Особенности восприятия в младшем школьном возрасте. Развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста Обучение дошкольного младшего школьного возраста восприятию цвета

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Развитие цветового восприятия

у младших школьников на занятиях изобразительного искусства

педагогу изобразительного искусства в своей практике приходиться сталкиваться с множеством проблем и вопросов, касающихся методики преподавания таких понятий, как перспектива, композиция, форма, цвет.

Как научить ребёнка видеть цвет, воспринимать его, манипулировать с ним - это лишь немногие вопросы, на которые приходится искать ответы учителю изобразительного искусства.

Практика работы в школе-интернате показывает, что для большинства младших школьников не свойственно смешивать цвета, они пользуются краской из баночки, не утруждая себя смешиванием цвета, нахождением его оттенков. Отношение ребёнка к цвету очень просто, он воспринимает цвет как знак, у него солнце жёлтое, небо синее, трава зелёная. Если в набор красок вместо жёлтого цвета мы поместим любую производную от жёлтого (охра, зеленовато - жёлтый, разбелённый жёлтый), она его удовлетворит для раскрашивания солнца. При этом обучающийся может рисовать охристо-грязным цветом, а про себя проговаривать: "Солнышко у меня жёлтенькое". Другим примером является то, когда ребёнок на вопрос: "Какого цвета небо?" отвечает: "Голубое", а изображает его на бумаге синим (той краской, которая находится в наборе красок). Из этого можно сделать вывод: задуманный образ цвета не соответствует реально используемому в рисунке, ребёнок этого не замечает. Если детей не учить изобразительной грамоте по основам цветоведения, то становясь старше, более сознательными, они начинают понимать, что их рисунок не соответствует действительности. У них наступает разочарование, неверие в свои силы.

Все вышесказанное является обоснованием актуальности проблемы и темы самообразования.

Цель работы: развитие способностей активного восприятия цвета у детей на уроках изобразительного искусства.

Задачи:

    изучить литературу по теме;

    подобрать материал: упражнения по цветоведению, дидактические игры, задания;

    развивать умения школьников воспринимать цвета и правильно воспроизводить их по трем параметрам: цветовому тону, насыщенности и светлоте;

    формировать интерес и потребности в использовании цвета в творчестве через эмоционально-образное изучение возможностей цвета;

    формировать у обучающихся художественно-образное мышление.

Гипотеза: совершенствование процесса формирования цветовосприятия у обучающихся возможно, если:

    изучение теоретических и практических основ цветоведения осуществляется в тесной взаимосвязи с показом практического использования их в творчестве мастеров живописи;

    формирование целостного представления о многообразии цвета осуществляется посредством изучения свойств локальных (простых, сложных) цветов и их оттенков при доминантном изучении свойств одного какого-либо цвета в каждом тематическом блоке уроков;

    реализация взаимосвязи процессов восприятия и цветовоспроизведения достигается посредством разработки и введения специальных комплексных упражнений, направленных на формирование умений тонкой зрительной дифференцировки цветовых оттенков и овладение техническими приемами воспроизведения их в изобразительной деятельности;

    на уроках используются: разнообразный натурный материал, дидактические игры, упражнения, учебные таблицы, дидактические материалы;

    осуществляется индивидуальный подход к формированию цветовосприятия и цветовоспроизведения.

Теоретическая база. Организации проведения уроков по цветоведению уделяли внимание многие педагоги. Интересные методические разработки имеются у таких авторов, как Э. И. Кубышкиной, Н. Н. Ростовцева, Б.М. Неменского, Т. Я. Шпикаловой и других. Ими даётся глубокий анализ методики организации и проведения уроков по цветоведению в условиях современной школы.Так, Э. И. Кубышкина подробным образом рассмотрела подготовку к урокам по цветоведению и живописи; Б. М. Неменский раскрывает особенности организации процесса обучения цветоведению через восприятие окружающей действительности и искусства; Т. Я. Шпикалова раскрыла роль значимости использования наглядности на уроках по цветоведению.

Основные положения по формированию представлений о цвете у обучающихся:

    на уроках изобразительного искусства должны учитываться сенсорные задатки, заложенные в ребенке от рождения, которые могут иметь индивидуально-психологические и физиологические различия, суть которых составляют особенности зрительного анализатора;

    обучение детей необходимо строить на тесной взаимосвязи процессов цветовосприятия и цветовоспроизведения, которая может быть достигнута тренировкой детей в различении и узнавании цвета по образцам, в натуре, на слух, а также освоения технических приемов воспроизведения тонких цветовых градаций с последующим использованием знаний и умений в изобразительной деятельности;

    для формирования цветоведческих знаний следует использовать игровые моменты и дидактические игры, направленные на усвоение цветоведческих понятий, освоение навыков цветоразличения и цветовоспроизведения.

Педагогическая деятельность по развитию цветовосприятия у младших школьников может осуществляться в процессе учебной, творческой, игровой деятельности, в процессе проведения экскурсии, организации целенаправленного наблюдения, выполнения домашних заданий на восприятие.

Развитию чувства цвета помогают уроки живописи. Непосредственное соприкосновение с краской, сравнение цвета краски с окружающими предметами и природой, получение оттенков при помощи белил и воды, смешение красок для получения нового цвета - все это процессы, в которых для детей много приятных ощущений. Стихия цвета и красок приходит вместе с ощущениями прозрачности потоков акварели, свободно стекающих по листу, вязкости и густоты гуаши, бархатистости и хрупкости пастели, дающей множество нежных оттенков.

Давая обучающимся возможность почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира через свое личное восприятие, занятия по живописи помогают им становиться духовно богаче, щедрее душой, развивают художественный вкус, творческое воображение и способность смотреть на мир глазами юного художника.

Для лучшего понимания законов цветоведения целесообразно показывать живописные произведения мастеров искусств и анализировать вместе с детьми живописный строй картины. Например, выясняя с детьми, какого цвета небо, следует показать ряд произведений, на которых цвет неба будет сине-зеленым, желто-красным, сине-красным и т.д. Строя беседу по этим вопросам, надо сделать так, чтобы дети самостоятельно подошли к пониманию необходимости передавать различными цветовыми оттенками разные состояния природы. Полезно показать сильно увеличенный фрагмент живописного полотна, выполненного в технике масляного письма, где можно увидеть мазки отдельных цветов. Особенно это видно у художников, которые добивались оптического смешения мазков краски различных цветовых оттенков при восприятии на определенном расстоянии (К. Моне, И. Грабарь и др.).

На урок изобразительного искусства приходят разные дети, и каждый - с индивидуальным чувством восприятия. Наблюдая за творчеством обучающихся, целесообразно проводить цветодиагностику, которая помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении. Для этого учителю нужно наблюдать за тем, какие цвета предпочитает использовать ребенок в своих работах. После того как у учителя появится информация о детских цветовых предпочтениях, можно приняться за анализ этой информации.

Упражнения, дидактические игры, задания для формирования цветового восприятия у обучающихся:

    Нахождение палитры каждого цвета отдельно, путем смешивания определенного цвета последовательно с каждым цветом в коробочке красок.

    Определение группы цветов по временам года, времени суток, состоянию природы (солнечный день, пасмурный день).

    Изучение живописных техник - лессировка, "а-ля-прима", по-сырому, пуантилистика.

    Освоение различных способов работы акварелью: примакивание, отмывка, размывка, вливание цвета в цвет.

    Упражнения по работе разными инструментами (кистью, палочкой, тампоном, нитками и т.д.).

Игра "У кого какой характер?" предполагает цветовое заполнение уже приготовленных заготовок с не раскрашенными силуэтами сказочных героев (для обучающихся 1-2 классов). Педагог предлагает посмотреть на баночки с красками и ответить на вопросы: "Если бы вам надо было раскрасить общительного, веселого человека, какие цвета вы бы применили? А какие цвета вы использовали бы для раскрашивания человека замкнутого, не общительного, который не любит быть среди людей?" Далее педагог корректирует ответы детей и все выполняют упражнение по раскрашиванию 2 силуэтов одного и того же героя, работая над поставленной учителем задачей - изобразить общительного и замкнутого человека, используя теплую и холодную цветовую гамму.

Следующее упражнение направлено на развитие цветовой наблюдательности. Посмотрев несколько секунд в окно, дети перечисляют максимум цветов и их оттенков, которые удалось заметить. В другой раз пробуют передать их с помощью гуаши. Дети, включившись в игру, в дальнейшем будут сами ее совершенствовать, развивать и применять согласно своим задачам. Постепенно такая игра может стать неотъемлемой частью их жизни.

Большую пользу приносит коллекционирование образцов цвета. Постепенно у детей получаются целые альбомы с образцами цветной бумаги разной фактуры. Таких альбомов может быть до 10 в соответствии с цветами спектра, включая ахроматические ряды.

Чтение стихотворений, подбор к ним живописных полотен. Создание с помощью разнообразных живописных средств иллюстрации к выбранным поэтическим строчкам.

Выполнение упражнений на достижение разной тональности цвета.

Вопросы по цветоведению.

Упражнения по цвету полезно начинать с 1 класса. Обычно они выполняются в начале урока, перед заданиями в цвете. Можно провести упражнения и в середине урока, если учитель почувствовал, что дети недостаточно подготовлены к выполнению задания, или в конце урока, если осталось свободное время и имеется возможность подготовить обучающихся к следующему занятию или к домашней работе. Упражнения и задания могут выполняться на белом или цветном листе бумаги.

Целесообразно для сравнения помещать на одном листе несколько рисунков с различным цветовым исполнением: монохромным и контрастным, с близкими тонами в пасмурный день и резкими светотенями в солнечную погоду.

Быстрые рисунки-фантазии, выполненные сразу кистью, доставляют обучающимся много радостных минут. Такие рисунки направлены на создание того или иного настроения, помогают детям находить наиболее выразительные цветовые отношения при исполнении длительного рисунка.

Знания, умения и навыки, полученные при выполнении различных упражнений, обучающиеся применяют при рисовании с натуры, по представлению или на тему, декоративном рисовании.

В решении учебно-воспитательных задач урока и развитии восприятия цвета основную роль играет наглядность и практический показ ведения работы красками и материалами учителем. В кратковременных упражнениях применяются разнообразные наглядные пособия в комплексе с пособиями, предназначенными для длительных рисунков. Подбор моделей - важное и трудное дело. От него во многом зависят эмоциональный настрой урока и успех работы.

Для изучения правил цветоведения необходимы разнообразные цветовые таблицы. Примеры рисунков обучающихся стимулируют выполнение работы, т.к. виден конкретный результат. Поэтому учитель должен иметь фонд детских работ. Также необходимы репродукции картин художников, слайды, музыкальные записи.

Таким образом, целенаправленное обучение младших школьников цветовосприятию и цветовоспроизведению на уроках изобразительного искусства способствует овладению приемами различения, передачи тонких градаций оттенков локальных и сложных цветов при рисовании с натуры, декоративном и тематическом рисовании. Это значительно обогащает их опыт художественного восприятия мира и положительно влияет на качество творческих работ.

Список литературы

    Агостон Ж. "Теория цвета и её применение в искусстве и дизайне", "Мир", М., 1982.- с. 181

    Алексеев С.С. "О цвете и красках", "Искусство", М., 1962.- с. 51

    Алексеев С.С. "О колорите", "Изобразительное искусство", М., 1974.- с. 123.

    Бровко Н.В. Творчество. Мышление. Живопись: Методические указания к практическим занятиям по дисциплине "Живопись". - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. - 28 с.

    Волков Н.Н. "Цвет в живописи", 1985.

    "Психология цвета" главн. ред. С.Л. Удовик, перевод А.П. Хомик, "Рефл-бук", 1996.- с.349.

    Сидуэй Ян "Как смешивать краски", энциклопедия, "Арт-родник", М., 2007.- 144 с.

    Сокольникова Н.М. "Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб.пособие для студ. Высш. Пед. Учеб.завед. - 2-ое изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.- 368 с.

    www.studzona.com

    Опыт работы воспитателя ДОУ. Развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста

    Цвет – одно из самых доступных детям средств художественной выразительности.
    Исследования подтверждают, что трех - четырехлетний ребенок уже способен тонко, чутко воспринимать цвет, цветовые отношения и их взаимодействие на настроение.
    Целью моей работы является «Уметь видеть красоту в гармонии красок, ощущать связь между миром цвета и миром собственных чувств» так как это одна из педагогических проблем, требующих решения, как на теоретическом, так и на практическом уровне. Для решения поставленной мною цели разработаны задачи:
    - развивать у детей аналитическое восприятие;
    - дать знания об основных и составных цветах;
    - научить свободному смешиванию красок;
    - формировать представление о средствах выразительности изобразительного искусства;
    - развивать эмоциональное восприятие цветовой гаммы

    Процесс обучения цветовосприятию строится поэтапно и последовательно.
    На первом этапе у детей формируются представления о хроматических и ахроматических цветах.
    На втором этапе дошкольники знакомятся с основными, составными цветами, узнают о теплых и холодных тонах, о цветовом контрасте.
    На занятиях третьего этапа дети учатся с помощью цвета выражать свое отношение к событию, герою, передавать свои чувства, внутреннее состояние.
    В решении учебно-воспитательных задач в развитии восприятия цвета основную роль играет демонстрационный материал, который существенно дополняет устное объяснение.
    Игры и игровые упражнения чрезвычайно важны. Они помогают повторить или закрепить полученные знания по цветоведению. Игры проводятся со всей группой или по подгруппам и расположены в том же порядке, в каком ребенок знакомится с цветом.
    Например, игра «Основные цвета» .
    Предлагается большой набор различных цветов. Ребенок должен быстро и правильно найти три основных цвета (красный, желтый, синий).
    «Какого цвета радуга?»
    Закрепить знания цветов радуги в их последовательности. Кто быстрее расставит правильно все цвета радуги, «Найди лишний цвет » или наоборот «Какого цвета не хватает?»
    «Теплые и холодные цвета»
    * Играют две команды. Первая команда должна найти как можно больше теплых оттенков. Вторая – холодных. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием.
    * Выдаются карточки. Дети должны правильно определить цвета и показать стрелкой.
    Игры на развитие у детей чувства цвета.
    * Цветное лото.
    Цель этого упражнения развивать у детей умение различать оттенки одного цвета, называть предметы одного цвета, но разных оттенков.
    *Какие цвета использованы?
    Найти оттенки цвета по заданной картинке.
    Играя в такие игры ребенок будет чувствовать себя уверенней в удивительном Мире Цвета, научится предвидеть результаты сложных смешений красок, получать на палитре нужный цвет.
    Рассматривая пейзажи, натюрморты, портреты я использую схемы, которые помогают детям анализировать произведение в логической последовательности.
    В результате обучения дети научились соотносить цветовое решение с временем года, погодой, использовать цвет в качестве средства выразительности. Дети приобрели и технические навыки: умение смешивать краски и использовать полученные оттенки для создания соответствующего настроения и колорита рисунка.

    Презентация на тему: Развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста

    Наталия Сигарева
    Формирование цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста

    Дидактические игры – это игры обучающие. Возможность обучать маленьких детей посредством активной, интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр.

    Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление : она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста , и формой обучения , и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности.

    В педагогическом процессе дошкольного учреждения дидактическая игра выступает прежде всего как самостоятельная деятельность детей . Необходимо создавать условия для дидактических игр : подбирать соответствующий дидактический материал, игрушки, игры, развивать у детей навыки самоогранизации, творческое отношение к игре.

    В целях развития цветовосприятия детей младшего возраста дидактические игры традиционно соединяют в себе несколько задач :

    Развитие произвольного внимания

    Развитие речи

    Накопление сенсорных впечатлений

    Формирования различных сенсорных эталонов (цвет , форма , величина)

    Цвет - это яркая сторона детства. Дети любят цвет , реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь.

    Цветовосприятие – одна из важных составляющих сенсорного воспитания детей .

    Интерес к цвету , по мнению Я. А. Каменского, формируется у детей постепенно и должен строится с учётом возрастных возможностей . Цвет предметов имеет большое значение в развитии эстетического восприятия детей и может выступать для ребёнка как один из признаков предмета.

    По мнению Я. А. Коменского, цвет имеет большое значение в развитии эстетического восприятия детей и может выступать для ребенка как один из признаков предмета. Поэтому отношение детей к цвету может строиться на основе их отношения к данному предмету (ребенку понравился по вкусу ярко - красный, сочный помидор, и на основе этого он положительно относится к красному цвету ).

    Взгляды Я. А. Коменского полностью разделял Ф. Фребель. Он считал, что в процессе изобразительной деятельности дети учатся различать и использовать различные цвета и оттенки . Особое значение Ф. Фребель предавал качеству изобразительных материалов, отбору цветов и оттенков для работы с детьми. Он рекомендовал использовать те цвета , которые характерны для предметов и явлений природы, окружающих ребенка. Ф. Фребель считал, что при формировании у детей представлений о цвете педагог должен учитывать их интересы, эмоциональные от ношения к тому или иному цвету . Поэтому он считал необходимым предоставлять детям возможность самим выбирать тот цвет краски , который им приятнее и ближе других. Если дети испытывают затруднения в цветовом решении , то следует предложить им повторно рассмотреть предмет и с помощью наводящих вопросов помочь отобрать соответствующий цвет для его изображения .

    Впервые специальному исследованию цвета в дошкольной педагогике была посвящена работа Е. А. Флериной "Изобразительное творчество детей дошкольного возраста " (1965г.) . Было установлено, что на первых этапах работы детей с изобразительными материалами каждый новый цвет краски воспринимается ими как большая эстетическая ценность. Но, научившись смешивать краски и получать новые оттенки и цвета , ребенок уже не может и не желает ограничиваться одним цветом , а тяготеет к их разнообразию. Е. А. Флерина подчеркивала, что педагоги при обучении дошкольников обязательно должны учитывать эмоциональный характер цветового решения . Ведь цвет выступает для ребенка как средство выражения его эмоционального состояния. (Красная елка, потому что праздничная, красивая) .

    Большую работу по формированию чувства цвета у детей провела Т . С. Комарова. Было определено, что малыши не стремятся к разнообразному цветовому решению и могут весь рисунок нарисовать одним цветом . Т. С. Комарова объясняет это тем, что ребенка привлекает в первую очередь форма предмета , но не цвет .

    Ученые педагоги и психологи считают, что у детей необходимо целенаправленно развивать восприятие цвета и чувство цвета , а также подчеркивать важность проведения специальных наблюдений, игр и т. д.

    Работа по развитию восприятия цвета должна проводиться в процессе специальных мероприятий : НОД, наблюдений в природе, в повседневной жизни, в разнообразных играх.

    В младшем дошкольном возрасте складываются предпосылки для усвоения детьми системы основных цветов и некоторых оттенков. Как и в постижении других свойств предметов, дети первоначально усваивают основные, бессознательно отбрасывая детали.

    Характерно, что в этом возрасте в процессе продуктивной деятельности усвоение названий цветов происходит как бы «незаметно» , словно без обучения. Но это не так. Окружающие взрослые в процессе общения в повседневной жизни многократно повторяют ребёнку название того или иного цвета и устанавливают взаимные связи между цветами окружающих объектов , цветами изобразительных средств и цветами – определениями .

    По мнению Е. А. Флериной, к 3-4 годам у детей возникает потребность знать, называть и различать 5-6 различных цветов . Основное внимание дети обращают на передачу формы и строения предмета , а передачу цвета производят лишь в отдельных случаях, когда цвет интенсивен , ярок, пробуждает эмоции, привлекает внимание детей .

    Без обучения могут быть усвоены только часто встречающиеся цвета : красный, зелёный, жёлтый, синий. Названия цветов – серый , голубой, розовый – устанавливаются позднее и обычно после особого к ним внимания. Вследствие небольшого опыта особую трудность для детей представляет то , что не все предметы и их цвета соответствуют представлениям о них детей .

    Формирование цветовосприятия у детей :

    Формировать у детей умения различать предметы по цвету , называть цвета , подбирать сходные по цвету предметы и использовать в художественной деятельности такие цвета : красный, синий, зелёный, жёлтый, белый, чёрный и оттенки – голубой, розовый.

    Прежде всего детей следует знакомить с реальным, основным цветом предметов : трава, листья на деревьях, ёлочка зелёного цвета ; помидоры красные, одуванчики, лютики и некоторые другие цветы жёлтого цета

    Вместе с тем рассматривая, созданные человеком : игрушки, предметы быта (одежду, посуду и др., транспорт, здания – обращать внимание на их окраску, спрашивая, а что есть ещё такого же цвета . Это способствует образованию у детей ассоциативных связей на основе общности цвета ; у них формируется умение объединять предметы по сходству по одному из признаков – цвету .

    Дидактические игры, направленные на сенсорное развитие, в частности на формирование чувства цвета , обладают большими возможностями : позволяют знакомить детей с цветом . В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов , называть цвета и оттенки , сравнивать предметы по цвету , группировать их по сходству цвета , дифференцировать по основному цвету и оттенкам . Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете , способствуют формированию чувства цвета . Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовят детей и к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации.

    При работе над цветовосприятием и цветоразличением надо учитывать то , что младшие дошкольники , как правило, связывают цвет с образом предмета : зелёный, как трава, ёлочка; желтый, как солнышко, цыплёнок и т. д. Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины прежде всего тем, что оно может осуществляться только при помощи органов зрения, т. е. цвет обязательно нужно увидеть. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребёнок видит их одинаковость или неодинаковость. При этом он может еще не владеть восприятием цвета , но видеть, что оба предмета красные или один из них красный, а другой желтый, то есть видеть, что цвета одинаковые или разные.

    На основе практических действий по различению цвета и системы эталонов и цветовых образов предметов ребёнок учится определять цвет предмета в "уме", т. е. мысленно, уже не прибегая к практическим действиям : эти же действия он начинает выполнять в умственном плане и происходит мгновенное различение цвета .

    Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат хроматические (цветные ) цвета спектра радуги и ахроматические цвета : белый, черный, серый. Хроматические цвета делятся на две группы : тёплые (красный, оранжевый, желтый) и холодные тона (голубой, синий, фиолетовый) . Зелёный находится посередине спектра и считается нейтральным. Каждый хроматический цвет имеет определённую светлоту и насыщенность. Светлота – это степень близости данного цвета к белому , а насыщенность – степень его чистоты.

    Последним этапом цветового восприятия у младших дошкольников формируется умение сопоставлять цвета и их сочетания и оттенки. Когда обозначают оттенки цвета , обычно указывают на их светлоту (тёмно-зелёный, светло-желтый, имея в виду яркость. Младшим дошкольникам вполне достаточно усвоить изменяемость цветовых тонов по светлоте и соответствующие названия оттенков.

    Таким образом, дидактические игры, признанные исследователями, педагогами и психологами, эффективным средством формирования цветовосприятия дошкольников , имеют огромное значение для сенсорного развития детей . Они позволяют целенаправленно и ускоренно формировать восприятие цвета , помогают обнаружить пробелы и устранить пробелы в восприятии ребёнка; позволяют в доступной и интересной форме развивать ведущий познавательный процесс дошкольного возраста .

    Приобретая опыт видения многоцветья мира , ребенок получает определенный эмоциональный тонус. Он способен радоваться многообразию цветов , восхищаться ими. Благодаря этому, его эстетическое восприятие расширяется, обогащается палитра изобразительных средств, с помощью которых он сможет более тонко выразить свои чувства и отношение в процессе создания изображения.

    Значение цветового восприятия в жизни дошкольника очень велико , так как оно создаёт фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие цветов может в дальнейшем проявляться у ребёнка в виде наблюдательности, его способности подмечать особенности предметов и явлений.

    Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. Только мы, взрослые, можем помочь детям увидеть мир красок, уловить все разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета .

    Согласно библейским сказаниям, первым человеком, увидевшим радугу, был спасшийся во время Всемирного потопа Ной. Появление на небе разноцветного чуда стало для него предвестием того, все неприятности позади и в будущем всё будет хорошо. Вероятно с того самого момента цвет стал ассоциироваться с жизнью.

    Цвет - мощное средство воздействия на человека: он оживляет и придаёт силы, приводит в восторг и ввергает в уныние, дарует счастье и навевает печаль, создаёт ощущение тепла и холода, тесноты и простора.

    Человеческий глаз способен различать около 1,5 миллиона оттенков, причём женщины в этом отношении более чувствительны, нежели мужчины, а дети и молодые люди до 25 лет различают большее количество цветов и оттенков, чем тридцатилетние и люди в возрасте.

    Учёные утверждают, что ребёнок способен воспринимать цвет не только мозгом, но и всем телом, даже кожей. Например, в комнате, где преобладают красные тона, у ребёнка (даже если у него завязаны глаза) увеличивается пульс, в жёлтой он приходит в норму, а в зелёной замедляется.

    В современной общеобразовательной школе большее внимание уделяется вопросам социальной адаптации детей в процессе их обучения, нежели цветовой гамме и гармоничности классов, хотя, безусловно, одно неотъемлемо связано с другим. От цветовой гаммы интерьера зависит и усвояемость материала, и взаимоотношения между детьми, и, возможно, успеваемость в целом. В связи с этим, актуальной становится проблема формирования цветовосприятия и цветовоспроизведения у учащихся начальных классов общеобразовательной школы, которые отличаются индивидуальными психофизиологическими особенностями восприятия цвета.

    В начальной школе обучаются дети, которые представляют собой неоднородную группу. Среди них есть школьники с недостатком развития способностей к цветовосприятию, а также с психофизиологическими особенностями видения и воспроизведения цвета. Приоритет интересов личности, для этого контингента обучаемых предполагает становление, формирование, развитие цветовосприятия, как одного из важных условий их социальной адаптации, что в полной мере может осуществляться на уроках изобразительного искусства.

    Младший школьный возраст - ответственный период в развитии детей. Это время активного формирования представлений об окружающем мире, в котором цвету отводится большое значение как важному признаку предметов и явлений. изобразительный восприятие цвет игра

    В связи с этим, актуальными становятся вопросы педагогического руководства процессами изобразительной деятельности младших школьников и, прежде всего, проблема формирования способностей к цветовосприятию.

    Особую актуальность приобретает данная проблема в связи с недостаточной разработанностью вопросов, направленных на определение педагогических условий, способов, методов эффективного формирования цветовосприятия у детей младших классов, с индивидуальными особенностями цветовосприятия.

    Учителя, работающие с младшими школьниками, часто затрудняются в организации процесса обучения изобразительному искусству детей с индивидуально-психологическими особенностями цветовосприятия. Эти трудности связаны с не разработанностью практических методик выявления индивидуально-психологических особенностей восприятия цвета, незнанием методики формирования цветовосприятия у младших школьников, отсутствием педагогически корректной оценки детских работ, выполненных учащимися с нарушениями цветовосприятия. Эти и смежные с ними вопросы не получили еще должного освещения.

    Решение названной проблемы приобретает особое значение в контексте развития личности ребенка средствами изобразительного искусства, поскольку на уроках ИЗО цвет несет в себе социально-адаптивную и коммуникативную, художественно-образную, эстетическую, эмоциональную и другие функции.

    Все вышесказанное, является обоснованием актуальности проблемы и темы исследования. В научной литературе накоплены определенные данные, позволяющие поставить и решить проблему формирования цветовосприятия у школьников начальных классов общеобразовательной школы.

    Несомненную ценность для нашего исследования представляют работы ученых физиологов С.С. Алексеева, К. Ауэра, Л. Терека, В.П. Ершакова, И. Иттена, СВ. Кравкова, Л. Лукхарда, В. Оствальда, П.А. Шеварева, исследовавших процесс восприятия цвета человеческим глазом и выявившие индивидуальные особенности цветовосприятия человеком. Вопросами ознакомления детей с цветом и обучения их элементам живописи на первоначальных этапах обучения в общеобразовательной школе уделяли внимание такие просветители и педагоги как Ян Амос Коменский, Иоганн Генрих Песталоцци и Фридрих Фребель.

    Исходя из гуманистической парадигмы образования школьников, учителям начальной школы нужно теоретически обосновать, смоделировать и экспериментально проверить процесс обучения цветовосприятию и цветовоспроизведению, который позволяет обеспечить развитие школьников, в том числе с нарушениями восприятия цвета, с тем, чтобы обеспечить их полноценное существование и деятельность.

    ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

    Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ………………….5

    1.1. Методические сведения о цвете…………………………………………….5

    1.2. Элементы цветоведения на уроках изобразительного искусства

    в начальных классах (индивидуальный подход)……………………………….8

    1.3. Методы формирования образного восприятия цвета у младших

    школьников на уроках изобразительного искусства ………………………...10

    Глава II. ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОГО ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА

    У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………..20

    2.1. Особенности структурного построения урока изобразительного

    искусства по формированию образного восприятия цвета ………………….20

    2.2. Применение сказочно-игровых методов в формировании

    образного восприятия цвета у младших школьников ………………………..23

    2.3. Эффективность методики формирования образного восприятия цвета

    на уроках изобразительного искусства у школьников 3-го класса……….…28

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..32

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..35

    ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….….38

    ВВЕДЕНИЕ

    Наука о цвете имеет немалую историю. Еще древнегреческие ученые - Демокрит, Аристотель и другие - пытались установить основные цвета, объяснить происхождение цвета тел и многих цветовых явлений. Ученик Аристотеля Теофраст написал целый специальный трактат о цветах.

    Проявляемый издавна интерес к чисто научным аспектам цвета последние десятилетия сменился интенсивным развитием всех областей науки о цвете. В целом ряде, стран имеются институты цвета, центры цвета, общества и другие группы по цвету, но преследующие одну цель - объединить национальные работы в области цвета, расширить знания о нём, централизовать и распространить информацию.

    На протяжении веков люди по-разному воспринимали и ощущали цвета. Можно предположить, что древние люди не видели всех тех цветов, которые видим мы. Полагают, что сначала научились различать более яркие цвета - красный и желтый, а затем уже синий и зеленый. Известно, например, что палитра древнегреческих живописцев состояла только из четырех красок: красной, охры, черной и белой. Постепенно палитра становилась богаче, но художники еще долго продолжали путать зеленый и синий цвета, а лиловую и фиолетовую краски стали различать еще позднее. Но это только предполо­жения.

    Немало сделано и для изучения природы цвета и его характеристик. Мир мы видим благодаря солнечному свету. Свет, излучаемый солнцем, воспринимается нами как белый. В действительности он состоит из ряда цветных лучей. Каждый предмет способен поглощать и отражать солнечный свет. Если солнечный свет, попадая на тело, полностью отражается и рассеивается, мы это тело видим бельм. Если все лучи видимой части спектра поглощаются телом, мы его видим черным. Если тело поглощает какую-либо часть лучей видимого спектра, а остальные отражает, мы видим это тело цветным, причем его цвет определяется теми цветами, которые отразились от него.

    Объектом курсовой работы является процесс формирования образного восприятия цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства.

    Предмет исследования: методика построения урока цветоведения на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

    Цель курсовой работы заключается в рассмотрении особенностей структурного построения урока изобразительного искусства по формированию образного восприятия цвета.

    Гипотеза исследования: развивать цветовосприятие у детей, на уроках изобразительного искусства, применяя различные методы и формы.

    Практическое значение курсовой работы заключается в построении урока изобразительного искусства для нового восприятия цвета у школьников 3-го класса.

    Предмет и цель исследования определили необходимость решения следующих задач:

    1. Изучить теоретические аспекты цветоведения.

    2. Определить методы формирования образного восприятия цвета у младших школьников.

    3. Изучить особенности структурного построения урока изобразительного искусства по формированию образного восприятия цвета.

    4. Ознакомиться с применением сказочно-игровых форм и методов в формировании образного восприятия цвета у младших школьников.

    5. Определить эффективность методики формирования образного восприятия цвета на уроках изобразительного искусства у школьников 3 класса.

    Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ

    1.1. Методические сведения о цвете

    Цвет имеет свои характеристики - цветовой тон, насыщенность, светлоту.

    Цветовым тоном называют качество цвета, обозначаете такими словами, как красное, оранжевое, желтое, зеленое, пурпуровое и т.д. Цветовой тон характеризует специфические особенности конкретного цвета и обусловлен тем составом лучей, которые действуют на глаз, т.е. определяется той или иной длиной волн световых лучей, которые отразились

    от предмета.

    Насыщенностью называют большую или меньшую выраженность в цвете его цветового тона, К максимально насыщенным цветам относится, в частности, спектральные цвета. А такие цвета, как белый, черный и серый, можно назвать цветами нулевой насыщенности.

    Различия по светлоте заключается в том, что одни цвета темнее, а другие светлее. Светлота цвета обуславливается яркостью раздражителя и. чувствительностью к нему глаза. Если иметь ввиду и поверхность, которая отражает свет, то в этом случае светлота цвета определяется коэффициентом отражения лучей, падающих на данную поверхность. Так светлые поверхности гораздо больше отражают световых лучей и сравнительно мало поглощают, а темные предметы, наоборот, много поглощают и очень мало лучей отражают.

    Благодаря качественным характеристикам цвета - цветовому тону, насыщенности и светлоте - все зрительные ощущения цветов можно разделить на две группы. Первую группу составляют цвета, отличающиеся друг от друга только по светлоте, так называемые ахроматические цвета, сюда входят черный, белый и все серые от самого темного до самого светлого.

    Вторую составляю хроматические цвета, отличающиеся друг от друга цветовым тоном, насыщенностью. Сюда входят все остальные цвета: красный, оранжевый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый и

    Научившись создавать краски, человек получил необычайную возможность украшать и преображать себя.

    Народное творчество, являясь верным хранителем старинных традиций, показывают, какую важную роль играет цвет в костюмах различных народов. Наиболее распространенные понятие о красоте в народной эстетике связаны с цветом; они нашли отражение не только в народном декоративно-прикладном искусстве, но и в метафорах, например, русского фольклора, таких как "красный молодец", "красна девица", "ясно солнышко", "сине море" и других. Смена дня и ночи, чередование времен года, солнце, луна и звезды создавали у человека определенное светоощущение.

    Любой цвет в той или иной степени способен оказывать психологическое воздействие на человека. Вычленим общепризнанные цветовые ассоциации, возникающие при восприятии изолированного цвета, а также их значение:

    1. Весовые: легкие и тяжелые цвета.

    2. Температурные: теплые и холодные.

    3. Фактурные: гладкие, колючие, мягкие.

    4. Акустические: тихие, громкие, глухие, звонкие и пр.

    5. Пространственные: выступающие и отступающие цвета.

    А также эмоциональные ассоциации, вызываемые цветами:

    1. Позитивные: веселые, бодрые, лирические, приятные.

    2. Негативные: грустные, трагические, злые.

    3. Нейтральные: спокойные, безразличные, уравновешенные.

    Учитывая психологическое воздействие цветов, можно дать определенную характеристику любому цвету.

    Так, желтый цвет - легкий, теплый, гладкий, звонкий, добрый, привлекательный. Красный (пурпуровый) - тяжелый, колючий, звонкий, возбуждающий, оживляющий, активный, энергичный, богат ассоциациями. Однако любая абсолютизация и канонизация, даже имевшая достаточные основания в прошлые века, выглядит достаточно спорной и сомнительной.

    Выбор красок, которыми пользуется художник, вместе с излюбленными смесями образуют его палитру. Художник-живописец должен хорошо знать свою палитру. Этим и объясняют попытки привлечь для понимания одной из сторон творческого процесса цветовой круг. Художник видит в цветовом круге аналогию своей интеллектуально постигнутой палитры. Но цветовой круг и палитра художника - это разные вещи. Палитра не содержит чисто спектральных цветов. Палитра – это своеобразный цветовой "словарь", ограниченный по сравнению с полным множеством красок и мощный со стороны изобразительных и выразительных возможностей.

    Известно, что живописец почти никогда не пользуется широким набором красок. Он стремится перевести бесконечное многообразие красок природы на ограниченный словарь своей палитры. Как показывают некоторые поздние холсты величайшего колориста итальянского Возрождения Тициана, палитра может быть очень скупой и вместе с тем очень мощной. Способ нанесения краски тесно связан с впечатлением от неё. Рыхлое, плотное или прозрачное нанесение краски меняет цвет даже в тех случаях, когда сама краска не изменяется.

    Известное положение о том, что художник пишет отношениями,

    предполагает меру развитости у него цветовой чувствительности и умение создать на картине различные технологические приёмы, свой особый "цветовой строй". И именно в таком " цветовом строе", вытекающем прежде всего из образного строя картины, реализуется выразительная и объединяющая сила цвета. В картине, построенной по цвету, мы видим силы внутреннего сплетения пятен и их взаимного влияния. Удаление какого-либо пятна из такой картины невозможно, это сразу же повлекло бы заметное изменение цвета других пятен, изменившего цветового построения.

Рассказать друзьям