Адаптация ребенка к новой школе примеры опыт. Адаптация ребенка в новой школе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Содержимое

Часто родители уже заранее задумываются о том, в какую школу отдать детей, когда они подрастут. Туда, где изучают иностранные языки уже во втором классе, или туда, откуда выпускники все как один поступают в престижные учебные заведения? Многих родителей беспокоит то, что в новой школе их ребенка будут травить.

Адаптация ребенка в школе

Понятно, что школа это не только место, где дети получают знания. Это еще и место, где дети на протяжении десятка лет общаются с одними и теми же людьми. Именно в школе ребенок набирает свой основной опыт общения, на основе которого сделает определенные выводы об устройстве мира и отношениях с другими людьми, а также о том, чего от него ждут окружающие. Если школа обучает тому, что ребенок не должен отличаться от окружающих, иначе он станет объектом насмешек, что проявить свою уязвимость и доверие к людям может быть опасным, то для чего вообще такая школа нужна. Один психолог рассказывал случай, произошедший в его школьной практике: проходя на перемене по коридору, он видит, как четверо восьмиклассников избивают в углу своего лысого одноклассника. Подойдя сзади к этой группе, и взяв ближайших за воротник, он грозно рявкнул: «Что это ту происходит?» как раз прозвенел звонок и мальчишки ушли в класс. После этого состоялась серьезная беседа, но не с учениками: пострадавшим и нападающими, а с учителями. Пока психолог не вмешался в происходящее, мимо пошли две учительницы, отвернувшись от происходящего и сделав вид, что ничего не заметили. Никто не вмешался. Что же они ответили в свое оправдание? Что «это естественно», «мальчику нужно уметь постоять за себя», «дети так жестоки». Хорошо хоть не сказали, что он сам виноват. А если бы это был не лысый мальчик, а например, толстая или умная девочка? Если ребенок выделяется чем-то, что он в силах изменить, то учителя в такой школе говорили бы, что человек, которого обижают, бьют, дразнят, разносят про него сплетни и гадости, объявляют бойкот, высмеивают, «сам виноват». Не нужно нарываться.

Травя в школе: ранняя дедовщина

Приходится развенчивать несколько мифов о школьной травле. Потому что мы говорим не просто об «изгоях». Когда говорится о «детях-изгоях», мы подтверждаем, что проблема именно в них. Травля в школе - это самоутверждение группы лиц или одного человека за счет постоянного унижения другого. В последние годы в проблему школьной травли стали вникать зарубежные психологи. Проблема «дедовщины» в армии, «опускания» на зоне, моббинга на работе - это и есть разные проявления травли.


Миф первый . Травля это вполне нормальная составляющая на пути взросления.

Исследования доказывают, что насилие и унижение со стороны одноклассников в школе не менее опасны, чем другие формы воздействия силы. Насилие не может быть «нормальным». Если кто-то думает, что травля - это норма, тем самым он лишает пострадавшего поддержки и потакает обидчику. Опрос многих школьников показал, что сами они крайне негативно относятся к травле и хотят, чтобы эта проблема была как-то решена.

Миф второй . Учителя всегда знают, кто обидчик, а кто жертва.

Учителя, как правило, обращают внимание только на явные проявления травли, грубое физическое воздействие. Виноват тот, кто решил проявить грубую агрессию. Но, не заостряется внимание на том, как пострадавший провоцировал своего обидчика. Обидчики часто хитры и изворотливы, они могут сделать так, что вместо них будут наказаны другие.

Миф третий . Существуют дети, которых будут травить в любом случае, независимо от социальной группы.

По всей видимости, так оно и есть, это оправдывает бездействие взрослых и показывает очень плохой пример. Травля является дисбалансом власти, с которым ребенок не может справиться в одиночку. Травля будет процветать там, где взрослые игнорируют то, что большинство исключает и отвергает тех, кто отличается от них. Это ксенофобия.

Миф четвертый . Травля присутствует в любой социальной группе.

Травля имеет место быть только тогда, когда людей принудили находиться в одной группе, не беря во внимание их индивидуальность и интересы, объединение произошло по незначительному признаку, такому например,как год рождения, и лишили возможности самостоятельного выбора группы. Многие жертвы травли вспоминают свои школьные годы как тюрьму или плен. В школе с демократической системой управления и профильными классами травля практически отсутствует. Иногда, ребенок, не выдержав травли, может сломаться. Периодически во всех СМИ упоминаются истории о том, что кто-то покончил жизнь самоубийством, принес в школу оружие, изувечил одноклассников. Подобные истории - почти стопроцентный исход травли: жертва не выдерживает и решает поквитаться с обидчиками. Некоторые могут убить только себя.

Миф пятый . Травля происходит из-за отличия ребенка от окружающих.

Любой ребенок всегда чем-то отличается от остальных. И он может стать жертвой травли. Травля имеет место быть потому, что некоторые дети или даже взрослые считают, что самоутверждение таким способом абсолютно нормально. Одного такого, достаточно активного, человека на школу будет достаточно, чтобы обеспечить «веселую» жизнь окружающим.


Миф шестой . В травле действуют две стороны: обидчик и жертва.

В ситуации с травлей будут участвовать все, кто знает о ней. Ведь помимо жертвы и нападающего, есть свидетели, на которых травля влияет чуть по-другому, но нисколько не меньше, чем на жертву. Но на это никто старается не обращать внимания, и опыт свидетельствования в травле так и влияет на людей, хотя они это не осознают. Остается только поражаться тому, что, раздающиеся крики о помощи под окнами дома, оставляют равнодушными всех, потому, что их это не касается.

И жертва, и обидчик осознают присутствие свидетелей, которые ведут себя по-разному: могут присоединиться к обидчику, заступиться за жертву, или просто сохранять нейтралитет. Последняя позиция - самая распространенная. Свидетели, которые просто смотрят на то, как травят человека, самая лучшая группа поддержки для обидчика, а жертвы травли презирают нейтральных свидетелей больше, чем самих обидчиков, так как они наблюдают за бессилием жертвы и ничего не могут предпринять. По ее мнению, таких людей нужно опасаться, так как не знаешь, когда они могут нанести удар в спину.

Миф седьмой . «Польза»: опыт травли - урок жизни.

Если взрослые считают что, для жизни в современном мире нужно зачерстветь и ожесточиться, то травля станет прекрасным уроком.
Исходя из опыта, большинство из нас так и делает. Но вместе с этим, люди теряют некие ценности: доверие, собственную индивидуальность, способность к близким отношениям. Все эти качества оказываются запрятаны за защитной маской, которую человек не снимает в условиях современной, жестокой жизни.

Люди, которых травили в школе, смогут пережить все ее последствия такие, как озлобленность, черствость, недоверие, замкнутость, только если окажутся в другом обществе, которое позволит проявить свою индивидуальность, где сотрудничество будет цениться больше, чем соперничество. Такое общество позволит постепенно «оттаять», но, как правило, люди, подвергавшиеся травле, не могут самостоятельно найти такое общество, им необходима помощь.

Перевод в другую школу

Перевод в новую школу - всегда стресс для ребенка, но иногда другого выхода просто не существует. По началу, в новой школе ребенок будет чувствовать себя не уютно. Чтобы социальная адаптация проходила как можно проще, необходимо выполнить ряд условий:

На первое время учебы в новой школе, необходимо снизить ребенку уровень требований. Давление в новой школе и так высоко: привыкание к новым ребятам, учителям, их требованиям, вливание в новый коллектив. Не редко, в это период снижается успеваемость ребенка, а его поведение меняется в худшую сторону. Дополнительное давление со стороны родителей увеличивает период адаптации к новой школе. Первостепенная задача родителей - поддержка ребенка в этот непростой для него период жизни.


Привыкание ребенка к новой школе может занять довольно длительное время, она не бывает мгновенной, каким бы общительным не был ваш ребенок. Другая обстановка его в любом случае дезориентирует. Не нужно ускорять события, главное - это ваша поддержка и участие.

Вы перевели ребенка в новую школу и переживаете за его психическое состояние во время адаптации к новому коллективу – 10 простых правил помогут школьнику быстрее адаптироваться.

Правило №1 – Подготовка

Прежде, чем идти в новую школу, узнайте, в каком классе вы будете учиться, и найдите будущих одноклассников в соцсетях. Общение поможет узнать их интересы и найти общие точки пересечения. Вы сможете определиться, с кем сможете быстро завести дружбу, а к кому нужен особый подход. Виртуальное общение проходит легче, чем реальное, поэтому даже если вы застенчивый и малообщительный человек – это не помешает вам найти новых друзей и заочно познакомиться с большинством будущих одноклассников.

Адаптация ребенка доподросткового возраста в новой школе пройдет быстрее, если родители заранее познакомятся с классным руководителем и расскажут ему о ребенке. Учитель сможет подготовить класс к приходу нового ученика, назначит подходящих ребят для шефства над новичком, учитывая его интересы и черты характера.

Правило №2 – Естественность

Будьте собой и не тратьте время на показную дружбу. Отдавайте предпочтение общению с людьми, которые вам интересны и с которыми вам легко. Не старайтесь выглядеть лучше, чем вы есть. Все люди имеют недостатки, которые вы можете принять или не принять.

Правило №3 – Постоянство

Не рвите контакт с бывшими одноклассниками. Вы провели с ними много времени, хорошо их знаете, а они знают вас. Это те люди, которые поддержат вас в трудные дни адаптации в новой школе. Вам будет легче привыкать к новой обстановке, если вы расскажете старым друзьям об отличиях от старой школы.

Правило №4 – Новая жизнь

Переход в новую школу дает вам возможность начать жизнь с чистого листа. Вы можете перечеркнуть старые недостатки и вести себя по-новому. Никто не знает, какими вы были в старой школе – это возможность стать лучше и избавиться от комплексов.

Правило №7 – Обращение к одноклассникам

Запомните имена ребят и обращайтесь к ним по имени. Такое обращение располагает к себе и настраивает на дружеский лад.

В младших классах для быстрого запоминания имен, дети носят бейджи с именами на форме. При поступлении нового ученика, учитель просит детей называть свое имя при общении с ним, чтобы он быстрее всех запомнил.

Правило №8 – Поспешные выводы

Не спешите делать выводы про одноклассников. Они могут стараться выглядеть лучше, чем являются на самом деле, чтобы заинтересовать вас. Дайте им время проявить себя, наблюдайте со стороны и молча делайте выводы. Самой сложной считается первая неделя в новой школе.

Правило №9 – Личное достоинство

Не позволяйте себя унижать. В каждом классе есть неформальный лидер, который наверняка будет проверять вас «на прочность». Не поддавайтесь на провокации и не теряйте чувство личного достоинства. Постарайтесь быть независимым в суждениях, иметь личное мнение и не принимать навязанные мысли или поступки, которые вам не нравятся.

Правило №10 – Отсутствие страха

Не бойтесь перемен. Любые перемены – опыт. Новая школа даст вам новых друзей, новое понимание себя, стратегию поведения в новом коллективе, которая пригодится вам во взрослой жизни.

Адаптация подростка в новой школе происходит сложнее, чем ученика младших или средних классов. Психика ребенка подросткового ребенка пребывает в процессе трансформации. Этот сложный период перехода из детства в юность, сопровождаемый нестабильностью гормонального фона, провоцирует возникновение ряда комплексов и недовольство собой, особенно у девочек. В этот период важно мнение окружающих. Остро воспринимается критика и неприятие коллективом.

Адаптация ребенка в новом коллективе - один из основных процессов взаимодействия с социумом, который оказывает огромное влияние на становление личности в обществе. И именно с проблемами адаптации могут быть связаны: смена образовательных учреждений, низкая степень обучаемости и даже нарушение физического и психического здоровья ребенка.

Адаптация - это процесс привыкания, приспособления организма к новой среде, которая затрагивает все сферы поведенческих уровней. Поэтому когда ребенок попадает в новый коллектив и незнакомую ему обстановку, почти всегда на первых порах его сопровождают психологические трудности.

Как проходит адаптация ребенка

Каждый ребенок проходит этот этап ознакомления и привыкания к новым условиям, но у каждого, с учетом личностных особенностей, адаптация проходит по-разному. Прежде всего, новая среда воздействует на эмоциональное состояние ребенка. Одни дети могут становиться более беспокойными, другие - зажатыми и тихими, и это сказывается на всем: сне, аппетите, взаимоотношениях с родственниками и т.д. Также меняется и активность ребенка в отношении предметного мира: снижается уровень речевой активности, падает интерес к окружающему, ребенок может стать раздражительным и подавленным, в общем, становится очень восприимчивым ко всем видам раздражителей.

Новый коллектив для ребенка - это всегда страх и потеря безопасности, а также если у ребенка наблюдается высокая степень привязанности к маме, то это, обязательно, и страх потери мамы.
Вот почему так важно уделить большое внимание адаптационному периоду, и помочь ребенку пройти его как можно легче и без особых негативных последствий.

Статьи на детском

  • Подростковый сленг: его причины и методы борьбы

    Не только взрослые люди, но и подростки очень часто заменяют правильные литературные слова жаргоном. Трудно встретить молодого человека, который бы выражался культурно, вежливо и красиво. Да, такие ребятишки есть, но многие дети искажают родной язык. Почему так происходит? Кто в этом виноват?...

  • Ребенок и правила здоровой трапезы

    Совместная семейная трапеза - один из лучших поводов пообщаться в кругу семьи. Но многие согласятся с тем, что именно в ходе совместных завтраков, обедов и ужинов, родители часто прибегают к воспитательным беседам и поучениям. Так ли хорошо воспитывать свое чадо во время приема пищи?

  • Методы эффективного общения с подростком

    Проблемы между родителями и подрастающими детьми существовали всегда. Редким взрослым удается оставаться гибкими и мудрыми, когда их чадо входит в подростковый возраст. Важно помнить, что формирование доверия и понимания между детьми и родителями - задача последних. Ниже представлено несколько методов...

  • Дарить счастье детям – это как?

    Все родители желают видеть своего ребенка счастливым, причем, счастливее, чем были они сами в детстве, юности…. Но счастливым родители хотят видеть своего ребенка не только сейчас, а и потом, в его взрослой жизни. Что же могут сделать родители для счастья своих детей?

  • О чем говорит детский рисунок?

    Одной из главных направленностей детского центра «Вулик» является обеспечение помощи клиентам нашей организации, посредством пребывания их детей в детском центре, на территории ОО «Солнечный круг». В центре ежедневно дети увлечены самыми разнообразными видами занятий. И рисование - это одно из любимых...

  • Отчего дети говорят неправду?

    Детская ложь - не исключение, а скорее, закономерность. И хотя подобное явление, чаще всего, с возрастом проходит, все же, родителям следует знать причины детской лжи, дабы предотвратить эту привычку в будущей взрослой жизни. Причина №1 - недоверие к взрослым

Бывает так, что родители в начале учебного года сталкиваются с трудностями из-за перевода ребенка в другую школу. Попасть в новый коллектив малышу всегда страшно. Стоит отметить, что в такой ситуации неуверенность проявляют не только дети, но и взрослые люди. К примеру, при переезде в чужой город или смене работы мы тоже можем бояться оказаться в компании, где плохо воспринимают «новеньких». Что уж тогда говорить о ребенке, от которого требуют не только идти в такую компанию, но еще и постараться подружиться с ровесниками.

То, насколько быстро ваш школьник свыкнется с новым окружением, в основном зависит от его характера. Так дети, которые легко идут на контакт со сверстниками, с большей вероятностью заводят новых друзей. Смена школы для них вовсе не трагедия, потому как сам процесс завоевания доверия и общения приносит им удовольствие. Адаптация ребенка в новой школе будет протекать сложнее, если он отличается повышенной тревожностью и чрезмерной эмоциональностью. Если такое случается, как же помочь дочери или сыну справиться с неизбежным напряжением, которое появляется при смене коллектива? Именно об этом пойдет речь в данной статье.

Каким детям особенно нужна помощь при переводе в другую школу?

Существуют определенные категории детей, для которых смена учебного заведения может быть далеко не простым делом. Зачастую трудности подобного характера могут возникнуть:

  • У малообщительного и робкого ребенка, по натуре интроверта, которому сложно находить общий язык с чужими людьми.
  • У малыша с ограниченными возможностями.
  • У ребенка с определенными проблемами со здоровьем, к примеру, с астигматизмом (косоглазие) или заиканием.
  • У очень возбудимого, гиперактивного малыша, который в новой для себя обстановке может перенести нервный срыв.
  • У ребенка, который сильно отличается по внешним показателям от других детей, к примеру, цветом кожи.

Перевести ребенка в другую школу непросто и, конечно, это - серьезная проблема, полностью и мгновенно решить которую не возможно. Однако, учтя некоторые обстоятельства и предприняв определенные меры, можно существенно смягчить этот «удар» по психике малыша и помочь ему поскорее адаптироваться в новом коллективе. Особенно важно процесс смены школы не пускать на самотек, к тому же если ваше чадо среднего и младшего школьного возраста. Как раз именно в этих классах родители могут и должны предпринимать активные действия.

В чем может быть трудность при переводе ребенка в другую школу?

Естественно, проучившись несколько лет в одной школе, дети к ней привыкают. И переход в другое учебное заведение сопряжен с рядом проблем. Каждому родителю следует обратить на это внимание. У вашего школьника сразу появляется множество вопросов: "Понравится ли мне учитель?", "Как меня примут?", "Как подружиться с одноклассниками, если они уже знакомы друг с другом?". Ясное дело, что ребенок какое-то время будет сравнивать новую школу со старой. Поэтому от взрослых требуется помощь в создании благоприятных условий для адаптации ребенка в новой школе.

Иногда случается так, что уровень подготовки в новой школе гораздо выше того, который был в старом учебном заведении. Получается, что ребенок ни по уровню знаний, ни психологически не готов приступить к учебному процессу. Чтобы избежать таких ситуаций, можно предварительно договориться с учителем о подготовке ответа или доклада по конкретному вопросу. Попытайтесь вместе с педагогом создать успешную ситуацию. Привыкание ребенка в новой школе может затянуться потому, что неправильное распределение сил и несобранность мешают ему учиться и со временем даже могут стать постоянным явлением.

Адаптация ребенка в новой школе - что делать родителям?

Существует несколько эффективных советов, следуя которым можно избежать множества проблем меняя учебное заведение. Итак:

  • Не избегайте темы перехода в новую школу. Очень важно этот момент обговорить в семье. Расскажите ребенку обо всех плюсах другой школы, нового коллектива, заинтересуйте его, покажите возможные перспективы.
  • Смените школу после каникул. Детские педагоги и психологи утверждают, что в этот период времени ребенок в новой школе будет чувствовать себя лучше всего, так как после каникул приспосабливаться к новому ритму обучения приходится всем ученикам. Это самый подходящий момент чтобы ваш ребенок не сильно выделялся на фоне окружающих.
  • Посетите предварительно новую школу. Будет замечательно, если вы вместе со своим малышом придете посмотреть класс, познакомитесь с педагогами и, возможно, представите его будущим одноклассникам.
  • Заверьте ребенка в поддержке. Покажите своему чаду, что вы не переживаете из-за смены коллектива, однако не потому, что вам безразлично, а потому что вы целиком уверены в его успехе.
  • Помогите школьнику планировать день. Если режим дня не будет соблюдаться, а ребенок в новой школе будет вялый и сонный, то на уроках он не сможет принимать активное участие. Не поспевая за общим темпом класса, он будет терять уверенность в своих способностях и силах.
  • Интересуйтесь школьной жизнью: проверяйте тетради, заглядывайте в дневник, посещайте родительские собрания. Однако ни в коем случае не завышайте требований к ребенку, а в случае каких-то неудач подбадривайте его. Старайтесь поощрять за достижения и успехи, даже если они кажутся вам незначительными.
  • Не забывайте о старых друзьях. Если это возможно, то пусть ваш малыш чаще созванивается с бывшими одноклассниками и приглашает их в гости.

Ребенок в новой школе будет ощущать себя комфортнее, если останется самим собой, постарается вести себя как можно более естественно, и не будет комплексовать перед сверстниками. Поэтому родителям необходимо успокоить его, посоветовать найти родственную душу по увлечениям или просто сдружиться с соседом по парте.

Рассказать друзьям