Завтра православные христиане будут праздновать яблочный спас. Яблочный Спас: традиции, приметы и поздравления

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Завтра 19 августа 2018 наступит большой православный праздник Яблочный Спас – второй в череде «трех Спасов». Каждый год их отмечают 14 августа (Медовый), 19 августа (Яблочный) и 29 августа (Ореховый или Хлебный).

Какой церковный праздник 19 августа 2018: Что за праздник Яблочный Спас, что означает и какая его история

Праздник установили в честь памяти о преображении Иисуса Христа, произошедшем на Фаворе. В Евангелие указано: Иисус Христос с тремя учениками - Иаковом, Иоанном и Петром - взобрался на Фавор. Все вместе они начали усиленно молиться. Ученики через какое-то время уснули, а когда проснулись, увидели Иисуса Христа преображенным, с сияющим лицом, в белоснежных одеяниях. Затем появились два пророка - Илия с Моисеем, а вскоре ученики услышали голос с небес, гласящий, что Иисус Христос - Его Сын, и Его нужно слушать. Когда ученики и Иисус Христос спускались с горы, Иисус Христос приказал им не рассказывать никому о том, свидетелями чего они стали, пока Он не умрет и не воскреснет.

Преображение Иисуса Христа случилось за 40 дней до Его смерти, в феврале, но отмечать его стали в августе. Перенести праздник пришлось, чтобы он не припадал на Великий пост. Сейчас его отмечают за 40 дней до Воздвижения Креста Господня.

Поскольку Яблочный Спас отмечают в дни Успенского поста, в пищу разрешили употреблять рыбные блюда, вино и масло растительное. В храмах священнослужители облачаются во все белое. Обычай святить яблоки пошел с VIII века, а сейчас в храмы на освящение несут виноград с грушами, овощи, пшеничные колоски с медом. Говорят, пока не наступит спас, яблоки не едят - нельзя, особенно тем, у кого умер ребенок. После освящения яблок их нужно раздавать нуждающимся, бедным.

Праздник по православному календарю 19.08.2018: Традиции на Яблочный Спас

На праздник принято печь яблочные пироги, блины из постного теста. Из яблок варят компоты, варенье. Говорят, в такой день не убивают насекомых, и даже не прогоняют, иначе не будет удачи и счастья.

В праздничный день нельзя:

  1. пребывать в плохом настроении;
  2. заниматься физическим трудом - шитьем, вязанием, стиркой, мелкими хлопотами;
  3. говорить громко, смеяться;
  4. участвовать в увеселительных мероприятиях;
  5. допускать ссоры с близкими;
  6. злиться, желать зла.

Утром на Яблочный Спас нужно отправиться в церковь со спасовой корзиной в составе яблок, символизирующих урожай, крепость души, хлеба, символизирующего дом и семью, хрена, символизирующего стойкую веру, соли, символизирующей готовность к жизненным трудностям, выпечки. Все, что было освящено, нужно съесть. Если остатки испортились, их или отдают скоту, или закапывают в саду. Корзину дополняют свечами, зеленью.

Что нельзя делать на Яблочный Спас

Чересчур строгих запретов на Яблочный Спас нет, и все же праздник попадает на время строгого Успенского поста, который не приветствует нарушение постного питания.

Нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса, и даже в этот день, пока фрукты не освящены в церкви.

Нельзя шить, вязать, заниматься уборкой и строительными работами. Вообще, лучше не выполнять никакой физической работы, кроме приготовления пищи и сбора урожая.

Помните, что до 27 августа идет Успенский пост. Поэтому нельзя развлекаться, а также есть мясо, яйца, жирную пищу.

Также нельзя убивать или прогонять насекомых.

В этот день принято угощать детей бедных и больных людей. Чем больше яблок получится раздать, тем более добрым и щедрым будет к вам Бог. Хорошие хозяйки пекут яблочные пироги.

Праздник Яблочного Спаса, прежде всего, должен напомнить людям о важности духовного преображения.

Приметы на Яблочный Спас

Примета о погоде на Яблочный Спас: какая будет погода на Второй Спас, такую следует ждать и в январе месяце.

Если погода сухая и жаркая в этот день, то осень будет сухой, без дождей, теплой, и наоборот.

Если листочки на деревьях стали желтыми, будет скоро холодно.

Если ветер сильный дует - придет суровая зима.

Покров будет таким же, как день Яблочного Спаса.

Ранее считали, что погода 19 августа это зеркальное отражение погоды в январе. Какие либо осадки на протяжении всего дня праздника предполагают снег зимой, ну а если в день Яблочного Спаса стоит жара, то снега в январе месяце будет мало.

Примета на Удачу: невероятный успех и богатство следует вам ждать, в том случае если в день Яблочного Спаса муха два раза села на вашу руку.

Весь следующий год вы абсолютно точно проведете в изобилии, в том случае если в день Спаса угостите нищего яблоками.

Обязательно вынесите сами фрукты, если увидите вдруг такого человека на улице. А в том случае, если за целый день праздника вам совершенно не попадется на глаза нуждающийся человек, то это является достаточно плохой приметой.

С праздником Яблочного Спаса.

Яблочный Спас: традиции верные и суеверные

- А разве можно яблоко сейчас, Преображение ведь через неделю! - возмущалась в прошлое воскресенье прихожанка в церковном дворе.

- Можно-можно, они магазинные, значит, их в прошлом году освятили, - шутит в ответ седобородый священник.

Сегодня православные празднуют Преображение Господне или, как его чаще называют в народе, Яблочный Спас. Но такие диалоги можно услышать и в канун Медового Спаса (14 августа), и в канун Полотняного или Хлебного (29 августа). А на вопрос: почему православным нельзя летом до определенной даты есть ни меда, ни яблок, внятного ответа почти никто не дает. О том, как отличить суеверия от подлинной церковной традиции празднования Яблочного Спаса – в материале РИА Новости.

Праздник не в тот день

Согласно Евангелию, Иисус Христос вместе с ближайшими учениками - Петром, Иаковом и Иоанном - взошел помолиться на гору Фавор. Апостолы увидели, что он преобразился - «одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить» - и как явившиеся им пророки Илия и Моисей беседовали с их Учителем. «И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте. Когда был глас сей, остался Иисус один», - повествует Евангелие от Луки.

А когда видение исчезло, Иисус сказал ученикам, что ему предстоит умереть, а затем воскреснуть. Но строго запретил им рассказывать об этом кому либо.

Произошло это за 40 дней до смерти Христа. Почему же Церковь отмечает праздник не в феврале, а в августе?

«Причина в том, что без перенесения на другой месяц это торжество приходилось бы всегда на дни святой Четыредесятницы (Великого поста – ред.), а это было бы несовместимо с великопостным служением и печальным покаянным временем», - объясняет протодиакон Дмитрий Половников.

Святые отцы Церкви называли Преображение днем, когда «радовались пророки и апостолы» и постановили отмечать его в августе, за 40 дней до праздника Воздвижения Креста Господня, когда верующие будут вновь вспоминать распятие Спасителя.

Духовенство в этот день совершает службу в белоснежных облачениях. Но,несмотря на праздник, соблюдение Успенского поста не отменяется, хотя и с послаблениями – разрешаются рыба, вино и елей (растительное масло).

«В России с виноградом туго»

«Все без остатка, что подвластно человеку, может быть им освящено; все, над чем мы работаем, к чему мы прикасаемся, все предметы жизни - все может стать частью Царства Божия, если это Царство Божие будет внутри нас и будет, как сияние Христово, распространяться на все, к чему мы прикасаемся… Подумаем об этом; мы не призваны поработить природу, мы призваны ее освободить от плена тления и смерти и греха, освободить ее и вернуть в гармонию с Царством Божиим. И поэтому станем вдумчиво, благоговейно относиться ко всему этому тварному, видимому нами миру, и послужим в нем соработниками Христовыми, чтобы мир достиг своей славы и чтобы нами все тварное вошло в радость Господню», - объяснял духовный смысл праздника Преображения известный православный миссионер XX века митрополит Сурожский Антоний.

Еще в IV веке - достоверно известное время существования праздника - на Преображение освящали плоды нового урожая. По одной из версий, так Церковь вытесняла языческие праздники урожая - в честь Вакха-Диониса, например.

«В священническом служебнике в месяцеслове первой находится молитва на освящение винограда. Дело в том, что в Греции (читай Византии) виноград поспевал как раз к этому времени. А первые плоды верующий человек всегда приносил в храм как свою жертву Богу и для освящения всего урожая. Принесение и освящение первенцев (это относится как к людям, так и к животным и различным плодам) - «стандартная» религиозная традиция, как для иудаизма, так и для языческих религий, и христианство не могло остаться в стороне от выражения благодарности к Богу за плоды. Это сейчас магазины круглогодично предлагают все разнообразие плодов мира, а раньше, что выросло, то и ели. Так что, надо благодарить Бога за то, что выросло», - говорит протодиакон Дмитрий Половников.

В Церкви не устают повторять: подобные обряды ничего общего ни с с самим праздником, ни с православием не имеют. Это всего лишь суеверия.

«Суеверие - то есть суетная, пустая вера, вера в пустоту, когда обычным предметам приписываются сверхъестественные свойства – это результат религиозного невежества и потери живой связи с Церковью, передает портал сайт. Суеверия возникают тогда, когда второстепенные, внешние, обрядовые вещи ставятся во главу угла, а то, что действительно является главным и важным – внутреннее содержание – попросту забывается, теряется», - предупреждает митрополит Бориспольский и Броварский Антоний.

Но ведь и в церкви от постоянных прихожан можно услышать, что до Преображения есть яблоки - грех. Для большей убедительности в пример приводят Адама и Евау: вкусили, мол, запретное яблочко - и вон из Эдема! Только, оказывается, дело тут вовсе не в дате.

«Типикон (богослужебный устав - ред.) предписывает воздерживаться от вкушения яблок до их освящения. И смысл этого предписания заключается не столько в воздержании от плодов на определенный период, сколько в том, чтобы первые начатки урожая сначала обязательно освятить и только после этого потреблять. В некоторых монастырях есть традиция освящать плоды первого урожая сразу, как только они созреют, и после этого вкушать их за трапезой, не дожидаясь праздника Преображения», - объясняет митрополит Антоний.

«В Церкви все осмысленно, все подчинено Евангельской логике, служит спасению души человека. А суеверие всегда лишено внутреннего смысла и ориентируется на внешнее действие, при полном отсутствии внутреннего содержания», - добавляет он.

Яблочный спас или Преображение Господне – один из первых праздников урожая в году и второй из трех Спасов, которые отмечают в августе. Согласно поверьям, в этот день в природе начинает наступать осень.

Когда празднуют Яблочный Спас 2018

Из года в год Яблочный Спас отмечают в один и тот же день – 19 августа. В 2018 году этот день припадает на воскресенье.

Почему Второй Спас называется Яблочным

Яблочный Спас – народное название праздника Преображения Господня. К нему приурочено множество народных обрядов. Прежде всего, Яблочный Спас означает наступление осени, преображение природы. Раньше до этого праздника не положено было есть фрукты, вообще никакие плоды, кроме огурцов. 19 августа их освящали в церкви, после чего уже все фрукты разрешалось употреблять в пищу. После освящения часть принесенных фруктов нужно выдать притчу, а остальные отнести в дом, где ими разговляются.

Считается, что если родители до Второго Спаса не едят яблок, то на том свете их детям раздают гостинцы, среди которых – райские яблоки. А тем детям, родители которых пробовали яблоки – не раздают. Поэтому многие родители, особенно похоронившие детей, считают грехом есть яблоки до этого праздника. Матери, потерявшие детей, утром на Яблочный Спас несут в храм несколько яблок, освящают, а после относят на могилки умерших детей. Если могила далеко, освященное яблоко можно положить на любую детскую могилку или оставить в храме. Раньше часто освященные яблоки несли на кладбища, чтобы положить всем умершим родственникам.

Также существует поверье, что на Преображение яблоки становятся волшебными. Откусив кусочек, можно загадывать желание, которое непременно сбудется.

С этого дня в садах наступает горячая пора, яблоки заготавливаются впрок по множеству рецептов: их и сушат, и консервируют, и замачивают. Во время праздника также нужно готовить множество блюд с яблоками, запекать в печи или духовке с медом, делать пироги. Спасовские яблоки давали нищим и больным.

В этот же день начинается массовое употребление гороха, иногда даже устраивался специальный «Горохов день». С Яблочного Спаса и праздника Преображения начиналась жатва яровых и посев озимых (ржи). Знахари старались заготовить до этого дня лекарственные травы, гуцулы не выносили на улицу огонь, на Закарпатье в этом день огонь не одалживали.

Приурочивались к празднику массовые народные гулянья и ярмарки.

По народным приметам, после Яблочного Спаса ночи становятся холоднее. Этот праздник также является встречей осени.

«Пришел Второй Спас – бери рукавицы про запас».

История празднования

Праздник Преображения Господнего связан с одной из притч о Христе. Христос со своими учениками Петром, Иаковом и Иоанном за 40 дней до своего распятия идет на гору Фавор, где ему открывается дальнейшая судьба в качестве жертвы для искупления грехов человечества. Во время этого Иисус был освещен ярчайшим Господнем светом и ученики видели, как преобразился Христос. Но он запретил им кому-либо рассказывать об этом, а велел собрать в саду под горой плоды и освятить их.

История празднования Великого Спаса на Руси ведет свое начало с IV века и первоначально не была связана с православной тематикой. В этот день народ верил в изменение в природе и поворот календаря на осень. Считалось, что природа преображается и наступает новый временной отрезок – осень.

В этот день издавна было принято угощать всех плодами со своих угодий. Для этого у ворот дома выставлялись корзины с собранными фруктами и каждый мог ими угоститься. Тех, кто не выставлял угощений, считали жадными людьми и старались сторониться их домов.

Яблоко – один из главных фруктов на Руси – наделялось особым значением. Народ верил, что яблоко, съеденное в этот праздник, обязательно подарит много сил и исполнит самое заветное желание. Принято было не только есть яблоки, но и заготовлять из них варенья, компоты и пироги.

Важной традицией в русских деревнях в этот день было очищение полей для следующих урожаев. На этот праздник дома украшались собранными колосьями, которые символизировали богатый урожай и долгую сытую жизнь.


«Яблочный Спас» - народные традиции праздника Преображения

Праздник Преображения Господня на Руси также называли Яблочный Спас, Спас, Второй Спас, Праздник первых плодов, Спас на горе, Средний Спас, Горохов день, Вторая встреча осени, Первые осенины, Осенины.

«Первые осенины» - означает встречу осени. Лето шло на убыль, крестьяне собирали урожай в полях и садах. В храмы несли для благословения яблоки. Над ними священник читал специальную молитву - «На освящение начаток овощей (плодов)». С этого момента верующим можно было начинать есть яблоки и другие плоды нового урожая.

К этому времени в садах массово созревали яблоки.

На Яблочный Спас хозяйки пекли яблочные пироги, варили варенье. На угощение приглашали родных и знакомых. Была традиция потчевать нищих - во славу Божию. Если кто-то отказывался исполнить это доброе дело, его всячески порицали:

«А не дай, Боже, иметь с ними дела! Забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богатства и малого добра, не призрел своим добром хворого и бедного!».

Еще на Преображение пели песни, провожали солнце в поле.

Обычаи и приметы

Празднество во многом схоже с торжеством Макового Спаса, только в отличие от меда и мака в церквях освещают яблоки, груши и сливы. В теплых областях России в это время созревал виноград, который также необходимо было освятить в церкви.

Принято молиться и благодарить Господа за хороший урожай. По традиции люди угощают друг друга яблоками и медом, а также жертвуют часть собственного сбора на нужды церкви. В храме каждый нуждающийся может воспользоваться пожертвованиями людей и взять для себя часть сладких яств.

В этот день нужно ходить в гости или приглашать к себе близких людей. У каждой хозяйки должен быть свой личный рецепт яблочного пирога, которым она может удивить гостей.

Доедая освященное в церкви яблоко, следует загадывать желания. Считается, что оно обязательно исполнится.

Народное поверье гласит, что вслед за Яблочным Спасом приходят холода. Погода резко меняется. Ночь наступает намного раньше. В русских деревнях в этот день отмечали не только православный праздник, но и устраивали пышное торжество, посвященное встрече осени.

Наши предки внимательно следили за погодой. Если на Яблочный Спас стояла сухая и теплая погода, ждали теплой зимы. А вот если был ливень, готовились к суровой зиме.

В этот день принято также поминать усопших, оставляя на их могилах яблоки. Существует примета, говорящая о том, что если родственники покойных вкушали плоды яблок до начала Великого Спаса, то упокоенные души не смогут насладиться торжеством и разделить между собой радость.

Девушки проводили обряд на привлечение любви. Необходимо было съесть яблоко, думая об избраннике и скором замужестве. Таким образом молодые барышни заманивали в сладкий плен возлюбленного, привораживая его к себе.

Священнослужители на Яблочный Спас кропили землю святой водой. Таким образом почву готовили к зимнему посеву.

19 августа православные празднуют Преображение Господне, или, как говорят в народе, Яблочный спас. Но главное событие, которое отмечает 19 августа Церковь, касается вовсе не яблок. И слово "спас", входящее в народное название праздника Преображения надо бы написать с заглавной буквы - Спас, потому что это сокращение от слова "Спаситель" - одного из имен Бога. Кстати, Иисус по-гречески и означает Спаситель. Так вот, праздник Преображения Господня - это праздник в честь Иисуса Христа, то есть Спасителя. И яблоки здесь дело десятое.

19 августа Церковь вспоминает событие Преображения Христа, произошедшее перед тремя Его учениками - Петром, Иаковом и Иоанном. Дело было на горе Фавор, и этим Своим Преображением Иисус впервые явил ученикам Свою Божественную суть. "И просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет", - читаем мы в Евангелие.

Но что означает сам термин "преображение"? Метаморфоза, изменение, причем изначально внутреннее. Видоизменение, превращение, трансформация… Все это синонимы, они близки по смыслу, когда речь идет о преображении природы - "с приходом весны лес преобразился", или человека - "Андрей увидел, как Наташа Ростова преобразилась". Когда же говорят о преображении Бога, то, во-первых, само слово начинают писать с заглавной буквы. А во-вторых, держат в уме тот факт, что только словом "Преображение" и можно описательно определить то таинственное явление, которое произошло с Иисусом почти две тысячи лет назад, на глазах у Его учеников. Явление, зримо показавшее этим троим ученикам Иисуса, что Он имеет Божественную сущность.

Вот как об этом событии рассказывает евангелист Лука. Через восемь дней после того, как апостол Павел торжественно назвал Иисуса Мессией, то есть Христом, Иисус, взяв с Собою трех учеников - Петра, Иоанна и Иакова, "взошел на гору помолиться. И во время молитвы лицо Его вдруг изменилось, а одежда стала сверкающей белизны. И два человека беседовали с Ним, - это были Моисей и Илья, явившиеся в сиянии небесной славы. И говорили они об исходе, который предстояло Ему совершить в Иерусалиме". О чем они беседовали: Иисус и два Ветхозаветных пророка? О грядущих страданиях Христа, Его Крестной смерти, Воскресении из мертвых, об искупительной жертве Сына Божьего, избавляющей человечество от рабства греху и смерти. "Петр и его спутники забылись дремой, - читаем дальше в Евангелии от Луки, - а когда очнулись, увидели сияние Его славы и двух мужей, стоящих рядом с Ним. И когда те собирались покинуть Его, Петр сказал Иисусу: "Наставник, как хорошо нам здесь быть! Давай мы устроим здесь три шатра: один для Тебя, один для Моисея и один для Илии!" "Он не знал и сам, чтo говорил, - замечает евангелист Лука: действительно, даже привыкшие к чудесам ученики Христа были потрясены увиденным. Петр еще не договорил, "как появилось облако и накрыло их своей тенью. Ученики, оказавшись в облаке, испугались. Но из облака раздался голос, сказавший: "Это есть Сын Мой избранный, Его слушайте!" И когда голос умолк, оказалось, что Иисус один. Ученики сохранили это в тайне и никому в то время не рассказали о том, что видели" (Лк. 9:28-36).

А евангелист Марк уточняет: "Когда они спускались с горы, Иисус велел, чтобы они никому не рассказывали о том, что видели, до тех пор, пока Сын Человеческий не встанет из гроба. Они это исполнили, но между собой толковали: "Что значит встать из гроба?"" (9:9-10).

Так, увидев Преображение Иисуса, ученики Христа получили знамение о том, что Иисус есть Сын Божий.

Иконы праздника обычно изображают именно этот момент: Иисус в ореоле "фаворского света" - сияния, увиденного апостолами. Слева и справа от Христа пророки Илия и Моисей. У Моисея в руках "Скрижали завета" - каменные доски с десятью главными законами. А в нижней части иконы - апостолы, павшие ниц и прикрывающие свои лица руками: так нестерпимо ярок свет, устремляющейся к ним в виде изломанных лучей.

Историки считают, что само событие Преображения Господня, описанное в Евангелии, происходило не в августе. Преображение Иисуса Христа - событие таинственное и мистическое, произошло незадолго до последней Пасхи земной жизни Иисуса, в феврале или марте по нашему календарю. Но Церковь в Армении и в Каппадокии (сейчас территория Турции) учредила праздновать Преображение именно в августе из соображений воспитательного, педагогического характера: августовское торжество в честь Преображения Господа и Бога нашего Иисуса Христа должно было сменить существующее празднество, посвященное богини любви и плодородия. И праздник прижился. В Греции он вытеснил языческие гуляния в честь Вакха, тоже совпадающие с созреванием урожая - винограда. В России, заимствовавшей праздник из Греции, виноград заменили на более привычные яблоки. Отсюда второе название праздника в честь Спасителя - Яблочный спас. Так Евангельское событие Преображения Иисуса оказалось совмещенным с благодарственным молебном, который читался в честь дарования Богом нам "плодов земных". Вроде бы случайное объединение двух событий: Преображения Сына Божьего перед Его учениками, раскрывающее им, Кто Он есть, и благодарение Господа за урожай. Но какой глубокий смысл таится в такой объединенности! "Мы приносим в церковь плоды земли, которые были кислые и зеленые, но под влиянием лучей видимого солнца изменились, созрели. Так и душа человека, поднимаясь на гору, где сияет Солнце Правды, начинает под влиянием благодатных лучей отогреваться, духовно расти, изменяться, преображаться, созревать для жизни будущего века. Это не слова, а действительность, которую видят видящие. Для нас подъем на гору Фавор - это наше хождение вслед за Христом и очищение наше от греха", - писал епископ Мефодий (Кульман).

Правда, в народе существовала своя версия, почему на Преображение в храмах освящают яблоки - послушаем шмелевского героя "Лета Господня" Горкина: "А сколько у нас Спасов?.. Три Спаса. Первый Спас - загибает Горкин желтый от политуры палец, страшно расплющенный, - медовый Спас, Крест выносят. Значит, лету конец, мед можно выламывать, пчела не обижается… уж пошабашила. Второй Спас, завтра который вот, - яблошный, Спас-Преображение, яблоки кропят. А почему? А вот. Адам-Ева согрешили, змей их яблоком обманул, а не велено было, от греха! А Христос возшел на гору и освятил. С того и стали остерегаться. А который до окропенья поест, у того в животе червь заведется, и холера бывает. А как окроплено, то безо вреда. А третий Спас называется орешный, орехи поспели, после Успенья. У нас в селе крестный ход, икону Спаса носят, и все орехи грызут".

Яблоки, действительно, поспевали только к 19 августа, и после праздничной службы было принято не только самим есть освященные плоды, но и угощать ими всех, а особенно бедных.

Преображение - любимейший в народе праздник. Неслучайно у нас было так много храмов, освященных в честь Преображения Господня, Преображенских площадей, улиц и деревень. Первый линейный парусный корабль Черноморского флота России, оснащенный 66 пушками, получил имя "Преображение Господне", и с этим именем, в составе легендарной эскадры контр-адмирала Ф.Ф. Ушакова, вошел в историю русской воинской славы (1789-1791гг).

Старейший гвардейский полк Русской Императорской армии, полк элитный, сформированный еще Петром, носил гордое имя Лейб-гвардии Преображенский полк. Празднику Преображения посвящали стихи - Блок и Есенин. А вот что про этот день писал Иван Сергеевич Шмелев: "Преображение Господне… Ласковый, тихий свет от него в душе - доныне. Должно быть, от утреннего сада, от светлого голубого неба, от ворохов соломы, от яблочков грушовки, хоронящихся в зелени, в которой уже желтеют отдельные листочки, - зелено-золотистый, мягкий. Ясный, голубоватый день, не жарко, август. Подсолнухи уже переросли заборы и выглядывают на улицу, - не идет ли уж крестный ход? Скоро их шапки срежут и понесут под пенье на золотых хоругвях. Первое яблочко, грушовка в нашем саду, - поспела, закраснелись. Будем ее трясти - для завтра".

"Обыкновенно свет без пламени

Исходит в этот день с Фавора,

И осень, ясная, как знаменье,

К себе приковывает взоры!" - а это Пастернак, стихотворение "Август".

Тончайшие переживания поэта, ощущающего, что Преображение - это не просто событие далекой истории, событие, произошедшее с Сыном Божьим, но и нечто, что может пережить каждый из нас. Тайна, связующая человека с Богом. Преображение - существенное изменение образа, проявление в уже известном нового, еще неведомого качества. И если мы вспомним, как лучатся любовью и светом глаза святых - на иконах, на фотографиях, если вспомним выражение "он весь светится от радости", мы поймем, что Преображение Господне - это не просто некое событие, имевшее место почти две тысячи лет назад. Нет, это открытие тайны природы Сына Божьего, тайны, к которой можем стать причастны и мы.

С праздником! С Преображением!

Ининский сад камней расположен в Баргузинской долине. Огромные камни как будто кто-то специально разбросал или расставил с умыслом. А в местах, где расставлены мегалиты, всегда происходит что-то таинственное.

Одной из достопримечательностей Бурятии является Ининский сад камней в Баргузинской долине. Он производит удивительное впечатление – огромные камни, разбросанные в беспорядке на совершенно ровной поверхности. Как будто кто-то специально то ли разбросал их, то ли расставил с умыслом. А в местах, где расставлены мегалиты, всегда происходит что-то таинственное.

Сила природы

Вообще «сад камней» - это японское название искусственного ландшафта, в котором ключевую роль играют камни, расставленные по строгим правилам. «Карэсансуй» (сухой пейзаж) в Японии культивируется с 14-го века, и появился он не просто так. Считалось, что в местах с большим скоплением камней обитают боги, вследствие этого и самим камням стали придавать божественное значение. Конечно, сейчас японцы используют сады камней как место для медитации, где удобно предаваться философским размышлениям.

А философия здесь вот при чём. Хаотичное, на первый взгляд, расположение камней, на самом деле строго подчинено определённым законам. Во-первых, должна соблюдаться асимметрия и разность размеров камней. В саду есть определённые точки наблюдения – в зависимости от времени, когда вы собираетесь созерцать устройство своего микромира. И главная хитрость – с любой точки наблюдения всегда должен быть один камень, который… не виден.

Самый известный в Японии сад камней находится в Киото – древнейшей столице страны самураев, в храме Рёандзи. Это пристанище буддийских монахов. А у нас в Бурятии «сад камней» появился без усилий человека – его автором является сама Природа.

В юго-западной части Баргузинской долины, в 15 километрах от посёлка Суво, где река Ина выходит из Икатского хребта, расположено это место площадью более 10 квадратных километров. Значительно больше, чем любой японский сад камней – в той же пропорции, как японский бонсаи меньше бурятского кедра. Здесь из ровной земли выступают крупные глыбы камня, достигающего 4-5 метров в поперечнике, а в глубину эти валуны уходят до 10 метров!

Удаление этих мегалитов от горного хребта достигает 5 километров и более. Какая же сила могла разметать эти огромные камни на такие расстояния? То, что это сделал не человек, стало ясно из недавней истории: для гидромелиоративных целей здесь был прорыт 3-километровый канал. И в русле канала там и сям лежат огромные глыбы, уходящие на глубину до 10 метров. С ними бились, конечно, но безуспешно. В результате все работы на канале были остановлены.

Учёные выдвигали разные версии происхождения Ининского сада камней. Многие считают эти глыбы мореными валунами, то есть ледниковыми отложениями. Возраст учёными называется разный (Э. И. Муравский считает, что им 40-50 тысяч лет, а В. В. Ламакин - более 100 тысяч лет!), в зависимости от какого оледенения отсчитывать.

По предположениям геологов, в древности Баргузинская котловина представляла собой пресноводное неглубокое озеро, которое было отделено от Байкала неширокой и невысокой горной перемычкой, соединяющей Баргузинский и Икатский хребты. При повышении уровня воды образовался сток, превратившийся в русло реки, которая все глубже и глубже врезалась в твёрдые кристаллические породы. Известно, как ливневые потоки воды весной или после сильного дождя размывают крутые склоны, оставляя глубокие борозды балок и оврагов. Со временем уровень воды упал, и площадь озера из-за обилия взвешенного материала, приносимого в него реками, уменьшилась. В результате озеро исчезло, а на его месте осталась широкая долина с валунами, которые отнесли позже к памятникам природы.

А вот недавно доктор геолого-минералогических наук Г.Ф. Уфимцев предложил очень оригинальную идею, никак не связанную с оледенениями. По его мнению, Ининский сад камней образовался в результате сравнительно недавнего, имевшего катастрофический характер гигантского выброса крупно-глыбового материала.

По его наблюдениям, ледниковая деятельность на Икатском хребте проявилась только лишь на небольшой площади в верховьях рек Турокчи и Богунды, в средней же части этих рек следов оледенения не наблюдается. Таким образом, по мнению ученого, произошёл прорыв плотины подпрудного озера в течении реки Ины и её притоков. В результате прорыва с верховья Ины селем или грунтовой лавиной в Баргузинскую долину был выброшен большой объем глыбового материала. В пользу этой версии говорит факт сильного разрушения коренных бортов долины реки Ины на месте слияния с Турокчей, что может свидетельствовать о снесении селем большого объема горных пород.

На этом же участке реки Ины Уфимцевым отмечены два крупных «амфитеатра» (напоминают огромную воронку) размерами 2,0 на 1,3 километра и 1,2 на 0,8 километра, которые, вероятно, могли быть ложем крупных подпрудных озер. Прорыв плотины и спуск воды, по мнению Уфимцева, мог произойти в результате проявлений сейсмических процессов, поскольку оба склоновых «амфитеатра» приурочены к зоне молодого разлома с выходами термальных вод.

Здесь шалили боги

Удивительное место издавна интересовало местных жителей. И для «сада камней» люди придумали легенду, уходящую корнями в седую древность. Начало нехитрое. Поспорили как-то две реки, Ина и Баргузин, кто из них первым (первой) добежит до Байкала. Баргузин схитрил и отправился в дорогу тем же вечером, а утром рассерженная Ина помчалась следом, в гневе отбрасывая огромные валуны со своего пути. Так и лежат они до сих пор по обоим берегам реки. Не правда ли, это просто поэтическое описание мощного селя, предложенного для объяснения доктором Уфимцевым?

Камни всё ещё хранят тайну своего образования. Они ведь не только разного размера и цвета, они вообще из разных пород. То есть выломаны были не из одного места. А глубина залегания говорит о многих тысячах лет, за которые вокруг валунов наросли метры грунта.

Тем, кто видел фильм «Аватар», туманным утром камни Ины напомнят висячие горы, вокруг которых летают крылатые драконы. Вершины гор выступают из облаков тумана, как отдельные крепости или головы великанов в шлемах. Впечатления от созерцания сада камней удивительные, и люди не случайно наделили камни магической силой: считается, если прикоснуться к валунам руками, они будут забирать отрицательную энергию, взамен одаряя положительной.

В этих удивительных местах есть ещё одно место, где шалили боги. Это место прозвали «Сувинским саксонским замком». Это природное образование находится недалеко от группы солёных Алгинских озёр возле села Суво, на степных склонах сопки у подножья Икатского хребта. Живописные скалы очень напоминают развалины древнего замка. Эти места служили для эвенкийских шаманов особо почитаемым и священным местом. На эвенкийском языке «сувойя», или «суво» означает «вихрь».

Считалось, что именно здесь обитают духи - хозяева местных ветров. Главным и самым известным из которых был легендарный ветер Байкала «Баргузин». По легенде, в этих местах жил злой правитель. Он отличался свирепым нравом, ему доставало удовольствие приносить несчастья бедным и неимущим людям.

У него был единственный и любимый сын, которого заколдовали духи в наказание жестокому отцу. После осознания своего жестокого и несправедливого отношения к людям правитель пал на колени, стал умолять и слёзно просить вернуть здоровье сыну и сделать его счастливым. А все свои богатства он раздал людям.

И духи освободили из власти недуга сына правителя! Считается, что по этой причине скалы разделены на несколько частей. Среди бурят есть поверье, что в скалах живут хозяева Суво - Тумуржи-Нойон и его жена Тутужиг-Хатан. В честь сувинских владык были установлены бурханы. В особые дни в этих местах проводят целые ритуалы.

Сегодня 19 августа 2018 отмечают большой православный праздник Яблочный Спас – второй в череде «трех Спасов». Каждый год их отмечают 14 августа (Медовый), 19 августа (Яблочный) и 29 августа (Ореховый или Хлебный).

Что за праздник Яблочный Спас, что означает и какая его история

Праздник установили в честь памяти о преображении Иисуса Христа, произошедшем на Фаворе. В Евангелие указано: Иисус Христос с тремя учениками - Иаковом, Иоанном и Петром - взобрался на Фавор. Все вместе они начали усиленно молиться. Ученики через какое-то время уснули, а когда проснулись, увидели Иисуса Христа преображенным, с сияющим лицом, в белоснежных одеяниях. Затем появились два пророка - Илия с Моисеем, а вскоре ученики услышали голос с небес, гласящий, что Иисус Христос - Его Сын, и Его нужно слушать. Когда ученики и Иисус Христос спускались с горы, Иисус Христос приказал им не рассказывать никому о том, свидетелями чего они стали, пока Он не умрет и не воскреснет.

Преображение Иисуса Христа случилось за 40 дней до Его смерти, в феврале, но отмечать его стали в августе. Перенести праздник пришлось, чтобы он не припадал на Великий пост. Сейчас его отмечают за 40 дней до Воздвижения Креста Господня.

Поскольку Яблочный Спас отмечают в дни Успенского поста, в пищу разрешили употреблять рыбные блюда, вино и масло растительное. В храмах священнослужители облачаются во все белое. Обычай святить яблоки пошел с VIII века, а сейчас в храмы на освящение несут виноград с грушами, овощи, пшеничные колоски с медом. Говорят, пока не наступит спас, яблоки не едят - нельзя, особенно тем, у кого умер ребенок. После освящения яблок их нужно раздавать нуждающимся, бедным.

Традиции на Яблочный Спас

На праздник принято печь яблочные пироги, блины из постного теста. Из яблок варят компоты, варенье. Говорят, в такой день не убивают насекомых, и даже не прогоняют, иначе не будет удачи и счастья.

В праздничный день нельзя:

  1. пребывать в плохом настроении;
  2. заниматься физическим трудом - шитьем, вязанием, стиркой, мелкими хлопотами;
  3. говорить громко, смеяться;
  4. участвовать в увеселительных мероприятиях;
  5. допускать ссоры с близкими;
  6. злиться, желать зла.

Утром на Яблочный Спас нужно отправиться в церковь со спасовой корзиной в составе яблок, символизирующих урожай, крепость души, хлеба, символизирующего дом и семью, хрена, символизирующего стойкую веру, соли, символизирующей готовность к жизненным трудностям, выпечки. Все, что было освящено, нужно съесть. Если остатки испортились, их или отдают скоту, или закапывают в саду. Корзину дополняют свечами, зеленью.

Что нельзя делать на Яблочный Спас

Чересчур строгих запретов на Яблочный Спас нет, и все же праздник попадает на время строгого Успенского поста, который не приветствует нарушение постного питания.

Нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса, и даже в этот день, пока фрукты не освящены в церкви.

Нельзя шить, вязать, заниматься уборкой и строительными работами. Вообще, лучше не выполнять никакой физической работы, кроме приготовления пищи и сбора урожая.

Помните, что до 27 августа идет Успенский пост. Поэтому нельзя развлекаться, а также есть мясо, яйца, жирную пищу.

Также нельзя убивать или прогонять насекомых.

В этот день принято угощать детей бедных и больных людей. Чем больше яблок получится раздать, тем более добрым и щедрым будет к вам Бог. Хорошие хозяйки пекут яблочные пироги.

Праздник Яблочного Спаса, прежде всего, должен напомнить людям о важности духовного преображения.

Приметы на Яблочный Спас

Примета о погоде на Яблочный Спас: какая будет погода на Второй Спас, такую следует ждать и в январе месяце.

Если погода сухая и жаркая в этот день, то осень будет сухой, без дождей, теплой, и наоборот.

Если листочки на деревьях стали желтыми, будет скоро холодно.

Если ветер сильный дует - придет суровая зима.

Покров будет таким же, как день Яблочного Спаса.

Ранее считали, что погода 19 августа это зеркальное отражение погоды в январе. Какие либо осадки на протяжении всего дня праздника предполагают снег зимой, ну а если в день Яблочного Спаса стоит жара, то снега в январе месяце будет мало.

Примета на Удачу: невероятный успех и богатство следует вам ждать, в том случае если в день Яблочного Спаса муха два раза села на вашу руку.

Весь следующий год вы абсолютно точно проведете в изобилии, в том случае если в день Спаса угостите нищего яблоками.

Обязательно вынесите сами фрукты, если увидите вдруг такого человека на улице. А в том случае, если за целый день праздника вам совершенно не попадется на глаза нуждающийся человек, то это является достаточно плохой приметой.

С праздником Яблочного Спаса!

Яблочный Спас: традиции верные и суеверные

— А разве можно яблоко сейчас, Преображение ведь через неделю! - возмущалась в прошлое воскресенье прихожанка в церковном дворе.

— Можно-можно, они магазинные, значит, их в прошлом году освятили, - шутит в ответ седобородый священник.

Сегодня православные празднуют Преображение Господне или, как его чаще называют в народе, Яблочный Спас. Но такие диалоги можно услышать и в канун Медового Спаса (14 августа), и в канун Полотняного или Хлебного (29 августа). А на вопрос: почему православным нельзя летом до определенной даты есть ни меда, ни яблок, внятного ответа почти никто не дает. О том, как отличить суеверия от подлинной церковной традиции празднования Яблочного Спаса – в материале РИА Новости.

© РИА Новости / Виталий Аньков

Православные христиане отмечают Яблочный Спас

Праздник не в тот день

Согласно Евангелию, Иисус Христос вместе с ближайшими учениками - Петром, Иаковом и Иоанном - взошел помолиться на гору Фавор. Апостолы увидели, что он преобразился - «одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить» - и как явившиеся им пророки Илия и Моисей беседовали с их Учителем. «И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте. Когда был глас сей, остался Иисус один», - повествует Евангелие от Луки.

А когда видение исчезло, Иисус сказал ученикам, что ему предстоит умереть, а затем воскреснуть. Но строго запретил им рассказывать об этом кому либо.

Произошло это за 40 дней до смерти Христа. Почему же Церковь отмечает праздник не в феврале, а в августе?

«Причина в том, что без перенесения на другой месяц это торжество приходилось бы всегда на дни святой Четыредесятницы (Великого поста – ред.), а это было бы несовместимо с великопостным служением и печальным покаянным временем», - объясняет протодиакон Дмитрий Половников.

Святые отцы Церкви называли Преображение днем, когда «радовались пророки и апостолы» и постановили отмечать его в августе, за 40 дней до праздника Воздвижения Креста Господня, когда верующие будут вновь вспоминать распятие Спасителя.

Духовенство в этот день совершает службу в белоснежных облачениях. Но,несмотря на праздник, соблюдение Успенского поста не отменяется, хотя и с послаблениями – разрешаются рыба, вино и елей (растительное масло).

«В России с виноградом туго»

«Все без остатка, что подвластно человеку, может быть им освящено; все, над чем мы работаем, к чему мы прикасаемся, все предметы жизни - все может стать частью Царства Божия, если это Царство Божие будет внутри нас и будет, как сияние Христово, распространяться на все, к чему мы прикасаемся… Подумаем об этом; мы не призваны поработить природу, мы призваны ее освободить от плена тления и смерти и греха, освободить ее и вернуть в гармонию с Царством Божиим. И поэтому станем вдумчиво, благоговейно относиться ко всему этому тварному, видимому нами миру, и послужим в нем соработниками Христовыми, чтобы мир достиг своей славы и чтобы нами все тварное вошло в радость Господню», - объяснял духовный смысл праздника Преображения известный православный миссионер XX века митрополит Сурожский Антоний.

Еще в IV веке - достоверно известное время существования праздника - на Преображение освящали плоды нового урожая. По одной из версий, так Церковь вытесняла языческие праздники урожая - в честь Вакха-Диониса, например.

«В священническом служебнике в месяцеслове первой находится молитва на освящение винограда. Дело в том, что в Греции (читай Византии) виноград поспевал как раз к этому времени. А первые плоды верующий человек всегда приносил в храм как свою жертву Богу и для освящения всего урожая. Принесение и освящение первенцев (это относится как к людям, так и к животным и различным плодам) - «стандартная» религиозная традиция, как для иудаизма, так и для языческих религий, и христианство не могло остаться в стороне от выражения благодарности к Богу за плоды. Это сейчас магазины круглогодично предлагают все разнообразие плодов мира, а раньше, что выросло, то и ели. Так что, надо благодарить Бога за то, что выросло», - говорит протодиакон Дмитрий Половников.

В храмах Русской православной церкви после богослужения освящаются не только яблоки, но и виноград, сливы и все, что выросло в садах. Но почему все же все таки «Яблочный» Спас?


© РИА Новости / Константин Чалабов

Празднование Яблочного спаса в городах России

В Церкви не устают повторять: подобные обряды ничего общего ни с с самим праздником, ни с православием не имеют. Это всего лишь суеверия.

«Суеверие - то есть суетная, пустая вера, вера в пустоту, когда обычным предметам приписываются сверхъестественные свойства – это результат религиозного невежества и потери живой связи с Церковью. Суеверия возникают тогда, когда второстепенные, внешние, обрядовые вещи ставятся во главу угла, а то, что действительно является главным и важным – внутреннее содержание – попросту забывается, теряется», - предупреждает митрополит Бориспольский и Броварский Антоний.

Но ведь и в церкви от постоянных прихожан можно услышать, что до Преображения есть яблоки - грех. Для большей убедительности в пример приводят Адама и Евау: вкусили, мол, запретное яблочко - и вон из Эдема! Только, оказывается, дело тут вовсе не в дате.

«Типикон (богослужебный устав - ред.) предписывает воздерживаться от вкушения яблок до их освящения. И смысл этого предписания заключается не столько в воздержании от плодов на определенный период, сколько в том, чтобы первые начатки урожая сначала обязательно освятить и только после этого потреблять. В некоторых монастырях есть традиция освящать плоды первого урожая сразу, как только они созреют, и после этого вкушать их за трапезой, не дожидаясь праздника Преображения», - объясняет митрополит Антоний.

«В Церкви все осмысленно, все подчинено Евангельской логике, служит спасению души человека. А суеверие всегда лишено внутреннего смысла и ориентируется на внешнее действие, при полном отсутствии внутреннего содержания», - добавляет он.

Рассказать друзьям