Семья и семейные ценности в современном обществе. Семейные ценности семьи: современное и традиционное воспитание с примерами

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Современный мир — мир одиночек.Люди не стараются создать семью, не хотят накладывать на себя обязательств. дети, в лучшем случае, получают только одного родителя, в худшем — получают родителей, которые их не любят, не уважают, бьют, унижают. Семья — это труд. А люди не хотят напрягаться, работать над собой и отношениями, чтобы создать крепкую семью.

Девушки часто живут стереотипами, что нужно выйти замуж, сделать карьеру и родить детей. Стереотипы им диктует общество, телевидение и журналы. Они не задают вопрос себе зачем это нужно? Об этом говорят мамы, в школе говорят о том, что должно быть. И, когда приходит время, многие не задумываются, а просто следую стереотипам. Потому что так просто, потому что так удобно. Думать не нужно и так удобно.

Почему-то считается, что если девушка в 30 лет не выходит замуж, не рожает детей, значит с ней что-то не так и жизнь не удалась. Но ведь не все должны жить так, как живет большинство. Кому-то комфортно живется наедине со своими планами, мыслями, и не все девушки готовы и хотят стать мамой. Быть мамой это счастье. Однако, не стоит женщину принуждать к этому. Если нет внутреннего позыва, если нет собственного желания, пусть она живет так, как считает нужным. И никакие деньги не заставят ее полюбить свое дитя, если этого света нет в душе. Может тогда будет больше любящих мам, тех, кто готовы жизнь отдать за ребенка. А пока пишут, что женщину в третий раз лишают родительских прав, потому что она не ухаживает за малышом.

Когда читаешь подобную новость, сжимается сердце. Каждый раз как думаешь, что где-то есть малыш, который не получает искреннюю любовь мамы, появляются слезы в душе. Дети приходят в этот мир и видят ее. Мама для них — это целый мир. Мама для них — это все. И можно представить, что вместо любви, дите получает удары, гнев и ненависть. Детей выбрасывают в мусорный бак, оставляют на холоде, продают и покупают. И чего хотим от подрастающего поколения? Любви? Ласки? Они же не знают и не будут знать что это такое, если сами не получат в детстве. Будущее поколений в наших руках.

Говорят, что душа ребенка сознательно выбирает родителей себе. Ангел показывает ей ее будущее. Неужели дети рождаются чтобы жить в муках? А ведь есть девушки, которые страстно желают стать мамой, но не могут сами родить. Говорят, что аборт — это убийство. Это так. В конце концов, нужно быть в ответе за все наши действия. И прежде чем дать жизнь маленькому человечку нужно подумать, а сможешь ли сделать его счастливым? А ребенку нужна любовь и забота и мамы, и папы.

Мать-одиночка или папа-одиночка это явление нашего времени. Что случилось? В век информатизации населения люди перестают общаться и понимать друг друга. Встретился-переспал-зачал-женился-развелся. Так живут большинство. Так удобно. Не нужно брать на себя ответственность, если можно ее избежать. Платишь деньги и как бы не при чем. Ребенок сам вырастет … вырастет и не вспомнит ни про тебя, ни про твои деньги. Ведь ему нужна только любовь.

Пышные свадьбы, хвастовство – так выходят замуж многие девушки. А теперь только у некоторых полные семьи. Многие уже развелись и пополнили ряды матерей-одиночек. «Я рожу для себя» или «Я сама воспитаю ребенка» — так утешают себя многие девушки. Утешают, потому что «он козел», но на самом деле лгут себе. Мама никогда не даст ребенку того, что дает отец. По природе должно быть и мужское, и женское начало. Случаи, когда мама одна воспитывает отличного ребенка скорее исключение. Как правило ребенок повторяет ее действия. Ведь все идет из семьи: традиции, модель семьи и модель поведения. Наши дети копируют нас. Английская поговорка говорит: «не воспитывай ребенка, а воспитывай себя». Это мудрость. Мальчик без папы не станет достойным мужем, девочка без мамы не получит опыт хозяйки. Только папы могут баловать своих принцесс и гордиться сыном. Только мамы могут быть строгими и ласковыми. Если родители не могут достичь соглашения и поговорить, то дети в этом не виноваты.

А люди перестали общаться и понимать друг друга. И даже не стараются. Одноразовые люди, одноразовые отношения. Только в сказке женятся по любви и умирают в один день вместе. В жизни семья строится на уважении и взаимопонимании. Семья это труд. Труд над собой и труд по сохранению семейных ценностей. Все не идеальны, но хуже если люди не будут стараться что-то изменить. Народу не нравится общество, государство, а мы хотим жить лучше. Начните со своей семьи. Сделайте ее лучше. Любите детей своих и они ответят вам взаимностью.

Различные науки рассматривают понятие ценности в различных аспектах, например, философия рассматривает понятие «ценность» в качестве базовой составляющей при развитии социальных процессов. В общефилософском понимании «ценность» представляет собой термин, указывающий на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Выделяются субъективные и объективные ценности: первые выражаются в форме нормативных представлений (установки и оценки, императивы и запреты и т.п.), а вторые представляют собой отношение истины и не истины, допустимого и запретного, справедливого и неправедного, красоты и безобразия и т.п. При изучении различной литературы, на мой взгляд, наиболее точное определение ценности будет следующее: ценность - наиболее важные и значимые установки и принципы, которыми человек руководствуется в принятие тех или иных решений в его повседневной жизни.

Семейные ценности -- культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия. Статья «Семейные ценности» // Глоссарий терминов / Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов, 2006. Семейная система ценностей характеризуется огромным потенциалом воспитательного влияния на последующие поколения в его личностном развитии. Тем не менее, очень сложно сформулировать полное конкретизированное определение семейным ценностям, потому что это понятие обусловлено субъективным восприятием действительности каждого отдельного индивида.

В условиях глобальных изменений российского общества и возникшей на этом фоне неопределенности целей в деятельности ряда социальных институтов, наличие в семье устойчивой системы ценностей может служить противовесом негативных воздействий и гарантией адекватного воспитания молодого поколения. Этот тезис представляется весомым аргументом при разработке государственной политики поддержки семьи как института воспитания детей. Петрова Р.Г. Гендерология и феминология: Учебное пособие. - 4-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К 0 », 2008. - 232 с.

Семейные ценности характеризуют положительную, либо отрицательную значимость объектов, относящихся к основной совместной деятельности группы людей, связанных узами супружества, родительства, родства, в различных сферах человеческой деятельности, их интересами, социальными отношениями, потребностями.

Семейные ценности можно разделить по элементам связи внутри семьи. Выделяется три группы семейных ценностей: ценности, связанные с супружеством; ценности, связанные с родительством и ценности, связанные с родством. Среди всего многообразия ценностей супружества можно выделить такие основные ценности, как ценность брака, ценность равноправия супругов/ценность доминирования одного из них, ценности различных половых ролей в семье, ценность межличностных коммуникаций между супругами, отношений взаимоподдержки и взаимопонимания супругов. К основным ценностям родительства относятся ценность детей, включающая в себя ценность многодетности или малодетности, а также ценность воспитания и социализации детей в семье. К ценностям родства можно отнести ценность наличия родственников (например, братьев и сестер), ценность взаимодействия и взаимопомощи между родственниками, ценность расширенной или нуклеарной семьи.

Второй вариант классификации семейных ценностей - по выполняемым семьей социальным функциям:

Репродуктивная функция - основная семейная функция, обеспечивающая воспроизводство населения - связана с ценностью детей.

К функции социализации относятся ценность социализации детей именно в семье, а не в других социальных институтах, ценность участия обоих родителей и старших поколений в воспитании детей.

К экзистенциальной функции относятся ценности, связанные с поддержанием жизнедеятельности членов семьи и детей после их рождения. К данным ценностям относятся ценность внутрисемейных коммуникаций; ценность семейного микроклимата, способствующего снятию напряжения и самосохранению собственного Я каждого; ценность здоровья, благополучия и поддержания долголетия членов семьи.

Из экономической функцией семьи и определения экономики как отношений по поводу производства, распределения и потребления экономических благ следуют следующие ценности: ценность связи семьи и производства или ценность семейного бизнеса, ценность семейного потребления или семьи как единого потребителя. Абдурагимова Х.А., Структура и классификация ценностей

Выводы по 1 главе

Брак как регулируемая обществом форма отношения между мужчиной и женщиной, определяет права и обязанности супругов к друг другу, а также к собственному потомству. Тем не менее, брак является сложным социальным комплексным явлением, на которое действуют не только правовые, но и морально-этические нормы, принятые в данном обществе. Большое влияние на брак оказывают также экономические условия, которые нельзя оставлять без внимания.

Семья и брак, сложные социальные понятия, зависящие от моральных и правовых норм, экономических условий, а также от общественного климата в целом.

Ценность - значимый образ части действительности, который влияет на наше существование, деятельность, жизненные позиции, отношения. Ценностные ориентации оказывают большое влияние на жизнедеятельность каждого человека. Они отражают наш внутренний эмоциональный мир. Структура базовых ценностей формируется до 18-20 лет, но в течение жизни они могут меняться. Одни ценности является для нас более значимыми чем другие, то есть имеют иерархическую структуру.

Сущность семейных ценностей, их структура неоднозначно понимается в современной науке. Основой семейных ценностей является триединство супружества, родительства и родства. К супружеству относятся ценности связанные с браком, отношениями между супругами, различными половыми ролями в семье. Родительство характеризуется ценностью детей, многодетностью или малодетностью, воспитанием и социализацией детей в семье. К ценностям родства можно отнести ценность наличия родственников, ценность взаимодействия и взаимопомощи между родственниками, ценность расширенной или нуклеарной семьи.

Направленность ценностных ориентаций студенческой молодежи характеризуются выделением родительства из структуры супружества, родства и родительства.

семья молодежь родительство

В статье исследуются проблемы развития семьи в условиях духовного кризиса современного общества, анализируются изменения жизненных приоритетов и ценностей семейной жизни. Обосновывается идея возрождения традиционных семейных ценностей, приобщения молодого поколения к культурно-религиозным традициям своего народа. Ключевые слова: современная семья, семейные ценности, традиции, трансформация семьи.

Каждый из нас имеет свой собственный жизненный сценарий, свои ценности и приоритеты. Одной из важнейших и неотъемлемых ценностей в жизни человека, безусловно, является семья. На наш взгляд, в современном мире жизненные приоритеты кардинально изменились и ценности семейной жизни в том числе. Ученые часто говорят о трансформации института семьи и об упадке семейных ценностей. Очевидно, что семья приспособляется к новым условиям. Исследования показали, что на данный момент семья и наличие детей перестали быть социально значимыми приоритетами в системе ценностей современной молодежи. Они значительно утратили свою позицию, это происходит из-за того, что современная молодежь превыше всего ставит независимость и карьеру, достижение высокого статуса.

Семья же планируется после создания успешной карьеры в далекой перспективе. Таким образом, хотелось бы, чтобы ценности семейной жизни не утрачивали свое значение. Это и понятно, поскольку все мы на разных этапах своей жизни связаны с семьей. Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди ценностей человеческой жизни. Все люди на разных этапах своей жизни, так или иначе, связаны с семьей, она — естественная часть этой жизни, при этом развитие семьи и изменение ее функций постепенно меняют ценностное отношение к ней людей. Поэтому, изучая различные аспекты семейной жизни, мы не можем пройти мимо этих изменений, как в фактическом состоянии семьи, так и в его оценках населением.

Семью можно представить как некий организм с жизненно важными органами, где каждый орган выполняет свою функцию. Так, например, отец отвечает за безопасность семьи, за связь с внешним миром, на его плечи ложится материальное обеспечение. Жена — хранительница домашнего очага, от нее зависит обстановка в доме, на ее плечи ложится воспитание детей, забота о муже. Если в семье есть бабушки и дедушки, то они являются носителями культуры и традиций, на примере общения родителей с ними, дети учатся уважительно относиться к старшим, также и наличие детей в семье играет свою роль — у родителей появляется ответственность, семья становиться более сплоченной, более дружной.

Следует отметить, что мужу и жене Господь даровал разные таланты, а сейчас очень часто звучит тема равенства мужчин и женщин, активно действуют феминистские организации, которые борются за права женщин. Но не надо забывать, что различия между полами влияют на устройства семьи, и любой удар по этим различиям будет ударом по семье. К сожалению, в последнее время все яснее стали проявляться признаки трансформации семьи, такие, как уменьшение численности браков, их «старение», увеличение числа нерегистрируемых браков (т.е. гражданских), падение рождаемости и ее «старение» (рождение первенцев откладывается на более поздний возраст), преобладание малодетных семей, увеличение числа внебрачных детей и распространение добровольной бездетности. На уменьшение числа заключаемых браков и, как следствие, снижение рождаемости оказывают непосредственное влияние такие факторы, как трудности с обеспечением жильем, работой, а также социальные потрясения и др. По данным социологических исследований видно, что физиологическое и психологическое здоровье семьи зависит от наличия собственного жилья. Это подтверждается и тем, что большинство юношей и девушек считают, что молодая семья должна жить порознь с родителями.

Вышесказанное свидетельствует о признаках семейной дезорганизации среди современной молодежи. А это ведет к ослаблению чувств семейного долга, семейных традиций и установок супружеской и семейной верности. Констатируя, что на сегодняшний день молодые, вступающие в брак, в большинстве случаев являются не подготовленными к сложностям самостоятельной семейной жизни, следует подчеркнуть необходимость организации специальной подготовки их к сложностям семейной жизни. Современная молодежь не отказывается от брака в общепринятом понимании этого понятия, но отказывается своевременно и официально регистрировать свой брак. Для решения всех этих проблем молодежи в деятельности социального педагога важно пропагандировать ценности брака, семьи, детей, организовывать социально-педагогическое консультирование по проблемам брака, семьи, рождения и воспитания детей и т.д. Повысить уровень брачности, рождаемости, интерес к семейным ценностям среди молодежи — значит получить заметный эффект в социально-демографическом развитии страны. Семья — это не только брачная группа, но и социальный институт. То есть, в семье сосредоточивается система связей, система отношений не только супругов, но и детей, а также родственников. Для каждого человека существует две семьи. Та, в которой он родился, и та, которую он создал и в которой он живет сейчас. Семья — это единица общества, которая требует постоянного внимания, если мы желаем нормального развития общества. Одним из условий существования семьи являются взаимоотношения в семье.

Как рождаются и воспитываются дети, как ведется хозяйство, как удовлетворяются интересы всех ее членов. Взаимопонимание, уважение, поддержка, понимание определяют взаимоотношения. Каково здоровье родственников, их характер и поступки. Взаимоотношения в семье зависят от традиций общения, экономического и социального состояния общества, участия супругов в ведении хозяйства, в общественном производстве, от типа семьи. Рассматривая типы семей, можно обратиться к самой распространенной современной семье — семье, состоящей из многих поколений. В этой семье живут вместе и дети, и дедушки, и бабушки по отцовской и по материнской линии. Но сейчас дети чаще живут отдельно, сохраняя родственные отношения одной семьи, отношения ответственности и солидарности. Модель старой семьи сегодня утеряна, а новой пока еще не выработано. Семья этимологически восходит к слову «семя» — «семена». Семья — это кровные родственники. Многие ученые, исследующие проблемы семьи, говорят о кризисе современной семьи. Надо заметить, что о кризисе семьи говорят во многих странах мира.

С какими же проблемами столкнулась современная семья? Самой большой проблемой, которая затрагивает семейные отношения и ценности, является то, что они (отношения) выступают как само собой разумеющееся. Вы принимаете каждого члена семьи как человека, который чем-то обязан вам. Что указывает на отсутствие настоящего уважения и благодарности за все, что вам дают, и взамен ничего не требуют. То, что родители так много делают для своих детей, принимается как должное. Это большая ошибка. Показывайте свою благодарность каждый раз с помощью слов, жестов или поступков. Это поможет сохранить любовь и связь между вами. Вторая большая проблема в семейных отношениях — нехватка времени друг для друга. Ваша работа, общественная жизнь или личная занимают практически все ваше время, так что у вас не остается времени на семью. Дети, родители которых в силу своей занятости мало уделяют им времени, внимания, растут с горькими чувствами обиды в своих сердцах, чувствуют вину за свое существование. Даже супруги сталкиваются с проблемой нехватки времени друг для друга. Это приводит к серьезным эмоциональным проблемам, обманам, изменам и разводам. Учитесь жертвовать своим личным временем ради своих близких.

Фраза «Я люблю тебя» имеет огромную ценность. Каждый раз, когда вы ее говорите, выражайте важность для вас этих слов. Все мы хотим любви. Говорите о любви словами и поступками, например, готовя большой семейный ужин, организовывая для своих детей прогулку в парк развлечений, уделяя внимание супругу за тихим ужином при свечах и т. д. Очень важно родителям учить своих детей, как принимать правильные решения. Основные семейные, ценности — какие они? Перечень основных семейных ценностей, без сомнения, для каждой семьи будет уникальным и будет содержать бесконечное количество пунктов и подпунктов. Каждый из нас должен иметь четкое представление о тех семейных ценностях, которые способствуют укреплению фундамента для создания крепкой и дружной семьи.

Знание моральных и нравственных устоев играет важную роль в укреплении доверия и повышения уверенности к каждому члену семьи. Чувство значимости и необходимости. Важно, чтобы каждый член семьи знал, что его любят, ценят и в нем нуждаются. Даже будучи сплоченной семьей, посвящая свои свободные минуты своим близким, каждому члену семьи должно быть выделено пространство и предоставлена свобода для своей деятельности. Семья — это то место, где можно собираться вместе без особых случаев, праздников и проводить вместе время, это безопасное место, в которое можно вернуться, когда что-то не получилось, вас примут, выслушают, поддержат, посоветуют как выйти из тупика. Гибкость в решении семейных проблем — путь к счастью и ощущению комфорта. В каждой семье устанавливается свой порядок, режим дня, структура, правила.

Но слишком много порядка и правил может привести к ухудшению отношений и появлению обид. Уважение. Важно привить членам семьи чувство уважения друг к другу. Единственный способ, чтобы сохранить уважение в семье — показать, как уважать себя на личном примере. Между уважением и чувством страха существует очень тонкая грань. Уважать другого — значит принимать его чувства, мысли, потребности, предпочтения. Уважение, как ценность семьи,

распространяется из дома в школу, на работу и другие общественные места, где человек сталкивается с людьми. Честность образует глубокую связь между членами семьи. Поощряйте честность, практикуя понимание, уважение любых поступков, которые совершают ваши близкие. Необходимо научиться прощать людей, которые обидели вас. Все делают ошибки. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на обиды. От обидчика вам стоит получить ответы на все волнующие вас вопросы и сделать выбор — принять, простить, отпустить и идти дальше. Учитесь быть щедрыми на внимание, любовь, время, общение, даже на некоторые ваши материальные владения.

Щедрость — отдача, не думая о том, что вы получите взамен. Общение — отдельное искусство. Передача информации, чувств — важный элемент становления семейных отношений. Когда люди чувствуют, что легко и открыто, могут выражать свои мечты, надежды, страхи, успехи, неудачи, то это способствует только укреплению брачных уз. Отсутствие общения приводит к тому, что малые вопросы перерастают в более крупные, которые заканчиваются ссорами или разводом.

Литература

1. Взаимоотношения родителей и детей, Мониторинг воспитательного потенциала семьи. // Педагогика. — 2008. — № 3.

2. Голод С.И. Стабильность семьи: Социологический и демографический аспекты Л.: Наука, 2004.— 123 с 3. Медкова Д.В. Семейные ценности как объект социологического анализа/ Ломоносовские чтения 2003 г. Студенты. Том № 2. — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: // http://lib.socio.msu.ru

классного часа в 10-11 классе

Тема: «Семейные ценности в современном обществе»

2013 год

Семейные ценности в современном обществе

классный час для учащихся 10-11 классов

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома

Л.Н. Толстой

Цель: воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества

Задачи:


  1. Формирование понятия семьи как исходной общественной ячейки государства;

  2. Определение роли семьи в современном обществе и роли государства в укреплении семьи ;

  3. Определение роли детского участия в заботах по дому и создании добрых семейных отношений;

  4. Развитие способности коммуникативного общения.
Справочный материал: словарь терминов, семейная политика, разновидности семей, вопросы для учащихся и родителей (приложение).

Подготовительный этап: за одну - две недели до классного часа даётся задание с помощью родителей:

Составить родословную (генеалогическое древо семьи)

Сделать подборку фотографий из семейного альбома

Узнать о семейных реликвиях , традициях, занятиях и ремёслах, передаваемых из поколения в поколение.


План проведения.

Ученики и их родители садятся вокруг стола


Вступительное слово классного руководителя:

Добрый день! Наша встреча сегодня неслучайна. Тема семьи и семейных ценностей касается каждого из нас, потому что все мы живём в семьях, с самыми родными и близкими людьми. Рассчитываю на вашу помощь, поддержку и взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным. Мы сели с вами за круглый стол, ведь так проще вести открытый разговор, мы смотрим в глаза друг другу.

Семья – одна из самых древних форм объединения людей, один из . Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. В процессе исторического развития общества брачные отношения, семья и формы её менялись. Семейные отношения возникли раньше брачных, на первое место люди ставили важность кровных и родственных отношений. С развитием общества, вместе с усложнением социальной организации жизни людей и накоплением материальных богатств возникла необходимость законного оформления отношений между людьми в семье. Для того чтобы регулировать распределение семейного богатства, ответственности за благополучие всех членов семьи между родственниками.

Так возникли брачные отношения, которые так же, как и семья изменились с течением времени. Брак принимал различные формы, которые сохранились до сих пор, наиболее известными являются полигамия и моногамия.

Во все времена семья считалась важным элементом общества. Благодаря семейному воспитанию из поколения в поколение передавались семейные и культурные ценности, правила поведения в обществе , трудовые навыки.

Поэтому с течением времени семья всё больше и больше попадала в поле зрения государства, которое взяло на себя задачу регулировать семейные отношения граждан. Отношения семьи и государства нельзя назвать безоблачными – с одной стороны, государство приняло обязательства заботиться о семье, что закреплено в Основном законе – Конституции - практически каждой страны, с другой стороны, регулируя семейные отношения государство через семью осуществляет функцию социального контроля , подталкивая граждан вести себя согласно представлениям государства о «правильном» поведении людей.

В нашей стране, как и во всём мире, уже на протяжении длительного времени идёт процесс смены исторического типа семьи. Преобладающая патриархальная, сельская, сложная по составу, многодетная семья всё больше уступает место городской, малой, состоящей из родителей и их детей. Почему?

Обращаемся к справочному материалу, знакомимся с разновидностями семей, беседуем по этому вопросу. (какие семьи встречаются чаще, какая семья крепче)

Вывод: В современном мире изменяются:

Образ жизни семей

Потребности семей

Характер взаимоотношений в семье

Положение в семье отдельных её членов

Семейная мораль

Классный руководитель. Будущее детей закладывается в том доме, где они родились. Достойная жизнь человека тоже связана с семьёй, где человек чувствует свою нужность и полезность, где сначала заботятся о нём, а потом и он заботится о детях и престарелых родителях .

Очень важно, что каждый гражданин должен быть ответственным как за свою собственную жизнь, так и за жизнь своей семьи. Семья не может и не должна надеяться только на государство. Семья должна максимально использовать свой собственный потенциал.

О конкретных семьях, в которых живёте вы, мы сегодня и поговорим. Начнём с истории семьи. Найдём в словаре терминов определения семья, брак, влюблённость, любовь, родословная.
Слово учащихся. Учащиеся знакомят с родословными своих семей. По каждой родословной задаются вопросы. (кто собрал данные, род занятий предков, как изменяется многодетность семей, старинные имена, значение родословных).

Классный руководитель. Следующий этап нашего мероприятия можно назвать так: «Чтобы вспомнить, какими мы были, загляните в семейный альбом». Учащиеся сделали подборки фотографий, по которым они проведут экскурсии.

Слово учащихся. В одной из семей живут три поколения . Девочка оценивает преимущества такой семьи, выявляет проблемы. А на фотографиях, конечно, счастливые моменты жизни семьи.

На другой подборке запечатлены семейные традиции: празднование нового года, совместный отдых, день рождения бабушки.

Учащиеся рассказывают о семейных реликвиях, талантах, ремёслах, которые передаются из поколения в поколение. Передаются и имена. О имени Любовь рассказывает одна из учениц.
Далее учащиеся и родители отвечают на вопросы. Высказываются по возможности все по кругу.


  1. Почему люди живут семьями?

  2. Семья – это личное дело каждого или она как-то связана с обществом?

  3. Влияет ли семья на общество или общество оказывает «давление» на семью?

  4. Всегда ли существовала семья?

  5. Сохранится ли семья в будущем?

  6. Выдержит ли семья суровые испытания, которые переживает наше общество сегодня?

  7. Что вы думаете о супружестве, гражданском браке?

  8. Из-за чего браки распадаются?

  9. В чём недостатки неполных семей?

  10. Какую бы семью хотели иметь вы?

Подведение итогов

Сегодняшний разговор, я считаю, очень важный, доверительный и очень своевременный. Вам сейчас по 16-17 лет и вы стоите на пороге взрослой семейной жизни. Я думаю, что в обозримом будущем ни один из вас не мыслит себя без семьи. Недаром эпиграф нашего мероприятия «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Народная мудрость гласит:

Семья воюет, а один горюет;

В семье и каша гущу;

Семейный котёл всегда кипит;

Семья крепка ладом;

В семье любовь да совет, так и нужды нет;

Согласную семью и горе не берёт;

В семье разлад, так и дому не рад;

Семья без детей, что цветок без запаха.

Мы сделали вывод, что семья в современном обществе нужна. В основе благополучия семьи лежит неустанный труд. Нужно всё сделать для того, чтобы семья была свободна от алкоголя, наркотиков, насилия, где дети воспитываются на основе высокой духовной культуры. Укрепление связи между поколениями, формирование здорового образа жизни, ответственность родителей – залог счастливой жизни человека.

Классный руководитель просит высказать мнение о сегодняшней встрече : что понравилось, что не понравилось, что больше всего запомнилось?

Высказывается благодарность за участие, активность, искренность.

Будьте счастливы в своей семье, в своём доме!

Литература


  1. Классный руководитель журнал №7 2006

  2. Михайлина М.Ю.,Лысогорская М.В. Классные часы «Сюрпризы переходного возраста» Волгоград. 2009.

Идеальная семья немыслима без любви. Любовь - это тепло, нежность, радость. Это главная движущая сила развития человечества, то ради чего существуем все мы, то что подвигает человека к безрассудно- героическим поступкам. "Я люблю, и значит, я живу…" (В.Высоцкий)

Не раз философы и социологи ставили вопрос о кризисе института семьи, предсказывали даже ее исчезновение в будущем. Изменилась структура семьи как малой социальной группы: семьи уменьшились, появилось немало семей, сформировавшихся после повторного брака, матерей-одиночек. Но брак по-прежнему имеет высокий престиж, люди не хотят жить в одиночестве. Важной остается воспитательная функция семьи, однако большая роль отводится государству и обществу: дети воспитываются в яслях, детских садах, школе, немалое воздействие оказывают и средства массовой информации. Важной является и рекреационная функция семьи, т.е. взаимопомощь, поддержание здоровья, организация отдыха и досуга. В современном мире с его высоким социальным темпом семья превращается в отдушину, где человек восстанавливает свои психические и физические силы. Не меняется одна из основных функций семьи репродуктивная, т.е. функция продолжения рода. Таким образом, ничто и никто не может заменить функций семьи.

В нашей стране уделяется большое внимание семье. “Семья находится под защитой государства”. Современныебрачно-семейные отношения требуют того, чтобы у мужа и жены был высокий уровень нравственно-этической и психолого-педагогической культуры брака. Важно помочь подрастающему поколению в успешном развитии личностных качеств, умения разбираться в собственных качествах и качествах других людей. Вот поэтому подготовке подрастающего поколения к семейной жизни надо уделять самое пристальное внимание. Такая подготовка содержит следующие аспекты: общесоциальный, этический, правовой, психологический, педагогический, эстетический, хозяйственно-экономический.

Семья – очень важное, ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, счастье, но каждая семья является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение. И цель нашего общества – счастье людей, и одним из его важнейших слагаемых является здоровая, крепкая семья, ведь именно она растит и воспитывает новое поколение. Следовательно, государство должно ещё больше внимания уделять заботе о семье: повышение реальных доходов, социальных пособий и льгот, жилищная обеспеченность и т.д.

Итак, семейная жизнь требует от человека очень разных знаний и умений, а также навыков, которые формируются в повседневной жизни, начиная ещё с родительской семьи.

Если супруги любят друг друга, чувствуют глубокую симпатию, но не могут найти общий язык, они испытывают большие затруднения. Любовь сближает; но семья - минимум два разных человека со своими отношениями к различным сторонам жизни. В семье неизбежны столкновения мнений, представлений, интересов, потребностей. Полное согласие не всегда возможно даже при желании. Кому-то из супругов при такой ориентации пришлось бы отказываться от своих стремлений, интересов и т.д. Чем лучше отношения между супругами, тем легче им воспитывать детей. Родительское воспитание - прежде всего большая работа по построению постоянного и прочного психологического контакта с ребенком в любом возрасте.

Семья - продукт общественной системы, она меняется с изменением этой системы. Но не смотря на это острой общественной проблемой являются разводы.

Развод - это эмоциональное сильнейшее и психическое потрясение, которое не проходит для супругов бесследно. Как массовое явление разводы играют преимущественно негативную роль и в изменении рождаемости, и в воспитании детей.

Развод оценивается, как благо лишь в том случае, если он изменяет к лучшему условия формирования личности ребенка, кладет конец отрицательному воздействию на психику ребенка супружеских конфликтов. Семья может жить, если она плохо выполняет или вообще не выполняет любую из своих функций, кроме родительской. Семья умирает, если она перестает делать то, во имя чего она создается - воспитание детей.

1.Ценности семьи

Являясь ячейкой общества, семья отражает его идейно-политические и нравственные устои. В ряду духовных ценностей семьи важнейшее место занимают именно ценности идейные.

Семья – важнейшая школа нравов, здесь человек делает первые шаги по пути морально-политического становления личности.

Активная общественная направленность деятельности отца и матери находят отражение в образе жизни семьи. У таких родителей вырастают идейно убеждённые дети.

Огромную роль в передаче идейного опыта старших поколений младшим играют традиции (начало и окончание учебного года детей; дни совершеннолетия; получения паспорта и т.д.)

К идейным ценностям семьи относятся семейные реликвии – документы, воспоминания, письма, награды. Каждая из них – свидетельство о жизни и делах близких, родственников. Бережное отношение к реликвиям – источник нравственной силы, идейной убеждённости, духовной преемственности поколений.

2.Нравственные основы семьи

Мораль формируется в конкретных исторических условиях и соответственно, само её содержание меняется в зависимости от этих условий.

Моральный кодекс провозглашает ведущий нравственный принцип, по которому живёт семья: “Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей”. Но и другие принципы напрямую касаются семьи – так, например, разве не нужен в семье добросовестный труд? Или принцип “один за всех, все за одного “ – разве он касается лишь общественной жизни? А где, как не в семье, учимся мы гуманному отношению к людям, честности и правдивости, простоте и скромности, непримиримости к несправедливости?

Какой бы нравственный принцип мы не взяли, становится ясным, что он усваивается с раннего возраста в семье. Усвоение нравственных норм происходит не со слов, а в деятельности, в поступках людей.

Так, понятие “семейный долг” шире, чем “супружеский долг”: оно включает и родительский долг, и сыновний (дочерний) долг и долг брата, сестры, внуков и т.д. Супружеский, семейный долг – непреходящая нравственная ценность людей. И любовь немыслима без долга, ответственности друг за друга. Так, дети – главная нравственная ценность семьи, и родительский долг состоит в ответственности за то, чтобы в семье вырос достойный человек, здоровый физически и духовно. И участие детей в жизни семьи должно происходить на правах равноправных членов семейного коллектива.

Можно с уверенностью сказать, что дом, в котором нет дружбы, добрых отношений между старшими и младшими, нельзя назвать счастливым. Поэтому дружбу родителей и детей мы вправе причислить к нравственным ценностям семьи.

Искренние, уважительные отношения устанавливаются, как правило, лишь в семьях, где отношения строятся по типу сотрудничества. Начинающие такие отношения семьи отличает взаимная тактичность, вежливость, выдержка, умение уступать, вовремя выйти из конфликта и с достоинством переносить невзгоды.

С первых дней существования, молодая семья, опираясь на всё то лучшее, унаследованное от родителей, должна стремиться создать свой стиль отношений, свои традиции, в которых нашли бы отражение помыслы молодых людей создать прочную семью, вырастить детей, сохранить любовь. Взаимное уважение и понимание станут традицией, а галантность и высокая эстетика войдут в привычку и останутся в семье на всю жизнь.

3.Статусные диспозиции в семье.

Предлагаются следующие составляющие элементы данного критерия: авторитет, власть, демократизм отношений, контроль, доверие и т.п. Как видно из приведенного перечня элементов, составляющих этот критерий, анализу подлежит не только ценностная направленность семьи на уровне отношений «родители-дети», но и весь спектр внутрисемейных субординаций. Имеются в виду отношения между поколениями также на уровне старших родителей (дедушек, бабушек). Сюда же включается определение стиля межсупружеских коммуникаций и корпоративности связей между детьми в семье.

Степень и качество проявления статусных диспозиций в семье измеряется с помощью следующих показателей:

1) отношение детей к проявлениям родительской власти;

3) доверительность отношений «родители-дети» – по взаимных оценкам;

4) качество родительского контроля по отношению к детям (требовательность, категоричность, последовательность);

5) сплоченность и иерархия отношений между детьми в семье;

6) распределение домашних обязанностей;

8) интенсивность и качество коммуникационных связей с представителями третьего поколения (старшими родителями): общение и поддержка.

4.Система правил поведения в семье.

С точки зрения влияния на процесс воспитания, этот ценностный критерий выполняет в семье функцию, близкую к родительскому контролю, однако в ряде случаев его действие выходит за рамки отношений «воспитатель-воспитуемый» и распространяется на всех членов семейной группы. Таким образом, правила поведения, принимаемые всеми без исключения представителями семьи, определяют нравственную идеологию данной конкретной семьи с несовершеннолетними детьми. Воспитательная роль этого критерия в наибольшей степени проявляется в процессе формирования в детях нравственных ценностей и правил жизни, поскольку одобряемые семьей поступки и действия ребенка напрямую связаны с усвоением им нравственных норм общества.

Эффективность усвоения ребенком воспитательных усилий родителей по передаче системы правил поведения в семье измеряется посредством следующих показателей:

1) обязательность соблюдения в семье установленного порядка. Эмпирическими индикаторами в этом случае могут выступать: обязательность возвращения членов семьи домой не позже определенного времени, извещение в случае непредвиденной задержки; непреложное выполнение членами семьи своих домашних обязанностей и т.п. Качественный уровень данного показателя замеряется методом оценочной шкалы: «высокая обязательность - скорее высокая - когда как - скорее низкая - очень низкая»;

2) толерантность к проявлениям отклоняющегося поведения как внутри семьи, так и вне ее. Индикатором может служить уровень нетерпимости в семье к проявлениям алкоголизма, наркомании, хулиганства, насилия, национализма, терроризма и т.п. Для измерения уровня толерантности используется аналогичная оценочная шкала;

3) последовательность воспитательных действий со стороны родителей. Эмпирические индикаторы данной воспитательной идеологии семьи следующие: соответствие слова и дела в действиях родителей; отсутствие в семье двойной морали; адекватная реакция родителей на поведение детей и т.п. Оценочная шкала включает следующие позиции: «высокая последовательность – чаще последовательны – когда как – изредка проявляют последовательность – как правило, не соблюдают последовательность»;

4) предъявление требований детям с учетом их возрастных особенностей и возможностей. Эмпирические индикаторы данного показателя основываются на учете факторов физического и психического здоровья детей, уровня их социальной и правовой подготовленности и т.п. Шкала оценок предусматривает следующие качественные характеристики: «всегда учитывают – чаще учитывают – когда как, по обстоятельствам – чаще не учитывают – обычно не учитывают».

Рассматриваемый критерий позволяет составить через систему показателей представление о самооценках и самоидентификации ребенка как члена семьи, а также о позиции родителей в вопросе формирования самостоятельности его суждений и действий в мировоззренческой сфере. Известно, что индивид может обособиться, только ощущая себя в обществе других подобных ему индивидов. Представляется чрезвычайно важным наличие у ребенка свободного выбора между возможностью общения с другими людьми и обособления для самоанализа и совершенствования, развития своих личностных качеств. Индекс индивидуализма ребенка дает представление о воспитательной ответственности родителей, сознательно формирующих такие качества личности ребенка, которые позволяют ему достигнуть чувства внутренней свободы и раскрепощенности в процессе взросления и социализации. В работе с данным критерием используется ряд сложных показателей, которые в дальнейшем могут быть представлены в дробном виде на уровне простых индикаторов:

1) соотношение принципов общения и обособления в практике воспитания родителями индивидуальности как качества ребенка;

2) допускаемая родителями степень независимости ребенка в семье:

материальная (собственный заработок ребенка через труд);

физическая (обретение навыков самообслуживания, личная забота о своем здоровье);

психологическая (уважение к личности ребенка, умеренная критика);

интеллектуальная (уважение к мнению ребенка, создание условий для развития познавательных установок).

3) личностная ответственность ребенка, отношение к правам и обязанностям;

4) личностная автономия ребенка:

пространственная (наличие свей комнаты, спального места и т.п.);

эмоциональная (возможность уединения, чувство «социального одиночества»);

материальная (личный заработок как карманные деньги или как часть бюджета семьи);

5) самоидентификация ребенка: ориентация на индивидуальность или социальную систему («я» - как часть семейной группы);

6) самостоятельность ребенка в принятии решений, независимость от референтной группы (в том числе семейной);

7) оценка ребенком своих достижений как личных успехов или как коллективных усилий семьи.

Термин «маскулинность» используется при анализе воспитательных методов семьи в ситуации дифференцированного подхода к детям противоположного пола. Этим же термином определяются действия членов семьи по оказанию взаимной поддержки, защиты и помощи, т.е. определяется уровень корпоративности семейной группы.

В то же время, индекс маскулинности позволяет выявить частоту использования супругами силовых методов решения внутрисемейных проблем. Как известно, эффективность семейного воспитания предполагает прежде всего наглядный пример собственного поведения родителей в тех или иных жизненных обстоятельствах. Практика показывает, что примеры насильственного поведения, заимствованные детьми из родительской семьи, становятся естественным продолжением традиции супружеского и родительского насилия в следующем поколении.

Из сказанного выше следует, что показатели, используемые для определения индекса маскулинности, должны давать возможность оценки супругов-родителей в качестве субъектов как позитивных (поддержка), так и негативных (насилие) действий в семье. Предлагается следующий набор показателей:

– гендерный подход к воспитанию детей; дифференцированные воспитательные меры матери и отца к детям разного пола;

– допустимость жестокого обращения с детьми (применение различных форм насильственных действий);

– интенсивность оказываемой детям поддержки со стороны родителей (родитель как защитник, семья как «убежище»);

– проявление эмпатии и ее адресаты в семье и вне ее;

– допустимость межсупружеского насилия.

Другой методологический подход к проблеме классификации ценностной системы семьи был апробирован в рамках мониторинга, проводимого группой исследователей под руководством автора. Предлагаемая ниже классификация основана на характеристиках семьи, отражающих ее жизнедеятельность. Исследователи руководствовались гипотезой о более высокой эффективности воспитательного воздействия в семьях, отличающихся стабильностью внутрисемейных отношений. С другой стороны, стабильность семьи обусловлена наличием в ней устойчивой системы ценностей, создающей ситуацию социального равновесия и успешного сопротивления негативным внешним факторам. Воспитательные ценности семьи по существу являются отражением ее ценностных ориентаций. Известно, что воспитательные меры реализуются родителями не столько путем дидактического воздействия на ребенка, сколько через демонстрацию личного поведения, направленность интересов и потребностей, а также через создание определенного психологического климата в семье. Опираясь на такую основу, определяем воспитательную стратегию семьи через ее ценностную систему. Исходя из этой теоретической посылки, в классификацию семейных ценностей были включены следующие основные элементы:

1) ценности супружества;

2) ценности, связанные с демократизацией отношений в семье;

3) ценности родительства, воспитания детей;

4) ценности родственных связей;

5) ценности, связанные с саморазвитием;

6) ценности внесемейных коммуникаций;

7) ценности профессиональной занятости.

Конечной целью исследования было определение механизмов преемственности ценностной системы в рамках семьи: от родителей – детям. При этом выявлялась удовлетворенность подростков наличием и характером проявления каждой ценности в его семье. Удовлетворенность конкретной ценностью отождествлялась с готовностью подростка принять ее как элемент идеологической концепции собственной будущей семьи.

В результате анализа полученных эмпирических данных был выстроен следующий динамический ряд, характеризующий готовность детей принять те или иные ценности родительской семьи для их реализации в собственной семье (табл. 1).

Таблица 1

Преемственность семейных ценностей в динамике лет


Ценности семьи

Готовы принять,

подростки (%)


Не готовы принять,

подростки (%)



1995 г.

1997 г.

1999 г.

1995 г.

1997 г.

1999 г.


Супружеские отношения

16

13

22

38

26

35

Демократизация отношений в семье

34

42

35

30

23

33

Родительство, воспитание детей

51

44

44

16

21

24

Родственные связи

67

73

69

7

3

11

Саморазвитие

11

21

18

43

30

46

Внесемейные коммуникации

46

62

46

16

7

20

Профессиональная занятость родителей

72

64

50

15

7

20

Анализируя данные табл. 1, можно утверждать, что в наибольшей мере подростки готовы заимствовать из родительской системы ценностей модель родственных связей, прежде всего, в отношениях с собственными старшими родителями (готовы принять в среднем по годам мониторинга 70% подростков, не готовы – 7%). Достаточно высок также рейтинг такой семейной ценности, как профессиональные интересы, отношение к работе (готовы следовать такой родительской модели поведения в среднем 62%, отвергают ее 14% подростков). Следующая семейная ценность, принимаемая детьми в качестве образца поведения – внесемейное общение, и прежде всего – отношения с друзьями (принимают 51% подростков, отвергают – 14%). Несколько меньше половины подростков (46%) одобряют систему воспитания, принятую в родительской семье (в сравнении с 20% не одобряющих методов воспитания своих родителей). Достаточно сопоставимо число подростков, одобряющих стиль отношений в семье (демократический) и отвергающих существующие в семье отношения (соответственно 37% и 29%). Не пользуются поддержкой детей эмоциональные взаимоотношения между родителями: положительно оценивают их лишь 17% подростков при 33% негативных оценок. Наконец, совсем не одобряют подростки формы проведения родителями своего свободного времени, отсутствие возможностей для саморазвития в этой сфере. Готовы заимствовать родительский пример лишь 16% детей при 40% не желающих.

Подводя итог проведенному анализу значимости семейных ценностей в структуре воспитательных ресурсов родителей, можно сделать ряд выводов.

Во-первых, ценностная система семьи обладает мощным потенциалом воспитательного воздействия на молодое поколение в плане его личностного развития.

Во-вторых, в условиях глобальных изменений российского общества и возникшей на этом фоне неопределенности целей в деятельности ряда социальных институтов, наличие в семье устойчивой системы ценностей может служить противовесом негативных воздействий и гарантией адекватного воспитания молодого поколения. Этот тезис представляется весомым аргументом при разработке государственной политики поддержки семьи как института воспитания детей.

В-третьих, трансформация российского общества привела к нивелированию многих социальных ценностей старого ряда (эпохи социализма), но еще не сформирована отчетливая система ценностей новой эпохи. В этом состоит главная трудность осуществления воспитательного процесса в условиях меняющегося общества: нет устойчивых ориентиров будущего развития, не определена перспективная стратегия социальных приоритетов. Определение социальных ориентиров развития российского общества, представленное населению страны в концептуальной форме, могло бы в значительной степени облегчить проблемы семьи и других социальных институтов при выборе и разработке принципов воспитательного воздействия на детей в новых условиях функционирования.

В условиях меняющегося общества традиционные ценности семьи зачастую становятся тормозом при усвоении новых жизненных реалий. В такой ситуации процесс трансформации семейных ценностей, их приспособление к новым условиям жизни часто происходит при активном участии младшего поколения в семье. Такой социальный феномен имеет место сегодня в российском обществе: наблюдается нетипичная ситуация признания родителями высокой компетентности детей в ряде вопросов, связанных с реальными ценностями нового социума. Таким образом, в переходном российском обществе следует говорить не столько о традиционной передаче семейных ценностей от родителей детям, сколько о разнонаправленном их участии в этом процессе. На межпоколенном уровне наряду с усвоением детьми базовых ценностей происходит трансформация ценностной системы родителей.

Российские реформы последних двух десятилетий коренным образом изменили идеологию приоритетов ценностей общества. Постулируемая при социализме первичность интересов общества над личностью сменилась на противоположную: отныне интересы личности рассматриваются как первичные, преобладающие над коллективными, групповыми. Изменились и другие нравственные ориентиры общества: вошли в постоянный обиход с положительным знаком до того мало известные термины из чужой жизни: «предприимчивость», «личная инициатива», «лидерство», «конкурентоспособность» и т.п. Приобрели сугубо негативное значение в прошлом положительные характеристики ценностного ряда: «скромность», «альтруизм», «коллективизм» и т.п. Такие радикальные нравственные оценки, характерные для общества переходного этапа, со временем, несомненно, приобретут менее категоричную форму, уравновешивая друг друга. Однако тенденции сегодняшнего дня свидетельствуют о нивелировке традиционных российских ценностей под давлением привнесенных извне ценностей других сообществ. В свете сказанного, сегодня необходима инициатива официальных органов власти для определения места традиционных ценностей старого ряда в новой ценностной структуре общества с целью сохранения национальной индивидуальности России.

Рассказать друзьям