Развитие личности ребенка»

Здравствуйте, друзья! Сегодня хочу поговорить с вами об одном очень важном вопросе: вопросе гармоничного и всестороннего развития ребенка.

Что такое всестороннее развитие ребенка?

Записала для вас видео, в котором детально рассказала о том, как развивать ребенка всесторонне.

Всестороннее развитие - это гармоничное и естественное, своевременное развитие малыша. Это значит, что все области развития находятся в балансе, без перекоса в какую-либо сторону.

Развивать ребенка всестороннее - означает давать ему именно то, что нужно в конкретном, определенном возрасте и не перегружать его лишней и ненужной информацией. Это естественное развитие сенсорики и моторики, речи и когнитивных способностей, логики и мышления, эмоциональной и социальной сфер.

Какие есть сферы развития ребенка?

В той таблице вы видите все сферы развития ребенка. Очень важно, чтоб в вашем плане занятий были игры из всех вышеперечисленных областей.

Думаю, не стоит говорить, о тех последствиях, которые могут возникнуть, если мама будет уделять вниманию развитию только отдельных сфер и «забросит» все другие.

Хочу также обратить ваше внимание на один очень важный момент!

Для того, чтобы развивать ребенка всесторонне одного только баланса игр недостаточно!

Есть еще нечто, о чем очень часто забывают, но на чем в принципе и строится гармоничное развитие ребенка . Давайте покажу вам наглядно, что я имею в виду.

С одной стороны – находится ребенок. И для того, чтобы он развивался гармонично – нужно соблюдать баланс между всеми сферами развития (это сенсорно-моторное развитие, развитие речи, когнитивное развитие, социальное, эмоциональное, духовное). С этим, думаю, все понятно.

А с другой стороны находится, конечно же, мама и ее ожидания и видение процесса развития ребенка.
У мамы есть огромное количество вопросов, на которые ей нужно получить ответы и сопоставить их со своим внутренним видением процесса развития ребенка.

Очень важно найти шаткий баланс между этими двумя категориями , так как в противном случае маме очень сложно контролировать процесс развития ребенка, она может что-то упустить что-то недоглядеть, вовремя на обратить внимание, или наоборот, перегружать ребенка ненужной ему информацией.

В каком случае можно развивать ребенка всесторонне?

Развивать ребенка всесторонне и гармонично можно лишь в том случае, если мама контролирует этот процесс и видит, что конкретно она делает или не делает для развития той или иной сферы. Когда мама понимает свои цели и то будущее, которое она хочет создать для своего ребенка.

Развивать ребенка всесторонне можно лишь в том случае, если есть инструмент, дающий возможность взглянуть на процесс развития комплексно и увидеть, нет ли перекоса в развитии, или, наоборот отставания.

Таким действенным инструментом является , благодаря которой можно понять себя и обозначить то будущее, ту конечную точку, к которой вы хотите прийти в результате ваших развивающих мероприятий.

Вашим первым шагом на пути составления своей стратегии – может стать анализ ваших игр и занятий. Гляньте таблицу ниже и проанализируете, какие сферы вы развиваете, а какие, возможно, нет. Такое упражнение станет очень полезным и поможет вам начать смотреть на развитие ребенка комплексно.

С любовью,

Марина Кручинская

Как воспитать гения? Правильно ли учить детей чтению с раннего возраста? Как гармонично развивать детей? Необходим ли детский сад? Ответы на эти вопросы интересуют всех родителей. Мы узнали мнение у нейропсихолога, руководителя сектора нейропсихологии в Центре тестирования и развития «Гуманитарные технологии» Никиты Хохлова.


- Каждый ребенок уникален. Насколько правильно оценивать его стандартными тестами?

Это правильно. В любом случае, надо оценивать способности. Сегодня множество исследований, позволяющих их выявить. Речь не идет о том, что при наличии определенных особенностей ребенок станет художником - это вероятность. Но такой прогноз можно дать. То, чем я занимаюсь – как раз оценка способностей детей. Оценивается по тому, как у них развиты речевые, зрительно-пространственные функции, мышление, управление движениями – все это имеет понятную мозговую локализацию. Есть и пограничная ситуация: это люди с минимальными мозговыми дисфункциями, их довольно много. Человек может не иметь диагноза, но у него имеются нарушения, связанные с ранним этапом развития. И это, к сожалению, нередкая ситуация.

- Есть ли необходимость добавлять мамам в график посещения врачей и посещение нейропсихолога?

Было бы неплохо. Но, во-первых, нужно понимать, что это не доктор. В поликлиниках их нет, равно как и в школах. Я принимаю детей с пяти лет, в более раннем возрасте не могу быть уверен, что ребенок понимает меня. А если он не понимает, совершает ошибки, которые не могут быть однозначно интерпретируемы. Пять лет – возраст, в котором дети уже понимают инструкции.

Общая рекомендация такова: всех детей в этом возрасте надо вести к нейропсихологу. Чем дальше, тем меньше становится пластичность мозга. Курс, который занял бы в одном возрасте полгода, в другом займет два - два с половиной. Некоторые вещи вообще не корректируемы с определенного возраста. Насчет частоты посещений – достаточно одного посещения, если проблем нет. Правда, в подростковом возрасте могут дать знать о себе те вещи, которые не были выявлены на первом этапе.

- Как развить ребенка, не потеряв его способностей?

Существует три группы психологических характеристик: способности (память, внимание и др.), личность (например, склонность к одиночеству, отстаиванию позиции и др.), интересы. Важны их оптимальные сочетания при развитии. Первичные способности направляют интересы. Даже если ребенку не интересен конструктор, а другие дети его собирают по примеру, то он соберет, воспользовавшись инструкцией. Результат один и тот же, срабатывает компенсация. Но он может решать те же задачи и другим способом. Интересы формируются в районе 10-12 лет. Даже через «не могу» он может развить те или иные навыки. На этом этапе уже именно интересы определяют способности.


- Как правильно выбрать направление, которое нужно ребенку?

Нужно опираться на сведения о задатках, пройти диагностику. Это основа для дальнейшей работы. На мой взгляд, нужно все вытягивать на средний уровень, чтобы дальше ребенок мог сам сделать выбор в пользу той или иной профессии. Два типичных момента: раннее обучение чтению и непосещение детского сада. Две разные проблемы, наиболее часто встречающиеся и приводящие к распространённым сейчас проблемам.

Есть много методик для обучения чтению. С точки зрения развития мозга, ранее обучение чтению - это не совсем правильно. До восьми лет оба полушария мозга работают интенсивно, более существенно развивается правое. Здесь формируется ориентирование в пространстве, эмоциональная сфера, восприятие музыки. Когда начинают активировать с раннего возраста левое полушарие – задавливается правое. Ребенок учится читать, но у него задавлены правополушарные функции и вытягивать их потом приходится довольно долго. Но это требования школы, которые противоречат законам развития мозга. Второй момент. Смысл детского сада не в подготовке к школе, а в первичной социализации. Родители, которые не отдают ребенка в детсад, лучше справляются с такой подготовкой. Но ребенок не имеет опыта взаимодействия с другими детьми. Он должен пройти эту ступень. Дети, которые не прошли детский сад, например, часто боятся оставаться одни. Накапливаются личностные проблемы.


- Согласны ли вы с тем, что усредненные программы не позволяют вырасти гению?

С гениями ситуация другая. Они не опираются на те способности, на которые опирается большинство представителей вида деятельности. Здесь не идет речь о создании гениев. И гении бывают разными, вплоть до того, что они могут быть односторонними – все остальные функции могут быть развиты плохо. К нам приходят родители и просят оценить пятилетнего ребенка. Мы говорим, что хорошо развиты способности к языкам, другие, к примеру, меньше. Но это не значит, что теперь надо развивать только способности к языкам, а всё остальное забросить.

Нужно говорить о профессии. Если готовить ребенка к профессии филолога – возможность сделать одностороннего лингвистического гения достаточно велика. Но ведь он пока ничего не знает про профессию и может пожелать в десять-двенадцать лет стать инженером, пойдет в этом направлении, а там ему будет катастрофически не хватать тех функций, которые были занижены в раннем возрасте. Гения создать можно, но ценой потери ряда других вещей. Всесторонних гениев настолько мало, что проще описать единичные случаи.

8109 0

Окружите своих детей любовью, счастьем, поощрениями, чтобы они чувствовали уверенность при достижении целей.

Ключом к воспитанию всесторонне развитого ребенка, служит установление дома системы ощутимой поддержки ребенка, которая позволила бы ему расти, удовлетворенным своими достижениями.

"Ваша цель, как родителя, заключается в помощи своему ребенку ощущать себя компетентным и уверенным, в развитии его увлеченности и целенаправленности", - говорит Сюзан Стиффельман , автор книги "Воспитание без принуждения". Образование должно начинаться до того, как ребенок переступит порог школы, и это совершенно необходимо для его развития.

Если вы намерены укрепить способности вашего ребенка к обучению, чтобы впоследствии улучшить его или ее успеваемость, от вас требуется последовательность, преданность, и спокойствие", - говорит Мишель Борба, доктор образования, и автор книг о методах воспитания. Если вы хотите вырастить ребенка, который будет всесторонне развит, иметь хорошее здоровье, и будет радоваться своим достижениям, следуйте приведенным ниже советам.

Поощряете развитие дополнительных навыков

Каждый ребенок обладает уникальными способностями и талантами. Эти характерные отличия могут проявиться в традиционном школьном окружении, но у множества детей они включаются после того, как дети уходят из школы домой. Такие виды деятельности, как занятия музыкой, или уроки карате, могут открыть их способности, но в этом не должен участвовать ваш кошелек. "Не следует недооценивать силу неструктурированной игры", - говорит Стиффельман.

Игра в мяч во дворе, танцы в гостиной, и поиск вечером светлячков в саду, все это дает возможности для интеллектуального, физического, и личностного развития. Стиффельман также предлагает найти хобби, для двоих, или для себя. "Когда ваш ребенок видит, что вы пытаетесь делать что-то новое, это может подтолкнуть его к аналогичным занятиям".

Приветствуйте, и хвалите усилия ребенка

Исследование, проведенное Кэрол Двек, доктором философии, профессором психологии в Стэнфордском Университете, обнаружило, что на образ мыслей человека может влиять его поведение. Когда это применяется к воспитанию детей, она предлагает хвалить ребенка за выполненную трудную работу, а не просто называть его "умным", или "талантливым". Люди с устоявшимся образом мыслей обычно неохотно принимаются за трудные задачи, поскольку убеждены, что их достижения связаны с присущими им способностями.

Но те, у кого образ мыслей развивается, с большей охотой встречают вызовы и трудную работу, поскольку они верят в то, что это всегда дает им новый опыт. "Кроме того, не забывайте, что студентов мотивирует на успех не оценка - ими движет внутренняя тяга к знаниям", - добавляет Борба.

Из того, что вам требуется полная тишина, когда вы пишете сообщение по электронной почте, или подводите итоги ваших расходов, вовсе не следует, что ваш ребенок нуждается в окружении, свободном от шума, когда он делает свое домашнее задание. Ученый из Гарварда, Говард Гарднер определил восемь видов умственных способностей, или способов, посредством которых дети лучше обучаются. Некоторые из этих видов включают в себя музыкальные, логико-математические, лингвистические, и межличностные характерные особенности. Необходимо уделять внимание тому, каким образом ваш ребенок лучше усваивает новое. Тем самым, вы можете идентифицировать специфический для него стиль обучения. Например, если стиль мышления вашего школьника визуальный, то для запоминания таблицы умножения нужно использовать карточки с текстами и картинками. Если ваш ребенок попадает в межличностную категорию (он хорош в общении), помогите ему улучшить его словарь, соединяя описательные слова с людьми - друзьями, родственниками, и историческими личностями.

Читайте, читайте, читайте

Когда дело касается того, чтобы взять книгу, и найти время, чтобы почитать ребенку, не существует такого понятие, как слишком раннее приобщение к книге. Чтение дошкольникам - и наличие книг дома - поощряет развитие языка, и умение читать, закладывая основу будущих успехов в школе. "Даже если ваш ребенок слишком мал, чтобы понять все, что вы говорите, он все равно будет воспринимать ритм языка, что поможет ему развивать словарный запас", - горит Сюзан Хейм, автор книги советов для родителей. Фактически, чтение вашему ребенку, как было ранее доказано, развивает его эмоционально.

Исследование, финансируемое государством, и проведенное Институтом Образования в Великобритании, показало, что дети в возрасте пяти лет, которым родители ежедневно читали, реже сталкиваются с поведенческими проблемами в школе.

Ужинайте вместе

Не волнуйтесь, если приготовление пищи не относится к вашей сильной стороне - ваш ребенок получает эмоциональные и образовательные поощрения от общения, а не от цыпленка-каччиаторе. "Неформальное обсуждение предметов (Как прошел день? Что проходили на уроке? Как ты подготовился к экзамену?) позволяет ребенку понять, что ваша семья ценит учебу", - поясняет Борба.

Проведенное в Колумбийском Университете исследование показало, что дети, ужинающие с семьей не менее пяти раз в неделю, чаще получают высокие оценки в школе, и у них реже развиваются пищевые расстройства. Если в вашем доме у всех различное расписание, и просто невозможно одновременно собраться всем вместе за ужином, найдите другое время приема пищи (например, завтрак), когда вся семья может собраться вместе, и обсудить события дня.

Контролируйте время сна

Установление времени сна - и ежедневное его соблюдение - может быть очень эффективным, однако Борба предлагает дополнительно отключать телевизор и компьютер минут за 30 до этого. Если у вашего ребенка имеется доступ к сотовому телефону, она рекомендует забирать его перед наступлением времени сна, потому что "62 процента детей признают, что они пользуются телефоном после того, как выключат свет - а их родители даже не подозревают этого!".

В 2005 году ученые из Университета Тель-Авива выяснили, что достаточно пропустить только один час сна, чтобы оказать влияние на когнитивные способности ребенка почти на два года, начиная со следующего дня. Борба говорит, что шестиклассники, не получившие нужное количество сна перед крупным экзаменом, показывают результаты, как четвероклассники.

Не скупитесь на объятья

Несколько раз обнимая ребенка в течение дня, вы помогаете ему снять напряжение, которое он может чувствовать. "Нет ничего, чтобы давало ребенку такое ощущение безопасности, как прикосновение", - говорит Хейм. Исследования запущенных детей показало, что дети, не получающие чувства близости, могут страдать от хронических стрессов, что приводит к нарушениям в областях мозга, связанных с концентрацией, обучением и памятью.

Опубликованное в 2005 году в журнале общественного здоровья США исследование, сообщало, что мягкое прикосновение другого человека обладает способностью ослабления симптомов - эмоциональных, поведенческих, и физических - связанных со стрессом.

И то, что вы обнимаете малыша, не только улучшит его способность к концентрации. Это также приносит пользу и вам (и вы почувствуете себя просто прекрасно).

Рассказать друзьям