Семейные отношения в пожилом возрасте. Тяжелые утраты в позднем возрасте

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Все мы когда-то в той или иной степени испытывали чувство горя или переживали тяжелую утрату. В отношении пожилых людей ситуации потерь и горя более драматичны: одному из членов каждой пожилой супружеской пары придется смириться с потерей супруга или супруги.

Многими авторами признается, что люди позднего возраста больше подвержены риску переживания тяжелых утрат, чем молодые люди. Для пожилых становится очевидным, что жизнь не беспредельна, ограниченна, времени остается мало. Не все утраты и потери могут быть чем-то компенсированы.

Пожилые вынуждены смириться с тем, что в их годы постоянно приходится иметь дело со смертью близких для них людей. Среди других источников горя, наиболее значимых для пожилых, выделяют потерю работы, связанную с их физическим состоянием. Проблема потери работы волнует пожилых в том случае, если они не желают ее оставлять. Чаще пожилые уже не работают в силу своих возрастных особенностей, связанных со здоровьем. Они часто лишаются зрения, слуха, подвижности, устойчивости.

В литературе известен феномен «чрезмерной нагрузки от тяжести утраты». Это происходит в ситуации смерти своего близкого, когда пожилой человек не успевает оправиться от нее и снова теряет кого-то. Восстанавливающих сил организма может оказаться недостаточно. Несмотря на увеличение потерь и источников горя в позднем возрасте, в литературе встречается мнение, что старики переживают горе легче, чем люди среднего возраста.

Тематика изучения проблем смерти, отношения к ней, тяжелых потерь и горя в разных возрастных периодах остается пока одной из малоизученных. Тем не менее можно выделить несколько характерных ситуаций, в которых пожилой человек внезапно для него становится сиротой, вдовцом/вдовой, теряет ребенка или даже внука [Калиш, 1977].

В первой ситуации (пожилой как сирота) можно предположить, что родителям пожилых не менее 80 - 85 лет, они имеют хронические болезни и поэтому их смерть не является неожиданностью. Часто эти обстоятельства несколько уменьшают горе при потере. Предвиденное, ожидаемое горе облегчает переживания, так как остающийся один «пожилой ребенок» не строит уже никаких планов на будущее, связанных с родителями. Поэтому их смерть для «пожилого ребенка» не носит разрушающего характера, хотя утрата очень болезненна.

Несколько непривычен термин «пожилой ребенок – сирота», однако чувство горестного одиночества посещает человека в любом возрасте. После смерти родителя «пожилой ребенок» становится старшим в семье. Это означает для него, во-первых, принятие ответственности за семью. Во-вторых, возможно появление мысли о том, что следующим умрет он. «Какой урок я получила от потери матери, которую я знала почти 60 лет? Я часто испытываю чувство одиночества, несмотря на то, что у меня есть дети. Я чувствую свою смертность», – пишет Б.Геневей [Геневей, 1998. – С. 72], психогеронтолог, потеряв свою мать в 60 лет.

«Пожилые дети» после смерти родителя/ей действительно испытывают чувство потери, однако их повседневная жизнь меняется минимально: скончавшийся родитель, вероятно, уже не принимал участия в финансовой и хозяйственно-бытовой деятельности в семье. Чаще всего роль умершего сводилась к поддержанию традиций и целостности семьи, престарелый родитель требовал много внимания и материальных затрат при небольшой отдаче. Однако нужно подчеркнуть, что такая интерпретация не означает денежной оценки человека, а характеризует природную реакцию на потерю члена семьи.

Во второй ситуации (пожилой как вдовец/вдова) смерть супруга/и меняет весь образ жизни пожилого: теряются «чувство локтя», объект любви и заботы, появляются возможность ухудшения финансового положения и необходимость в одиночку выполнять все хозяйственные дела. Тягостное переживание смерти своего супруга/супруги достаточно распространено и нередко становится причиной болезни. Уменьшается возможность физических контактов, не удовлетворяется потребность в ответном внимании. Возможно появление страхов, например: вдруг я упаду, сломаю бедро и меня никто не найдет? А если найдет, то через сколько времени? Кто меня будет сопровождать, если мне понадобится выйти в темное время суток? Пожилые люди, потерявшие супруга или супругу, сталкиваются с многочисленными проблемами. Они испытывают чувства печали, вины, гнева, отчаяния и беспомощности. Они задаются вопросами «почему?» и «что я буду делать дальше?» Поэтому как вдовы, так и вдовцы подвержены большему риску заболеть и умереть вслед за партнером, чем люди такого же возраста, но состоящие в браке. По мнению некоторых авторов, такой риск особенно характерен для первых полгода после утраты и определяют пренебрежение к себе, суицид и сердечный приступ как важные факторы. У вдовцов смерть иногда наступает из-за болезни, которой страдали их жены.

Пожилой вдовец/вдова стоит перед проблемой строить свою жизнь в другом обществе, в другой социальной ситуации. Когда один из пожилых супругов умирает, происходит ломка человеческих отношений, продолжавшихся десятилетиями, от которых остались многочисленные воспоминания и ассоциации. Смерть супруга/и, так же как и смерть родителей, напоминает пожилому человеку о его уязвимости. Это обычно наносит тяжелый удар по повседневной жизни и чувствам овдовевшего.

Однако иногда подобная утрата сопровождается сильным чувством облегчения, так как появляется возможность выбора нового супруга. Обычно это касается случаев, когда брак был неудачным и смерть стала освобождением для оставшегося в живых супруга или умерший болел так долго и тяжела, что уход за ним был очень обременительным для партнера.

Третья сложная и тяжелая ситуация (пожилой, потерявший своего ребенка) имеет несколько аспектов. С одной стороны, дети в современном западном мире, как правило, не посвящают в свою жизнь родителей, у них нет чувства единой семьи, характерного для традиционного патриархального общества. Степень влияния смерти ребенка на жизнь пожилого родителя индивидуальна. Возможно, что жизнь пожилых, живущих отдельно от своих детей, меняется в этом случае незначительно. Часто пожилые после смерти ребенка переключают свое внимание на других детей, невесток, зятьев, внуков. Они помогают им материально, по хозяйству, сидят с детьми.

С другой стороны, эмоциональный удар от смерти взрослого ребенка обычно очень велик. Потеря мечты, надежд, каких-то ожиданий для пожилого несравнимы с потерей детей. Это как бы означает для него лишение права жить дальше. Хотя логическому объяснению такое мнение пожилого, перенесшего утрату ребенка, не поддается, оно всегда присутствует в его сознании. Старики, потерявшие детей, под тяжестью безысходности и утраты чувствуют себя обманутыми временем.

Все вышесказанное о значении потери детей для пожилых еще больше справедливо по отношению к последней ситуации (пожилой, потерявший внука) – смерти внуков. Как переживает смерть внука дед или бабушка, насколько сильна их скорбь? Что происходит, если между ними была эмоциональная близость или ее совсем не было? Какова зависимость горечи утраты от возраста умерших внуков? Найти ответы на эти вопросы очень трудно, если не сказать – невозможно. Эта проблема, в отличие от предыдущей (смерть детей), практически не рассматривается в научной литературе, исследования по этой теме не проводились.

Чувство горя, сопровождающее потерю, – важная часть жизни. Значение смерти неодинаково для разных возрастных групп. Вероятно, нельзя переносить общие стереотипы на всех, невозможно сказать, насколько сильно чувство потери для пожилого человека, старика. Это зависит от его возраста, его эмоциональной близости с умершим, от качества родственных связей. К сожалению, публикаций на эту тему очень мало, практически нет описания клинических случаев. Возможно, что особенности частных случаев людей позднего возраста относились к результатам по средневозрастной группе. Поэтому закономерности и уникальность переживаний тяжелых потерь пожилыми людьми до недавнего времени не привлекали внимания ученых.

Работа по преодолению горя

Продолжительность реакции горя, очевидно, определяется тем, насколько успешно индивид осуществляет работу горя, а именно, выходит из состояния крайней зависимости от умершего, вновь приспосабливается к окружающему, в котором потерянного лица (или фактора) больше нет, и формирует новые отношения. Одно из самых больших препятствий в этой работе состоит в том, что многие горюющие люди пытаются избежать сильного страдания, связанного с переживанием горя, и уклониться от выражения эмоций, необходимого для этого переживания. По мнению специалистов, они должны принять необходимость переживания горя, и только тогда они будут способны смириться с болью тяжелой утраты. В литературе описаны случаи, когда иногда лица, испытавшие тяжелую потерю, проявляют враждебное отношение к психиатру, близким, врачам, не желая ничего слышать об умершем и довольно грубо обрывают вопросы. Но в конечном итоге они решаются принять процесс горя и отдаются воспоминаниям об умершем. После этого наступает быстрый спад напряжения, встречи с психиатром превращаются в довольно оживленные беседы, в которых образ умершего идеализируется, и происходит переоценка опасений относительно будущего приспособления.

Избавление от скорби, горя, как считают некоторые авторы, – это не простой «возврат к исходному» уровню функционирования. Есть мнение среди специалистов, что «приспособление» к утрате – лучший термин, нежели «избавление от скорби». Большинство потерявших близких людей перестают горевать год-два спустя после их смерти, а другие (меньшинство) продолжают скорбеть, и признаки печали могут сохраняться до конца жизни даже для людей, свыкшихся с потерей близких. Если есть сильная привязанность к ушедшему любимому человеку, эмоциональное переживание, вероятней всего, будет длиться всю жизнь. Приспособление особенно трудно в случае безвременной кончины и при несчастных случаях.

Одним из методов «преодоления горя» (в литературе встречается также термин «тяжелой утраты») является групповая работа, в таких группах определенные факторы помогают человеку справиться с горем [Сатина, 2000]. Вот некоторые из них:

внушение надежды;

принятие;

уменьшение социальной изоляции;

помощь в поиске новой идентичности и нового смысла жизни;

поддержка;

катарсис;

избавление от страхов;

приобретение новых навыков и обмен опытом;

участие в групповом процессе;

работа с сильными переживаниями;

возможность помочь другим.

Наиболее очевидной помощью, которая может быть оказана пожилым людям в группах «тяжелой утраты», является социальная поддержка. Овдовевшие люди получают достаточную социальную поддержку от семьи и друзей в течение трех или четырех недель после печального события, но потом она ослабевает. Некоторые пожилые люди говорят о том, что спустя значительное время родные и друзья помогают и звонят гораздо меньше и поэтому возникает сильнейшее чувство одиночества. По мнению других участников групп, друзья и знакомые начинают умышленно меньше общаться с ними, как бы из страха, что если они проводят время с человеком, пережившим такую трагедию, то это может произойти и с ними. Или, по крайней мере, это напоминает им об их собственной уязвимости по отношению к такой потере и так их пугает, что они избегают встречаться со своими собственными страхами. Некоторые пожилые люди имеют очень мало родственников, и супруг или супруга являются их единственной опорой. Социальная поддержка, оказываемая в группах «тяжелой утраты», может помочь пожилым людям уменьшить часто испытываемые ими чувства одиночества и изолированности.

В дополнение к социальной поддержке группа «тяжелой утраты» дает ощущение принятия. Спустя некоторое время пожилые люди начинают чувствовать, что их тяжелые переживания не принимают родные и друзья. Некоторые из нихдаже заявляют о том, что пора бы прекратить плакать и преодолеть горе. Общество таким образом посылает сообщение, что уже необходимо перестать горевать или, по крайней мере, держать свое горе при себе. Такие сигналы, может быть, происходят оттого, что люди, окружающие переживающего утрату человека, не хотят задумываться о собственной уязвимости и смерти. Терапевтическая группа предоставляет «безопасное убежище», где можно быть самим собой среди понимающих и сопереживающих людей. Таким образом, предоставление человеку места, где он может выразить свое горе и печаль без осуждения со стороны других, может сыграть терапевтическую роль и освободить его от тяжелых переживаний.

Пребывание среди людей, которые пережили то же самое и могут понять переживания другого, трудно переоценить. Когда поддерживают и принимают чувства страдающего пожилого человека, это способствует нормальному процессу переживания им тяжелой утраты.

Тот момент, когда в группе пожилой человек может свободно проявить себя, не боясь осуждения и оценки со стороны других людей, можно считать началом исцеления. Одним из самых мощных исцеляющих факторов для пожилых людей является происходящее исподволь внушение надежды, что со временем страдание и боль покинут сердце, что когда-нибудь они снова будут улыбаться и радоваться жизни. Польза групповой работы состоит в том, что новички и люди, не так давно пришедшие в группу, могут видеть тех ее членов, кто уже далеко продвинулся в процессе переживания утраты.

Другое преимущество групповой работы состоит в том, что группа может оказывать людям поддержку и поощрение в трудных начинаниях. Иногда члены группы неспособны заметить свои успехи до тех пор, пока другие не обратят на это их внимание. Работа в группе также позволяет людям увидеть, как далеко они продвинулись, так как новые члены, вступающие в группу, находятся на уже пройденной ими стадии переживания утраты.

Согласно К.Сандерс {Sanders), подобная группа может предоставить своим членам три вида поддержки: инструментальную, эмоциональную и оправдывающую. Инструментальная поддержка состоит в том, чтобы дать представление о практических способах действия, основываясь на чьем-то опыте. Горе действует на людей так сильно, что они часто приходят в замешательство и не знают, как справиться с проблемами, начиная от похорон и установки памятника на могиле и заканчивая заменой электрической лампочки. Те члены группы, кому уже пришлось справиться со многими трудностями, рассказывают о том, какие способы решения проблем существуют, и помогают другим сделать свой выбор.

Другие виды инструментальной поддержки: от обсуждения способов совладания с одиночеством до обсуждения того, что делать с оставшимися после умершего одеждой и имуществом. В группах «тяжелой утраты» вместе обсуждают подобные ситуации, при этом никто не чувствует себя «третьим лишним». Им всем пришлось столкнуться с трудностями адаптации одинокого человека к сообществу пожилых людей, большинство из них составляют супружеские пары. Полезными являются советы, которые одни члены группы могут дать другим, основываясь на собственном опыте, а также способность членов группы обсуждать эти вопросы и обнаружить, что подобные проблемы испытывают не они одни.

Эмоциональная поддержка (второй тип) – основная нагрузка при работе с горем. Группа может дать эмоциональную поддержку, выслушивая тяжело страдающего человека и позволяя неоднократно обсуждать смерть близкого человека без осуждения, дает возможность человеку плакать и свободно выражать свои чувства, что облегчает процесс его горевания. Члены группы испытывают эмпа-тию по отношению к говорящему, так как они переживают или пережили то же самое. И эта действенная эмоциональная поддержка облегчает труднейшие эмоциональные переживания.

Одна из самых сильных эмоций, которые проявляются в различных формах у пожилых людей, работающих в группе, – это чувство вины. Вина может быть защитой от чувства гнева, ибо несмотря на то что все возможное и невозможное было сделано для спасения любимого человека, он все-таки ушел из жизни. Группа может оказать очень большую помощь при избавлении от чувства вины. М. Ко-эн {Cohen) обнаружил, что члены группы придавали гораздо больше значения словам друг друга, чем терапевта, так как их товарищи сами прошли через тяжелую потерю, переживание горя. Они могут рассказать о чувстве вины, пережитом ими в подобных ситуациях, и тем самым помочь другим членам группы преодолеть его.

Другая сильная эмоция, проявляющаяся в группе, это гнев. Гнев может варьировать от конкретных претензий, например к супругу-алкоголику, умершему от цирроза печени, или курильщику, умершему от рака легких, несмотря на настоятельные советы врача бросить курить, до более экзистенциальных претензий к жизни, к судьбе или Богу. Гнев может быть направлен на любимого человека, на доктора, семью, друзей или кого-то еще. На групповой встрече гнев может быть перенесен на какого-нибудь члена группы, напоминающего супруга или супругу.

Третий тип – оправдывающая поддержка. Она состоит в том, что группа нормализует процесс переживания горя у своих членов и дает им знать, чего ожидать в дальнейшем. Этот вид поддержки помогает уменьшить страхи членов группы. Часто страдающий человек боится «сойти с ума», так как он как бы видит или слышит своего супруга/супругу, смущается и с трудом концентрируется. Группа может убедить этого человека, что все это – нормальные реакции в процессе переживания тяжелой утраты и со временем они пройдут.

Занятия в группах «тяжелой утраты» дают, возможность страдающим людям узнать про то, что может ожидать их дальше, – о стадиях переживания утраты, симптомах. Это дает членам группы чувство контроля над ситуацией, в которой они находятся.

Часто люди находят облегчение уже от самого факта, что они не одиноки в своих переживаниях. Участники группы извлекают большую практическую пользу от обмена опытом и обсуждения сходных проблем: от способов борьбы с бессонницей до «за и против» применения антидепрессантов и лекарств, чтобы избавиться от чувства тревоги и беспокойства.

Большое преимущество групповой терапии для пожилых людей, переживающих тяжелую утрату, в противоположность индивидуальной терапии, – это вовлечение членов группы в процесс эмоциональной поддержки и сопереживания другим. Когда члены группы способны отрешиться от своих проблем и протянуть руку помощи другим, эмоционально их поддерживая, говоря «я чувствую то же самое» или давая практические советы, у них появляется уверенность, что они еще могут кому-то помочь, а значит жизнь продолжается.

Большинство пожилых людей, посещающих группы «тяжелой утраты», – женщины. Большая часть женщин в группах, руководимых М. Коэном, занимались домашним хозяйством в своих семьях и идентифицировали себя только с ними. Идентификация усиливалась, если женщины принимали участие в медицинском уходе за своими мужьями в конце их жизни. Когда эта необходимость отпала (после смерти мужа), они почувствовали потерю идентичности. Поэтому присутствие в группе дает терапевтический эффект, так как пожилые женщины могут заботиться о других членах группы и сохранить свою идентичность, помогая другим или выполняя работу волонтера.

Утрата семейных ролей и попытки найти новую идентичность влияют на переживающего тяжелую утрату человека: потеря старых ролей приводит к чувству беспомощности и неадекватности, так как некоторые черты, определяющие идентичность личности, исчезли или изменились. Поиск новой идентичности и нового смысла становится актуальной темой. Многие члены группы принадлежат семьям с традиционным распределением ролей. Женщины готовят, стирают и заняты социальным планированием. Мужчины распоряжаются денежными средствами, водят машину и занимаются всей техникой, вплоть до ремонта. Когда супруг/супруга умирает, оставшийся в живых ищет возможность научиться тому, за что отвечал другой. Члены группы поддерживают попытки освоить новые роли и убеждают каждого, что он знает достаточно много о том, как выполнить работу вместо супруга/супруги, так как многократно наблюдал за этим процессом. Потери привычных ролей сопровождаются, как правило, поиском нового смысла жизни и путей к тому, чтобы снова обрести радость жизни.

Группа предоставляет новые возможности для социализации, приобретения друзей и развития взаимной поддержки.

Проблема переживания тяжелой утраты в пожилом возрасте достаточно продуктивно решается с помощью групповой терапии. Это не значит, что индивидуальная терапия не столь успешна, но существуют определенные терапевтические воздействия, которые могут происходить только в группе. Это сильная социальная поддержка ровесников и благоприятные возможности для социализации, которые могут уменьшить чувство изоляции и помочь другим принять процесс переживания горя, обменяться опытом и убедиться, что со временем страдание уменьшается, и интерес к жизни может и должен быть возвращен. Групповая терапия обеспечивает людям способы самовыражения даже в моменты тяжелых душевных переживаний приобретения новых ролей и навыков.

Популяция пожилых людей постоянно увеличивается, поэтому для терапевта важно знать, что групповая терапия – не только продуктивный с точки зрения стоимости и времени метод лечения, но и что этот вид терапии является действительно эффективным методом для помощи пожилым людям, переживающим тяжелую потерю близкого человека.

Поздняя любовь

и особенности сексуальных отношений

Поздняя любовь может и должна сохранить радость общения, в том числе и сексуального. Однако суще-ствует много мифов, связанных с ослаблением и даже полной потерей сексуальности в старшем возрасте. Печально при этом еще и то, что пред-взятые подходы распространены не только среди молодых, но среди пожилых людей.

Значительная часть общества полагает, что пожилые не испытывают никаких сексуальных желаний и интереса, что они не спо-собны заниматься сексом, даже если у них появляется желание, что они физически недостаточно привлека-тельны, чтобы вызвать сексуальное желание, что они недостаточно здоро-вы, и секс может причинить им вред.

Наиболее консервативные люди счи-тают, что сексуальная жизнь в пожи-лом возрасте является чуть ли не извращением. Вопреки такому мнению большин-ство сексологов не признает автомати-ческого ограничения сексуальных интересов по мере старения.

Исследования

Одним из первых бросил вызов устоявшимся взглядам Альфред Кинсей из Филадельфии. По результатам его исследования большинство муж-чин в возрасте 60 лет сохраняли сек-суальную способность. Для женщин тоже оказалось характерным продле-ние сексуальности вплоть до очень поздних лет жизни.

При общем сохранении инте-реса к сексуальному общению были отмечены и значительные индиви-дуальные различия. По мере старения наблюдалось не снижение сексуаль-ного интереса, а возрастание несо-ответствия между сексуальным инте-ресом и его проявлением — сексуаль-ной активностью. Возрастные колеба-ния сексуальной активности среди мужчин по мере старения были боль-ше, чем среди женщин. Снижение сек-суальности было связано не только со старением, но и с применением некото-рых гипотензивных (снижающих давле-ние крови) и сердечных препаратов, одновременно влияющих и на психику, — таких, как резерпин, клофелин и др.

Главными показателями, по которым сравнивались изменения сек-суальности по мере старения, счита-лись сексуальный интерес, яркость сексуальных переживаний (сексуаль-ное удовольствие) и частота и регуляр-ность сексуальных актов. Чем выше были эти показатели в прошлом, тем лучше они сохранялись и в пожилом возрасте. Вместе с тем у женщин сохранение сексуальности с возрастом в большей степени зависело от семей-ного положения, чем у мужчин. Опти-мальная сексуальная активность у них провлялась с партнерами по браку, они не выражали сексуального интереса к другим мужчинам.

Третьим примечательным исследо-ванием можно назвать исследование Мастерса и Джонсона из Исследова-тельского фонда репродуктивной био-логии в Сан-Луисе, Миссисипи. Они представили первую важную информа-цию о физиологических изменениях, протекающих в сексуальной сфере человека по мере старения. Главный вывод из этого исследования заклю-чался в том, что мужчины и женщины, сохраняющие хорошее здоровье, вполне способны вести удовлетворя-ющую их сексуальную жизнь в 70-лет-нем возрасте и старше. Они также подтвердили практические выводы Пфайфера и Дэвиса о том, что те люди, которые проявляли выражен-ный сексуальный интерес и активность в молодом и зрелом возрасте, обычно проявляют их и в пожилом возрасте. Наиболее важным обоснованием сни-жения сексуальной функции у старе-ющих мужчин является не физиологи-ческая, а скорее психологическая при-чина — тревога за свою возможную сексуальную несостоятельность, или, проще говоря, страх перед неудачей.

По данным Мастерса и Джонсона, в своем сексуальном поведении оба пола находятся в большой зависимо-сти от взглядов окружающих на нормы поведения в сексе, от уровня образованности и осведомленности в вопро-сах секса, а также от знания о возмож-ных последствиях подавления и пре-кращения сексуальной активности для их здоровья.


Мужчины...

Репродуктивная система 60—80-летних мужчин отличается от той, которая была у них в возрасте 20—50 лет. Однако снижение сексуальной функции с возрастом вовсе не озна-чает потерю сексуального интереса и сексуальной активности.

Выработка гормона тестостерона в старшем возрасте продолжается. Тестостерон вырабатывается у муж-чин в достаточном количестве до более позднего возраста, чем эстроген у женщин. Его уровень остается пора-зительно высоким даже в преклонные годы. Однако по мере старения проис-ходит снижение чувствительности генитальных тканей на воздействие тестостерона. Постепенное снижение сексуальной энергии, мышечной силы и жизнеспособности спермы — все это является следствием снижения чув-ствительности организма к тестосте-рону. Семенные канальцы утолщают-ся, нарушается выработка спермы. Поскольку предстательная железа увеличивается, ее сократительная способность ослабевает. Происходит уменьшение объема и вязкости семен-ной жидкости и падение эякуляторной силы. Однако ни одно из этих измене-ний в отдельности само по себе не важно, но все они в совокупности ока-зывают влияние на проявление муж-ской сексуальности.

Возбуждение нарастает медленнее. Интенсивность и продолжительность сексуального прилива и непроизвольных спазмов снижается. Эрекция устанавливается медленнее, стимулируется массированием области мошонки и яичек.

Фаза плато обычно продолжается дольше, чем в молодости, с минималь-ным сосудистым набуханием яичек.

Продолжительность фазы оргазма становится короче» У более пожилых мужчин один или два выброса эяку-лята могут завершить фазу оргазма. Оргазм может и не сопровождаться выделением эякулята.

Продолжительность фазы разре-шения после напряжения в пожилом возрасте может продолжаться от нес-кольких минут, как это бывает у моло-дых мужчин, до 12—24 часов. У пожи-лых мужчин возвращение пениса в рас-слабленное состояние может происхо-дить за несколько секунд (у юношей на это уходят минуты и даже часы).

Однако мужчины пожилого воз-раста обладают рядом преимуществ по сравнению с молодыми любовниками. В связи с тем что возбуждение у них происходит медленнее, мужчины стар-шего возраста более склонны к любов-ной игре. Пожилые мужчины менее опасаются преждевременного оргаз-ма, их не подгоняет неудержимое стремление к скорейшей эякуляции, как это случается с молодыми людьми. Мужчины старшего возраста лучше управляют собой, могут дольше про-должать половой акт. Все это позво-ляет им быть более искусными любов-ными партнерами.

Иногда сексуальная активность в старшем возрасте выражается только в любовной игре, принося полное удов-летворение и радость обоим партне-рам.


Женщины

Физиологические изменения в организме женщины при старении вызыва-ются уменьшением выработки гормо-нов эстрогена и прогестерона после менопаузы (климакса). Вагинальная стенка становится менее эластичной, вагина несколько укорачивается и сужается. Примерно через пять лет после менопаузы ослабляется выделе-ние вагинального секрета при сек-суальном возбуждении. В некоторых случаях из-за этого коитус у пожилых женщин может стать несколько болез-ненным. Матка и яичники уменьша-ются до их дополовозрелого размера. Несколько уменьшается в размерах и сам клитор. Но при этом не снижается сексуальная чувствительность, а это главное.

По мере старения у женщин посте-пенно замедляется физиологический отклик на сексуальную стимуляцию. Следовательно, пожилая женщина нуждается в более продолжительном и интенсивном сексуальном возбужде-нии. Но несмотря на эти физиологичес-кие изменения, все фазы сексуального переживания при половом акте могут сохраняться.

Фаза возбуждения (период выделе-ния секрета) возрастает с 15—20 секунд в молодости до 5 минут и бо-лее. Мужчины обычно этого не ощу-щают, так как с возрастом у них увели-чивается период наступления эрекции.

В фазе плато непроизвольный подъем матки уменьшается.

Продолжительность фазы оргазма в возрасте от 50 до 70 лет уменьшает-ся. Сокращения матки во время ор-газма отличаются от прежних толь-ко тем, что они менее ритмичны и не-сколько спастичны.

Фаза разрешения у пожилых жен-щин происходит примерно так же, как и у молодых.

При всем этом сексуальная заинте-ресованность у женщин в пожилом воз-расте часто даже возрастает. У боль-шинства женщин во время менопаузы и после нее сохраняется способность к множественному оргазму, особенно если они сохранили в хорошем состо-янии свое здоровье и получают регу-лярную эффективную сексуальную стимуляцию.

Барьеры

Если активный сексуальный инте-рес и сексуальная потенция при старе-нии людей сохраняются, то какие же факторы приводят к формированию представления о бесполой, импотент-ной старости, бытующего в обществе? Как ни удивительно, это те же факто-ры, которые влияют на сексуальность в любом возрасте.

Более поздние исследования Мастерса и Джонсона, о которых уже упо-миналось, позволили выделить по крайней мере 6 различных факторов, которые ответственны за снижение сексуальности (преимущественно у мужчин):

1. Монотонность и однообразие сексуального общения (превращающегося порой в скучную обязанность).

2. Озабоченность материальными проблемами.

3. Умственная (душевная, психичес-кая) или физическая усталость.

4. Обильная еда, перегрузка орга-низма пищей и спиртными напитками (наиболее часто этот фактор является вторичной причиной импотенции у 40— 50-летних мужчин).

5. Физическое или психическое утомление партнера, его пассивность.

6. Страх перед возможностью сек-суальной неудачи.

Английский сексолог Черстон обра-щал внимание на то, что нормальному сексуальному общению в старшем воз-расте чаще всего препятствуют эмоциональные, а не физиологические затруднения. Мужчины испытывают страх перед операцией на предста-тельной железе, женщины — по поводу предстоящего удаления матки, что повышает их озабоченность сохра-нением сексуальности. Однако эти опасения не обоснованы. По данным американских ученых Паттерсона и Крейга, более 80% мужчин, которые подвергались операции на предста-тельной железе, и не менее 70% жен-щин после удаления матки сохраняли потенцию и испытывали сексуальное наслаждение.

Одиночные случаи ситуационной импотенции могут так сильно встрево-жить пожилого человека, что он готов полностью прекратить попытки прояв-ления сексуальной активности. Более того, он может принять сексуальную неудачу, вызванную неблагоприят-ными обстоятельствами, за полную потерю сексуальной потенции в связи со старостью.

Одним из часто встречающихся барьеров на пути сексуальности у пожилых людей является продолжи-тельная болезнь супруга. Сочетание неблагоприятных факторов может быть причиной вторичной (не физиоло-гической) импотенции при вдовстве. В повторном браке сексуальные затруд-нения могут быть связаны с психологи-ческими переживаниями, вызванными чувством вины перед ушедшим из жизни супругом, много лет разделяв-шим брачное ложе, и необходимостью менять привычные формы проявления сексуальности с новым супругом. Здесь на помощь могут прийти психоте-рапия, позитивная установка на успех.

Очень важна гигиена сексуального поведения, профилактика раннего сек-суального старения. Когда оба парт-нера будут знать, в чем состоят нор-мальные возрастные изменения сек-суальности, они будут совершать меньше ошибок, более терпимо отно-ситься друг к другу, избавляя себя и партнера от ложных опасений, так часто стоящих на пути к успешной сек-суальной жизни.

С возрастом партнеры должны быть более внимательны и чувстви-тельны к разнообразным проявлениям сексуального интереса — прикоснове-ниям, ласкам, взглядам. Необходимо внести коррективы и в свой режим дня с учетом изменения суточного био-ритма в пожилом возрасте. Например, повышенная гормональная активность в предутренние часы увеличивает привлекательность занятий сексом в это время, после чего можно позво-лить себе расслабиться и поспать еще немного. Удобным для сексуальной активности может быть и время после дневного сна, особенно если один из партнеров или оба легко устают.

Американский сексолог Григгс обращает внимание на особое значе-ние соблюдения сексуального этикета в старшем возрасте, учитывая повы-шенную чувствительность и психологи-ческую ранимость пожилых людей. Сексуальные отношения только выигрывают, если оба партнера стара-тельно поощряют сексуальный инте-рес и активность друг друга, действи-ями и словами сообщают о своем сек-суальном удовольствии, интересуются, насколько удовлетворен партнер.

Пожилым людях с хроническими болезнями, особенно с сердечно-сосу-дистыми, диабетом и др., следует соб-людать осторожность при возобновле-нии активной половой жизни после длительного перерыва, связанного с болезнью. Однако опасения не должны перерастать в боязнь или приводить к прекращению сексуальной жизни.

В любом возрасте люди нуждаются в проявлении любви, внимания, нежно-сти, ласки, заботы, и пожилые люди могут пользоваться всеми радостями жизни и проявлениями чувств в соответствии со своими духовными и физиологическими возможностями и потребностями.

Можно ли стать классиком, сохраняя инкогнито? Невероят­но! Бывает. Незнакомка из теледискуссии произнесла фразу, ставшую нарицательной без имени автора. Женщина, проснув­шись утром, не стала знаменитой, а фраза, как гоголевский нос, гуляет из статьи в статью, ее повторяют сатирики и сексологи: «У нас секса нет!».

Если под сексом подразумевать половой акт, направленный на продолжение рода, то автор фразы просто играла роль инже­ню, как говорят старые театралы, изображала наивную девуш­ку. Но если понимать, что секс - это неотъемлемая составная часть культуры, совокупность телесных, психических и соци­альных процессов и отношений, то женщина, скорее всего инту­итивно, обозначила объективную реальность, господствующую в обществе точку зрения.

Наука, изучающая половые взаимоотношения в их физиоло­гическом, психологическом и социальном аспектах, называется сексологией. Она интегрирует широкий спектр знаний: меди­цинских, психологических, социологических, философских, исторических, религиоведческих. Впервые термин «сексология» для обозначения специальной области науки ввел русский фи­лософ Василий Розанов.

В сознании огромного числа людей, особенно старших поколений, секс предстает как нечто непристойное, унизительное, с множеством ложных представлений и табу. Свой отпечаток на их сознание наложили христианская мораль и установки советского времени. И то, и другое антисексуально, все телесное считается или низменным и греховным, или не соответствующим мораль­ному кодексу строителя коммунизма. Брак необходим только для продолжения рода, причем такого, как в кинофильме «Семья Жур­биных», где каждый член семьи - передовик производства, и только случайно, для интриги, затесался в примаки прохвост-ан­тиобщественник. В самых ярких фильмах и романах соцреализма устами женщин всегда проповедовался принцип: «Прежде думай о Плане, а потом обо мне». А учебные пособия «по проблемам любви, семьи и брака» начинались с железного афоризма: «Креп­ка семья - крепка держава». Важно заметить, что основатели на­учного атеизма отнюдь не были аскетами и были so много раз честнее и, безусловно, умнее, чем их невежественные толковате­ли. Энгельс писал «о безнравственности всякого брака, не по­коящегося на взаимной половой любви». Ханжески-пуританские установки христианской церкви и советской власти, находясь во взаимной неприязни, были едины в одном: половая жизнь не­совместима с самореализацией личности в сфере труда.

Отличие человеческой сексуальности от репродуктивной функции мира животных как раз и состоит в социализации этого чувства, его отделении от первоначальной биологической цели и превращении в цивилизационную особенность человека - воз­можность любви между мужчиной и женщиной. Духовное об­щение способно перерасти в телесное общение и образовать ис­тинное единство, тогда как движение в обратном направлении невозможно. Продуктом телесного единства является чувствен­ное наслаждение, оно порождает гармонию чувств и мыслей. Карл Юнг, разрабатывая понятие «единения», растолковывал его как «сбегание друг к другу» противоположностей.

В культурах мира любовь и секс соединены в различные модели, но все их можно свести к двум группам: 1) секс противо­поставлен любви, 2) любовь и секс интегрированы в своем един­стве. В первом варианте любовь всегда асексуальна. Поэтому в пресловутых школьных учебных пособиях любовь к девушке обыч­но поставлена в длинный ряд перечислений: любовь к Родине, к матери, к музыке, к своему делу и к жизни вообще. Из противо­поставления секса и любви логически проистекает возможность существования не только любви без секса, но и секса без люб­ви. Не случайно в первые годы Советской власти появилась масса так называемых теорий «свободной любви», «стакана воды» и прочих. Пламенная революционерка Инесса Арманд пропове­довала лозунг «мимолетной страсти», которая должна быть уто­лена так же просто, как выпивается стакан воды. Ее соратница по партии Александра Коллонтай считала, что свобода любви и трудовая повинность уравнивают женщину в ее гражданских пра­вах с мужчиной. Ленин был возмущен теоретическими изыска­ми высокопоставленных партийных дам и говорил, что от этой теории «стакана воды» молодежь взбесилась, прямо взбесилась!

В сталинские годы отношение к браку, казалось бы, измени­лось на противоположное. Развод был до того усложнен, что стал почти невозможным, а для членов партии он грозил стро­гими партийными взысканиями и концом карьеры; еще более суровая кара подстерегала того, кто был уличен во внебрачных связях. Однако это не мешало разврату проникать на все этажи партийной иерархии. Противоположность половой свободы и полового аскетизма только кажущаяся, на самом деле - две сто­роны одной медали. То же самое - противопоставление секса и любви, дающее возможность мирно уживаться реальному раз­врату и видимости аскетизма. Если в христианстве супружеский союз отождествлял собой союз Христа и Церкви, то в новояв­ленной морали его заменил союз Вождя и Партии. Литератур­ные герои «социалистического реализма» (понятие, так и остав­шееся никому не понятным) проверялись «на излом» их способностью отказаться ради Партии от любимого человека («Лю­бовь Яровая» К. Тренева, «Сорок первый» Б. Лавренева), в ре­альной жизни испытывали отречением от незаконно арестован­ного супруга, отца, матери. Руководители партии подавали тому примеры: Молотов и Калинин не пощадили собственных несчаст­ных и невинных жен, подвергшихся репрессии.

Этот краткий экскурс в историю культуры секса и любви необходим для понимания того, как и под каким влиянием формировались взгляды старшего поколения на проблемы пола. Конечно, любовь - высшее из чувств, и она не подвластна никакой религии и идеологии, но и отрицать их влияние не­логично.

Над пожилыми людьми довлеет убеждение, что коль скоро они вышли из фертильного (детородного) возраста, то секс и любовь необходимо забыть. Им они «не по возрасту». Литерату­ра и искусство и без того немало посмеялись над образами по­хотливых старикашек.

Мировой литературной сенсацией 1981 г. явилась книга под названием «Интимная сексуальная жизнь знаменитых людей», изданная в Великобритании. В русском переводе она появилась в 1993 г. В книге около 120 биографий с описанием малоизвест­ных событий и обстоятельств частной жизни выдающихся исто­рических лиц. Она явилась результатом кропотливого труда двад­цати исследователей из Великобритании, США, Франции, Ита­лии и Испании, которые изучили автобиографии великих лю­дей, мемуары, архивы, частную переписку персоналий сборни­ка, а также газеты и журналы времени, в котором жили их ге­рои. Метод такого исследования называется биографическим, а материалы, представленные в этой книге, как говорят социоло­ги, достаточно репрезентативны. Выберем из множества приме­ров те, которые свидетельствуют, что и в пожилом, и в старчес­ком возрасте можно сохранить свежесть чувств. Мало кто из по­павших в книгу знаменитостей мог бы быть принят в своеобразный КВН - комитет верных и нравственных, но жизнь гораздо сложнее и богаче прописных правил добродетели.

Пожалуй, одна из самых ярких сексуально-интимных биогра­фий - у великого Льва Толстого. Он, прославивший и возвели­чивший семейную жизнь в главном своем шедевре, романе «Война и мир», совратил немало простых девушек, а в собственной се­мье был настоящим тираном. В «Крсйцеровой сонате» писатель обратился к людям с призывом прекратить сексуальную любовь и принять обет безбрачия, а Софья Андреевна обнаружила в это же время, что она в очередной (тринадцатый) раз беременна, и сделала язвительный комментарий в своем дневнике: «А вот и настоящий постскриптум к "Крейцеровой сонате"». Толстому было тогда 60 лет, но до самой старости он так и не сумел убе­дить самого себя следовать собственным призывам, и только на пороге смерти признался одному из друзей, что его уже не охва­тывают сексуальные желания.

Иван Бунин был честнее: прожив больше 80 лет, он до по­следних дней любил повторять слова блаженного Августина: «Гос­поди, пошли мне целомудрие... Но только не сейчас!» В возрас­те за 70 он написал самую эротичную (для своего творчества, а возможно, и для своего времени) вещь - сборник рассказов «Тем­ные аллеи».

Другой гений России, Федор Достоевский, прожил не столь длинную жизнь, он умер в 60 лет. Видимо, достаточно необыч­ное поведение Достоевского дало основание И. С. Тургеневу на­звать его «русским маркизом де Садом», но все это было до же­нитьбы. В 45 лет он женился на своей 20-летней стенографистке, которая не просто любила, а обожала своего мужа и кумира, о чем поведала, уже став вдовой, в своих «Воспоминаниях». Еще при жизни мужа она записала: «Я готова провести остаток своей жиз­ни, стоя перед ним на коленях». Любовь и страсть к молодой жене не только не исчезли у Достоевского за 14 лет совместной жизни, но и усилились настолько, что незадолго до смерти он признавался: «Мой экстаз и мои восторги беспредельны».

Франсиско де Гойя, будучи вдовцом, в 68 лет «отбил» жену у мадридского коммерсанта, молодая женщина родила художнику дочь. Умер Гойя в возрасте 82 лет.

54-летний Чарли Чаплин женился на 17-летней Уне 0"Нил, это была его четвертая жена. «Я ждал ее всю жизнь, хотя этого и не осознавал», - писал Чаплин впоследствии. В счастливом, хоть и позднем для него браке родилось.восемь детей. Отцом последнего ребенка Чаплин стал, когда ему было уже за 70. Умер гениальный актер и режиссер в возрасте 88 лет.

Великий гуманист и столь же великий грешник Виктор Гюго прожил 83 года и до последних лет вел активную сексуальную жизнь. Когда внук писателя нечаянно застал 80-летнего дедуш­ку, обнимавшего служанку, тот, нисколько не смутившись, про­изнес: «Смотри, Жорж, вот кого они называют гением!»

Бертран Рассел, английский философ, математик, борец за мир, общественный деятель, в возрасте 76 лет развелся с четвер­той женой, матерью его сына, завел роман с молодой женой своего коллеги, но позже женился на другой женщине, прожив с ней счастливо до самой смерти в 98-летнем возрасте. Свои «ненормально сильные сексуальные инстинкты» он сумел осту­дить только после 80 лет.

Из приведенных примеров вовсе не следует, что для того, что­бы быть знаменитым, требуется множество раз жениться и иметь несчетное число любовниц до глубокой старости. Не в этом дело, тем более что есть примеры иного поведения великих.

Луи Пастер, избавивший человечество от эпидемий чумы и сибирской язвы, счастливо прожил с женой почти до «золотой свадьбы». Умирая в 73 года, он держал в одной руке распятие, а в другой - руку своей жены.

Рубенс тяжело переживал смерть своей первой жены, во вто­рой раз женился в 53 года на 16-летней красавице, ставшей его натурщицей и прототипом «рубенсовских женщин». У них роди­лось пятеро детей, самый младший появился уже после смерти 73-летнего великого художника.

Мы заглянули в биографии великих людей, отодвинули по­кровы их интимных тайн не из пошлого желания посплетничать о событиях, происходивших в чужих спальнях, а из стремления опровергнуть на конкретных примерах устоявшийся предрассу­док о том, что к определенному возрасту люди должны (или обя­заны?) прекращать всякие сексуальные отношения.

У каждого человека под влиянием воспитания, образа жиз­ни, культурных и семейных традиций его среды, генетических, гормональных и нервных особенностей складываются свои, толь­ко ему присущие представления о характере и нормах сексуаль­ного поведения. Примеры из жизни других людей или средне­статистические показатели не могут быть обязательными, они не дают оснований для суждений о слабости или силе характера и здоровья. Так же индивидуальны сроки начала и окончания половой жизни. Более того, физиологические потенции вто­ричны по отношению к эмоциональной окрашенности сексу­альных переживаний, которые больше зависят от взаимоотно­шений партнеров, их способности к сопереживанию, комму­никабельности, привязанности друг к другу, стремлению до­ставить радость и удовлетворение другому, а не только получить. их самому. Тот, кто не умеет быть приятным за столом, не ста­нет таким в постели, кто хам днем, останется таким же и но­чью. Историки исследуют биографии известных людей, жизнь всех остальных, простых и безымянных, изучают статистики, социологи, а в интересующем нас сейчас вопросе - сексоло­ги. Энциклопедический справочник по сексологии, изданный в Минске в 1993 г., сообщает: «Инволюционный период,.включа­ющий климакс, характеризуется постепенным снижением поло­вой активности; доля мужчин, способных к осуществлению поло­вого акта, снижается с 75% у шестидесятилетних до 30% у семидесятилетних и 14-20% у восьмидесятилетних. У женщин про­следить возрастную динамику труднее».

Игорь Кон в книге «Введение в сексологию» приводит дан­ные, полученные американскими геронтологами: «...хотя бо­лее половины мужчин и женщин прекращают половую жизнь около 60 лет, приблизительно 15% продолжают ее даже после 80 лет». Типы сексуальной активности пожилых (старше 60 лет) жен­щин и мужчин по результатам опросов сведены в таблицу (дан­ные в процентах):

Данные, полученные в результате опросов, проводимых аме­риканскими учеными, позволяют сделать некоторые выводы об изменениях в характере половых отношений во второй половине XX в. Современный пожилой человек ведет более интенсивную сексуальную жизнь, чем его предки в таком же возрасте. Кри­зис традиционных религиозных запретов отделил репродуктив­ную функцию от сексуально-эротических отношений. Психо­аналитик В. Рейх вычислил, что у нормального 70-летнего чело­века из 5000 (в среднем) сексуальных контактов в течение всей его жизни не более 15 имеют своей единственной целью продол­жение рода.

Немецкие ученые К. Штарке и В. Фридрих пишут, что из почти 700 опрошенных мужчин старше 65 лет 70% имели регу­лярные половые сношения со средней частотой от одного до че­тырех раз в месяц.

Следует учитывать, что опросы дают скорее оптимистичес­кую, чем реальную картину: мужчины охотнее признаются в своих грехах и недостатках, чем в отсутствии потенции. По данным тех же ученых, 14% мужчин в возрасте от 60 до 69 лет стали импотентами, от 70 до 75 лет - еще 25%, и среди 76-80-летних - 21%, то есть всего 60% мужчин от 60 до 80 лет.

В принципе, импотенция не является обязательным преди­катом пожилого возраста. Российские специалисты утвержда­ют, что мужское население страны детородного возраста охваче­но массовой импотенцией.

В США в 1947 г. был создан институт по исследованию проб­лем пола. Руководил институтом известный профессор-зоолог Альфред Кинзи. Первые опросы, проведенные учеными инсти­тута, показали, что американцы, особенно пожилые люди без высшего образования, имеют ложные представления по этим проблемам, страдают от комплексов и предрассудков, ведущих к трагическим ошибкам в интимной сфере. Институт считал сво­ей задачей изменить такое положение, дать медицинскую и пси­хологическую информацию. Первые публикации о сексуальном поведении мужчин и женщин вызвали шок в американском об­ществе. Служители церкви объявили эти исследования продел­ками дьявола, один из конгрессменов заявил, что изучение сек­суальности приведет к распространению коммунизма в США (зна­комые речи с точностью до наоборот!). Была создана специаль­ная комиссия Палаты представителей по расследованию деятель­ности Кинзи (тоже знакомо). Институт прекратил работы, уче­ный умер от переживаний. Позднее в связи с распространением СПИДа к трудам Кинзи снова обратились, институт возобновил свои исследования и теперь носит имя своего создателя.

В наше время научные труды института широко известны во всем мире, в том числе и в России, в 1995 г. вышел русский перевод книги «Грамматика любви». Сексологи пишут, что 50% сексуальных дисфункций вызваны снижением интереса к партнеру, которое, в свою очередь, вызвано конфликтностью взаи­моотношений, нереальностью представлений о сексе, низкой са­мооценкой, недостатком интимности и доверия, неспособнос­тью построения длительных ежедневных отношений. Большин­ство сексуальных нарушений вызвано не физиологическими не­достатками, а хроническими заболеваниями (например, диабет), психическими отклонения (например, длительная депрессия), алкоголизмом, вызывающим разрушение нервной системы: прием определенных лекарств также может отрицательно сказаться на сексуальной жизни. И хотя перечень причин дан без возрастной градации, можно с полным основанием утверждать, что все они в большей или меньшей степени являются причинами сексуаль­ных неудач у пожилых людей.

Пора расстаться с ошибочной малограмотной уверенностью, что секс - дело нехитрое. Но, пожалуй, важнее понимание того, что физическая близость важна в любом возрасте, и в пожилом не менее, чем в молодом.

В начале этого разговора отмечалось, что секс - гораздо боль­ше, чем половой акт, это ласка души и тела. Правы французы, когда говорят: «Без ласки спинной мозг увядает». В пожилом возрасте, когда уменьшается частота половой близости, внима­тельные, заботливые и ласковые отношения между супругами приобретают особую ценность. Девочка с наивной тревогой спра­шивает: «Мама, я красивая?» Пожилая женщина ищет ответ на этот вопрос в глазах мужа; она и сама знает, что ее фигура изме­нилась не к лучшему, что вокруг глаз прячутся морщины, но ей надо знать, что для него она по-прежнему привлекательна. Еще приятнее слова. Не молчание золото, а слово, от него женщи­на молодеет, оно красит ее больше любой золотой бижутерии. В мире нет некрасивых женщин, но есть женщины, обделенные лаской. Пожилые люди подчас считают, что трепетный поце­луй, любовное объятие, нежное поглаживание, а тем паче слова признания остались в прошлом, принадлежат годам туманной юности. О них и вспоминать неприлично степенному человеку, за такую легкомысленность можно быть заподозренным в стар­ческом сексуальном маразме. Именно такой «диагноз» поставил Твардовский Бунину, прочитав его «Темные аллеи».

Но и мужчине в этом возрасте ласковое слово так же необхо­димо. Тысячу раз повторенное перечисление его уникальных качеств не надоедает, а стимулирует подъем его душевных и фи­зических сил, повышает самооценку. Признание женщиной муж­ских заслуг и достоинств партнера дает возможность верить, что он - все еще «представитель сильного пола».

Давайте восклицать, друг другом восхищаться.

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это все любви счастливые моменты

(Булат Окуджава).

Есть еще одна интимная причина, по которой женщины стар­шего возраста нуждаются во внимании и нежном обращении. Это менопауза, трудный и тягостный период в их жизни. О фи­зических и психических переживаниях этого времени мало что знают мужья, даже те из них, которые мнят себя «сексуальной энциклопедией». Не приходится ждать поддержки и от взрослых детей. Женщины стараются сохранить в тайне случившееся, бо­ясь подшучивания и насмешек.

Часто под менопаузой понимают небольшой период време­ни, связанный с угасанием детородных способностей. Амери­канские врачи считают, что менопауза охватывает возраст от 40 до 60 лет, и выделяют два этапа - «предменопауза» и «постмено-аауза». В такой период женщина обостренно реагирует не толь­ко на внутренние, но и на внешние факторы. События, которые прежде могли пройти незамеченными, вызывают неадекватную реакцию. Это время связывают с подведением итогов прожитых лет. Подобный самоанализ порой приводит к неутешительным оценкам, что, в свою очередь, нагнетает пессимистические на­строения, которые отражаются на внешнем виде: прическе, ма­кияже, маникюре, походке, одежде и больше всего - на манере поведения. «Я старая, опустошенная, никчемная, у меня ослаб­ла память, я всего боюсь», - примерно так начинают характери­зовать себя женщины этого возраста. И следует вывод: «Я нико­му не нужна». Появляются раздражительность и плаксивость. Наваливается ощущение непреходящей усталости, сон не при­носит бодрости, напротив, мучает бессонница. Конечно, все эти симптомы наблюдаются далеко не у каждой: женщины, уверен­ные в себе, в своей семье, в преданности мужа, легко справля­ются и с недомоганием, и с психологическими сбоями. Важно заметить, что менопауза не является психическим заболевани­ем. Эмоциональные расстройства не следует путать с психичес­кими.

Необычное поведение женщины вызывает недоумение у ок­ружающих, а может и вовсе отталкивать от нее прежних знако­мых. Неумные, но «догадливые» поспешат, не стесняясь, сооб­щить: «А у нее такой женский возраст»,

Менопауза - естественный период в жизни женщины, к со­жалению, обремененный сексуально малограмотными сведени­ями и страхами. Так, считают, что в результате происходит по­теря сексуальных способностей и желаний. Поверив в подоб­ное, женщина может действительно утратить интерес к этой сторо­не жизни. Весьма популярный у нас в стране с недавнего вре­мени благодаря изданию книг и выпуску радиопередач доктор Д. Добсон в своей книге «Что должны знать мужчины о женщи­нах, по мнению самих женщин» пишет: «Если женщина видит, что стара и непривлекательна, она может потерять интерес к сексу, так что возраст - это отношение к самой себе, обусловлен­ное отношением к ней мужа, детей, других близких ей людей. Жен­щине для хорошего самочувствия необходимо хорошее самомнение».

Ошибочно считают, что климакс характерен только для женского организма. Аналогичный физиологический период, свя­занный с обратным развитием (инволюцией) половой системы, происходящий на фоне общих возрастных изменений, наступает и в жизни мужчины в возрасте между 50 и 60 годами. Отмеча­ются боли в области сердца, повышение артериального давле­ния, склонность к головокружениям, ослабление памяти, рассе­янность, резкое снижение работоспособности. Мужчины начи­нают толстеть, появляется симптоматика диабета. Возможно, хотя далеко не обязательно снижение половой активности. При сво­евременном обращении к врачу и соответствующем лечении все эти явления проходят и восстанавливается нормальная работо­способность.

Не так давно появился новый специальный термин для обо­значения такого состояния - «андропауза». У мужчин гормо­нальные изменения происходят не так резко, как у женщин, воз­можно, поэтому редко встречаются психологические надломы, вызванные этим явлением.

Спасаясь от старости, мужчины начинают бегать: те, кто ни­когда не занимался физкультурой, - «от инфаркта»; кто никогда не придавал значения недомоганиям, - «по врачам»; а у кого в партийно-служебных характеристиках постоянно значилось «мо­рально устойчив», - за женщинами. Процентного соотношения между «бегающими» и спокойно взирающими на приближаю­щуюся старость статистика не знает.

Некоторые пожилые мужчины, прежде спокойные, уравно­вешенные, с высоким уровнем самоконтроля, к старости не­ожиданно становятся легкомысленными, подогревая себя вос­поминаниями об упущенных или отвергнутых «сладостных ми­нутах», стараются вернуть «золотое время» и как бы наверстать «недополученное». Но если в молодости любовные затеи могут приносить прилив творческой энергии, то в старости за недол­гим подъемом жизненных сил, эмоциональными и физическими перегрузками обычно следует глубокая и часто необратимая депрессия. Под влиянием стремления убежать от старости разру­шаются десятилетиями строившиеся семьи, совершаются преда­тельства по отношению к женам, становятся чужими взрослые дети. В итоге - эмоциональные срывы, астения, стрессы и все, что этому сопутствует.

Именно на старший возраст выпадает так называемая вторая волна бракоразводных процессов по причине половой несовмес­тимости. Первая волна приходится на молодые годы, когда по­ловая активность мужа превышает потребности жены. Потенция мужчины с годами значительно снижается, тогда как женщина может сохранить прежний или набрать более высокий уровень ли­бидо. Во время второй волны возможны сексуальные конфликты, инициированные женщиной. Эти конфликты становятся благо-- приятной почвой для развертывания более обширных, захватыва­ющих другие сферы жизни разногласий и скандалов.

У супругов-ровесников с долгим семейным стажем такие проб­лемы сглажены и обычно не приобретают разрушительного ха­рактера. Но порой женщины используют «свой час» для выска­зывания едких саркастических замечаний, чтобы отомстить за оби­ды и упреки, полученные в молодые годы. Такие «подковырки» лишь усиливают сексуальный дискомфорт в семейных отноше­ниях. Если разница в возрасте мужа и жены достигает 15-20 и более лет, а совместная жизнь не дотянулась даже до «серебря­ной», не то что «золотой» планки и находится где-то в пределах «деревянной» (то есть до 5 лет), то они рискуют испытать весьма драматические коллизии.

Помимо внутрисемейного возникает еще и внутриличност-ный конфликт. Трудно оценить, какой из них легче поддается разрешению. Половое влечение у мужчин сохраняется на доста­точно высоком уровне до самого позднего возраста, чего не ска­жешь о возможностях. Большинство пожилых мужчин, по на­блюдениям психологов и сексологов, придают сексу большее зна­чение, чем их партнерши, потому что сексуальные отношения и получаемое от них удовлетворение обогащают довольно однооб­разную жизнь мужчины на пенсии. Те, у кого нарушается по­тенция, переживают длительные депрессивные реакции, даже если жены не хотят больше иметь телесной близости и весьма довольны своим асексуальным положением. Старики «желают желать», чтобы сохранить свой эротический мир, свое мужское достоинство.

В более тяжелом положении оказываются те мужчины, кто в зрелые годы никогда не испытывал сексуальных неудач. Зато бывшие «неудачники» легко расстаются с этой частью жизни как с обременительной обязанностью, теперь они могут «быть как все».

Сотрудники Международного института биоэнергетического анализа в Нью-Йорке изложили в книге «Любовь, секс и ваше сердце» результаты серьезных научных исследований. Они при­шли к сенсационному выводу о том, что секс полезен для здоро­вья. Собственно, особой сенсации в этом нет, такой вывод мог бы показаться и тривиальным, их открытие заключается в том, что чем больше секса, тем меньше опасность сердечно-сосудис­тых заболеваний.

Врачи утверждают, что нормальный, регулярный секс сни­мает напряжение, расслабляет тело и душу, позволяет гормональ­ной системе освобождаться от накопившейся скованности и смяг­чает негативные последствия чрезмерного притока адреналина. Люди со здоровой половой жизнью живут дольше: существует прямая связь между эмоциональным благополучием, сильной им­мунной системой и здоровым сердцем. Секс может быть одним из лучших способов снятия напряжения, приобретения чувства уверенности в себе, в своем здоровье и гашения нежелательных стрессов. Конечно, при этом нельзя переходить пределы разумной нагрузки, учитывая как собственный возраст, так и возможности партнера. Даже отличные лекарственные средства при передо­зировке приводят к печальным последствиям.

Отечественные врачи давно уже пришли к выводу, что воз­держание или ограничение половой активности для людей, пе­ренесших инфаркт миокарда, не имеет смысла, и рекомендуют вести половую жизнь в том же объеме, в каком она была до забо­левания.

На сексуальную жизнь пожилых людей отрицательное влия­ние способны оказать их взрослые дети, которые, возможно, под влиянием ложных представлений о последствиях мено- и андропауз, задают родителям нелепые вопросы: «А зачем вам с папой отдельная спальня?» или «Зачем тебе выходить замуж (же­ниться)?».

У Надсона есть такие строки:

Только утро любви хорошо: хороши

Только первые робкие речи...

Ко времени написания этих строк поэту едва исполнилось 20 лет, его можно понять.

Другой молодой человек - Михаил Юрьевич Лермонтов - писал:

Язык любви, язык чудесный,

Одной лишь юности известный.

Два разных поэта, разделенные и временем жизни, и стилем письма, утверждают одно и то же: только утро любви хорошо, . только юность знает ее язык. Оба рано ушли из жизни, а доживи они до старости, быть может, испытали бы другую любовь, а мы бы знали другие стихи. Такие, как писал семидесятилетний Федор Тютчев:

Я встретил вас - и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое

И сердцу стало так тепло...

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь,

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!..

Почти в таком же возрасте Афанасий Фет, обремененный семейством, хозяйством и измученный болезнями, пишет при­знание в любви:

Нет, я не изменил. До старости глубокой

Я тот же преданный, я раб твоей любви...

И совсем уже за год до смерти семидесятилетний поэт испо­ведуется:

Еще люблю, еще томлюсь Перед всемирной красотою И ни за что не отрекусь От ласк, ниспосланных тобою.

Покуда на груди земной Хотя с трудом дышать я буду, Весь трепет жизни молодой Мне будет внятен отовсюду.

Любовь, безусловно, утреннее чувство, но старый человек радуется каждому утру, как подарку судьбы: у него нет такого запаса утреннего света, как у молодого. Потеря интереса к сексу не означает утраты интереса к жизни, к естественной, только человеку присущей потребности любить и быть любимым, а секс - это только одно из проявлений этого чувства.

Стендаль, великий мастер психологического романа, автор трактата «О любви», писал: «Любовь - это получать наслаждение от того, что видишь любимый и любящий объект, касаешься его, чувствуешь его как можно ближе». Интимность включает в себя не только половой акт, но и физическое прикосновение, ощуще­ние близости. Христианский писатель Гэри Смолли рекомендует супругам крепкие объятия или прикосновения, чтобы они чув­ствовали себя любимыми. Он даже называет цифру: 8-12 раз ежедневно, только не указывает - все сразу или, как в рецептах, по 3-4 раза в день. Конечно, можно улыбнуться таким назначе­ниям, но верно, что это один из способов сохранения любви - источника долголетия. Серебряный лирик нашей эпохи - поэт Борис Пастернак - сказал о том же гениально просто:

И дольше века длится день,

И не кончается объятье.

В качестве итога разговора на эту тему приведем еще одно четверостишие влюбленного старика, замечательного поэта Фе­дора Тютчева:

Все, что сберечь мне удалось,

Надежды, веры и любви,

В одну молитву все слилось:

Переживи, переживи!

Переживи! Переживи!

Наш эксперт - психолог Татьяна Дмитриева.

Здоровье и деньги

Серебряная свадьба давно позади, дети взрослые и внуки уже немаленькие, а собственный брак становится всё напряжённее. Казалось бы, отношения, сложившиеся за годы, уже ничто не может надломить, но нарастают холодность, раздражение друг на друга, приступы взаимной неприязни.

Как правило, в основе эмоционального отчуждения лежат неразрешённые проблемы. Общими для пожилых пар являются:

Ухудшение здоровья. На фоне хронических заболеваний развиваются несдержанность, раздражительность, категоричность.

Снижение материального уровня. Согласно статистике, лишь 20% пожилых семей у нас в стране относительно материально благополучны. Но, даже если супруги сумели отложить на старость, для большинства пар это не бездонные запасы, деньги могут в любой момент понадобиться на лечение, аварийный ремонт квартиры или машины. Постоянные ограничения побуждают менять привычный образ жизни (сокращаются траты на отдых, одежду, питание), что нередко способствует возникновению конфликтов между супругами, усиливает неприязнь и отчуждение.

Кто виноват

Однако большую роль в отношениях супругов играют и субъективные факторы. Неприязнь, отчуждение не возникают вдруг, они тянутся из прошлого. Возможно, истоки в давней обиде, например измене, которая прощена формально, но засела в памяти, как нарывающая заноза, которая напоминает о себе время от времени.

А может, и в молодости супруги не составили единства: их жизненные установки, стремления оказались разнонаправленными, но на развод пара так и не решилась.

Бывает и так, что отношения пожилой пары обостряются после выхода на пенсию. Мужское «я» острее реагирует на изменение статуса: уход с работы резко снижает самооценку, многие мужчины не знают, чем себя занять, что повышает уровень тревожности. Порой дело доходит до невроза и даже депрессии. Муж всё чаще начинает замечать дома какие-то недостатки, на которые прежде не обращал внимания, упрекает жену, что она слишком много внимания уделяет детям и внукам, забывая о нём.

Для женщины же переход к будничной жизни не столь драматичен, но недостаточное внимание со стороны мужа, близких она расценивает также болезненно. В общем, поводов для «ледяного периода» отношений возникает множество, и в каждой семье они свои.

Бессмысленно выяснять, кто виноват в этом - он или она. За погоду в семье всегда ответственны двое.

Помощь со стороны

В третьем возрасте развод - крайняя мера, на которую, к счастью, решаются немногие. Но как найти выход из трудной ситуации?

Самый эффективный путь преодоления отчуждения - обратиться в центр психологической помощи (кстати, многие из них работают бесплатно) и вместе со специалистом разобраться в возникших проблемах, научиться анализировать и решать их, что называется, по мере поступления.

Неплохо освоить также технику релаксации и аутотренинга. Это доступно в любом возрасте и помогает улучшить не только психологическое, но и физическое самочувствие.

Семь шагов к примирению

Изменить свои отношения, найти больше точек сближения помогут и шаги навстречу друг к другу.

1. Уходите от конфликта. Чувствуете, что вот-вот разразится гром? Найдите предлог, чтобы избежать ссоры. Например, можно срочно отправиться в магазин, «случайно» вспомнив, что позарез нужно что-то купить к столу.

2. Попытайтесь относиться к возникающим неурядицам с юмором - это лучший способ разрядить обстановку и снять напряжение.

3. Обсуждайте вместе возникшие проблемы: пусть каждый выскажет свой взгляд на ситуацию - выход можно найти только вдвоём. При этом не обвиняйте партнёра: «Ты обещал, но не сделал…», а используйте фразы типа «Мне хотелось, я надеялась…» Этот приём поможет погасить раздражение супруга и настроиться на конструктивный разговор.

4. Планируйте сообща семейный бюджет на неделю, на месяц, решайте, на чём и сколько можно сэкономить и на что будут истрачены эти средства.

5. Постарайтесь преодолеть однообразие будней - это большая проблема многих пожилых пар. Хотя бы раз в неделю стоит выбраться из дома и провести время вдвоём. Не игнорируйте экскурсии и вечера, которые, кстати, нередко проводят центры социального обслуживания. Между прочим, нередко многие пары знакомятся там с другими и начинается новая дружба семьями.

6. Стройте планы на будущее. Вы можете наметить отдых в санатории или пансионате, затеять перемены в доме, на даче. Ничто не сближает больше, чем общие задачи и интересы.

В тему

Певица Лоя

Главное - не навязываться друг другу в любом возрасте. Возможно, стоит пожить раздельно или вместе, но независимо друг от друга. И конечно, необходимо понять, почему появляется чувство одиноче-ства.

Семья - культурный универсалий мира. Для разных стран, народов и времен характерен именно такой способ организации личной жизни, именно этот социальный институт. Когда распадается семья - распадается связь времен, потому что семья обеспечивает непрерывность развития человеческого. Все её функции направлены на сохранение непрерывности: репродуктивная - на продолжение человеческого рода; социализация ребенка, установление моральных императивов, сохраняет и развивает человеческую культуру; удовлетворение семейных материальных потребностей создает главный стимул для экономического воспроизводства. Однако каждый народ имеет свою собственную историю и свою специфику организации семейной жизни. Современная семья - продукт длительной эволюции при сохранении национальных традиций. Понять сегодняшние коллизии в семье как социальном институте возможно только через познание её исторических особенностей и того общества, в котором она развивалась. С другой стороны, постичь русский национальный характер вне понимания истории семейных нравов, укладов тоже невозможно. В истории семьи отыскиваются корни многих социальных институтов и ключи к объяснению неповторимого колорита России. Рассмотрим историю российской семьи за последние 100- 150 лет. За этот исторически короткий срок российская семья из традиционно крестьянской (по переписи 1897 года 106 млн из 125 млн населения России - крестьяне) преобразовалась в современную, преимущественно городскую, семью. Изменился уклад семейной жизни: от патриархального к биорхатному. Сельский крестьянский быт XIX века с его обрядами и обычаями держал под своей культурной эгидой абсолютное большинство населения. В какой-то степени исключение составляла российская аристократия. Крестьянская семья по своей культуре и быту резко отличалась от аристократической, ориентированной на Западную Европу. Водораздел проходил через психологический склад личности: крестьянину была свойственна привязанность к общине, к семье, тогда как аристократам был присущ европейский индивидуализм. Но будучи соотечественниками, придерживавшимися одной религии, одних и тех же традиций, они имели много общего. Во главе семейства Ростовых, так же как и любой крестьянской семьи - отец, всем распоряжающийся и все определяющий в доме. Власть главы семьи переходила от отца к сыну или брату, то есть наследование властных полномочий и в крестьянской, и в царской семье шло по одной и той же схеме. Историк и этнограф И.Забылин, собиратель описаний русских преданий, обычаев и обрядов писал: "... у славян всегда почитали старших себя. Главой семейства был родоначальник или отец. Жена, дети, родственники и слуги повиновались этому главе беспрекословно" ("Русский народ"). Возможно, потому тоталитаризм и его разновидность - казарменный социализм, с их непременным вмешательством в личную жизнь, с коллективными хозяйствами и коммунальными жилищами, имели благодатную почву и сравнительно легко (относительно стран Восточной Европы) привились на российских просторах. Проведенный нами исторический экскурс должен объяснить, почему семьи людей старших возрастов чаще тяготеют к авторитарному типу и редко к эгалитарному. Безусловно, не только возрастная характеристика определяет тип семьи. Последний складывается под влиянием ряда признаков: территориального (город или село), этнического, имущественного, зависим от образовательного и культурного уровня, наличия или отсутствия детей, психологических особенностей супругов, семейного стажа и других привходящих обстоятельств. Важно подчеркнуть, никем прежде не отмеченный факт в диалектике развития семейных форм. Урбанизация значительно модернизировала семью: дети и родители живут в разных домах, а порой и разных городах, но между ними существуют устойчивые связи и взаимопомощь. Изменилось само понятие семьи, в связи с изменением её структуры. Ныне семья - это не только люди, проживающие под одной крышей. Современные транспортные, телефонные и другие средства связи, СМИ создали возможность нового вида семейных объединений. Живя на расстоянии друг от друга, люди осознают себя членами одной большой семьи, включающей в себя несколько нуклеарных семей. Семья стала мультинуклеарной , это новый этап в развитии старого социального института - семья.

Социологи семьи подробно разработали проблемы молодежной семьи, в меньшей степени - семьи среднего возраста, но почти не затронули проблем пожилой семьи. Демография свидетельствует, что частота разводов зависит от возраста супругов. Обычно она достигает максимума между 20 и 30 годами, а минимума в возрастах старше 50 лет. Влияние возраста супругов как фактора стабилизации брака тесно переплетается с продолжительностью брака: максимум разводов приходится на первые 5-10 лет, минимум, приближающийся к нулю - при длительности брака 30 и более лет. Теория социального распределения ролей утверждает, что среди доминирующих мужских качеств приоритетное место занимает запрет на выражение чувств и эмоциональное поведение, невнимание к проблемам здоровья. В целом же в представлении о мужественности всегда присутствует мотив "антиженственности". С возрастом мужские качества тускнеют, страх женственности теряет былую жесткость, вместе с этим отступает противоположность мужских и женских ролей. Супруги приобретают общий язык, становятся родными не по крови, а по долгим прожитым годам, по образу жизни и мысли, по взглядам, привычкам и вкусам. Даже в бывших конфликтных семьях стихают раздоры. Отношения пожилых супругов могут служить лучшим примером, иллюстрирующим теорию символического интеракционизма: каждое движение, жест, выражение лица несут в себе значение, понятное обоим сторонам общения. Каждый из супругов способен предугадать альтернативные поведенческие реакции другого и смоделировать собственное поведение.

Но было бы заблуждением полагать, что для пожилых партнеров мели и рифы в супружеских отношениях позади . Ни возраст, ни семейный стаж не дают гарантий мира и согласия. Лев Толстой убежал от Софьи Андреевны в 82 года, прожив с ней 48 лет. Еще одно заблуждение, что в пожилом возрасте отсутствует необходимость приспособления, как утверждают некоторые авторы (Е.А.Якуба. Социология. Харьков, 1996). В пожилом возрасте под влиянием субъективных и объективных обстоятельств происходят частичные вполне естественные ухудшения зрения, слуха, вкусовых ощущений, замедление реакций, изменения внешности, походки и т.п. Все это отражается на характере и манере поведения. Самому себе человек может казаться малоизменившимся, тогда как партнер фиксирует все эти изменения и ему требуются усилия, чтобы приспособиться к новым ситуациям. Мы предлагаем следующую типологию отношений между пожилыми супругами:

1. сосуществователи, партнеры-конкуренты, влюбленные друзья. К типу "сосушествователей" относятся пары, которые живут вместе как бы по привычке, за долгую жизнь у них накопилось столько обид друг на друга, что под их грузом забылось первоначальное чувство, которое объединило этих людей когда-то. Супруги уже "не выясняют отношений", потому что никаких отношений нет, они абсолютно безразличны друг к другу. Как возникают такие пары? Аристофан, создатель мифа о двух половинах, устами Платона объяснил: они соединились не своими половинами и не составили единства. Современные Платоны дают другое объяснение: они не смогли преодолеть барьеров отчуждения, их стремления, установки характеры оказались разнонаправленными.

2. "партнеры-конкуренты". Этих людей когда-то, в молодые и зрелые годы, объединяло какое-то общее занятие, возможно специальность. Вместе они составляли хороший тандем, движущийся вверх к высотам карьеры. Они постоянно следили за тем, чтобы любая работа, в том числе и домашняя, выполнялась на паритетных началах. На старости лет, когда карьерные мотивы отошли в прошлое, совместные успехи потеряли свою ценность и остались только скука от однообразия, взаимные упреки в выборе для себя более легкого задания, в нарушении основного договора о партнерстве.

3. "влюбленные друзья". Отношения, построенные на любви и дружбе, которые эти люди сумели пронести через всю жизнь. О такой пожилой паре Андре Моруа писал: "Таким супругам скука не страшна... Почему? Потому что каждый из них настолько хорошо знает, что именно может заинтересовать другого, потому что у обоих вкусы настолько совпадают, что беседа между ними никогда не замирает. Прогулка вдвоем для них так же дорога, как в своё время им были дороги часы любовных свиданий... Каждый знает, что другой не только поймет его, но заранее обо всем догадывается. В одно и тоже время оба думают об одних и тех же вещах. Каждый просто физически страдает из-за нравственных переживаний другого" ("Письма незнакомке").

И.И.Мечников на основе собственных наблюдений отмечал, что "долговечность часто обнаруживается у супругов, не имеющих ничего общего, кроме образа жизни" ("Этюды оптимизма"). И еще одно интересное наблюдение, подтвержденное исследователями разных стран от Нидерландов до Японии. Продолжительность жизни женатых мужчин больше, чем холостых, а у холостых выше, чем у вдовцов. Смертность женатых мужчин от болезней сердца, онкозаболеваний в два раза ниже, чем у разведенных и что самое удивительное в четыре раза ниже от дорожных катастроф. Суицид более чем в четыре раза популярнее у разведенных, чем у женатых.

БЕРЕГИТЕ ДРУГ ДРУГА!

Рассказать друзьям