Роль сенсорно-моторных игр в развитии ребёнка. Версия для слабовидящих

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Известно, в раннем возрасте у ребенка закладываются такие важные качества, как моторная ловкость, сенсомоторная координация, чувство равновесия, соразмерность и целенаправленность движений и др. Современная педагогика формирование этих качеств связывает с физическим воспитанием. Общее развитие ребенка раннего возраста невозможно без базового телесного ощущения самого себя.

В авторских разработках и в народной педагогике представлено множество игр, позволяющих в наглядно-образной форме целенаправленно формировать у детей собственный пространственный образ. Часть из них известна как потешки и пестушки. Они непременно сопровождаются как ритмичными стихами или песенками, так и движениями (касание, поглаживание, похлопывание, качание, подбрасывание). Некоторые из игр предполагают подражающие жесты и движение в кругу. Игры эти в явной, очевидной для малыша форме предъявляют образцы осмысленных и понятных ему движений и побуждают к их воспроизведению. Внешнее и внутреннее уподобление, проигрывание своего действия становятся условием его чувствования, осознания. Такие игры можно назвать сенсорно-двигательными. Им присущи следующие черты:

Рифмованный текст или песенка, которые создают целостный образ и эмоциональный фон;

Ритмичные движения, в которых присутствует чередование контрастов: быстро–медленно, высоко–низко, далеко–близко, крепко–нежно и т.д.;

Повторы, предполагающие различные качества и вариации движений;

Эмоциональное напряжение и расслабление по ходу развития сюжета, которые малыш переживает вместе с близким взрослым.

К каждой игре даны пояснения или особые указания о том, что именно она развивает и как связана с формированием пространственно-двигательного образа себя. Однако, прежде чем перейти к их описанию, остановимся на некоторых организационных моментах.

Целесообразно заранее предусмотреть размещение стульев в какой-то одной стороне группового помещения и значительное свободное пространство в центре группы. Это позволит вначале рассадить детей, а потом, не отвлекаясь на перестановку, перейти на свободное место для проведения подвижной части игры. Такой подход организует малышей, упорядочивает их внимание, ориентирует на предстоящие события, помогает им сконцентрироваться.

Маленькому ребенку, чтобы он мог сосредоточиться на действиях и не мигрировать по группе, необходим ориентир, определенное место в пространстве. Таким ориентиром служит стул. В дошкольном же возрасте ребенок постепенно становится способным все более управлять собой, находить и удерживать свое место в кругу. Поэтому со временем дети вполне могут рассаживаться в круг на полу. Итак, для начала всем детям, независимо от возраста, лучше располагаться на стульях – ставим стулья в правильный полукруг с небольшим интервалом (в один стул). Такое расстояние создает детям достаточное пространство для жестов и обеспечивает внимание благодаря близости ведущего, сидящего здесь же, в кругу. Что важно? Чтобы взрослый, не прерывая игру, имел под рукой необходимый материал, если таковой предусмотрен. Для этого он заранее все подготавливает и располагает в шаговой доступности, накрыв лоскутом ткани.

Сенсорно-двигательные игры по своему содержанию охватывают самые разные сферы. В первую очередь способствуют развитию целенаправленного внимания, познавательной сферы, поскольку несут богатый образный материал. Кроме того, содержание игр является основой для развития воображения и мышления.

Таким образом, сенсорно-двигательные игры оказывают целительное, корректирующее воздействие на детей с особенностями развития: робкому, малоподвижному, заторможенному помогает пробудиться и раскрыться, а расторможенному, невнимательному, агрессивному — овладеть собой.

Вниманию педагогов, предлагаю несколько игр, адресованы они детям 2-4 лет. В зависимости от зрелости их внимания и поставленных задач занятие может продолжаться от 10 до 15 минут. Достоинство предложенных игр в том, что они не отличаются статичностью, неизменностью. У педагога есть возможность найти или придумать нечто свое.

«Медведь в берлоге».

Цель игры: развитие пространственного восприятия.

Материал: белая ткань (плотное полотно), игрушка – медведь.

Ход игры

Взрослый считалкой выбирает ребенка-водящего. Водящий получает игрушку, приседает на корточки. Со словами «Это медвежья берлога» взрослый накрывает водящего тканью и предлагает детям, взявшись за руки, хороводом идти вокруг «берлоги», напевая трехстишие.

Медвежонок-лежебока

Спит в своей берлоге.

Хоть в лесу все тихо,

Но ты смотри получше,

Потому что чутко спит

Он под сосной колючей.

На слог чей дети выставляют ногу вперед, поближе к берлоге, но так, чтобы не потревожить медведя. А водящий, находясь в берлоге, должен дотронуться игрушечным мишкой до чьей-либо ноги. Тот, кто попался,принимает роль обитателя берлоги.

«Как на тоненький ледок».

Цель: развитие произвольного управления собственным телом.

Материал: бубенчики, нанизанные на цветные ленты, веревки или длинные полосы ткани (для каждой пары).

Ход игры

Первая часть («Одевание») – дети сидят на стульчиках, затем разыгрывается подвижная часть.

1. Наденем на ножки теплые сапожки. Этот с правой ножки, этот с левой ножки (плотно гладим ногу от носка к колену).

2. Подтянем штанишки (подтягиваем одежду на поясе).

3. Наденем пальтишки (гладим одну руку от запястья к плечу, затем другую).

4. Пальтишки меховые (обнимаем себя крепко).

5. И шапки пуховые (двумя руками обхватываем голову).

6. И застегнемся: Вот так, вот так! (Ритмично, по центру груди касаемся тела пальцами, будто отмечаем пуговицы.)

Пуговка к пуговке в ряд.

Что ж, готовы? Это дело!

И пойдем гулять мы смело!

Дети встают, переходят на свободное место, образуя пары. Каждая пара – «лошадка» и «всадник». На «лошадке» (она стоит впереди) «упряжка» с бубенчиками. Лошадка начинает движение медленным шагом, выразительно поднимая колени. В такт ей двигается»всадник». Движения выполняются на мотив русской народной песни.

7. Как на тоненький ледок (идем медленно, высоко поднимая колени)

Выпал беленький снежок.

8. Выпал беленький снежок (шаг ускоряем), ехал Ванечка – дружок.

9. Ехал Ваня, поспешал (подскоки).

10. Со добра коня упал (падаем на пол и, лежа, замираем).

11. Он упал и лежит (расслабляемся на 10-30 секунд). Никто к Ване не бежит.

12. Две подружки увидали (садимся, подставляя ладонь ко лбу, смотрим как бы под козырек), прямо к Ване подбежали.

13. На коня Ваню сажали (встаем, берем за уздечку «лошадку»), в путь – дорогу провожали.

Песенка повторяется в более интенсивном исполнении 2-3 раза.

14. Как поедешь ты, Иван (грозим друг другу пальцем). Не смотри по сторонам! А смотри под ножки (обеими руками указываем под ноги), на белые дорожки!

«Осенняя прогулка».

Цель: восприятие пространства тела и пространства окружения, развитие умения сохранять равновесие во вращении, находить баланс в движении.

Материал: корзинка, наполненная осенними листьями.

Ход игры:

Образуется круг.

1. Маленькие ножки шли по дорожке (на каждый слог передвигаемся короткими шагами).

2. Большие ноги бежали по дороге (на каждый слог большой шаг).

3. Бежали по лесочку (останавливаемся и поворачиваемся лицом к центру круга).

4. Скакали по кочкам (прыгаем на месте, 2-3 раза).

5. Прибежали во лесок. Ой! (Встаем на одну ногу, вторую подгибаем.) Потеряли сапожок (сохраняем равновесие), потеряли, потеряли, потеряли сапожок.

6. Заглянули под пенек (опускаем глаза, смотрим вниз). Вот он, вот он, сапожок! (Радостно крутим перед собой ножкой.)

«Дождик».

Цель: учить сохранять равновесие, управлять своим шагом. Способствовать восприятию пространства тела и пространства окружения

Материал: большой лоскут ткани, лоскуты серо-голубой ткани.

Ход игры:

1. Солнышко ясное по небу ходило, солнышко ясное все лето светило (ведем хоровод).

2. А осень настала (останавливаемся, поворачиваясь к центру).

3. Светить перестало (приседаем на корточки).

4. Спряталось от нас. Где оно сейчас? (Наклоняемся к коленям, прикрыв голову руками.) Отдыхает от забот (пауза в покое, замираем на10-20 секунд), пока дождик льет и льет.

5. Кап-кап-кап-кап! (Очень медленно и тихо постукиваем по очереди указательными пальцами левой и правой руки.) Дождик, дождик, кап-кап-кап! (Увеличиваем темп и громкость.) Ты не капай сильно так.

6. дождик-дождик льется (всеми пальцами стучим, чередуя правую и левую руки), в руки не дается.

7. Дождик-дождик-дождик льет, (ладонями поочередно, громко хлопаем по полу) и гулять нам не дает.

8. Очень мокро под дождем! (Прекращаем стук.) Побежим скорее в дом! (Растягиваем ткань — это крыша. Под ней прячутся и ведущий, и дети. «Слушаем» тишину.)

9. Вот и дождик прошел, можно пойти гулять, прыгать, бегать и скакать!

Примечание. Игру можно закончить свободным бегом по скамейкам-мостикам, мешочкам-кочкам; под мостиками и кочками расстелить лоскуты серо-голубой ткани (лужи и ручьи). Ходить так, чтобы не «замочить ножки»

«Просыпайся, детвора!»

Цель: восприятие окружающего пространства и самих себя в этом пространстве. Развитие равновесия, координации, ловкости, внимания, зрительно-пространственной ориентации.

Ход игры

Дети сидят на стульчиках, затем в соответствии с сюжетом перемещаются на свободное пространство.

1. В нашем маленьком домике (кладем голову на колени, закрываем глаза) в колыбельке спят детишки.

2. Вот с кровати кувыркнулись (согнутыми в локтях руками крутим перед собой катушку).

3. Быстро-быстро все проснулись (руки на колени ладонями вверх, бодрый взгляд).

4. Нос, лоб, голова (касаемся руками).

5. Уши, щеки.

6. И глаза спрятались и нашлись (закрываем ладонями).

7. Плечики-плечики (плотно оглаживаем плечи).

8. Спинка и грудь (поглаживаем спину и грудь). Ты разбудить ничего не забудь!

9. Ручки хлопают, ручки хлопают (хлопаем).

10. А ножки топают, ножки топают (топаем).

11. Мы проснулись, потянулись.

12. Всем вокруг мы улыбнулись (смотрим в глаза друг другу, улыбаясь).

13. Наши ручки в пляс пустились (крутим согнутые в локтях руки, держа их перед собой).

14. Завертелись, закружились (руки полусогнуты в локтях, раскрытые кверху кисти поворачиваем в разные стороны).

15. На коленях полежали,

И на ножках побежали.

И за спинку убежали.

Спрятались.

Где же, где же наши ручки? (Руки спрятаны за спиной.)

Вот-вот-вот-вот пляшут ручки! (Хлопки по коленям.)

Игра «Карусель».

Цель: восприятие окружающего пространства и самих себя в этом пространстве.

Материал: шест, на одном конце которого закреплены свободно свисающие яркие атласные ленты (карусель).

Ход игры

Ведущий (педагог).

Ай люли-люли-люли, карусель стоит вдали! (Выносим в центр шест с лентами. Ведущий садится в середину круга и удерживает шест вертикально; дети разбирают ленты и держат их в правой руке.)

Еле-еле, еле-еле закружились карусели (ведущий одной рукой показывает направление; дети медленно двигаются по кругу по часовой стрелке).

А потом, потом, потом (шаг ускоряется)

Все бегом-бегом-бегом.

А потом скорей-скорей (шаг переходит в бег),

Все быстрей-быстрей-быстрей (ускорение по тексту).

Все быстрее, и быстрее, и быстрее, и быстрей!

Тише-тише! Не спешите! (Бег замедляется, переходит в шаг.)

Карусель остановите! (Останавливаемся.)

Повторить 1-2 раза, меняя направление.

Раз-два, раз-два, карусели отдохнуть пора!

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Игры по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста имеют целью развитие мелкой моторики пальцев рук, что в свою очередь ведет к улучшению интеллектуального развития, развития речи. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста (2-3 лет)

«Собери пирамидку»

Цель: развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов.

Материалы: пирамидка из 4 – 5 колец.

Методические приемы: пирамидка собирается из большой, состоящей из 8 – 10 колец. Для детей этого возраста такую пирамидку собирают через одно кольцо, т. е. разница в величине колец здесь более контрастная.

«Складывание матрешки с двумя вкладышами»

Цель: продолжать учить простым действиям с предметами, отличающимися по величине.

Дидактический материал: комплект из трех матрешек (для каждого ребенка и взрослого).

Методические приемы:показ действий и сопоставление величины разных предметов сопровождаются словами: открой, закрой, маленькая, большая, меньше, больше, такая, не такая.

«Закрой окошки»

Цель: учить детей соотносить предметы по форме и цвету одновременно.

Дидактический материал: 4 домика разных цветов, с вырезанными в них геометрическими фигурами (окошечки).

Методические приемы: закрыть окошки в домиках фигурками.

«Найди такой же»

Дидактический материал: три шарика, три кубика одного цвета и величины.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям, играя, найти предметы такой же формы

«Оденем куклу»

Цель: подбор к образцу парных предметов одного цвета.

Дидактический материал: варежки красного и синего цветов.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям одеть кукле варежки. Ставит перед детьми 4 варежки (2 красного и 2 синего цвета). Надевает на одну ручку варежку красного цвета, а на другую предлагает надеть детям. Если дети справились с заданием, игру повторяют, используя варежки синего цвета.

«Чудесный мешочек»

Цель: закреплять знания детей о форме (куб, шар, кирпичик).

Дидактический материал: мешочек с предметами разной формы.

Методические приемы: определять на ощупь предметы.

«Разложи по коробочкам»

Цель: фиксировать внимание детей на цветовые свойства предметов.

Дидактический материал: разноцветные коробочки, фигурки желтого и зеленого цветов.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям подобрать желтую фигурку к коробочке такого же цвета.

«Подбери крышку к коробочке»

Цель: подбор предметов по образцу.

Дидактический материал: коробочки разных форм (круглая, четырехугольная, прямоугольная, треугольная) и соответствующие им крышки.

Методические приемы: воспитатель, держа руку ребенка, его пальчиком обводит форму отверстия коробки. Затем показывает предмет, сопровождая действие словом. На глазах у детей опускает предмет в соответствующее отверстие. После этого предлагает детям это задание.

«Палочки цветные»

Цель: фиксировать внимание детей на цветовых свойствах игрушек, формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов.

Дидактический материал: палочки красного, желтого, зеленого, синего, белого, черного цветов (по 10 каждого цвета).

Методические приемы: вначале воспитатель распределяет палочки сам, затем предлагает кому – либо из детей взять любую палочку, посмотреть, где лежат палочки такого же цвета, и положить их вместе, затем сделать тоже с палочкой другого цвета.

«Цветные мячики»

Цель: продолжать закреплять умение группировать по цвету однородные предметы.

Дидактический материал: разноцветные мячики, корзины.

Методические приемы: первые две пары воспитатель группирует сам, раскладывая мячи одного цвета (красного) в одну корзину, а мячи другого (желтого) цвета в другую корзину, затем привлекает к группировке детей.

«Ленточки для кукол»

Цель: продолжать учить фиксировать внимание на величине предметов и формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета.

Дидактический материал: коробка с лентами различной длины и цвета, большие и маленькие куклы.

Методические приемы: нужно нарядить кукол: большой кукле – большой бант, маленькой кукле – маленький бант. Для большой куклы в синем платье выберем большой синий бантик, а для маленькой куклы в красном платье – маленький красный бантик (выполняет вместе с детьми). Затем дети подбирают самостоятельно.

«Привяжем к шарику ниточку»

Цель: группирование предметов по цвету.

Дидактический материал:разноцветные кружочки (овалы) , палочки таких же цветов.

Методические приемы: к красному кружочку найти палочку такого же цвета.

«Нанизывание на стержень колец, убывающих по величине».

Цель: продолжать учить простым действиям с предметами (снимать и нанизывать кольца), обогащать зрительно – осязательный опыт малышей. Дидактический материал: коническая пирамидка из пяти колец

Методические приемы: на столе все кольца раскладывают в порядке увеличения справа от пирамидки. Затем пирамидка собирается в соответствующем порядке. Взрослый поясняет: «Вот самое большое кольцо, вот поменьше, это еще меньше, а вот самое маленькое». Закрыв пирамидку вершиной, предлагает детям провести рукой вдоль поверхности сверху вниз, чтобы они почувствовали, чтоб пирамидка книзу расширяется: все колечки на месте. Пирамидка собрана правильно.

«Проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия»

Цель: учить детей сравнивать предметы по форме.

Дидактический материал: коробка с отверстиями разной формы, размер отверстий в коробке соответствует размерам кубика и шара. Важно, чтобы шар не мог проходить в отверстие для кубика, а куб в круглое отверстие.

Методические приемы: воспитатель показывает детям коробку с отверстиями, обращая их внимание на форму отверстий. Обводя рукой круглое отверстие, взрослый поясняет детям, что есть такое окошко, обводя квадратное отверстие, говорит, что есть еще и вот такое окошко. Затем воспитатель предлагает детям поочередно опустить по одному шарику в соответствующее окошко.

«Веселый грузовик»

Цель: формировать представление о форме, величине предметов.

Дидактический материал: различные геометрические цветные фигуры (круги, квадраты, большие и маленькие прямоугольники).

Методические приемы: воспитатель показывает, как можно из фигурок построить грузовик.

«Размещение круглых вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях»

Цель: закреплять умение детей сравнивать предметы по величине.

Дидактический материал: вкладыши с большими и маленькими отверстиями.

Методические приемы: вначале ребенку предлагается вкладыш, чтобы закрыть большие отверстия, после того как малыш разместит вкладыш в соответствующем гнезде, ему дают маленький вкладыш для маленького отверстия.

Игры с прищепками

«Солнышко»

Цель: учить выделять и называть основные цвета, по образцу выбирать нужный цвет.

Дидактический материал: круг желтого цвета, прищепки двух цветов.

«Ежик»

Цель: учить детей производить выбор по величине и слову; чередовать по цвету и величине.

Дидактический материал: плоскостные изображения ежика и елки, прищепки зеленого, белого, черного цветов.

«Разноцветные человечки»

Цель: учить детей конструировать по образцу, называть основные цвета и формы, способствовать воспитанию в детях дружелюбия.

Дидактический материал: геометрические формы и прищепки.

«Забавные прищепки»

Цель: учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по цвету.

Дидактический материал: прозрачная емкость, по краю которой наклеены цветные полосы, набор цветных прищепок.

«Найди подходящую заплатку»

Цель: учить находить идентичные геометрические фигуры(плоскостные и объемные).

Дидактический материал: геометрические фигуры.

Методические приемы:воспитатель раздает трафареты геометрических фигур. Дети выбирают из набора соответствующую по форме фигуру, вставляют ее в прорезь.

Игры на сенсорное развитие для детей младшего дошкольного возраста (3-4года)

«Укрась бабочку»

Цели:
Учить детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятия много - один, большой - маленький. Развивать мелкую моторику.
Материалы:
Бабочки разных цветов, вырезанные из картона, круги разных размеров и цветов.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям бабочек и говорит, что они прилетели к ним в гости. Рассказывает, что бабочки принесли с собой кружки разных цветов и хотят, чтобы дети украсили их крылышки. Воспитатель предлагает помочь бабочкам. Вначале он просит каждого ребёнка выбрать кружки одного цвета из предложенных четырёх. При этом предлагает поочередно то одному, то другому малышу выбрать кружки понравившегося цвета. После того как все дети выберут, воспитатель раздаёт им силуэты бабочек и предлагает украсить их.
В конце игры воспитатель хвалит всех детей за то, что они украсили бабочек и они стали ещё красивее.

«Почини одежду зайчатам»

Цели:
Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник). Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.
Материалы:
Силуэты одежды, вырезанные из картона геометрические фигуры.
Ход игры:
Появляется зайчиха с корзинкой и плачет.
Воспитатель: Почему ты плачешь зайчиха?
Зайчиха: Купила я своим зайчатам подарки – шорты и юбочки. А пока шла по лесу, задела за куст – они и порвались. (Показывает шорты и юбки из картона).
Воспитатель: Не плачь, зайчиха, мы тебе поможем. Дети давайте подберём заплатки и залатаем дырки. На что похожи дырки на юбочках и шортах?
Дети: на треугольник, квадрат и круг.
Воспитатель: Правильно.
Зайчиха кладёт шорты и юбочки на «пеньки»(столы), на которых заранее разложены заплатки. Дети подходят к столам и выполняют задание. Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, какого цвета заплатку он поставил, и на какую геометрическую фигуру она похожа.
Зайчиха: Большое дети, вам спасибо!

«Большие и маленькие мячики».

Цель: Учить различать цвет и величину (большой – маленький); развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова.
Игровая задача. Подобрать мячики для кукол.
Игровое правило. Правильно подобрать мячи по цвету и величине.
Ход игры. Воспитатель дает рассмотреть мячики разных цветов (синие, зеленые, красные, желтые) и разной величины (большие и маленькие). Показывает, как они ритмично подпрыгивают, и приговаривает: Прыг да прыг,
Все прыг да прыг,
Спать наш мячик
Не привык.
Воспитатель выносит две куклы – большую и маленькую – и говорит: «Большая кукла Оля ищет для себя мячик. Маленькая кукла Ира тоже хочет поиграть с мячом». Предлагает детям подобрать куклам мячи. Дети отбирают мячи нужной величины (большой кукле – большой мячик, маленькой кукле – маленький мяч). Кукла Оля капризничает: ей нужен мяч желтого цвета, как ее юбочка. Кукла Ира тоже сердится: ей нужен мяч красного цвета, такой, как ее бантик. Воспитатель предлагает ребятам успокоить кукол: подобрать им нужные мячи.

« Спрячь мышку»

Цели:
Продолжать знакомить детей с шестью основными цветами, учить различать их. Развивать быстроту реакции, внимание, мышление. Закреплять знания о животных.
Материал:
Демонстрационный: листочки бумаги шести цветов(20 – 15), посредине белый квадрат(8-8), на которых нарисована мышка (мышкин домик), квадраты тех же шести цветов – дверцы (10х10), большая картонная игрушка – кошка, мягкая мышка.
Раздаточный: такой материал меньшего размера - цветные листы 10х8, белые квадраты на них 5х5, цветные квадраты.
Ход игры:
Смотрите, ребята, какая маленькая у нас сегодня гостья. Кто это, правильно, мышка. Какая она маленькая, пушистенькая, серенькая. Погладьте ее. Дети по очереди гладят мышку.
- А вы знаете, где живет мышка? В норке. От кого прячется мышка? От кошки. Смотрите, нет ли где кошки, а то наша мышка боится. Поможем мышкам спрятаться в норке? Сейчас мы поиграем с вами в игру «Спрячь мышку».
Cначала мы вместе научимся в нее играть. У меня Мышкины домики. Расставляю три домика на демонстрационной доске, радом кладу шесть квадратов шесть цветов. Видите в окошко, выглядывают мышки.
Чтобы спрятать мышку надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка увидит где окошко, откроет его и съест мышку.
Вызываю по очереди трех детей и предлагаю им по очереди закрыть три окошка, выясняю, все или окошки хорошо закрыты.
Если кто – то допустил ошибку, вызываю ребенка для её исправления. Достаю спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей».
«Пойду, поищу, где здесь живет мышка. Дети вы не видели мышку?» Кошка уходит не найдя мышку. Детям раздается по одному листочку – «мышиному домику» (сидящим рядом даю листочки разных цветов) и по шесть квадратов всех цветов. « А теперь вы спрячьте своих мышек, пока кошка спит. Выберите из квадратов, которые лежат на ваших тарелочках квадрат такого же цвета, как и домик вашей мышки».
Когда все дети выполнили задание, кошка снова «идет на охоту». Иду крадущимся шагом с кошкой на руках, прохожу по рядам и смотрю, у кого мышка плохо спряталась. При этом даю возможность ошибшимся детям. Исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой.
Все сегодня хорошо играли, все спрятали мышек, только некоторые ребята ошиблись (указываю, какие именно ошибки были допущены). В следующий раз они обязательно хорошо спрячут мышек.

Игра «Спрячь мышку» второй вариант

Цель: Учить определять название различных геометрических форм, соотносить по форме и размеру прорези и вкладыши.
Для этой игры нужны силуэты домиков, сделанные из картона. В окошках домиков нарисованы мышки. Окошки на домиках разной формы: круглые, овальные, квадратные, треугольные. Также понадобятся крышки для окошек (фигуры той же формы и размера, что и окошки в домиках). Таких домиков и крышек должно быть по одному набору для каждого ребенка. Воспитатель показывает детям, в каких домиках поселились мышки.
- Они сейчас глядят в окошки. Окошки у всех разные: круглые, овальные, квадратные, треугольные. Эти окошки мышки закрывают только ночью, когда ложатся спать или когда увидят поблизости кошку. Представьте, что наступила ночь, и мышкам нужно закрыть окошки. Возьмите крышечки и закройте окошки так, чтобы форма окошка совпала с формой крышечки, то есть чтобы окна были плотно закрыты. (Педагог помогает детям подобрать к окошкам нужные крышки.)
- Хорошо, теперь наступило утро, окошки нужно открыть.
Наступил день.
Вдруг, посмотрите, кто появился (воспитатель достает игрушечную кошку)?! Нужно быстро спрятать бедных мышек, чтобы кошка их не съела!
Малыши снова закрывают окошки домиков, но теперь стараются сделать это как можно быстрее.
- Кошка ушла, потому что не нашла ни одной мышки. Можно открыть окошки домиков, пусть мышки полюбуются на вечернюю зарю. Но вот снова наступает ночь, мышки ложатся спать, нужно закрыть окошки.

Игры с бельевыми прищепками

Цели:
Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками - развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста.
Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета.
Кроме того, игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу. Они стимулируют речевую активность детей.
Ход игры:
Взрослый: Отгадайте загадку.
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
Дети: Это рыбка. Взрослый: (показывает картинку с изображением рыбки). Правильно, это рыбка. Посмотрите на картинку и покажите, где у рыбки глазик?
Дети показывают глазик
Взрослый: А где у нее ротик?
Дети показывают на рисунке ротик рыбки.
Взрослый: А где у нее хвостик и плавники?
Дети показывают хвостик и плавники.
Взрослый: А теперь давайте сами сделаем рыбок.
Детям необходимо выбрать подходящие по цвету прищепки и добавить каждой рыбке хвостик и плавники.
Взрослый: Отгадайте, кто это такой:
На спинке иголки, длинные, колкие.
А свернется в клубок - ни головы, ни ног.
Дети: Это ежик. Взрослый: (показывает картинку с изображением ежа). Правильно, это ежик. Покажите, где у него глазки, носик, ушки?
Дети показывают.
Взрослый: Давайте поможем нашему ежику найти иголочки.
Взрослый дает ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Дети прикрепляют к спинке ежика прищепки.
Взрослый: (поглаживая ежика по его новым иголкам). Ой! Какой ежик стал колючий!
А вот новая загадка.
Колкую, зеленую срубили топором.
Красивую, зеленую принесли к нам в дом.
Дети. Это елочка.
Взрослый: Да, это елка, но она плачет. Она потеряла все свои иголочки. Не плачь, не плачь, елочка! Мы тебе поможем.
Взрослый раздает детям вырезанные из зеленого картона треугольники. Дети выбирают из коробки зеленые прищепки и «возвращают» елке ее иголочки.
Взрослый: (поглаживая елку). Ой! У елки иголки колки!
Взрослый: А где же солнышко? Оно потеряло свои лучики. Какого цвета лучики у солнца?
Дети. Желтого.
Взрослый: Правильно. Давайте поможем солнышку. Солнышко, выгляни, жёлтое, высвети.

Полянка

Цели:
Учить группировать предметы по цвету.
Устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов.
Учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные».
Ход занятия:
Воспитатель: Дети хотите погулять? Под музыку идем гулять. Приходим “на полянку”. Ой, куда мы попали?
А как ты догадался? Правильно.
В лесу растут травка, деревья, цветы. Это не просто цветы, а домики для бабочек.
Сейчас, я каждому из вас дам картонную игрушку бабочку. Звучит музыка. Дети давайте “полетаем” со своими бабочками. А теперь бабочки устали. Посадим бабочек на свои домики. Будьте внимательны! Каждая бабочка должна сесть на свой домик. Посадили.
Игра помогает в игровой форме выучить или закрепить выученные цвета.
Повторить можно с листочками разного цвета.

Игра-шнуровка

Игровое пособие направлено на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий.
Является хорошей подготовкой руки к письму, тренирует усидчивость, часто такая игра успокаивает ребенка.
В этой игре не забыто также и развитие воображения: "вышивание" условных контуров по ассоциации с реальными предметами - основа для развития абстрактного мышления, обобщений свойств, "видения сути предмета".
Ловкость рук я развиваю
Со шнуровкою играю.
Тренирую логику
И мелкую моторику!

«Светофор», «Мишка»

Цель:
Побуждать ребенка к самостоятельной деятельности; формировать цветовое представление, выработать навык завинчивания крышек.
Развивать мелкую моторику рук, сенсорику, связную речь.
Обогащать словарный запас.
Можно использовать следующие упражнения с пробками - дети раскручивают и закручивают пробки от пластиковых бутылок к их горлышкам.
Для закрепления цвета прикручивают разноцветные пробки к соответствующим по цвету горлышкам.

Подбери чашки к блюдцам

Цели:
Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивать мелкую моторику, внимание.
Материалы:
Наборное полотно, блюдца и чашка разных цветов.
Ход игры:
В магазин сначала привезли блюдца. Продавцы расставили их по полкам. На верхнюю полку поставили вот такие блюдца (показывает)
Какие? (Ответы детей).
На нижнюю – вот такие. Какого они цвета? (Ответы детей). Одинакового ли цвета блюдца на верхней полке и на нижней? (Ответы детей).
Потом привезли чашки. Давайте поможем продавцам подобрать к блюдцам нужные чашки. Они должны быть такого же цвета, как блюдца.
Воспитатель кладёт на стол картонные плоские чашки. Ребёнку он поручает подобрать чашки к блюдцам.
Одобряет действия ребёнка, который, посмотрев внимательно на блюдца, отбирает все нужные чашки. Спрашивает, какого они цвета.

Бусы

Цель:
укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие усидчивости
Материалы:
пуговицы различной величины и цвета; бусинки разной формы, величины, материала; проволока, леска, тонкая нитка.
Ход:
Ведущий предлагает ребёнку сделать бусы. Можно предложить сделать бусы по образцу, а пуговицы подобрать по форме и цвету. Возможно, и сам ребёнок может предложить свой вариант изготовления бус. После этого ребёнок приступает к созданию бус.

«Разложи фигуры по местам!»

Цель:
Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Учить подбирать нужные формы разными методами.
Материалы:
Плоские геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники). Рамка-вкладыш Монтессори.
Ход:
Выньте фигурки из углублений и поиграйте с ними: «Вот весёлые разноцветные фигурки. Это круг, он катится – вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)». Затем предложить детям разложить фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».
Раздайте детям по одной фигурке и предложите по очереди найти место для каждой из них. Когда малыши разложат фигурки, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают». Затем ещё раз покажите и назовите все фигурки, не требуя от детей повторения. Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя её сюжет.

«Найди окошко для фигурки»

Цель:
Учить детей соотносить форму деталей с формой отверстия.
Ход:
Игра проводится с участием 3-4 детей. Воспитатель раскладывает на столе геометрические фигуры и раздаёт детям карточки с рельефными конторами. Воспитатель предлагает рассмотреть карточки и обвести пальчиками конторы окошек.
- Какая фигура подойдёт для твоего окошка?
Если ребёнок выбирает неправильно фигуру, дать возможность убедиться в том, что она не подходит и предложить выбрать следующую. Когда ребёнок найдёт подходящую, следует похвалить его, продемонстрировать остальным игрокам, что окошко закрылось и предложить ему самостоятельно несколько раз открыть и закрыть окошко. Затем следующий ребёнок подбирает фигуру для своего окошка.

Игра «Волшебный мешочек»

Цель: Учить определять название запаха предмета, устанавливать отношения между предметом и его запахом; работать над умением определять название предмета, опираясь на обоняние, то есть восприятие запаха.
В мешочек, сшитый из любой непрозрачной ткани, помещаются различные предметы, обладающие определенным запахом. Это должны быть такие предметы, которые всегда пахнут одинаково (например, лимон, яблоко, апельсин, цветы с характерным запахом: герань, сирень, роза; краска, рыба и т.п.). Все эти предметы должны лежать в отдельных коробочках с отверстиями, чтобы исключить возможность иного (например, тактильного) восприятия этих предметов. Можно также завязать каждому ребенку глаза и спросить: «Что это?», - держа перед ними душистое мыло, детский крем или флакон с духами. За правильный ответ натрите ребенку ручки кремом, духами или подарите цветок, который он правильно определил.

Игра «Назови свойства материалов»

Цель: Учить определять название различных свойств материала, устанавливать отношения между материалом и его ощущением.
Демонстрационный материал к игре: образцы различных на ощупь материалов (глад-кий кафель, пластик, линолеум, бархат, махровая ткань, мех, фланель), наклеенные на картон.
Перед игрой познакомьте детей с различными на ощупь материалами. Для этого надо приготовить по паре образчиков материалов, явно отличающихся на ощупь. Это может быть гладкий кафель, пластик, линолеум, бархат, махровая ткань, мех, фланель. Наклейте образчики на квадратные листы картона. Дайте каждому ребенку поиграть с квадратика-ми, ощупать их. Поговорите с детьми о различных свойствах материалов: твердые они или мягкие, гладкие или шершавые... Когда дети запомнят свои ощущения, возникающие при осязательном восприятии различных типов поверхностей, смешайте квадратики и дайте каждому ребенку по одному образцу. Смогут ли они подобрать пару для этого образца? Конечно, дети смогут ориентироваться не только с помощью осязательных ощущений, но и с помощью зрения. Но на начальном этапе это не помешает, так как дети смогут обрести уверенность в своих силах.
Затем можно усложнить задачу. Пусть дети попробуют подобрать «двойников» вслепую. В данном случае они будут ориентироваться, целиком опираясь на осязательное восприятие. Давая это задание, попросите детей называть свойства материалов: твердый, мягкий, гладкий, шершавый.

«Выложи орнамент»

Цель: научить ребенка выделять пространственное расположение геометрических фигур, воспроизводить в точности такое же расположение при выкладывании орнамента.
Материал: 5 вырезанных из цветной бумаги геометрических фигур по 5 (всего 25 штук), карточки с орнаментом.
«Посмотри, какие орнаменты перед нами. Подумай и назови фигуры, которые ты здесь видишь. А теперь постарайся из вырезанных геометрических фигур выложить такой же орнамент».
Затем предлагается следующая карточка. Задание остается прежнее. Игра окончена, когда ребенок выложит все орнаменты, показанные на карточке.

Игра «Собери игрушку»

Цель: Работать над умением дифференцировать различные геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие.
Для этой игры необходимо изготовить из фанеры, поролона или картона силуэт какой-нибудь игрушки (зайца, мишки или куклы), вырезать глаза, нос, рот так, чтобы эти детали потом можно было вложить на места. Вкладыши можно раскрасить в соответствующие цвета. Дети должны самостоятельно найти место для каждой из вырезанных деталей, вложить их в прорези для недостающих глаз, рта и носа. Постепенно добавляйте новые геометрические формы, которые сложнее различить (можно, например, вырезать узоры на платье у куклы или на одежде у игрушечных зверят). Пусть дети вставят вырезанные кусочки в отверстия.

Игра «Картинка из фигур»


Для этой игры нужны наборы геометрических фигур разной формы (круги, треугольники и квадраты) и двух размеров (большие и маленькие) для каждого ребенка: всего 12 или 24 фигуры (по 2 или 4 фигуры каждого вида). Эти фигуры можно изготовить из картона или тонкой пластмассы. Для воспитателя нужны такие же фигуры большего размера для закрепления их на фланелеграфе.
Эта игра направлена на развитие воображения и творческих способностей детей. В начале игры педагог показывает детям на фланелеграфе, какие рисунки могут получиться, если положить рядом те или иные фигуры. Воспитатель демонстрирует детям способ и порядок построения несложных конструкций. После этого он предлагает детям из своих фигур выложить другие рисунки, которые они придумают сами. Картинка на фланелеграфе убирается, чтобы дети не копировали уже готовое изображение.

Игра «Чередование флажков»

Цель: Работать над умением дифференцировать различные по форме и размеру геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие.
Для этой игры нужно приготовить по 4 - 5 флажков треугольной и прямоугольной формы для каждого ребенка и столько же флажков, обклеенных с обратной стороны бархатной бумагой, чтобы прикреплять их на фланелеграф, для воспитателя. Флажки для детей можно изготовить из картона. Педагог говорит, что улицы на праздники украшают флажками, но развешивают их не как попало, а в виде гирлянды, где чередуются флажки разной формы. Например, вот так (взрослый прикрепляет флажки на фланелеграф таким образом, чтобы прямоугольные флажки чередовались с треугольными). Воспитатель просит подсказать ему, какой флажок теперь нужно прикрепить: прямоугольный или треугольный, а теперь и т.д. После того как дети хорошо усвоят порядок чередования флажков, педагог предлагает дошкольникам самим смастерить такую же гирлянду из флажков, которые лежат у них на столах. Во время работы детей воспитатель подходит к каждому ребенку и при необходимости помогает ему правильно разложить флажки.

  • Печать
  • E-mail
Подробности Опубликовано: 22.01.2016 18:16 Просмотров: 559

В раннем и среднем дошкольном возрасте ребёнок осваивает мир предметов – всё их многообразие: цвет, форму, величину, материал из которого сделан предмет. Поэтому любимая игрушка – это не просто повседневное развлечение для ребёнка, а и средство развития малыша. Именно через игрушки ребёнок познаёт окружающий мир. Чем многообразнее мир предметов, окружающих малыша, тем больше ребёнок получает новых впечатлений и быстрее происходит его эмоциональное и умственное развитие. Ребёнок развивается через игру
Главной игровой забавой этого периода становятся так называемые сенсорно-моторные игры. Их цель - приобретение чувственного опыта ради самого этого опыта. Такое обогащение происходит, когда дети бегают по траве, плескаются в воде, отрывают лепестки у цветов, кружатся, валяются в песке, закрывают уши руками, прищурясь, смотрят на солнечный свет, взбираются на лесенку и многое, многое другое.

Список сенсорных игр (развивающих чувства) может быть настолько большим, что это невольно вызывает удивление и уважение к тому, сколько знаний и ощущений, которые взрослые считают привычными и могут не замечать, открывают для себя дети. Во время всех этих "бесполезных" забав малыш знакомится со своими физическими возможностями и чувственными ощущениями. Он также познаёт качества предметов: их запахи, вкус, вес, текучесть, тактильные ощущения, возникающие при прикосновении к ним, звуки, которые можно получить с их помощью и т.д.

Моторные игры (игры, в которых ребенок все время находится в движении), дарят ему особое удовольствие, так как предполагают постоянную смену ощущений. Повторяемые и чередуемые действия не только дают ребенку положительный эмоциональный заряд, но и позволяют упражняться в координировании движений своего тела.

Многие подобные игры рождаются случайно, когда дети вдруг замечают новый эффект от какого-то своего действия. Так, наклонившись за упавшим предметом и случайно взглянув в это время за спину, ребенок обнаруживает, что в таком положении мир вокруг выглядит совсем иначе, чем, если стоять прямо. Это вызывает у него радость и любопытство, желание вставать на "новую точку зрения" вновь и вновь. Неудивительно, что после этого вы периодически будете заставать вашего малыша смотрящим на все вниз головой. Радость, возникающая от сенсорно-моторных игр, объясняется, с одной стороны, новизной ощущений, а с другой стороны, приобретением ребенком уверенности в том, что он способен влиять на предметы окружающего мира и на самого себя.

Любую новую сенсорно-моторную игру малыш стремится повторять многократно, ведь, как известно, именно "повторение - мать учения", особенно для детей. Во время очередного воспроизведения тех же действий с теми же предметами ребенок убеждается в их последствиях, а также понимает, что эти следствия не случайны, а зависят от него и, возможно, каких-то других условий. Когда дети выполняют действия типа расплескивания воды из-под крана, то предсказуемость результатов приятна, так как создает ощущение стабильности и надежности окружающего мира, а также создает впечатление, что отдельные его части уже хорошо освоены ребенком. Однако иногда дети сталкиваются с неожиданностями и потрясениями.
Так, оттаскивая ребенка от замерзшей лужи, задумайтесь на секунду, какой багаж ощущений и знаний он сейчас получает. Ведь там, где от точно такого же топанья ногой вчера разлетались брызги, сегодня с хрустом образуются трещины... Сколько всяких сведений непроизвольно воспринимается маленьким исследователем: о времени года, о температуре, о состояниях воды, о прочности и рельефе поверхности.

Те родители, которые считают подобные игры "пустыми" в плане развития ребенка и спешат, не теряя времени, усадить малыша за серьезные занятия - чтение, письмо, счет, раннее обучение языкам, допускают серьезнейшую ошибку! Впоследствии их ребенок потратит гораздо больше времени и усилий, чтобы приобрести из учебников те сведения, которые остальные дети получают естественным путем, с радостью исследуя окружающий мир.

Первый год жизни ребенка − один из самых насыщенных. Умения появляются буквально на глазах, поэтому важно не упустить возможность развивать сенсомоторные навыки при помощи упражнений в первом полугодии жизни и дополнить их первыми играми с момента освоения навыка удержания туловища в положении сидя.

  1. Посмотри на игрушку
  • Когда начинать: с первой недели жизни.
  • Необходимые предметы: яркие погремушки.
  • Частота: 2 раза в день.
  • Время: 1-2 минуты.

Взрослый располагает игрушку на расстоянии 70 см от глаз ребенка. Когда малыш сконцентрирует свое внимание на предмете, необходимо медленно передвигать погремушку влево и вправо на 5-7 см. После усвоения навыка перемещения взгляда за предметом нужно усложнить упражнение, передвигая предложенный объект в разные стороны, ближе и дальше от крохи.

  1. Слушай и хватай
  • Когда начинать: 2 месяца.
  • Необходимые предметы: погремушка-гирлянда для кроватки.
  • Частота: 2 раза в день.
  • Время: 5-8 минут.

В кроватке прикрепляется гирлянда на расстоянии вытянутой руки крохи. Привлеките внимание карапуза к игрушке легким шумом. Заинтересовавшись предложенной игрушкой, малыш будет стараться дотянуться и потрогать предложенный предмет, закреплять связь между звуком игрушки и ее внешним видом. Для усиления воздействия периодически (минимум раз в неделю) необходимо производить замену гирлянды.

  1. Изучаем мамино лицо
  • Когда начинать: 2 месяца.
  • Частота: 2-5 раз в день.
  • Время: 1-2 минуты.

Возьмите малыша на руки под мышки перед собой. Постарайтесь привлечь его внимание к себе песенкой или звуками. Постарайтесь задержать его внимание на своем лице.

  1. Знакомимся с игрушками
  • Когда начинать: 3 месяца.
  • Необходимые предметы: игрушки разной формы, цвета, фактуры.
  • Частота: 2 раза в день.
  • Время: до потери интереса.

В руку малыша помещаются разнообразные предметы, отличающиеся цветом, формой, звучанием, поверхностью. После изучения крохой предметов в положении лежа на спине положите его на животик и разместите игрушки перед ним. Опираясь на локти, кроха будет стремиться до них дотянуться, попробовать на ощупь, вкус.

  1. Массаж
  • Когда начинать: с рождения.
  • Частота: 1-2 раза в день.
  • Время: 5-7 мин.

Основным способом развития психомоторики в первый год жизни является расслабляющий массаж, позволяющий ребенку ощутить свое тело, изучить возможности. Нужно обязательно проводить эту процедуру теплыми руками, смазанными детским кремом. Отдельное внимание следует уделять ладоням и стопам малыша: на них располагаются точки стимуляции развития отдельных органов и головного мозга.

  1. Послушай
  • Когда начинать: 1 месяц.

Для активации сенсомоторных навыков обязательным условием является применение с первых дней жизни речи, обращенной непосредственно к ребенку в самых разнообразных формах. Песни, байки, прибаутки, простые звуки. Ближе к 6 месяцам можно употреблять различные картинки, озвучивая изображенных на них животных и предметы. Во время игр называйте предметы, избегайте уменьшительно-ласкательных слов, подмены на простые формы.

Варианты сенсомоторных игр от 6 месяцев до года

  1. Пальчиковые забавы

«Сорока-ворона», «коза-рогатая» и другие пальчиковые игры, требующие разминки ладошки и сопровождаемые рифмованными историями.

  1. Рисование пальчиками

Двигая пальчики, смоченные в краске, по листу бумаги помогите крохе изучить разные цвета, ощутить разные структуры материалов.

  1. Лепка

Базовую лепку из теста хорошо начинать как можно раньше, можно дополнительно раскрашивать или украшать полученные колбаски, кружочки. Пластилин целесообразно вводить не ранее 11 месяцев: он имеет более плотную структуру и тяжело поддается преобразованию.

  1. Сенсорные кубики, коврики, мягкие бизиборды

Наполненные разными крупами, с нашитыми предметами разной величины, издающие звуки и в дополнение массажирующие тело крохи, предметы идеально подходят для детей от 6 месяцев для развития сенсомоторных навыков.

  1. Конструирование

К 7-8 месяцам предлагаются кубики для построения простых башенок. Хорошо, если вместе с классическими твердыми экземплярами в игру будут включены их мягкие аналоги и сенсорные мешочки. К 11-12 месяцам можно предложить конструктор с крупными деталями.

  1. Знакомство с классической музыкой

Музыка позволяет малышам переживать новые ощущения, получать новый опыт изучения мира, стимулирует работу нейронов головного мозга. Общее положительное влияние на сенсомоторику оказывает прослушивание классической музыки и попытка выразить внутренние эмоции через движение (танец).

Упражнения и игры на развитие сенсомоторных навыков у ребенка от 1 до 2 лет

К году малыш уже достаточно хорошо координирует свои движения, улучшает крупную и мелкую моторику, различает формы, цвет и вкус различных предметов, но не может их назвать. Основной целью родителей в этот период становится расширение понимания о функциональной принадлежности предметов, увеличение разнообразия действий с предметами, установление различий между игрушками по весу, форме, материалу в словах. Целесообразно ввести в этот период первые учебные игры на развитие логического мышления, обучить созидательному типу игры.

  1. Конструирование

Кубики и конструкторы в этот период продолжают играть большую роль, но качество игры возрастает. От простых башенок хорошо переходить к выстраиванию других форм и предметов, знакомых ребенку (дом, гараж, лестница, мост).

  1. Лепка, рисование, аппликации

С года хорошо вводить различные варианты прикладного творчества. При помощи пластичных материалов развивать зрительное, тактильное, двигательное восприятие. Рисуя красками, карандашами, мелками, поролоном давать стимул зрительно-двигательному навыку. Простыми методами аппликации (мять, рвать, клеить) развивать звуковые, зрительные, тактильные и двигательные умения.

  1. Шнуровки и нанизывание предметов

Простые игры со шнуровкой оказывают благоприятное влияние на координацию, тренируют зрительно-двигательные навыки.

  1. Сортеры и сенсорные панели

В зависимости от размещенных предметов происходит координация различных сенсорных навыков. Сортеры используются для дополнительного изучения предметов, предназначенных для игры.

  1. Игры с природными материалами (вода, песок, камушки, растения)

Общение ребенка с естественными материалами благоприятно сказывается на его эмоциональном состоянии. Предложите крохе переливать воду из разных сосудов, построить из песка горку или фигурку из формочки, постучать камушки друг о друга, понюхать растения.

  1. Танец и пение

Актуальным для возраста от 1 до 2 лет является прослушивание классической музыки. Дополнительный стимул взаимодействия сенсорных ощущений и двигательных навыков придает использование детских музыкальных композиций, разучивание простых танцев. Стремление крохи подпеть любимой песне указывает на общую положительную тенденцию в освоении зрительно-звуковых навыков.

Развиваем сенсомоторику с ребенком от 2 до 3 лет

При достаточном внимании со стороны взрослых до 2 лет малыши этого возраста уже имеют хороший опыт сенсомоторных навыков и легко откликаются на предложение изучить новые варианты. Проявляется желание созидать, создавать выдуманные образы. Координация и моторика позволяют вводить в жизнь крохи новые варианты стимуляции сенсомоторных функций. Благодаря освоению первичных навыков речи, базируясь на полученном опыте, появляется повышенная любознательность. Именно этот навык станет главным двигателем в изучении новых знаний.

Игры для детей от 2 до 3 лет:

  1. Подвижные игры с предметами

Игры с мячом, со скакалкой, канатом и другими предметами позволяют совершенствовать полученный навык зрительно-двигательной координации.

  1. Творческие занятия

К 2 годам постепенно ребенок начинает отходить от предметной деятельности к сюжетно-ролевой, процесс развития сенсомоторики переходит на новый уровень. Использование новых техник, цветовых решений, образного мышления позволяют раскрывать творческий потенциал, базируясь на полученном сенсомоторном опыте.

Для равномерного развития разных навыков хорошо использовать поочередно разные виды творческих занятий: рисование, лепка, аппликация, оригами, музыка.

  1. Мозаики, шнуровки, макраме

Актуальным вопросом для ребенка 2-3 лет является усиление внимания на развитие мелкой моторики. Увеличение времени, проведенного за действиями, требующими работы пальчиками, благоприятно сказываются не только на этом навыке, но и стимулируют получение разнообразного сенсорного опыта.

  1. Дидактические игры

В 2 года можно начинать применять простейшие дидактические игры. Большинство магазинных пособий предназначено для детей от 3 лет, но применять их можно и раньше, вводя правила постепенно, обучая принципам игрового поведения.

  1. Музыка, театр, пение, танец

Для стимуляции развития речи, слуха, координации разных сенсорных ощущений хорошо применять музыку (классическую, детскую) и пение, сопровождаемые танцем. Целесообразно уделить внимание отображению эмоций перед зеркалом, наблюдениям как выглядит пение со стороны.

Я работаю с детьми раннего возраста (с 2 до 3 лет) по проблеме недостаточного развития сенсорных навыков у младших дошкольников.

Цель : Показать влияние правильно подобранных методов сенсорного воспитания на развитие сенсорных навыков у детей младшего дошкольного возраста .

Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного , слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания , без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка.

Педагогический процесс в детском дошкольном учреждении необходимо строить, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка, его склонность к игре. Игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в сенсорном воспитании . Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в это же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает и учиться действовать правильно.

Чем больше дети познают, тем богаче их сенсорный опыт , тем легче и проще им будет развивать моторику , и всё это позволит легче учиться. Чтобы легко учиться и на высоком уровне определять форму предмета, его объём и размер, у ребёнка должны быть хорошо развиты окологлазные мышцы , помогающие двигаться глазам, а так же мышцы шеи, помогающие ей быть не подвижной или по желанию поворачиваться в разные стороны, и скоординированы мышцы обеих рук. Чтобы познакомиться с каким-нибудь предметом, его нужно изучить : трогать руками, сжимать, гладить, то есть совершать какие-либо моторные действия.

Что бы взять предмет одной рукой, малыш должен быть уже моторно готов к этому. Если он не может схватить этот предмет, то не сможет ощутить его. Значит, если мы научим руки ребенка быть ловкими и умелыми, то он сможет многое познать с их помощью. И чем раньше мы дадим в его руки новые, неизученные предметы, тем быстрее и лучше разовьются его сенсорно - моторные навыки .

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Детям очень нравятся игры, сделанные руками взрослого.

Одна из главных задач – дать ребенку как можно больше естественных знаний, для более точного выражения себя и своего видения мира.

Важно, чтобы окружающий мир был обогащен развивающей предметной средой , подобраны игрушки, игровые пособия, стимулирующие зрительные, тактильные обонятельные ощущения.

Поэтому мной были разработаны и систематизированы игры и пособия по сенсорному развитию младших дошкольников. Хочется рассказать о наиболее интересных пособиях.

Развивающие дидактические игры для сенсорно-моторного развития детей 2-3 лет .

«Чудесные мешочки»

Предыдущий опыт детей : Ознакомление детей с сыпучими материалами используемыми в этой игре. Баночки пластиковые прозрачные с наполнением : горох, орехи, камешки, макаронные изделия (перья, пшено, сушки. Детям даётся потрогать в присутствии воспитателя.

Материал : Сшитые из фланели мешочки 16 штук, с наполнением разными материалами. На мешочках нашиты пуговицы и петельки.

Цель : Учить детей на ощупь определять содержимое мешочков и называть, что в нем находится, затем учить составлять пары из одинаковых по содержимому мешочков. Упражнять детей в застёгивании пуговицы, скрепить пару. Развивать тактильное восприятие, мелкую моторику, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление.

Презентация :

Разложить мешочки перед ребёнком на столе.

Предложить обследовать мешочки на ощупь. (Потрогай мешочки, там что то интересное)

Задать вопрос : «Что в мешочке?» Помочь определить наводящими вопросами (если ребёнок затрудняется) . (На что похоже? Лёгкое или тяжёлое? Мягкое или твердое? и др.)

Предложить найти одинаковые мешочки. (Давай мы найдём такой же)

Затем скрепить пару, застегнув на пуговицу. (А теперь соединим их пуговкой, застегнём, чтобы не потерялись)

Отложить в сторону.

Приступить к поискам другой пары. (Может ещё поищем одинаковые)

Особый интерес : Неизвестность, загадка, не вижу, но могу увидеть руками.

Контроль ошибок

Возраст : с 2-3 лет.

«Дидактические мешочки »



Материал : Мешочки 12 штук, четырёх основных цветов (красный, синий, жёлтый и зелёный, и разной формы (квадрат, круг, треугольник) с наполнителем (горох) . К каждому мешочку пришита пуговица и петля.

Цель : Учить детей соотносить предметы по цвету и по форме, создавать логические цепочки. Учить обобщать. Упражнять детей в застёгивании пуговиц. , речь, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, умение раскладывать и убирать материал.

Презентация :

Положить на столе, перед детьми, мешочки разного цвета и разной формы.

Предложить ощупать, назвать форму и цвет. Если ребёнок в начальной стадии обучения сенсорным эталонам , тогда воспитатель знакомит детей с формой и цветом , называя их. (Посмотри, здесь красный круг, а вот жёлтый треугольник и т. д.)

Разложить перед детьми предметы по цвету. (Давай, мы с тобой разложим предметы по цвету)

Предложить соединить получившуюся цепочку, застегнув пуговицы. (А теперь мы соединим фигуры в «поезд» )

То же самое, проделать, собрав предметы по форме.

Самостоятельные действия детей .

Особый интерес : Наполнитель мешочков, яркое исполнение, много действий можно сделать, обучение в игре.

Контроль ошибок : заложен в материале, зрительный контроль.

Возраст : с 2-3 лет.

«Универсальный грибок»



Материал : Фигура гриба объёмная с вращающейся шляпой, шнурки, мячи и колечки четырёх основных цветов, прищепки, плоскостные геометрические фигуры, наборы картинок : фрукты, овощи, домашние животные и т. д.

Цель : Учить детей различать и называть цвет и форму, закреплять знания пройденного материала (набор картинок на разные темы, учить детей соотносить предметы по цвету, укреплять мышцы ног, брюшного пресса (в упражнении «Достань ножкой мяч, колечко» , «Догони» , развивать сенсорное восприятие , мелкую и общую моторику, речь, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Способствовать физическому развитию .

Презентация :

Предложить детям рассмотреть удивительный и необычный гриб.

Обратить внимание детей на наличие геометрических фигур или тематических картинок. (Ребята, что вы видите, какого цвета)

Предложить детям украсить геометрические фигуры цветными прищепками, подбирая по цвету.

Самостоятельные действия детей .

Заменить комплектацию, на мячи и колечки.

Предложить детям лечь на пол и стараться достать ногой, сначала правой, затем левой до мяча или до кольца.

При вращении шляпы гриба предложить детям «догнать» мячики, но уже работая двумя ногами, поднятыми вверх.

Самостоятельные действия детей .

Особый интерес : яркое оформление, вращается как карусель, можно использовать в разных целях.

Контроль ошибок : заложен в материале, зрительный контроль.

Возраст : с1г. 8м. до 3лет.

«Разноцветные баночки»


Материал : Набор пластмассовых прозрачных баночек с прорезью в крышке, четырёх основных цветов, крышки разного цвета, контейнер для крышек.

Цель : Учить детей соотносить предметы по цвету, называть цвет, развивать умение просовывать крышку в прорезь, развивать сенсорное восприятие , наглядно-действенное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер, целеустремлённость.

Презентация :

Поставить перед детьми баночки разного цвета.

Предложить рассмотреть крышки, баночки, найти прорезь.

Обратить внимание детей на баночки и крышки , называя их цвет : «это крышка красная, а вот и баночка тоже красная, положим крышку в её «домик» . Так все 4 цвета.

Побуждать детей к самоконтролю : «Посмотри, Саша крышка попала не в свой домик» ребёнок может открыть банку и переложить крышку.

Самостоятельные действия ребёнка.

Особый интерес : яркое и удобное оборудование, детям этого возраста интересны повторяющиеся движения и манипуляция с предметами.

Контроль ошибок : заложен в материале, зрительный контроль.

Вывод :

В результате проделанной работы, в группе создана насыщенная, разнообразная развивающая среда , способствующая сенсорному развитию и развитию мелкой моторики детей . В процессе воплощения своих идей получаю большую поддержку и помощь родителей.

Таким образом, в результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по сенсорному развитию и развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, полноценного восприятия окружающего мира, также положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга. А самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Рассказать друзьям