Патриотизм: позитивное или негативное чувство? Воспитание патриотических чувств.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

После того как президент России заявил, что у нас «не может быть никакой объединяющей идеи, кроме патриотизма», в стране забурлили инициативы по развитию патриотического воспитания. Часть из них оказываются не слишком оригинальными и сводятся к проведению военизированных мероприятий среди молодёжи, другие необычны, но выглядят настолько дико, что заранее обречены на провал. Тем временем идеологические противники России не оставляют попыток пересмотра итогов Второй мировой войны, пытаются влиять на российскую молодёжь, отрывая её от корней и заставляя выбирать чуждые ей ориентиры.

О такте и чувстве меры

«Заставь дурака Богу молиться»… Окончание этой пословицы всем известно. Излишнее рвение, проявленное то ли от недостатка разума, то ли от нежелания подходить к делу, что называется, с душой, зачастую приводит к результату, весьма далёкому от задуманного. Что ж, отсутствие чувства меры – серьёзный и, увы, весьма распространённый недостаток. Приведём лишь несколько примеров.

Летом прошлого года депутаты Госдумы от «Справедливой России» предложили ввести в учебные программы школ и колледжей специальный предмет, предназначенный для развития у молодёжи чувства патриотизма. Похожее предложение о введении специальных «воспитательных» программ выдвинул член думского комитета по физкультуре и делам молодёжи Николай Валуев. Депутатам отчего-то не приходит в голову, что раз уж задача школы – учить и воспитывать, то патриотическое воспитание должно пронизывать школьную программу насквозь. И речь идёт не только о гуманитарных предметах – истории, литературе, обществознании, но и о точных науках, в которых учёные нашей страны достигли высот, достойных гордости. Более того, министр образования Дмитрий Ливанов уверен, что всё это уже есть и работает. В недавнем интервью радиостанции «Коммерсант FM» чиновник сообщил, что «задача школы – воспитывать личностей» и что «образовательная программа в школе у нас сбалансирована».

По закону «О Государственном гимне РФ» гимн должен обязательно исполняться в первый день учебного года и на торжественных школьных мероприятиях по случаю государственных праздников. Чиновникам, озабоченным эффективностью патриотического воспитания, этого показалось мало. Так, Тюменская областная Дума недавно обсуждала законопроект об исполнении гимна в начале каждой учебной четверти, гимн ежемесячно исполняется в школах Ингушетии, каждую неделю – в Чечне, а школьники Белгородской и Костромской областей слушают гимн ежедневно. В октябре 2015 года фракция ЛДПР предложила законопроект об обязательном еженедельном исполнении гимна в российских школах, правда, парламентарии отклонили инициативу. Связь между частотой исполнения государственного гимна и укреплением патриотических чувств, между тем, неочевидна – скорее, это может вызвать отторжение, впрочем, как и любой «перебор». А что до слов гимна, которые почему-то никто не знает, то в СССР проблема решалась просто: текст гимна был напечатан на обложке школьных тетрадей и знали его все поголовно.

Летом 2015 года, накануне годовщины начала Великой Отечественной войны единорос Алексей Журавлёв предложил «в целях сохранения исторической памяти» помечать особой маркировкой продукцию фирм, которые в годы Второй мировой войны сотрудничали с фашистскими режимами Италии и Германии. Кому и какую пользу могла бы принести такая память, депутат не сообщил.

Парламентарий Эдуард Исаков, член комитета СФ по социальной политике, предложил составить «рейтинг эффективности гражданского-патриотического воспитания в субъектах РФ». Казалось бы, задача заведомо невыполнима: как можно измерить эффективность патриотического воспитания? Но у сенатора проблем нет: оценка, по его мнению, должна проводиться «на основании анализа официальных данных государственных статистических наблюдений», социологических исследований и анализа материалов СМИ. При этом, считает Исаков, ответственность за показатели должны нести лично руководители образовательных учреждений и главы региональных и муниципальных администраций. По всей видимости, инициатива не будет поддержана, иначе можно только догадываться, в какую волну показухи выльется очередной виток борьбы за воспитание патриотов.

Министерство образования тем временем объявило о старте серьёзного социологического исследования – «разработки критериев оценки влияния компьютерных игр в воспитательном аспекте». Какпояснили представители пресс-службы ведомства, «одна из задач исследования – определить, какие игры, связанные с Великой Отечественной войной, наиболее интересны молодому поколению и чем они привлекают молодёжь». Видимо, за «разработкой критериев» последует очередной рейтинг?

Отличились и чиновники Санкт-Петербурга. Комитеты Ленинградской области по культуре и туризму разработали проекты развлекательных туристических маршрутов по территории мемориального комплекса «Дорога жизни». Да-да, речь идёт о той самой Дороге жизни, по которой на протяжении нескольких лет из блокадного Ленинграда вывозили раненых и получали с Большой земли боеприпасы и продовольствие. В качестве вариантов туристических путешествий для разных возрастов креативные чиновники предложили, например, такие варианты: «Дорога жизни – Дорога в будущее» – игра-путешествие для детей с элементами квестовых заданий, «Дорога жизни – Дорога отважных» – квест для самостоятельных путешественников или «Дорога жизни – Дорога сильных» – марш-бросок «с формированием навыков, необходимых разведчику». К этой инициативе резко негативно отнеслась общественность Санкт-Петербурга: в городе на Неве на тему блокады шутить не принято.

Об окнах Овертона

Современные гуманитарные науки не последнюю роль отводят концепции, в соответствии с которой не нормы, принятые в обществе, формируют личность, а наоборот, повторяющиеся действия членов общества со временем формируют нормы, которые становятся общепринятыми. В конце 1990-х американский социолог Джозеф Овертон описал модель изменения так называемых «окон дискурса», получившую впоследствии название «окон Овертона». В исследовании говорилось, что путём продолжительного методичного воздействия можно сделать общепринятыми изначально абсолютно чуждые обществу идеи и представления. Это готовая работающая технология, гораздо более сложная и тонкая, чем откровенное зомбирование или «промывание мозгов». Самое страшное, что воздействие на общество происходит постепенно, медленно и оттого – незаметно. Суть теории – в постоянном, но регулярном смещении «окна дискурса» в нужную сторону, в результате которого оценка явления в общественном сознании последовательно проходит стадии от «немыслимо» до «возможно», затем до «приемлемо» и так далее, пока явление не станет действующей нормой. Действие подобных технологий легко отследить, например, по тому, что происходит в современном обществе в отношении однополых браков, за какие-то несколько десятилетий прошедших путь от явления неприемлемого до достойного законодательного закрепления. Исследователи подчёркивают, что наиболее подвержены подобного рода влиянию общества с развитой свободой слова и толерантностью, потому что в них отсутствуют табу, т.е. ограничения вида «нельзя – и всё», а значит, нет чётких критериев, по которым можно отличить добро от зла.

По похожим методикам работают в толерантных обществах западные идеологи, пытающиеся развернуть процессы героизации нацизма и пересмотра итогов Второй мировой войны. Владимир Путин достаточно подробно остановился на этом во времязаседания оргкомитета «Победа» . Вполне естественным в такой ситуации выглядит протест российского МИДа по поводу планируемого проведения рок-фестиваля в берлинском Трептов-парке, где захоронены более семи тысяч советских воинов.

Но методики эти действуют не только за рубежом. Явления, ещё совсем недавно абсолютно немыслимые, в современном российском обществе начинают восприниматься как допустимые. Пару недель назад на одном из федеральных каналов в программе «Танцы со звёздами» был исполнен номер, где девушка танцевала с актёром в форме офицера вермахта. Конечно, после массы критических откликов последовало официальное объяснение телеканала, мол, ничего плохого не имели в виду, всё это лишь инструментарий и художественная форма. Но дело не в этом. Лет двадцать назад никому бы просто не пришло в голову поставить такой номер, не говоря уже о его выходе в эфир. Кстати, интересно, видела ли этот танец официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, переживающая о планируемом рок-концерте в Трептов-парке? Может быть, прежде чем требовать уважения от других, стоит навести порядок у себя?

Вспомните, как дико звучала ещё несколько лет назад чья-то нелепая шутка о том, что если бы немецкие фашисты завоевали нашу страну, то вместо «Жигулёвского» пива мы сейчас пили бы «Баварское». И как буднично в наши дни высказывается писательница Людмила Улицкая. По её мнению, французы, сдавшие немецким оккупантам свою страну, оказались прозорливее, благодаря чему Франция, в отличие от СССР, избежала ужасных потерь.

Сколько лет прошло, прежде чем была признана нежелательной деятельность фондов «Открытое общество» и «Содействие», учреждённых Джорджем Соросом? Сколько лет потребуется, чтобы чиновники обратили внимание на программу «Учитель для России», с помощью которой агенты влияния получают доступ в российские школы? А ведь мы видим интерес к этой программе: после нашей публикации это стало очевидно не только по статистике портала profiok.com, но и по звонкам от желающих приобщиться по телефонам, указанным в шапке нашего сайта!

В российской истории есть примеры радикальной борьбы с инакомыслием и попытками забивать умы ересью. «А если бусурман какого-нибудь русского человека насильно или обманом к своей бусурманской вере принудит, … то того бусурмана после допроса казнить – сжечь огнём без всякого милосердия», – говорится в Соборном уложении царя Алексея Михайловича Романова, принятом в 1649 году и действовавшем до 1832 года. В наши дни «сжечь огнём», конечно, никого не получится – у нас свобода слова и гарантированные Конституцией права человека. Но согласитесь, что пытаться противостоять подобному воздействию с помощью многократного исполнения гимна – по меньшей мере, смешно. Значит, надо действовать умнее и тоньше.

О заложенном «в крови»

Любовь к Родине – а патриотизм, как правило, понимается именно так – можно воспитывать по-разному. В основе патриотизма – семейные традиции, ощущение связи с историей своей семьи, понимание истории семьи в контексте российской истории и так далее. Акция «Бессмертный полк», в которой участвовало множество молодых людей, показала, что чувство принадлежности к великой российской истории, гордость за своих предков – всё это никуда не делось, оно заложено в наших гражданах едва ли не генетически. И герои в современной России тоже есть, достаточно вспомнить подвиг офицера Александра Прохоренко, простого парня из-под Оренбурга, геройски погибшего в Сирии в марте 2016 года. Российский военный занимался наведением огня российских бомбардировщиков под Пальмирой. Попав в окружение, он вызвал огонь на себя. Вряд ли на его решение оказали влияние показатели рейтинга эффективности патриотического воспитания в Оренбургской области, тут явно что-то другое – и сложнее, и проще одновременно.

Рассказывать, показывать, помогать понять, не вдалбливать, а заинтересовывать – такой видится задача воспитания патриотизма. Причём речь не только о подвигах или военной мощи: есть множество самых разных причин гордиться нашей страной. Хотя, конечно, изучение военной истории России занимает в деле патриотического воспитания одну из ключевых позиций. Но ведь и это можно делать интересно и ненавязчиво. Так, как делает это Российское военно-историческое общество, организовавшее для школьников автобусные экскурсии по местам боевой славы. Так, как это делают организаторы всероссийского теста по истории Великой Отечественной войны , который пройдёт 23 апреля 2016 года: вопросы в тесте составлены так, что даже не зная правильного ответа, можно узнать много интересного о Великой Отечественной войне.

Единственный способ выстоять в идеологической борьбе – всеми силами стараться не растерять свои ценности. Для этого вовсе не нужно целыми днями играть в «Зарницу», петь гимн и ходить с флагом. Просто общество должно однозначно уяснить для себя, что Родину – и большую, и малую – нужно любить и защищать. Иное – просто немыслимо.

На сохранение наших общих ценностей, важных одновременно и для каждой семьи, и для всей страны, направлен совместный проект Издательского центра ИНЭС и Центра экономического развития и сертификации – книга под рабочим названием «История, рассказанная народом» . В издании будут изложены сведения об участниках Великой Отечественной войны, опубликованы документы из семейных архивов. Организаторы проекта уверены, что издание книги не только станет очередным шагом в направлении увековечения подвига участников ВОВ, но и позволит каждому человеку почувствовать себя частью истории нашего Отечества. Об условиях участия в проекте можно узнать на сайте

09Ноя

Что такое Патриотизм

Патриотизм – это термин, который применяется для описания чувства любви и преданности своему народу, нации, стране или сообществу. Сам по себе, термин патриотизм является весьма обширным и неоднозначным. Он включает в себя целую массу различных чувств, и аспектов о которых мы поговорим ниже.

Что такое Патриотизм простыми словами – краткое определение.

Простыми словами, патриотизм – это любовь к своей стране, своей нации и своей культуре. Как правило, патриотизм включает в себя такие основные аспекты как:

  • Особая привязанность к своей стране;
  • Чувство личной идентификации со страной;
  • Особая забота о благосостоянии страны;
  • Готовность жертвовать собой, чтобы способствовать благополучию страны.

В некотором отношении, патриотизм это определенный социальный и моральный принцип, который вызывает у человека чувство привязанности к своей стране. Он вызывает чувство гордости за свою нацию, страну или культуру.

Основа и суть Патриотизма.

Как уже стало понятно из самого определения, основой или сутью патриотизма служит самоотверженная любовь и привязанность к своей стране.

«Но, так ли это хорошо, и зачем собственно нужен патриотизм? »

Ответ на этот вопрос весьма сложный и неоднозначный. Дело в том, что, если полагаться на фундаментальные труды различных исследователей данного явления, можно обнаружить что они разделились на два лагеря.

Одни утверждают, что патриотизм — это очень положительное явление способное развивать и укреплять государство, поддерживать и сохранять его культурные традиции и обычаи. Другие утверждают, что подобная привязанность к своему государству и конкретно своей культуре способствует развитию излишне националистических и настроений, которые не особо вяжутся с .

О связи патриотизма и национализма мы поговорим позже, а сейчас продолжим развивать ответ на поставленный выше вопрос. Так вот, если абстрагироваться от уже сформированных точек зрения, можно сказать, что все заявления приверженцев, и противников патриотизма по-своему правы. Дело в том, что в самой идее любви к своей стране нет ничего плохого, но все должно быть в меру и идти, так сказать, от сердца. Но, история знает массу примеров, когда подобная любовь к отечеству мутировала в фанатизм под влиянием манипуляций с народным сознанием. Патриотизмом часто оправдывались многие военные и прочие преступления. Таким образом, можно сказать, что патриотизм помимо всего прочего это еще и отличный инструмент для управления массами. Так вот, отвечая на поставленный выше вопрос можно сказать, что патриотизм — это весьма положительное явление в разумных пределах, которое нужно для сохранения и развития отдельных государств наций и культур.

Патриотизм и национализм – в чем разница.

Действительно, помимо того, что эти два термина довольно часто используются вместе, а иногда и подменяют друг друга, между ними существует разница. Основные различия в данных понятиях заключаются в том, что национализм – это любовь именно к своей нации, своей культуре, и своим традициям, а патриотизм – это любовь к стране в целом, включая населяющие ее меньшинства со своими культурными особенностями.

Стоит отметить, что в реальной жизни эти понятия действительно довольно часто переплетаются, так как патриоты в большинстве случаев являются националистами, хотя это не является правилом.

Председатель правительства России В. В. Путин подчеркивает, что «единство России скрепляет присущий нашему народу патриотизм, культурные традиции, общая историческая память. В обществе растет интерес к отечественной истории, к тому, что дорого всем, а это начало нового духовного подъема».

Сегодня многие считают, что молодежь не интересует историческое прошлое, нет чувства патриотизма. Это не так. У большинства молодежи оно есть, что и пытался доказать автор в своей работе.

Анализируя ответы на вопросы, автор утверждает, что патриотизм в среде современной молодежи переживает не самые легкие времена. И это показали исследования: у молодого поколения есть проблемы связанные с формированием патриотического сознания.

Эта тема актуальна еще и потому, что в современной ситуации развития России, сегодня как никогда необходимо возрождение духовности, воспитание молодежи в духе патриотизма, любви к Отечеству.

За россиянами - великий разум и ратный подвиг предков, могучая культура, а мужества и стойкости, чувства ответственности перед Родиной им не занимать. И без подъема гражданского самосознания, патриотического потенциала молодежи не приходится рассчитывать на успех в Возрождении Отечества.

Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите. Патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активной самореализации на благо Отечества.

Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Одной из важнейших задач современности является формирование понятия Родина, Отечество, Отчизна. Родина включает в себя все многообразие социальных и природных факторов, которые мы называем понятиями семья, микрорайон или деревня, город или район. По мере своего развития каждый из нас постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу, народу. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России. Как невозможно научить любви к родителям одними призывами, так невозможно воспитать гражданина из школьника, изучавшего большую Родину только по книгам.

Что же считает ценным сегодня молодой человек?

Социологический опрос, который проводился среди учащихся 8-10 классов, показал:

Что считаешь ценным сегодня? % опрошенных

Хорошая одежда 56

Тусовки по выходным, общение 36

Патриотизм, любовь к Родине 46

Анализ показал, что материальные ценности преобладают над моральными. Для патриотизма в этом случае остается совсем немного места (46%). Но несмотря на печальные итоги, я думаю, что молодежь все же понимает и принимает патриотизм как ценность, но слабо представляет его на практике. Отсутствуют достойные примеры патриотизма в современном обществе.

Если раньше, в сознании советских людей прочно формировался образ защитника Отечества, Добра, справедливости (сказочный, собирательный и реальный); образ мудрости государственного деятеля, образ воли полководца. Мощным фактором воспитания в советское время был образ героя (А. Матросов, З. Космодемьянская, О. Кошевой, пионеры-герои и др.) и образ героического акта (ночной таран в воздухе, переход через линию фронта, оборона дома Павлова и др.) и т. д. И эти данные образы предстают как образцы патриотизма, нравственности, духовности, толерантности, самоотверженности, мужества, воли к победе и т. п. Они выступали в многообразных формах ценностных ориентаций человека, которые вели солдата в бой, а труженика тыла превозмогать невероятную усталость. А что же происходит в наши дни? Чтобы не быть голословным, я приведу пример статистики. Молодым участникам сайта http://otvet. mail. ru и учащимся 8-10 классов нашей школы был задан вопрос « Знаешь ли ты героев нашего времени?». Картина оказалась неутешительной:

Ответы Старшеклассники Участники сайта

Не знаю 36 32

Их нет вообще 24 28

Герои есть и в наше время 8 12

Называют героями участников войн в ВОВ, Афганистане, Чечне (но не 32 12

называют их имен)

Таким образом, мы видим, что 70% респондентов не могут назвать конкретных героев (причем 26% считают, что таковых нет вообще, 34% просто не знают их, 10% думают, что герои есть, но не ведают кто они). Лишь 22% называют героями участников Великой Отечественной войны и воинов – интернационалистов. Да, результаты неутешительные. Нет у молодежи идеалов, с кого бы они могли брать пример. Но когда нет образца для поведения, старшеклассники, да и вся молодежь попросту не понимают с кого брать пример, и ввиду отсутствия достойных образцов для подражания ищут свои идеалы самостоятельно, например, на экране телевизора. Нужно ли говорить о том, что за пример может обнаружить для себя человек, просто включив телевизор? Влияние СМИ на сознание молодежи велико как никогда и это не может не огорчать. Вот, наверное, почему такое состояние нашей молодежи - это и потеря перспективы, и растущие растерянность и тревога, и неуверенность в завтрашнем дне, и чувство безысходности, обманутости, доминирующие установки жить «одним днем».

Сегодня, в нашем современном обществе, все же главной причиной падения патриотизма в молодежной среде являются на мой взгляд отсутствие патриотической идеи в обществе, отрицательное влияние друзей и сверстников, ненормальную обстановку в семье. Решив в этом убедиться, я провела опрос среди учителей нашей школы, которые подтвердили причины падения патриотизма среди молодежи:

ответы % среди учителей

Отсутствие патриотической идеи 68

Ненормальная обстановка в семье 21

Влияние сверстников 5

Влияние СМИ 6

С патриотическим воспитанием у нас проблема в целом по стране. Об этом свидетельствует факт концентрации государственного интереса к проблемам воспитания патриотизма у граждан Российской Федерации, что закреплено государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 -2010 годы». Об этом говорит и Президент Российской Федерации Д. А. Медведев на конференции: ««Вопросы патриотического воспитания должны оставаться в центре внимания нашей государственной деятельности. Причем эта работа должна вестись, что называется, с пониманием ответственности задачи, она не должна быть шаблонной. Она должна доходить до сердца. Потому что, мы знаем, что каждую работу можно завалить, если заниматься ею без души. А вопрос патриотического воспитания не может быть формальным, он должен именно сообразовываться с личными представлениями каждого человека о его месте, с его восприятием страны, Родины» .

А выпуски наших теленовостей на 90% состоят из государственных визитов плюс ЧП, катастроф и наводнений по всему миру. Потом эфир забит ток-шоу с сериалами. А турниры по теннису или те же матчи внутреннего чемпионата по футболу показывают по платным каналам в ночное время. Кто их увидит, чтобы испытать гордость и за наших фигуристов, девчонок-теннисисток, и за футбольную команду? Из выпусков новостей каждый из нас может узнать, сколько убийств произошло за последние сутки, о кризисе, сколько человек и где остались без тепла. А хороших новостей вроде как у нас и нет. Почему то мы говорить об этом стесняемся. Как и о людях, которые живут среди нас и каждый день совершают большие и маленькие геройские поступки.

Да много еще чего такого мы не делаем, чтобы понять: мы живем не в самой плохой стране, нам есть кем и чем гордиться. И люди ощущают в этом большую потребность. Это необязательно мировые рекорды и научные открытия. Это подвиги и поступки, события и даты, о которых надо знать всем. Чтобы научиться этим гордиться. И было бы с кого брать пример.

А ведь у нас есть с кого брать пример: с ветеранов Великой Отечественной войны нашего поселка. Это ли не пример героизма и мужества, пример любви к своей Родине. А чтобы ими гордиться, надо знакомить учащихся с воспоминаниями ветеранов об участии их в войне, о трудностях, с которыми им пришлось столкнуться в годы Великой Отечественной войны. Об этом мы в своей школе и говорим, чтобы наши учащиеся не только с уважением относились в ветеранам Великой Отечественной войны, но и гордились ими!!! И это только один пример воспитания патриотизма в нашей школе.

Был проведен социологический опрос не только среди старшеклассников нашей школы, но и участников сайта по следующим вопросам:

1. Считаете ли вы себя патриотом?

2. Нужно ли патриотическое воспитание в школе?

3. Готовы ли вы совершить подвиг сегодня?

4. Знаете ли вы шерловогорских ветеранов Великой Отечественной войны?

5. Как вы относитесь к ветеранам Великой Отечественной войны?

6. Нужны ли вообще патриоты стране сегодня?

7. Вы за или против службы в армии?

8. Если у вас была бы возможность, вы бы уехали из России?

Анализ ответов показал:

вопрос ответы Учащиеся Участники сайта

Считаете ли вы себя патриотом? да 83 52

сомневаюсь 5 7

Нужно ли патриотическое воспитание в школе? да 87. 9 76

Готовы ли вы совершить подвиг сегодня? да 58 52

сомневаются 21 11

не решились 9 13

Знаете ли вы шерловогорских ветеранов Великой да 98 Вопрос не задавался на сайте

Отечественной войны?

Как вы относитесь к ветеранам Великой Отечественнойуважительно 95 Вопрос не задавался на сайте войны?

равнодушно 0

с сочувствием 5

Нужны ли вообще патриоты стране сегодня да 87. 9 69

Вы за или против службы в армии? за 83 46

против 27 54

Патриотами себя считают 68% опрошенных. Надо заметить, что среди учащихся нашей школы их 83%.

82% - за патриотическое воспитание в школе:

55% готовы совершить подвиг:

78, 5% считают, что патриоты стране нужны:

На вопрос «Вы за или против службы в армии?» результаты показали:

Результаты ответов учащихся 8-11 классов на вопросы «Знаешь ли ты своих ветеранов Великой отечественной воны?» и «Как вы относитесь к ветеранам Великой Отечественной войны?» меня порадовали, хотя и есть среди них 2%, которые не знают своих ветеранов, проживающих в родном поселке. Зато 95% относятся к ветеранам Великой Отечественной войне с уважением, а 5% с сочувствием, что видно по диаграмме:

Долгие годы история изучалась, как история государства, история войны, история народного хозяйства и прочее. Пора начать изучать историю общества, историю человека, его жизнь, деятельность и по-другому взглянуть на историю глазами людей, чьи руки детские и взрослые, мужские и женские, брали оружие и защищали свою родную землю.

Говорят: счастлива земля, не имеющая дочери и сына, которые могут предать свою Родину. Моя работа-это работа именно о таких сыновьях и дочерях, которыми должны гордиться Россия и мы. Мое поколение живет в непростое время, мы часто слышим о нарастающей бездуховности общества, падении нравственности, разрушении вековых традиций. Я уверена, что не только меня, а многих волнует вопрос: человек в обществе, его ответственность за судьбу страны.

Через испытания, каких еще не выпадало никому, сквозь огонь и кровь прошел народ к Победе. Вклад в общую победу внесли и воины-Забайкальцы. Наши земляки принимали участие во всех крупнейших сражениях: насмерть стояли у стен родной столицы, громили врага в Сталинграде, Ленинграде, на Курской дуге, форсировали Днепр, изгоняли захватчиков из Белоруссии и Украины, Молдавии и Прибалтики, освобождали от коричневой чумы народы Европы, штурмовали Рейхстаг. Многие забайкальцы не дожили до 65-летия Победы. Однако, материал о них, их воспоминаниях о войне, бережно хранятся краеведами нашей школы. Я расскажу о некоторых из них, кто, испытывая ужасы войны, вместе со всеми ковал победу.

Михаилу Ивановичу Любушкину не было и 18 лет, когда в августе 1942 году он был призван в ряды Красной Армии и направлен в Забайкальское пулеметно-минометное училище на станцию Дивизионная. А уже в феврале 1943 года большая группа курсантов выехала на фронт и влилась в состав стрелковой дивизии, в составе которой участвовал и Михаил Иванович в качестве стрелка в боях на Курско-Орловской дуге. Еще при жизни он вспоминал об одном бое, который разгорелся в июле 1943 года: «Когда после артиллерийской и авиационной подготовки немцев, двинулись развернутым фронтом танки и самоходная артиллерия, а за этой движущейся броней шли цепи немецкой пехоты, разгорелся бой. Часть танков была подбита, но остальным удалось пройти на передний край, немецкие танки утюжили наши траншеи. Нам удалось поджечь бутылками с горючей смесью несколько танков. В адском грохоте, огне, дыму не слышно было команд, но мы сами понимали и огнем старались отсекать пехоту от танков. И немцы были вынуждены отступить. Прорвавшиеся немецкие танки и самоходы были, полностью уничтожены нашей артиллерией и контратакой танков. После небольшого перерыва немцы снова бросили на нас свои самолеты, которые бомбили нас довольно долго, затем ударила артиллерия врага, заскрипели «Ванюши», пустили на нас «тигров» и «пантер», но и эту атаку нам удалось отбить. » В его рассказе я почувствовала гордость, что им удалось отстоять хоть маленький кусочек, но своей родной земли. Да, о смерти в тот момент они и не думали, думали только о спасении своей Родины.

Война оставила свой след и в истории семьи Шром. Михаил Тарасович Шром сражался под Сталинградом и Москвой, вместе со всеми форсировал Днепр. А Фрида Федоровна до войны жила в Ленинграде. Училась в школе, которая носила имя Сергея Мироновича Кирова, строила планы на будущее, им не суждено было сбыться: началась война. Вскоре город сжался в смертельном кольце блокады, занятия в школе прекратились. Тогда Фриде Федоровне исполнилось 15 лет, она вместе с другими девушками ездила копать окопы для бойцов, защищавших Ленинград. Вот уже 65 лет прошло с тех пор, но бывшая блокадница до сих пор не может без слез говорить о жизни в осажденном городе. «Работали и голодали как все ленинградцы. Вспоминать об этом очень трудно». В 1943 г. по Ладожскому озеру, по дороге жизни ее вместе с братьями вывезли из Ленинграда и эвакуировали в Сибирь. Там она и познакомилась со своим мужем.

Испытания, выпавшие на долю Фриды Федоровны и Михаила Тарасовича в молодые годы, оставили свои отметки на всю их дальнейшую жизнь – тяжелые воспоминания, болезни, незаживающие фронтовые раны. Большой осколок от фашистского снаряда, оставшийся в ноге и сильно мучивший фронтовика удалось извлечь только спустя 43 года после ранения. А два осколка, попавшие ему в грудь, так и остались там до конца жизни. Как у всех ленинградцев, переживших те страшные дни, у Фриды Федоровны есть знак «Житель блокадного Ленинграда».

Война, жестокость и кровь Но дети и война – это что-то несовместимое, как жизнь и смерть. На фронте – смерть, кровь, а в тылу – голод, холод и нечеловеческий труд. «Война всех нас лишила детства. Как мы бедствовали, как голодали, но учились, а больше работали!» - вот так начала свой рассказ Мария Георгиевна Журавлева, ветеран педагогического труда. Улыбчивая, доброжелательная, можно подумать, что жизнь ее была всегда безоблачной. Но военного лихолетья она глотнула сполна. Было ей 9 лет, когда началась злая, никого не щадящая война. Жили они тогда в Мордовии, в деревне Старорусские Поматы. Отец погиб в первый же год войны, мать умерла в 1942 году от воспаления легких, осенью 1942 г. умер дед. И остались три девочки, осиротели. Председатель колхоза требовал, чтобы старшие шли работать в колхоз, иначе не будет сена корове, и ее не разрешат пасти на колхозных полях. Бросив школу, старшие девчонки пошли работать в колхоз. На хозяйстве остались 10-летняя девочка Мария. Школу она не оставила. До обеда училась, после обеда работала в колхозе. Уроки и домашняя работа выполнялись вечером при свете коптилки. А летом, конечно, целый день – в поле. Какая же сила была в её еще по-детски тонких ручонках? Но война не спрашивала. Тяжело было девочке: «волокуши» тянуть, не разгибая спины, копать картошку, делать любую взрослую крестьянскую работу. Но не сломила ее судьба. После 10 класса Мария Георгиевна поступает в институт, который закончила в трудные послевоенные годы. А в 1952 году из далекой Мордовии приехала в Забайкалье по направлению.

45 лет Мария Георгиевна преподавала географию, живя в Забайкалье. Она очень сильный человек, ведь не смотря на войну, она сумела получить образование.

Много трудностей пришлось пережить нашим ветеранам в свое время, но, глядя на них и слушая их рассказы, можно гордиться, что у нас в России есть такие люди!

Собирая материал об участниках войны, я поняла, что жизнь, особенно война, формирует взгляды, убеждения. Как важно иметь знания и, конечно, свою точку зрения, чтобы не ошибиться. Надо искать свое место в жизни. Пишешь об этих людях, и хочется хоть в чем-то подражать им. Ведь они прошли огненными дорогами путь от Москвы до Сталинграда до логова фашистского зверя, развязавшего кровавую бойню, в которую были втянуты народы всей Европы. Мы склоняем головы перед ними, выстоявшими и победившими! И подвиг их будет жить в наших сердцах.

Ведь история – самый справедливый судья и, в конечном счете, воздаст по заслугам всем, кто не думал о своей жизни, шел в бой против смерти, чтобы спасти Родину от врагов!

В заключение хочется подчеркнуть, что конкретные события и факты из жизни шерловогорцев в период Великой Отечественной войны доказывают, что творческий и нравственный потенциал нашего народа, вышедшего на защиту своего Отечества, огромен. Наш народ способен преодолеть любые трудности и невзгоды во имя общего дела, во имя своей Родины!

Сегодня хочется отметить, что проблема потери патриотизма среди молодёжи пока не глобальна, но над ней стоит задуматься каждому. Все мы без исключения, какого бы возраста ни были, должны уважать и помнить тех, кому обязаны своей жизнью и свободой. И было бы очень хорошо, если бы каждый из нас развивал дух патриотизма не только в себе, но и в окружающих.

Заключение

Подводя итоги всей работы, мы пришли к следующим выводам, что патриотизм, уважение к ветеранам, память о годах Великой Отечественной войны всегда очень важны в патриотическом воспитании старшеклассников. Проанализировав ответы социологического опроса, выяснилось:

Старшеклассники нашей школы считают себя патриотами - 86%;

Уважительно относятся к ветеранам Великой Отечественной войны – 95%;

У 89% ребят родные воевали на фронтах Великой Отечественной войны и, к сожалению, 11% не знают своего прошлого;

Сегодня подвиг готовы совершить за Родину – 58%, сомневаются – 21% и 12% не согласны совершать подвиг, 9% - не решились бы;

Старшеклассники нашей школы хотели бы служить в армии - 83 %.

Анализы показывают, что в школе необходимо продолжать воспитывать чувство патриотизма. Это еще раз доказывают ответы на вопрос: «Нужны ли вообще патриоты стране сегодня?», старшеклассники дружно ответили ДА (87,90%), а участники сайта с ними согласились – 69%. Старшеклассники нашей школы считают необходимым продолжить работу по патриотическому воспитанию (65,32%). Патриотизм можно охарактеризовать как ценность современной молодежи, точнее говоря, в молодежной среде есть определенная часть юношей и девушек, которые включили патриотизм в систему своих ценностных ориентаций. К сожалению, эта часть не так значительна, как хотелось бы (46%). Но лед тронулся. И это самое главное.

Исследования показали, что патриотизм в среде современной молодежи переживает не самые легкие времена: у молодого поколения есть проблемы связанные с формированием патриотического сознания.

Таким образом, проанализировав ответы старшеклассников и участников сайта, можно сделать вывод, что сегодня необходимо больше обращать внимания на воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, уважения к старшему поколению. Мы можем и должны создавать среду, которая поможет воспитать у подрастающего поколения чувство патриотизма! Только развивая чувство патриотизма и любви к Родине у молодого поколения можно обеспечить стране будущее!

Я думаю, что мой материал (особенно воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны) может пригодиться не только для уроков истории и краеведения, но и для проведения классных часов, диспутов по воспитанию у молодежи чувства патриотизма и любви к своей Родине!

Патриотизм – (от греческого patris - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа.
Национальная социологическая энциклопедия

Патриотизм – любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.
Большая советская энциклопедия

  • Патриотизм – это нравственный критерий, отличающий благородного человека от низкого и духовно-развитого от пребывающего в духовной летаргии.
  • Патриотизм – это объективная оценка положения и действий родной страны, сочетающиеся с оптимистичным взглядом на вектор ее развития в будущем.
  • Патриотизм – это гордость за все достижения своего народа и осознание всех его исторических ошибок.
  • Патриотизм – это готовность пожертвовать личным ради достижения общественного блага.

Преимущества патриотизма

  • Патриотизм придаёт силы – от осознания того, что за спиной человека незримо стоят сотни поколений его предков.
  • Патриотизм даёт радость – от осознания достоинств и успехов своей страны.
  • Патриотизм даёт ответственность – за семью, народ и Родину.
  • Патриотизм даёт уверенность – за счет чувства сопричастности к судьбе страны.
  • Патриотизм даёт свободу – действовать во благо своей стране.
  • Патриотизм даёт уважение – к истории, традициям и культуре страны.

Проявления патриотизма в повседневной жизни

  • Геополитика. Образование национальных государств – это одно из проявлений патриотизма каждой нации.
  • Освободительные войны. Именно патриотизм, как основа сплоченности перед лицом неприятеля, помогал народам выигрывать самые страшные войны в случае, если они не были захватническими.
  • Военная служба. Готовность защищать Родину от внешнего врага – неотъемлемый признак патриотизма; человек, выбравший военную службу – проявляет патриотизм.
  • Национальные обычаи, традиции. Примером «бытового» проявления патриотизма могут служить неповторимые национальные костюмы разных народов.
  • Национальная культура. Русские народные песни, эпосы якутского народа, шотландская игра на волынке – все это примеры патриотизма, выразившегося в культурном наследии разных народов.

Как развить в себе патриотизм

  • Семейное воспитание. Родители, проявляющие любовь и уважение к своей стране, и прививающие эти чувства детям – воспитывают детей патриотами.
  • Интерес к национальной культуре и традициям. Для того чтобы любить свой народ – его необходимо знать; осознанно изучая историю своего народа, человек воспитывает в себе патриотизм.
  • Информированность. Патриотизм предполагает гордость за достижения своей страны; интерес к информации, связанный со всеми сторонами жизни общества и страны – создает базу для развития и проявления патриотизма.
  • Путешествия по своей стране. Лучшее средство узнать и полюбить свою Родину.

Золотая середина

Космополитизм

Патриотизм

Национализм, ксенофобия, шовинизм

Крылатые выражения о патриотизме

Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей родины. - Джон Кеннеди - Мне кажется, что чувство любви к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство любви к Богу. - Патриарх Алексий II - Патриот - это человек, служащий родине, а родина - это прежде всего народ. - Николай Чернышевский - Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы! - Александр Пушкин - Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну; но ещё важнее, чтобы ты был готов прожить жизнь ради неё. - Теодор Рузвельт - А. С. Ципко / Ценности и борьба сознательного патриотизма Автор поднимает вопрос о природе и чертах русского патриотизма. Опираясь на точку зрения философов Бердяева и Франка, он противопоставляет «квасному патриотизму» патриотизм сознательный, в основе которого – не миф, но историческая правда. Патриотизм - духовный стержень народов России Книга посвящена патриотизму – чувству, которое неразрывно связано с российской историей и которому во многом Российское государство обязано своим становлением и существованием.

Одна из основных проблем современного российского общества - разобщенность. Патриотические чувства россиян в современных условиях могут выступать в качестве сплачающих российское общество. Сущность проявляется в готовности пожертвовать своими интересами ради интересов Родины.

В основном, люди сейчас мотивированы на свои личные цели. Данную позицию, как кажется, можно объяснить отсутствием в стране национальной идеи, общественной цели, стратегического курса. Отсутствие идеи, цементирующей российское общество, ведёт к его социальному, национальному, религиозному расслоению. Преодоление же сложившегося положения на основе воссозданной, антигосударственной никогда не приведёт к возвеличению России.

Идеология, какой бы она не была, не в силах сплотить людей на принадлежности к нации; она объединяет на политической, партийной основе. Идеологизированное чувство патриотизма - это чувство любви к партии, что всячески противоречит не только назначению патриотизма, но и его общепринятому пониманию как любви к Родине. Показателем уровня патриотизма можно считать желание покинуть Россию. Большинство россиян,78%, довольны тем, что родились именно в России, и если бы могли выбирать, то выбрали её же. Но в тоже время переезд на постоянное место жительства в другую страну считают нормальным или допустимым 62% россиян. Это подтверждает пассивную патриотическую позицию: чувство любви к Родине и гордость за принадлежность к своей нации. Потребность же в практическом проявлении этих чувств, согласно статистике, испытывают только от 2-7 % россиян.

Почему это происходит? В большей степени, на наш взгляд, данная ситуация связана с усилением индивидуалистических чувств и снижением коллективизма. А также сегодняшняя бюрократизированная и коррумпированная система власти всё меньше оставляет возможности россиянам повлиять на обстановку в стране, следствием чего и является стремление личного благоустройства, а не общественного совершенствования. Обороноспособность государства является показателем патриотизма как готовности граждан защищать свою Родину. Сегодня только около 40% юношей- старшеклассников готовы вступить в Вооруженные силы, дабы защищать своё Отечество.

Остальные, если не постараются уклониться от службы в армии, то или не определились, или твёрдо решили в армию не идти ни при каких условиях. Существующее положение современной Российской Армии мало изменит, как мы считаем, её переход на контрактную основу.

Профессиональная армия - не есть армия на контрактной основе, поскольку купить патриотические чувства невозможно, а профессионализм в вопросе служения на благо Отечества не может рассматриваться вне патриотизма. Защита же Отечества - долг каждого патриота. Естественно, необходима грамотная реконструкция условий армейской службы.

О ситуации в Армии большинство молодых людей узнаёт из СМИ, что тоже играет свою роль в появлении негативного отношения к службе. Факторы формирования патриотизма Сила патриотизма проявляется в конкретных исторических условиях, а само патриотическое сознание воспитывается веками. Патриотизм предусматривает не только знание истории своей страны, но и гордость за прошлое своей Родины, а что же мы видим сегодня? В современной России в большей степени негативно отзываются об её советском прошлом, подавая огласке только промахи союзного периода, но совершенно не беря в расчет всё культурное наследие, научные достижения прошедшей эпохи.

Данная пропаганда, что, вполне естественно, не даёт возможности становлению патриотического сознания. Так, современные СМИ, как фактор формирования общественного мнения, носят сегодня антипатриотический, если не антироссийский, характер. Внешняя политика государства является значимой для поддержания патриотического настроя граждан.

Россия исторически выступала как военно- несокрушимая страна - освободительница. Современный же авторитет Российской Федерации на мировой арене не позволяет нам поддерживать этот статус. Внутриполитическая обстановка под призмой патриотизма носит противоречивый характер: с одной стороны - патриотический настрой россиян, а с другой - низкий уровень жизни. Ситуация в стране сегодня такова, что ничто не даёт гарантии благополучного будущего, уверенности в завтрашнем дне.

Наличие социально - правовой незащищенности, экономической нестабильности также негативно сказываются на уровне патриотических чувств. Особенное влияние на патриотический настрой россиян имеют достижения соотечественников в разного рода спортивных соревнованиях. Так, наблюдая за ходом Туринской олимпиады 2006 года, 80% россиян испытывали положительные эмоции: гордость и патриотизм (47%), интерес (33%). Данная статистика ещё раз доказывает, что мы привыкли видеть Россию - победительницей, только в таком случае можно говорить о высоком патриотизме граждан. Заключение. Патриотами себя считают 83% россиян, 10% не готовы назвать себя патриотами. Быть патриотом для 67% населения России - это означает любить свою Родину, для 32% - работать во благо своей страны, ради её процветания, для 30% - стремиться к изменению положения дел в стране в лучшую сторону, для 27% - защищать свою страну от любых нападок и обвинений.

Но проявление патриотизма на сегодняшний день рассматривается большинством лишь как чувство любви к Родине, которое в меньшей мере таит в себе деятельностный аспект. Отсутствие желания действовать во благо своей Родины даже при наличии бескрайней к ней любви не есть истинный патриотизм. Патриотизм как проявление любви к Отчизне, сопричастности к её истории, культуре, гордость за прошлое, готовность к служению и самопожертвованию ради её светлого будущего необходимо воспитывать с самого детства.

Особенно важно патриотическое воспитание россиян сегодня в связи со сложившимися историческими условиями: распад СССР повлёк за собой не только открытые территориальные границы, но и информационное изобилие; становление рыночной экономики; историческая многонациональность; распространение массовой культуры. Наиболее верно, на наш взгляд, рассматривать патриотизм как чувство любви к Родине, характеризующееся критическим взглядом на ее реальность и деятельностью во благо своего Отечества.

Литература 1. Пищулин Н.П. Патриотизм - в зеркале социологии / / Правительство - город - люди: информационно - аналитический сборник. - 2003. - №3 (164).

2. Лутовинов В.И. Российский патриотизм: история и современность / / Русское общество. - 2006. - №17.

3. www . wciom . ru (Всероссийский центр изучения общественного мнения).

Соколова Ольга Игоревна студент Российский Государственный Социальный Университет

Рассказать друзьям