Сценарий праздника "святочные колядки" для детей подготовительной группы. Сценарий внеклассного мероприятия "Рождественские посиделки (Рождественская игра « Колядки»)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Рождественские колядки (сценарий).
Праздник » Рождество
По боковым стенам зала стоят плоскостные домики. Они изображают деревенскую улицу.
Дети входят вслед за ведущей под мелодию русской плясовой песни. Ведущая и дети одеты в
русские народные костюмы. Они останавливаются возле домов, приплясывают. Часть детей
- хозяева, хозяйки, кошка, собака - уходят в свои «избы». Колядующие с ведущей
становятся полукругом возле домов. У колядующих в руках - солнечный диск из картона,
прикрепленный к палке и украшенный лентами и бумажными цветами - символ коляды.

Ведущая.
Вот и матушка­зима пришла.
Растворяй­ка ворота!
Пришла и коляда, да из Новгорода.
Дети идут, взявшись за руки, змейкой по залу и поют.
Приходила коляда
Накануне Рождества.
Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом.
Ведущая.
Пойдем к дядьке Мирону колядовать.
Дети подходят к дому Мирона, поют колядку.
Коляда­моляда!
Прикатила молода!
Мы нашли коляду
Во Мироновом двору.
Эй, дядька Мирон,
Выноси добро во двор.
Как на улице мороз
Подмораживает нос,
Не велит долго стоять,
Велит скоро подавать.
Выходила свет Сергевна,
Собирала жемчуг себе на серьги,
Коляда, коляда, подай пирога!
Не подашь пирога - возьмем корову за рога!
Подашь пирога - будет рожь густа,
Будет рожь чиста, обмолотиста,
Будет с колоса по хлебу,
С зерна по пирогу.
Выходят хозяин, хозяйка и кошка, которая намывает гостей.
Хозяин.
Пожалуйте, гости, я вас дожидался, дом мой просторный, щи мои жирны.
Хозяйка.

Сдобные лепешки не лезут в окошко.
Хозяин и хозяйка угощают гостей. Мехоноша - девочка с большой кошелкой в руках -
принимает дары. Колядующие славят хозяев.
1­й ребенок.
Дай Бог тому,
Кто в этом дому!
2­й ребенок.
Вам и плюшек с творогом.
Все.
И детишек полный дом.
Хозяева уходят в дом, а колядующие отправляются дальше.
Ведущая.
Пойдем колядовать к дяде Николаю.
Дети идут цепочкой за ведущим и поют.
Пришла коляда накануне Рождества.
Мы ходили, мы искали коляду святу.
Мы нашли коляду у Николина двора.
Николин двор - железный тын,
Посреди двора три терема стоят.
Во первом терему - красно солнышко,
Во втором терему - светел месяц,
Во третьем терему - часты звездочки.
Красно солнышко - то хозяюшка,
Светел месяц - то хозяин тут,
Часты звездочки - малы детушки.
Колядующие останавливаются у дома Николая и стучат в окно.
Колядовщики (говорком).
Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой.
С праздником! С Новым годом, со всем родом!
Открывайте сундучок - доставайте пятачок!
Никто не отвечает. С громким лаем выбегает собака и опять возвращается в избу.
Ведущий.
Может, крепко спит дядя Николай?
Давайте ему еще колядку споем.
Овсень, овсень,
Ты гулял по всем
По заулочкам, по проулочкам.
Кому песни поем - тому сбудется,
Тому сбудется, не минуется.
Выходи, хозяин, выходи, боярин,
Принимай гостей со всех волостей!

Выходит дядя Николай, зевает и потягивается.
Николай.
Кто тут орет,
Спать не дает?
Все.
Это мы - колядовщики!
Николай.
И охота вам в этакий мороз с теплой печки вставать, петь да колядовать? (Уходит в дом).
Колядующие (хулят говорком).
Ну не будет у вас удачи.
Одна была корова - и та не здорова,
один был петух - и тот хлопотух,
одна была кобыла - и та бога забыла.
Ребенок.
У скупого мужика
(показывает на дом Николая),
Родись рожь хороша -
Колосом пуста,
Соломой густа.
Все идут к другому двору с песней «Овсень, овсень». У Иванова двора останавливаются.
1­й ребенок.
У Ивана на дворе да три терема.
2­й ребенок.
Сам Иван - господин светлый месяц.
3­й ребенок.
Красно солнышко - его Варварушка.
4­й ребенок.
Часты звездочки - его детушки.
На стук выходят хозяин с хозяйкой. У хозяйки в руках кукла­ребенок в пеленках.
Хозяин.
Здравствуйте, люди добрые,
Вот вам угощение -
Сыр да печенье.
Хозяйка.
Пряники, конфетки
Кушайте, детки!
Колядовщики берут все, укладывают в мешок.
Колядовщики.
Спасибо, хозяин с хозяюшкой,
С праздником вас, с рублем и полтинничком.
Вам на потешки, нам на орешки.
1­й ребенок.
Иван Ивановичу житья сто лет!
2­й ребенок.

Его женушке - всегда здравьице!
3­й ребенок.
И всем деточкам:
Сыновьям, дочерям­барышням!
Все.
Жить всем вместе лет до двести!
Чтоб у вас поле зеленело,
И скотина не болела!
Ведущая.
Ну, хватит, ребятушки. Полный мешок наколядовали! Пойдемте к тете Арине в избу
погреться.
Дети подходят к дому тетушки Арины.
Все.
Тетушка Арина, пусти погреться!
Арина.
Милости прошу, люди добрые, проходите!
Будем вечер коротать, песни петь да плясать.
Все дети, принимающие участие в обрядовом действии, выходят и становятся широким
полукругом. Поют о зиме.
Хлопья белые летят
Холоднее стало,
Только, зимушка, ребят
Ты не испугала.
Нет! Нет! Ты не испугала.
Нет! Нет! Ты не испугала.
Дети читают стихотворение А. Прокофьева.
Кто на горке, на горе,
На широком на дворе?
Кто на лыжах,
Кто повыше,
Кто с разбегу,
Кто по льду,
Кто по снегу,
С горки - ух!
На горку - ух!
Бух! Захватывает дух!
Девочки собираются в кружок, шепчутся, потом разбегаются и объявляют: «Частушки».
Заиграй­ка, балалайка,
Балалайка - три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.
Эй, топни, нога,
Топни, правенькая.

Я плясать пойду,
Хоть и маленькая!
Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла -
Я не удержалася!
По деревне я шла
И Ванюшу видела,
Под кустом сидел и плакал -
Курица обидела!
Я маленькая девочка,
Я в школу не хожу,
Купите мне сандалики,
Я замуж выхожу.
Эх, топну ногой
Да притопну другой,
Устоять не могу,
Вот характер какой!
Мы всегда везде такие -
Утром, вечером и днем,
Потому что мы частушки
Развеселые поем.
Раздайся, народ,
Меня пляска берет;
Пойду, попляшу,
Себя людям покажу.
На столе стоит стакан,
А в стакане - тесто;
До свиданья, папа с мамой,
Я уже невеста.
У частушки есть начало,
У частушки есть конец,
Кто частушки наши слушал,
Прямо скажем - молодец!
Во время частушек мальчики играют на трещотках, ложках, других ударных инструментах, а
девочки помахивают платочками.
Девочка.
Что с ногами, не пойму!
Вправо­влево носятся,
Не стоят они на месте,

Так в кадриль и просятся!
Мальчики приглашают девочек на кадриль, танцуют. Затем выстраиваются шеренгой и идут
на зрителей.
1­й ребенок.
Всем людям добрым
Желаем добра, золота, серебра!
2­й ребенок.
Пышных пирогов,
Мягоньких блинов!
3­й ребенок.
Доброго здоровья!
Маслица коровья!
Все.
Кому песни поем, тому сбудется,
Тому сбудется, не минуется.
Дети уходят из зала под звучащую в записи русскую народную мелодию.
Пояснение.
Ход праздника может быть произвольно изменен. В действие могут включаться новые
участники, в содержание - знакомые игры, песни, пляски. Например, вариант завершения
данного сценария может быть следующим.
Посетив Иванов двор, колядовщики хотят попасть к девушкам на вечеринку. Под негромко
звучащий напев русской народной мелодии выходят с разных сторон девочки. Они кланяются
друг другу, здороваются, рассаживаются на скамейках. К ним стучатся колядовщики.
Колядовщики.
Коляда, коляда, святое Рождество.
Разрешите, хозяева, коляду.
Девушки.
Разрешаем, будем рады спеть.
Колядовщики.
Мороз велик, стоять не велит!
Девушки. Мороз, мороз! Не морозь наш овес.
Проходите в дом, гости дорогие.
Колядовщики.
Как Христово Рождество
Подкатилось под окно.
Наша­то колядка
Не мала, не велика.
Под окошком шьет,
Пирожки подает.
Тут в хозяйском домку
Дадут оладью в медку.
1­й колядовщик (говорком).
Кто даст пирога -
Тому рожь густа,
С зернышка пирог,

С полузернышка - блинок.
2­й колядовщик (выкрикивает).
Кто даст пирога, -
Тому двор живота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом.
3­й колядовщик.
Кто не даст пирога -
Тому куричья нога,
Да лопата, корова горбата.
Чем вы нас, девушки, одарите?
(Спрашивают по очереди).
Денег мешок или каши горшок?
Кувшин молока или кусок пирога?
Копеечки на конфеточки
Или гривенники на пряники?
Девушки.
А вы хитрые, ребятки,
Отгадайте­ка загадки!
(Девушки наперебой загадывают загадки).
Спереди пятачок,
Сзади крючок,
Посередине спинка,
На спинке - щетинка.
(Колядующие отгадывают: поросенок).
Не всадник, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит.
(Колядующие снова угадывают: петух).
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По полю кочует,
Коноплю ворует!
По дворам летает,
Крохи собирает!
(Колядующие задумываются… Воробей)!
Колядующие. А теперь от нас загадка,
Вы скажите нам отгадку.
Не отгадаешь - по прянику дашь.
Горбатый кот
Девкам плечи трет.
С самого утра
Пошел со двора,
На берегу валялся,
А в воде не купался!
(Коромысло).
Девушки ответить затрудняются.
В лесу тук­тук,
В избе ляп­ляп,

В руках дзынь­дзынь,
На полу - топ­топ.
(Девушки отвечают: «Балалайка»).
Колядовщики.
Балалаечка­гудок,
Свое дело знает!
Она в Ваниных руках
Весело играет.
Далее начинаются частушки, и праздник продолжается: звучат хороводы, проводятся игры.

Колядки матушки-зимы.Рождественский сценарий. По боковым стенам зала стоят плоскостные домики. Они изображают деревенскую улицу. Дети входят вслед за ведущей под мелодию русской плясовой песни. Ведущая и дети одеты в русские народные костюмы. Они останавливаются возле домов, приплясывают. Часть детей

Хозяева, хозяйки, кошка, собака

Уходят в свои "избы". Колядующие с ведущей становятся полукругом возле домов. У колядующих в руках

Солнечный диск из картона, прикрепленный к палке и украшенный лентами и бумажными цветами

Символ коляды.

Ведущая.

Вот и матушка-зима пришла.

Растворяй-ка ворота!

Пришла и коляда, да из Новгорода.

Дети идут, взявшись за руки, змейкой по залу и поют.

Приходила коляда

Накануне Рождества.

Кто даст пирога,

Тому полон хлев скота,

Овин с овсом,

Жеребца с хвостом.

Ведущая.

Пойдем к дядьке Мирону колядовать.

Дети подходят к дому Мирона, поют колядку.

Коляда-моляда!

Прикатила молода!

Мы нашли коляду

Во Мироновом двору.

Эй, дядька Мирон,

Выноси добро во двор.

Как на улице мороз

Подмораживает нос,

Не велит долго стоять,

Велит скоро подавать.

Выходила свет Сергевна,

Собирала жемчуг себе на серьги,

Коляда, коляда, подай пирога!

Не подашь пирога

Возьмем корову за рога!

Подашь пирога

Будет рожь густа,

Будет рожь чиста, обмолотиста,

Будет с колоса по хлебу,

С зерна по пирогу.

Выходят хозяин, хозяйка и кошка, которая намывает гостей.

Пожалуйте, гости, я вас дожидался, дом мой просторный, щи мои жирны.

Хозяйка.

Сдобные лепешки не лезут в окошко.

Хозяин и хозяйка угощают гостей. Мехоноша

Девочка с большой кошелкой в руках

Принимает дары. Колядующие славят хозяев.

1-й ребенок.

Дай Бог тому,

Кто в этом дому!

2-й ребенок.

Вам и плюшек с творогом.

И детишек полный дом.

Хозяева уходят в дом, а колядующие отправляются дальше.

Ведущая.

Пойдем колядовать к дяде Николаю.

Дети идут цепочкой за ведущим и поют.

Пришла коляда накануне Рождества.

Мы ходили, мы искали коляду святу.

Мы нашли коляду у Николина двора.

Николин двор

Железный тын,

Посреди двора три терема стоят.

Во первом терему

Красно солнышко,

Во втором терему

Светел месяц,

Во третьем терему

Часты звездочки.

Красно солнышко

То хозяюшка,

Светел месяц

То хозяин тут,

Часты звездочки

Малы детушки.

Колядующие останавливаются у дома Николая и стучат в окно.

Колядовщики (говорком).

Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой.

С праздником! С Новым годом, со всем родом!

Открывайте сундучок

Доставайте пятачок!

Никто не отвечает. С громким лаем выбегает собака и опять возвращается в избу.

Ведущий.

Может, крепко спит дядя Николай?

Давайте ему еще колядку споем.

Овсень, овсень,

Ты гулял по всем

По заулочкам, по проулочкам.

Кому песни поем

Тому сбудется,

Тому сбудется, не минуется.

Выходи, хозяин, выходи, боярин,

Принимай гостей со всех волостей!

Выходит дядя Николай, зевает и потягивается.

Николай.

Кто тут орет,

Спать не дает?

Колядовщики!

Николай.

И охота вам в этакий мороз с теплой печки вставать, петь да колядовать? (Уходит в дом).

Колядующие (хулят говорком).

Ну не будет у вас удачи.

Одна была корова

И та не здорова,

один был петух

И тот хлопотух,

одна была кобыла

И та бога забыла.

Ребенок.

У скупого мужика

(показывает на дом Николая),

Родись рожь хороша

Колосом пуста,

Соломой густа.

Все идут к другому двору с песней "Овсень, овсень". У Иванова двора останавливаются.

1-й ребенок.

У Ивана на дворе да три терема.

2-й ребенок.

Сам Иван

Господин светлый месяц.

3-й ребенок.

Красно солнышко

Его Варварушка.

4-й ребенок.

Часты звездочки

Его детушки.

На стук выходят хозяин с хозяйкой. У хозяйки в руках кукла-ребенок в пеленках.

Здравствуйте, люди добрые,

Вот вам угощение

Сыр да печенье.

Хозяйка.

Пряники, конфетки

Кушайте, детки!

Колядовщики берут все, укладывают в мешок.

Колядовщики.

Спасибо, хозяин с хозяюшкой,

С праздником вас, с рублем и полтинничком.

Вам на потешки, нам на орешки.

1-й ребенок.

Иван Ивановичу житья сто лет!

2-й ребенок.

Его женушке

Всегда здравьице!

3-й ребенок.

И всем деточкам :

Сыновьям, дочерям-барышням!

Жить всем вместе лет до двести!

Чтоб у вас поле зеленело,

И скотина не болела!

Ведущая.

Ну, хватит, ребятушки. Полный мешок наколядовали! Пойдемте к тете Арине в избу погреться.

Дети подходят к дому тетушки Арины.

Тетушка Арина, пусти погреться!

Милости прошу, люди добрые, проходите!

Будем вечер коротать, песни петь да плясать.

Все дети, принимающие участие в обрядовом действии, выходят и становятся широким полукругом. Поют о зиме.

Хлопья белые летят

Холоднее стало,

Только, зимушка, ребят

Ты не испугала.

Нет! Нет! Ты не испугала.

Нет! Нет! Ты не испугала.

Дети читают стихотворение А. Прокофьева.

Кто на горке, на горе,

На широком на дворе?

Кто на лыжах,

Кто повыше,

Кто с разбегу,

Кто по льду,

Кто по снегу,

На горку

Бух! Захватывает дух!

Девочки собираются в кружок, шепчутся, потом разбегаются и объявляют: "Частушки".

Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка

Три струны!

Подпевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны.

Эй, топни, нога,

Топни, правенькая.

Я плясать пойду,

Хоть и маленькая!

Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла

Я не удержалася!

По деревне я шла

И Ванюшу видела,

Под кустом сидел и плакал

Курица обидела!

Я маленькая девочка,

Я в школу не хожу,

Купите мне сандалики,

Я замуж выхожу.

Эх, топну ногой

Да притопну другой,

Устоять не могу,

Вот характер какой!

Мы всегда везде такие

Утром, вечером и днем,

Потому что мы частушки

Развеселые поем.

Раздайся, народ,

Меня пляска берет;

Пойду, попляшу,

Себя людям покажу.

На столе стоит стакан,

А в стакане

До свиданья, папа с мамой,

Я уже невеста.

У частушки есть начало,

У частушки есть конец,

Кто частушки наши слушал,

Прямо скажем

Молодец!

Во время частушек мальчики играют на трещотках, ложках, других ударных инструментах, а девочки помахивают платочками.

Девочка.

Что с ногами, не пойму!

Вправо-влево носятся,

Не стоят они на месте,

Так в кадриль и просятся!

Мальчики приглашают девочек на кадриль, танцуют. Затем выстраиваются шеренгой и идут на зрителей.

1-й ребенок.

Всем людям добрым

Желаем добра, золота, серебра!

2-й ребенок.

Пышных пирогов,

Мягоньких блинов!

3-й ребенок.

Доброго здоровья!

Маслица коровья!

Кому песни поем, тому сбудется,

Тому сбудется, не минуется.

Дети уходят из зала под звучащую в записи русскую народную мелодию.

Пояснение.

Ход праздника может быть произвольно изменен. В действие могут включаться новые участники, в содержание

Знакомые игры, песни, пляски. Например, вариант завершения данного сценария может быть следующим.

Посетив Иванов двор, колядовщики хотят попасть к девушкам на вечеринку. Под негромко звучащий напев русской народной мелодии выходят с разных сторон девочки. Они кланяются друг другу, здороваются, рассаживаются на скамейках. К ним стучатся колядовщики.

Колядовщики.

Коляда, коляда, святое Рождество.

Разрешите, хозяева, коляду.

Девушки.

Разрешаем, будем рады спеть.

Колядовщики.

Мороз велик, стоять не велит!

Девушки.

Мороз, мороз! Не морозь наш овес.

Проходите в дом, гости дорогие.

Колядовщики.

Как Христово Рождество

Подкатилось под окно.

Наша-то колядка

Не мала, не велика.

Под окошком шьет,

Пирожки подает.

Тут в хозяйском домку

Дадут оладью в медку.

1-й колядовщик (говорком).

Кто даст пирога

Тому рожь густа,

С зернышка пирог,

С полузернышка

Блинок.

2-й колядовщик (выкрикивает).

Кто даст пирога,

Тому двор живота,

Овин с овсом,

Жеребца с хвостом.

3-й колядовщик.

Кто не даст пирога

Тому куричья нога,

Да лопата, корова горбата.

Чем вы нас, девушки, одарите?

(Спрашивают по очереди).

Денег мешок или каши горшок?

Кувшин молока или кусок пирога?

Копеечки на конфеточки

Или гривенники на пряники?

Девушки.

А вы хитрые, ребятки,

Отгадайте-ка загадки!

(Девушки наперебой загадывают загадки).

Спереди пятачок,

Сзади крючок,

Посередине спинка,

На спинке

Щетинка.

(Колядующие отгадывают: поросенок).

Не всадник, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит.

(Колядующие снова угадывают: петух).

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По полю кочует,

Коноплю ворует!

По дворам летает,

Крохи собирает!

(Колядующие задумываются… Воробей)!

Колядующие.

А теперь от нас загадка,

Вы скажите нам отгадку.

Не отгадаешь

По прянику дашь.

Горбатый кот

Девкам плечи трет.

С самого утра

Пошел со двора,

На берегу валялся,

А в воде не купался!

(Коромысло).

Девушки ответить затрудняются.

В лесу тук-тук,

В избе ляп-ляп,

В руках дзынь-дзынь,

Топ-топ.

(Девушки отвечают: "Балалайка").

Колядовщики.

Балалаечка-гудок,

Свое дело знает!

Она в Ваниных руках

  • Рождество Христово - сценарий театрализованного праздника для старших дошкольников
  • Рождественские посиделки - сценарий для детей старшей и подготовительной группы
  • Рождественские гулянья - сценарий на Рождество
  • Пришла Коляда - отворяй ворота - сценарий для детей старшей и подготовительной групп
  • Новогодние святки - сценарий для детей старшей и подготовительной групп
  • Под Рождественской звездой - сценарий праздника
  • Никола Зимний - занятие-беседа для детей старшей и подготовительной групп
  • Колядки матушки-зимы - сценарий
  • Коляда в детском саду - рождественский сценарий
  • Рождественское путешествие - для учащихся 4-6-х классов. Рождественский сценарий
  • Happy Christmas - сценарий на английском языке. Рождественский сценарий
  • В гости коляда пришла - сценарий для детей старшей и подготовительной групп
  • Вифлеемская ночь - пьеса для школьного театра
  • Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

    Сценарий новогоднего развлечения «Рождественские колядки». Для родителей и детей средней группы компенсирующей направленности (ОНР). Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Родителям - для того, чтобы научиться понимать мир детства и собственного ребёнка, педагогам, чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребенка, а, узнав, направить общие усилия на его развитие.

    В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)

    Согласно ФГОС родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности.

    Наш детский сад является региональной инновационной площадкой по направлению «Создание социально-педагогических условий для формирования духовно-нравст венных ценностей личности ребенка». Работая в этом направлении, планируем и организуем в группе мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Тесная совместная деятельность помогла добиться положительных результатов: готовя с детьми и родителями мероприятия, мы стараемся их знакомить с праздниками на доступном материале, преподнося элементарные понятия того или иного события. А чтобы это правильно сделать, педагоги сами должны ориентироваться в истории этих празднеств. Это и является целью наших сегодняшних Рождественских посиделок.

    Рождество Христово – великий христианский праздник, который празднуется в Русской Православной Церкви 7 января по юлианскому календарю.

    Цель:

    1. познакомить детей и их родителей с историей рождественского праздника и традициями русского народа;
    2. развивать интерес к народному творчеству и традициям Руси;
    3. воспитывать любознательность и любовь к своей стране;
    4. формировать доброжелательные отношения между педагогами, родителями и детьми, основанные на доверии.

    Задачи:

    1. приобщить детей к национальной культуре и традициям русского народа;
    2. дать представление о праздновании Рождества Христова в России;
    3. познакомиться с рождественскими обрядами;
    4. создать праздничную атмосферу, вызывать у детей эмоционально - положительное отношение к празднику;
    5. стимулировать стремление родителей к активному участию в жизни группы;
    6. вовлечь родителей (законных представителей) в совместную деятельность с детьми.
    #ADVERTISING_INSERT#

    Ход мероприятия

    Родители сидят в празднично украшенной группе, на подоконниках горят свечи, на столе размещен рождественский вертеп изготовленный воспитателями совместно с родителями и детьми.

    Выступление учителя-логопеда: Уважаемые, родители, мы пригласили Вас в гости на Рождественские посиделки. Праздничные дни между Рождеством (7 января) и Крещением (19 января) называются святочными их ровно двенадцать. Это самые весёлые дни из зимних праздников.

    По древнему обычаю православные христиане вечером прекращали все свои дневные дела, зажигали на окнах свечи. Свет в окне, обозначал, что хозяева отдыхают от дневных забот и ожидают гостей. Наверняка, многие из вас помнят, как родители говорили, в дни Святок нельзя браться ни за какую работу, – это поверье тоже пришло из старины. Зато, в эти дни было принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки, вспоминать о бедных и нуждающихся людях.

    С давних пор в Святки молодежь и дети ходили по дворам с колядками. Одна из тем колядок – это будущий урожай. В качестве колядок иногда исполняются церковные песнопения, а также духовные песни-колядки, посвященные Рождеству Христову. Эта традиция и сейчас сохранилась в сельских поселениях России.

    Происходит это так: детвора входит без стука в чужой дом, начинает петь песни-колядки, разбрасывают зерно по дому (обычно в прихожей), затем хозяева дома дают им сладости, и дети удаляются – колядовать в другие дома. А потом собираются в одном из домов: играют в рождественские игры и лакомятся собранными угощениями.

    Давайте мы тоже вспомним и прочтем несколько колядок, а затем будем ожидать гостей.

    Родители читают колядки:

    1. Воробушек летит,
      Хвостиком вертит,
      А вы, люди, знайте,
      Столы застилайте,
      Гостей принимайте,
      Рождество встречайте!
    2. Мы веселые колядки
      Пропоем для жизни сладкой.
      Коль одарите нас знатно,
      Будет счастье и богатство.
      Поделитесь от щедрот
      Просит ряженый народ.
      Без подарков не уйдем!
      С Новым годом! С Рождеством!
    3. Вам звоночками позвоним
      С пожеланьем и поклоном.
      Мы пришли колядовать,
      С Рождеством вас поздравлять!

    Входят ряженые дети и идут, змейкой по группе.

    Воспитатель:

    Динь-динь-динь, звенят звоночки,
    К вам пришли сыны и дочки,
    Вы колядников встречайте,
    Нас улыбкой привечайте!

    Ребенок:

    Коляда, коляда -
    Накануне... (Рождества .)

    Ребенок:

    Мы идем колядовать -
    Всех будить и... (поздравлять )

    Ребенок:

    Коляд, коляд, колядушек -
    Хорош с медком оладушек!
    А без меду - не таков,
    Дайте, тетя, пирогов!

    Ребенок:

    С Новым годом, с Рождеством:
    Мира Вам желаем в дом,

    Ребенок:

    И здоровья, и добра,
    И сердечного тепла!

    Ребенок:

    Коля-коля-коляда –
    Бедам – «Нет!», а счастью – "Да!"

    Все вместе:

    Сеем, сеем посеваем
    С Рождеством всех поздравляем!

    Родители: Спасибо, вот вам награда: печенье, плюшки – кому, что надо. (угощают колодников )

    Дети садятся, выходят два ребенка.

    Ребенок:

    От чего ты, ёлочка, грустна?
    Ты зимой и летом зелена.

    Ребенок: (елочка ):

    Я грущу, что нету у меня обновы,
    И мне не в чем встретить Рождество Христово.

    Воспитатель: Уважаемые, родители, а мы вам хотим рассказать историю рождественской Ёлочки.

    Обращает внимание на вертеп. Выходят дети (пальма, маслина и ёлка).


    – У входа в пещеру, где родился Христос, стояли три дерева: пальма, маслина и ёлка. Они тоже хотели поклониться Божественному Младенцу.

    Пальма:

    Я пальма, с пышной круглой кроной,
    И в сердце гордость я храню.
    Свой лист, широкий и зеленый
    Перед Младенцем я склоню.
    Он улыбнется мне, наверно,
    Ведь я же всех прекрасней. Верно?

    Маслина:

    А я – красавица маслина.
    Не все деревья так стройны…
    И думать нечего, ведь я,
    Очень хороша.

    Елка:

    А вот мне, нечем похвалиться:
    У меня – одни шишки да иголки

    Пальма:

    Ну и не ходи к младенцу,
    Ты Его ещё уколешь…

    Маслина: Или уронишь на Него шишку.

    Пальма и Маслина вдвоем:

    Ёлка-ёлка, уходи,
    К малышу не подходи.

    Пальма: Не красива ты нисколько…

    Маслина: Палка в шубе, да и только.

    Елка: Хорошо, дорогие подружки, я не пойду к младенцу. Я подожду вас здесь, у входа в пещеру. Правда, мне очень хотелось бы увидеть Его, но что поделаешь…

    Появляется Ангел.

    Елка, Пальма и Маслина вместе : Ой, кто это?

    Ангел: О, тихая и смиренная елка! Твоя скромность угодна Христу. Сейчас я тебе помогу, и ты будешь самая красивая.

    Ребенок:

    Мы украсим ёлочку (украшает девочку - елку бусами )
    Яркою звездой,
    Оплетем мы ёлочку
    Нитью золотой. (украшает девочку - елочку звездой и бусами )

    Ребенок:

    Как красив на ёлочке (дети дают ей в руки шарики )
    Праздничный наряд.
    На ее иголочках
    Огоньки горят.


    Ангел: А теперь я сам отведу тебя к святой колыбели Младенца. И отныне, в память о тебе, люди каждый год будут украшать на Рождество елку.

    Воспитатель: История подошла к концу, но наш вечер продолжается. Дети читают стихи.



    Ребенок:

    И на сердце сладостно,
    Весело, светло.
    Всем сегодня радостно –
    Рождество пришло!

    Ребенок:

    Будем петь и веселиться
    Возле ёлочки кружиться
    Ведь сегодня торжество
    Светлый праздник – Рождество.

    Дети исполняют хоровод: «Ах, какая елочка выросла у нас….»

    Читают стихи.

    Ребенок:

    В этот светлый праздник
    Праздник Рождества
    Мы друг другу скажем
    Теплые слова.

    Ребенок:

    Тихо снег ложится
    За окном зима,
    Чудо здесь свершится
    И зажжет сердца.

    Ребенок:

    Пусть улыбки ваши
    В этот дивный день
    Будут счастьем нашим
    И подарком всем.

    Ребенок:

    Льются звуки жизни,
    Счастья и добра,
    Озаряя мысли
    Светом Рождества.

    Проводятся хороводные игры: «Снежный ком», «Воевода, воевода выходи из хоровода».


    Воспитатель: А теперь Вам, уважаемые родители предлагаем проверить знания, и способность словотворчества продолжайте рифмовки:

    Где родился наш Спаситель -
    Место вам известно всем
    Ну, скорее назовите.
    Это город... (Вифлеем )

    Знают все: в года былые
    Сын родился у...(Марии ).

    Сын чудесный, сын святой
    Родился он ночной... (порой ).

    В тишине, в тепле и тени
    Спал младенец в свежем...(сене ).
    Это всем теперь известно -
    Был младенец тот... (чудесный ).

    Много в небе ярких звезд -
    Родился Иисус... (Христос ).

    К Малышу на день рожденья
    Дружно прибыли волхвы:
    Принесли в подарок деньги?
    Нет? А что? Скажите вы.
    (Золото, ладан, смирну )

    Воспитатель: А сейчас предлагаем пройти в нашу творческую мастерскую и сделать совместно с детьми нарядную елочку.

    Родители вырезают две одинаковые елочки по контуру, а дети украшают ее бусами и шарами. Родители делают надрез и соединят елочку.





    Воспитатель: Пора и за стол садиться, угощеньем насладиться. А за чашкой чая с угощениями давайте поделимся воспоминаниями из своего детства о праздновании Рождества. Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями о сегодняшнем празднике. Хотите ли вы, чтобы Рождественские посиделки стали в нашей группе традиционным совместным праздником детей и взрослых?



    Воспитатель: Мы благодарны всем присутствующим за участие в наших сегодняшних Рождественских посиделках. Очень хочется, чтобы такое общение продолжалось и в дальнейшем. Ведь положительные эмоции надолго остаются в памяти детей.


    С Рождеством Вас!

    Первый месяц зимы богат праздниками. С давних времён существует много интересных традиций, обрядов, связанных с Новым годом и Рождеством. Но, к сожалению, о них начинают забывать. Всё чаще праздники отмечаются в развлекательных центрах и увеселительных заведениях.

    Предлагаю окунуться в прошлое и познакомится с традициями русского народа. Праздник, проведённый в народном стиле, это не только возможность принять участие в обряде колядования. Это живой рассказ детям об обычаях предков, воспитание любви к русским корням. Сценарий празднования Рождества для взрослых и детей !

    Как подготовиться к празднику

    Рекомендую проводить праздник в просторном помещении, которое на время превращается в деревенскую улицу. Для этого нужно будет поставить вдоль стен картонные «избы». Возле каждой хаты поставьте «хозяевов», которые будут раздавать угощения. Это могут быть родители детей. На стены развесьте бумажные звёзды, снежинки, украсьте гирляндами.

    Роли, стихи, слова песен для разучивания раздаются участникам мероприятия заранее. Не менее важно подготовить костюмы, чтобы глубже погрузится в удивительный мир предков. На этом хочу остановиться немного подробнее.

    Самый главный в шествии колядовщиков – Звездарь. Он знает слова всех песен и колядок. Также он носит символ Рождества – Вифлеемскую звезду. Эту роль можно отдать ведущему мероприятия.

    За Звездарём обычно следует Звонарь. В его руках — колокольчик (можно заменить бубном), звон которого сообщает хозяевам хаты, что идут колядовщики. Завершает торжественное шествие – Мехоноша. Он отвечает за мешок, в который складываются наколядованные угощения.

    Всех трёх персонажей можно одеть в тулупы, шапки-ушанки, валенки. Вручить каждому атрибуты, соответствующие роли.

    Понадобятся костюмы обязательных спутников Звездаря:

    • Скоморохи – яркие шаровары, смешная рубаха «с чужого плеча», пояс, шапка с бубенчиками.
    • Коза и медведь – старая шуба, маски животных. Козе можно надеть вязаную шапочку с пришитыми рожками, медведю – шапку-ушанку.

    Также среди ряженых могут присутствовать такие «животные», как собака, олень и лошадь. Костюмы не обязательно делать самому, иногда на это не хватает времени или умения. Самый простой вариант – взять напрокат.

    Остальных детей можно нарядить в народном стиле. Для девочек – длинные широкие юбки, платки, венки с разноцветными лентами. Для мальчиков – шаровары, подпоясанные рубахи.

    Вот такая яркая, ряженая компания и должна отправиться колядовать по селу. А вот как это будет происходить, читайте дальше.

    Сценарий на Рождество для детей

    Ведущий: Здравствуйте, ребятушки! Вот и пришла волшебница зима! Долго мы её ждали и наконец-то дождались. А скажите-ка, ребятки что нам принесла зима, какие развлечения? (дети отвечают)

    — А теперь назовите мне зимние праздники. (слушаем ответы)

    — Правильно, ребята! Молодцы! А знаете ли вы, что ночь с 6 на 7 января – это время рождественских колядок? Был такой интересный, весёлый обычай у наших предков.

    — Колядовать обычно отправлялись после того, как на небе появится первая звезда. Люди собирались группами, наряжались, ходили от дома к дому с песнями и добрыми пожеланиями. Вот и мы с вами сегодня отправимся колядовать по нашей сказочной деревне.

    Ведущий вызывает трёх ребят, которые расскажут остальным о том, что такое святки.

    Ведущий: Ребята, а пойдёмте к Иванычу колядовать!

    Как пошла Коляда вдоль по улице гулять с Новым годом поздравлять

    Ведущий, он же Звездарь, собирает всех вместе и отправляются в путь по деревне к дому старика. Звучит фонограмма песни «Как пошла Коляда». Звездарь и дети хором подпевают, танцуют, водят хоровод.

    Колядовщики подходят к избе старика.

    Ребята: Пришла Коляда! Эй, хозяин! Отворяй ворота!

    Иваныч: Ой, бегу-бегу! Хорошим людям почему бы и не открыть!

    Ребята: Здравствуй, дедушка Иваныч! Позволь тебе песенку спеть.

    Звездарь запевает песенку-колядку, дети хором дружно подпевают.

    Иван Купала – Заинька

    В этом видео можете ознакомится с замечательной колядкой «Ай, заинька». В описании найдёте слова, которые можно распечатать и раздать детям заранее.

    После дружного исполнения песни-колядки вперёд выходит один из детей и зачитывает заранее разученный стишок:

    Иваныч: Ай, да молодцы! Спасибо, ребята, что заглянули в мою хату! Принимайте угощения! С Рождеством вас!

    Дети и ведущий (хором): Здоровья вам, дедушка! Счастья! Живите без бед вы ещё сто лет!

    Ведущий: Ребятушки, собирайтесь в хоровод, сейчас будем с вами в «Кошки-мышки» играть.

    Дети берутся за руки, замыкают круг. Двое выбираются на роль «кошки» (остаётся за кругом) и «мышки» (стоит в кругу). «Кошка» должна пробраться внутрь и поймать «мышку». После того, как ей удалось это сделать, выбирается другая пара.

    Предлагаем детям сыграть ещё в одну игру, которая называется «Шире круг». Ребята берутся за руки, один становится внутри замкнутого круга. Ему завязываю глаза. Он кружится вокруг своей оси, дети также идут по кругу. Водящий приговаривает: «Шире-шире-шире круг. У меня пятьсот подруг. Эта, эта, эта, эта! А любимая вот эта!». На последних словах хоровод замирает, а водящий не глядя выбирает «подругу», которая занимает его место.

    Ведущий: А теперь, ребятушки, пойдем в избушку, что одиноко на краю деревни стоит. Туда, где бабка Трындычиха живёт.

    Под уже знакомую фонограмму «Как пошла коляда» веселое шествие отправляется к дому Трындычихи.

    Ребята: Эй, хозяева! Мир вашему дому! Гостей встречайте! Коляда пришла!

    Трындычиха: Кто это тут, под окнами раскричался, спать не даёт?! Ох, я вас сейчас!

    Берёт метлу, недовольная подходит к детям.

    Ребята: Бабушка, это мы – колядовщики!

    Трындычиха: Вот принесла вас нечистая! Что же вам в такую ночь морозную дома не сидится? А ну, разбегайтесь, а то я вас сейчас метлой как …. !

    Бабка замахивается метлой, дети разбегаются в разные стороны.

    Звездарь и дети хором читают колядку:

    Ведущий: Давайте сыграем в весёлую игру, которая называется «Старушка-завидушка».

    Для игры понадобится шарик, на котором нарисовано злое лицо. Под русские народные мотивы дети перекидывают друг другу шарик. В конце ведущий лопает его со словами:

    — Вот что с жадными, недобрыми людьми обычно бывает! Лопаются они от зависти и злобы, что в их сердцах живёт!

    — Перед там, как отправится к последней хате, давайте сыграем в игру «Веселые ребята». Сейчас один из вас станет «ловишкой». Он должен будет повернуться спиной к остальным. Вы же подбегаете к нему и дружно кричите: «Мы весёлые ребята, любим петь и танцевать. Повернись к нам ты, ловишка, и попробуй нас догнать!» Тот, кого водящий поймал первым, становится на его место.

    Ведущий: Ребята, осталась в нашей деревне ещё одна хата — Митрофаныча и его доброй жены Матрёны. Пойдёмте скорее туда.

    Шумно, весело идут к избе Митрофаныча.

    Ребята: Хозяева, отворяйте ворота! Мы вам Козу в гости привели!

    Хозяева: Проходите, гости дорогие! Но зачем нам коза? У нас своя есть!

    Ведущий: А наша коза не простая! Там, где она копытцами потопчется, будет мир, лад и достаток!

    Один из детей выходит вперёд, зачитывает колядку:

    Дети (хором): А ну, Коза иди сюда! Попляши, хозяевов от души рассмеши!

    Коза подходит со словами: Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая!

    Дети становятся вкруг, в центре которого – Коза. Танцуют смешной танец под народные мотивы.

    Митрофаныч: Ох, развеселили стариков! Подходите, получайте угощения!

    Мехоноша подходит к хозяевам: А Коза то наша не простая! Любит особенные угощения!

    Митрофаныч: И что же любит ваша Коза? Чем её задобрить?

    Митрофаныч: Ну, ладно, идите насыплю вам овса да гречки! Да сала кусок! Вот жёнушка моя засолила – вкусное!

    Ведущий: Всем людям сегодня желаем добра!

    Кому песню споём, тому сбудется!

    Пусть удача не проходят мимо ваших домов!

    Будьте счастливы и здоровы!

    Хором исполняют песню «Ай, спасибо, хозяюшка».

    Детский фольклорный ансамбль «ПОТЕХА» — Ай, спасибо хозяюшке

    После песни звучит дружное поздравление:

    С Рождеством Вас поздравляем! Счастья, радости желаем!

    Чтоб здоровыми все были! Долго жили – не тужили!

    Ведущий: Сейчас предлагаю каждому из вас подойти к мешку с гостинцами и вытащить для себя подарок. Но подарки эти не простые, что вытяните, то и сбудется!

    В мешок, который носил Мехоноша хозяева клали заранее подготовленные предметы:

    • Ягоды – у тебя появятся новые друзья
    • Монета – получишь пять пятёрок
    • Игрушка «собака» — тебе подарят собаку
    • Колечко – в тебя влюбится сосед
    • Картошка – ждёт тебя удача, сбудется мечта
    • Гвоздь — будешь в спорте чемпион
    • Игрушка «самолётик» — откроешь новую планету
    • Журнал с известной личностью на обложке – станешь известным актёром
    • Лавровый лист – станешь великим учёным
    • Книга – быть тебе великим писателем
    • Карандаш – многие будут восхищаться твоими картинами

    После рождественского гадания, можно раздать детям сладкие подарки.

    Ведущий: Вот и подошёл к концу наш замечательный вечер. Пусть прекрасное настроение останется с вами надолго! Сейчас предлагаю каждому хорошенечко задуматься и загадать самое сокровенное желание. А так как ночь у нас волшебная – оно обязательно сбудется!

    Рождественские колядки для детей

    Был такой замечательный обычай у наших предков – в ночь с 6 на 7 января ходить по избам и колядовать. В колядочных песнях хозяевам обычно желали здоровья, счастья, достатка. Устраивались настоящие представления. За это хозяева одаривали колядующих разнообразными угощениями.

    Если вы решили превратить Рождество в незабываемый, яркий праздник Коляды для своих детей, то вам наверняка понадобятся слова весёлых песен-колядок. Предлагаю вам небольшую подборку простых песенок, которые легко запоминаются детьми.

    Новогодние колядки

    « Пришла коляда – отворяй ворота»

    Глотова А. З.

    Цель: изучение традиционного народного искусства (знакомство с традициями, обычаями, праздниками русского народа).

    Задачи:

      Привитие учащимся уважения к традициям своего народа;

      Воспитание уважительного отношения в общении с другими детьми и взрослыми;

      Развитие активного восприятия музыки посредством музыкального фольклора;

      Развитие специальных музыкальных способностей (чувства ритма, ладового чувства, музыкально - слуховых представлений);

      Формирование исполнительских навыков в области пения, движения, музицирования;

      Развитие самостоятельности, инициативности и импровизационных способностей у детей.

    Декорации и реквизит:

    Декорация русской избы.

    Действующие лица:

    Ведущие, Оксана, кузнец Вакула, колядовщики, Солоха, черт, дед, Коза, Медведь, ряженые

    Необходимая атрибутика:

    Шест со звездой, лукошко с овсом (пшеном и пр.), стол, скатерть.

    Костюмы:

    Одежда народная, зимняя, костюмы ряженых.

    I часть

    На сцене ведущие (девушки в русских нарядах), слышны голоса, поющие исполняют

    « Калядку»

    Учитель: Я помню древнее преданье

    Давно давно минувших дней,

    Когда в рождественском сиянье

    Звезда блеснула для людей,

    И хоры ангельские пели

    Земле святую песнь с небес,

    И светлой радостью звенели

    Цветы в полях и темный лес.

    1Вед: Добрый вечер, щедрый вечер, всем, кто пришел на праздник, чтобы вместе с нами вспомнить «преданья старина глубокой». Мы ожидаем Новый год, загадывая на будущее свою судьбу. Сколько радости, песен и плясок приносит он нам!

    2Вед: В старину Новый год начинали праздновать со дня Рождества Христова. Две недели (от Рождества до Крещения) длились русские святки, которых с нетерпением ожидали девушки и парни. В это время они ходили по деревне, по домам, приносили весть о том, что родился Христос и пели Рождественские колядки.

    Символом Рождества была Вифлеемская звезда, та самая, которая опустила свой луч там, где родился Христос. Её « христославы» вносили в каждый дом, освящая его на предстоящий год.

    3Вед: Том дом, куда входили с Вифлеемской звездой, считался освященным, и мир, богатства и любовь должны сопутствовать хозяевам. Поэтому колядовщиков всегда встречали с радостью, тепло, радушно.

    Тихий колокольный звон . (В записи)

    Кстати, который час?(спохватывается).Ой, простите, люди добрые, заговорилась с вами, слышите, колокола звонят, значит служба в церкви закончилась. Скоро по деревне колядовщики пойдут. Как бы мимо не прошли. (прислушивается). Какие-то голоса. Пойду-ка, гляну.(накидывает шаль. Уходит)

    1Вед. А мы пока накроем праздничный стол скатерью браной. Надо напитать стол зерном, чтобы урожай был хорошим(накрывает стол скатерью). Обязательным блюдом будет кутья и взвар. Кутья у меня получилась сладкой, с медом, с маком и изюмом. Это блюдо посвящалось умершим предкам, и чтобы жизнь их на том свете была бы не горькой, а райской, сладкой. А взвар, то есть, компот, варили тогда, когда рождался ребенок. А на столе у меня 12 блюд - по числу месяцев в году, чтобы год был изобильным. Скоро колядки запоют, надо гостям знак подать (зажигает свечу)

    Раздается сильный стук в дверь

    1р. Пришла коляда, отворяй ворота.

    Все вместе: Это мы колядовщики. Разрешите Рождество прославить?

    Хозяйка: Проходите. Славьте, славьте!

    Христославы входят в избу с песней «Коляда». Несущий звезду – становится в центр, его спутники разбирают лучи-ленты, становятся шатром и под песню начинают плавное движение по кругу так, чтобы создавалось впечатление идущей по небу звезды. Поют « Рождественское чудо»

      Поздравляем Вас с Рождеством1

    С Новым годом!

    Со всем родом!

    Чтоб здоровы были

    Много лет жили

    Чтобы счастье и веселье

    Было в доме круглый год.

    Чтоб гостей непроворот.

      Чем вы нас, хозяюшка, одарите?

      Денег мешок или каши горшок?

      Кувшин молока иль кусок пирога?

      Рублички на конфеточки?

      Иль сотенки на пряночки?

    Хозяйка: Рано, рано просите. Потешьте душу. Праздник пришел - пляску завел.

    Исполняют «Коляда-маляда» и пляску.

    Хозяйка: Ну, порадовали! Ну, повеселили! Как же вас не приветить! Как же вас не одарить!

    Угощает колядовщиков.

      Хозяюшке-кунью шубу!

      Дочерям – по веночку златому!

      Сыновьям – по коню вороному!

    Все вместе: Будьте здоровы! С Новым годом!

    Уходят под песню «Коляда-маляда»

    II часть

    3 Ведущая: А мы пока перенесемся в знаменитые «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Вокруг все шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики, парубки шалили и бесились вовсю. Часто между колядками слышались какая-нибудь веселая песня, которую тут же успел сложить один из казаков. То вдруг один из толпы вместо колядки отпускал щедровку и ревел во все горло:

    Щедрик, ведрик

    Давайте вареник,

    Грудочку кашки,

    Кильце колбаски.

    Казалось, ночь напролет готовы были веселиться парубки и девушки. И ночь, как нарочно, так роскошно теплилась, и ещё белее казался свет месяца от блеска снега.

    2 Ведущая:

    Давайте посмотрим, что делает, оставшись одна дома, Оксана, дочка Чуба.

    Она была хороша необыкновенно и капризна, как красавица. Парубки гонялись за ней толпами. По выходе отца она ещё долго принаряживалась и жеманилась перед небольшим зеркалом и не могла налюбоваться собою.

    Оксана: Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? – Лгут люди, я совсем не хороша. Разве черные брови и очи мои, так хороши что уже равных им нет и на свете? Что тут хорошего в этом носе? И в щеках? И в губах? Будто хороши мои черные косы?........ Ух! их можно испугаться вечером: они, как длинные змеи, перевились и обвились вокруг моей головы. Я вижу теперь, что я совсем не хороша! - и, отодвигая несколько подалее от себя зеркало, вскрикнула: - Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж! Он не вспомнит себя. Он зацелует меня насмерть».-

    Чудная девка! - прошептал вошедший тихо кузнец, - и хвастовства у нее мало! С час стоит, глядясь в зеркало, и не наглядится, и еще хвалит себя вслух!

    «Да, парубки, вам ли чета я? вы поглядите на меня, - продолжала хорошенькая кокетка, - как я плавно выступаю; у меня сорочка шита красным шелком. А какие ленты на голове! Вам век не увидать богаче галуна! Все это накупил мне отец мой для того, чтобы на мне женился самый лучший молодец на свете!»

    И, усмехнувшись, поворотилась она в другую сторону и увидела кузнеца...Вскрикнула и сурово остановилась перед ним. Кузнец и руки опустил. Трудно рассказать, что выражало смугловатое лицо чудной девушки: и суровость в нем была видна, и сквозь суровость какая-то издевка над смутившимся кузнецом, и едва заметная краска досады тонко разливалась по лицу; и все это так смешалось и так было неизобразимо хорошо, что расцеловать ее миллион раз - вот все, что можно было сделать тогда наилучшего.-

    Зачем ты пришел сюда? - так начала говорить Оксана. - Разве хочется, чтобы выгнала за дверь лопатою? Вы все мастера подъезжать к нам. Вмиг пронюхаете, когда отцов нет дома. О, я знаю вас! Что, сундук мой готов?-

    Будет готов, мое серденько, после праздника будет готов. Если бы ты знала, сколько возился около него: две ночи не выходил из кузницы; зато ни у одной поповны не будет такого сундука. Железо на оковку положил такое, какого не клал на сотникову таратайку, когда ходил на работу в Полтаву. А как будет расписан! Хоть весь околоток выходи своими беленькими ножками, не найдешь такого! По всему полю будут раскиданы красные и синие цветы. Гореть будет, как жар. Не сердись же на меня! Позволь хоть поговорить, хоть поглядеть на тебя!-

    Кто же тебе запрещает, говори и гляди!

    Тут села она на лавку и снова взглянула в зеркало и стала поправлять на голове свои косы. Взглянула на шею, на новую сорочку, вышитую шелком, и тонкое чувство самодовольствия выразилось на устах, на свежих ланитах и отсветилось в очах.- Позволь и мне сесть возле тебя! - сказал кузнец

    Садись, - проговорила Оксана, сохраняя в устах и в довольных очах то же самое чувство.

    - Чудная, ненаглядная Оксана, позволь поцеловать тебя! - произнес ободренный кузнец и прижал ее к себе, в намерении схватить поцелуй; но Оксана отклонила свои щеки, находившиеся уже на неприметном расстоянии от губ кузнеца, и оттолкнула его.

    Чего тебе еще хочется? Ему когда мед, так и ложка нужна! Поди прочь, у тебя руки жестче железа. Да и сам ты пахнешь дымом. Я думаю, меня всю обмарал сажею. Тут она поднесла зеркало и снова начала перед ним охорашиваться.

    Не любит она меня, - думал про себя(повернувшись к залу), повеся голову, кузнец. - Ей все игрушки; а я стою перед нею как дурак и очей не свожу с нее. И все бы стоял перед нею, и век бы не сводил с нее очей! Чудная девка! чего бы я не дал, чтобы узнать, что у нее на сердце, кого она любит! Но нет, ей и нужды нет ни до кого. Она любуется сама собою; мучит меня, бедного; а я за грустью не вижу света; а я ее так люблю, как ни один человек на свете не любил и не будет никогда любить»

    - Правда ли, что твоя мать ведьма? - произнесла Оксана и засмеялась; и кузнец почувствовал, что внутри его все засмеялось. Смех этот как будто разом отозвался в сердце и в тихо встрепенувших жилах, и со всем тем досада запала в его душу, что он не во власти расцеловать так приятно засмеявшееся лицо.

    - Что мне до матери? ты у меня мать, и отец, и все, что ни есть дорогого на свете. Если б меня призвал царь и сказал: «Кузнец Вакула, проси у меня всего, что ни есть лучшего в моем царстве, все отдам тебе. Прикажу тебе сделать золотую кузницу, и станешь ты ковать серебряными молотами». - «Не хочу, - сказал бы я царю, - ни каменьев дорогих, ни золотой кузницы, ни всего твоего царства: дай мне лучше мою Оксану!»

    - Видишь, какой ты! Только отец мой сам не промах. Увидишь, когда он не женится на твоей матери, - проговорила, лукаво усмехнувшись, Оксана. - Однако ж дивчата не приходят... Что б это значило? Давно уже пора колядовать. Мне становится скучно

    - Бог с ними, моя красавица!

    - Как бы не так! с ними, верно, придут парубки. Тут-то пойдут балы. Воображаю, каких наговорят смешных историй!

    - Так тебе весело с ними?

    - Да уж веселее, чем с тобою. А! кто-то стукнул; верно, дивчата с парубками.

    «Чего мне больше ждать? - говорил сам с собою кузнец. - Она издевается надо мною. Ей я столько же дорог, как перержавевшая подкова. Но если ж так, не достанется, по крайней мере, другому посмеяться надо мною. Пусть только я наверное замечу, кто ей нравится более моего; я отучу...»

    Стук в двери и резко зазвучавший на морозе голос: «Отвори!» - прервал его размышления.

    - Постой, я сам отворю, - сказал кузнец и вышел в сени, в намерении отломать с досады бока первому попавшемуся человеку.

    (Кучи девушек вломились к Оксане: крик, хохот, рассказы)

    Э, Одарка, какие у тебя новые черевички. Ах, какие хорошие и с золотом. Как хорошо тебе, Одарка, у тебя есть такой человек, который все тебе покупает, а мне некому достать такие славные черевички.

    Кузнец: Не тужи, ненаглядная Оксана, я тебе достану такие черевички, какие редкая панночка носит.

    Оксана: Будьте все свидетельницы: если кузнец Вакула принесет те самые черевички, которые носит царица, то вот мое слово, что выйду тот же час за него замуж. Пойдемте колядовать.

    Уходят. Поют. Звучит стихотворение.

    Учитель: Наши предки пили, ели,

    Веселились 2 недели,

    От Рождества и до Крещенья,

    Приготовив угощенье.

    Пели разные колядки,

    По дворам ходили в святки,

    Наряжались и шутили.

    Праздник ждали и любили.

    Так давайте же сейчас

    Встретим мы его у нас.

    1В. –А вот и дом Солохи. Давайте заглянем туда.(Заглядывает)

    2В.- О, да у неё черт в гостях.

    3В.- Не на шутку разнежился у Солохи, целовал её руку с такими ужимками, брался

    за сердце, охал, всячески ухаживал за ней.

    1В.- Но что это? Колядовщики идут. Прячь, Солоха, побыстрей черта, а то худо тебе

    Будет, и так за ведьму принимают.

    (Солоха заталкивает черта в мешок, он сопротивляется)

    Стук в дверь.

    Солоха: Кто там?

    Дети: Это мы колядовщики! Разрещите в избу войти, Рождество славить!

    Солоха: Уходите, уходите!

    У нас денежек нема, опустели погреба.

    Пряники, орешки съели сладкоежки.

    Идите прочь от ворот!

    Дети (не уходят), поют « Овсень-коляда»,

    Наступая на хозяйку:

      Не подашь пирогов –напускаем клопов.

      Тараканов усатых и зверей полосатых!

      Не подашь ватрушку- разобьем кадушку.

      Открывай сундучок! Подавай пятачок!

    Солоха: Уходите1 Уходите! (прогоняет колядовщиков)

    Черт: (высовываясь из мешка) – Верни колядовщиков, Солоха. По обычаю Рождества привечают каждого пришедшего в дом.

    Ах ты, жадоба – кишка.

    Не подашь пирога – не видать тебе добра.

    На двор напускают чертей, на огород червей.

    Солоха: (пугается, зовет колядовщиков).

    Заходите, проходите

    Добры молодцы, красные девицы,

    Молодые молодки, белые лебедки,

    Милости просим.

    Дети возвращаются.

    1р. Добрый вечер!

    Мы пришли до хаты,

    Чтобы с Новым годом

    Всех вас поздравлять.

    Добрым людям Новый год.

    3р. Чтоб масло и сало

    На кухне скворчало.

    4р. Жилось без печали,

    Чтоб деньги бренчали.

    2р. Щедрый вечер, добрый вечер,

    Добрым людям Новый год.

    Колядовщики: (ведущий поднимает звезду, все остальные разбирают ленты шатром,

    двигаются по кругу под песню « Сеем,сеем,посеваем»)

    Дети: (поют хором).

    Сеем, сеем, посеваем

    Счастье, радости желаем.

    1р. (разбрасывая крестообразно зерно из лукошка в сторону «красного угла» и на хозяйку). На счастье! На здоровье! На Новый год!

    Вместе: (двигаются по кругу, поют)

    Сеем, сеем, посеваем,

    Счастье, радости желаем.

    2р. (останавливается, перенимает лукошко, тоже сеет)

    Чтоб здоровенькими были

    Много лет прожили.

    Сеем, сеем, посеваем

    Счастье, радости желаем.

    3р. (сеет на гостей и на участников праздника)

    Жито, пщеницу, всякую пашницу.

    В поле – зерно, в доме - добро,

    В поле колосисто, в доме – пирожисто.

    Вместе: (идут по кругу, поют)

    Сеем, сеем, посеваем,

    Счастья, радости желаем.

    4 р. – Ну, хозяйка, дорогая, мы тебя повеличали,

    Святки мы с тобой встречали.

    Принесли тебе звезду, привели и коляду.

    Вместе:

    А теперь уже черед

    Открывать пошире рот.

    Солоха: (выносит угощенье)

    Вот вам, милые, за доброе слово, за песни звонкие.

    Христославы:

    1р. И вам за хлеб, да за соль почтенье наше!

    2р. Хорошо у вас, но не обессудьте

    Пора нам в путь отправляться!

    3р. До рассвета всех обойти нужно!

    4р. Оставайтесь с Богом!

    Вместе: Будьте здоровы!

    Уходят под песню «Коляда-Маляда». Спускаются со сцены в зал. Заглядывают друг другу в мешки. (Возгласы). « О, сколько накалядовали! А у меня полный мешок! И у меня! А пошли на посиделки! Пошли!»

    Усаживаются кружком, теснятся, подталкивают друг друга, вынимают из мешков еду, раскладывают на столе.

    Стук в дверь.

    1р. Хороший гость – хозяину почет. Кто там?

    Дед: Доброго здоровья, хозяева, пустите, Христа ради, погреться. Издалека иду, вижу огонек, слышу: поют и пляшут – значит, люди здесь добрые.

    2р. Входи, в тесноте да не в обиде.

    Дед: Спасибо, на добром слове.

    (не снимает верхнюю одежду, оглядывается, кашляет).

    3р. Что ты, дедуля, не проходишь? Проходи, присядь, отдохни с дорожки.

    Дед: Пойду, присяду, да вот беда, не один я. Со мною и козочка, совсем околела от

    мороза. Пустите ее. Куда ее девать? У меня ни кола, ни двора. Вместе с нею

    Ходим, кто что подаст, тем и кормимся. Приютите, в долгу не останемся.

    4р. Веди свою кормилицу, дедуля. Никого не обидим, щедрый вечер у нас нынче.

    Возгласы ряженых: Не браните коляду, не журите коляду. Мы не сами идем, мы козу

    Ведем. (ведут упирающуюся козу)

    Дед: Вот наша девка-козуля, рождественская бодуля.

    Коза: Бе-е-е. Я красавица рисованная. Бе-е-е. Сажей, углем размалеванная. Пришла

    Хозяев чествовать, деток пестовать.

    Ряженые встают вокруг козы, исполняют святочную игровую колядку.

    Ряженые: Козонька-коза, где до рождества была?

    Коза: Свиней пасла.

    Ряженые: Козонька – коза, а где свиньи?

    Коза: Ребята угнали.

    Ряженые: Козонька – коза, а где ребята?

    Коза: В новой деревне.

    Ряженые: Козонька-коза, кто в новой деревне?

    Коза: Коляда намедни.

    Дед: (ведет козу за веревку по «горнице»). Где коза ходит – там жито родит.

    Где коза хвостом – там жито – кустом. Где коза ногою – там жито копною.

    Где коза рогом – там жито стогом.

    (коза начинает шалить, брыкаться, бегает за детьми, затем притворившись падает в обморок)

    Дед: Ой, окочурилась, рогатенькая, Хозяева, чтоб коза встала, ей надо кусок сала,

    Решето овса, а наверх колбаса.

    Хозяева: (ряженым, одаривая) Вот вам, молодцы, пряники да леденцы. (все благода-

    Рят). А козе орешки (Коза вскакивает, кланяется). Нет, Козонька, спой

    Сначала нам потешки.

    Коза: (обращаясь к Медведю) А ну-ка, Топтыгин, шаркнем ножкой,

    Повеселим гостей немножко.

    Медведь: Давай, Коза, покажем, как мы лихо пляшем.

    (Коза и Медведь поют частушки)

    Коза: Выходи плясать, Медведь,

    Мы частушки будем петь.

    Мы частушки пропоем,

    А потом плясать пойдем.

    Медведь: Ты когда поешь, Коза,

    Не закатывай глаза.

    Петь ты не умеешь,

    Не поешь, а блеешь.

    Коза: А ты, Мишенька – медведь,

    Сам ты не умеешь петь,

    Ты тугой на ухо-

    Медведь: Ах, Коза, ты, Козочка,

    Серенькая розочка.

    Хватит нам браниться

    Давай с тобой мириться.

    Коза: Ах, мой Миша дорогой,

    Не ругалась я с тобой.

    Мы с тобой шутили,

    Народ мы веселили.

    Медведь: Веселей, Коза, пляши,

    Твои ножки хороши.

    Коза: И твои кривые

    Тоже неплохие.

    Вместе: Мы с тобой колядовали,

    Дружно пели и плясали,

    Очень утомилися.

    (пауза)

    Медведь: А ну, Коза,всем гостям поклонимся. (кланяются)

    (танцуют)

    Ведущий: (зовет всех) Пора и нам поплясать

    Каблуком постучать.

    Дети выходят, пляшут.

    Пришли святки – блины и ладки. Мужики играют, бабы следят, чтобы угощенье

    В доме не переводилось, а нам – девкам – одна забава гадать.

    А как будем гадать?

    Я через кольцо в воду яичный белок стану лить. Белок расплывается в воде и мне

    Покажет моего суженого.

    А я в сарае гребень повесила. Ночью жених почешется, и утром я его узнаю

    По масти оставшихся волос.

    А я до утра не дождусь. Ночью брошу башмак через ворота. Куда он носком ляжет,

    Туда и замуж идти.

    А можно еще проще гадать. Выйди на улицу, подойди к первому встречному и

    Попроси назвать имя. Какое имя назовет – так и жениха звать будут.

    А еще можно первый кусок от ужина положить под подушку и сказать:

    « Суженый, ряженый, приди ко мне ужинать!» И суженый явиться во сне.

    А можно из поленницы выдернуть наугад полено. Если полено гладкое, ровное –то

    Будет бедный жених, а если неровное – то жених будет богатый.

    А давайте и мы сейчас погадаем!

    Но нам нужна живая курица. Ну-ка принесите со двора курицу.(приносят)

    Поставим ее на середину, в чью сторону побежит – та и выйдет замуж в этом году.

    (девушки окружают курицу, парни – пока в стороне)

    Тебе Оксана и идти замуж.

    Ведущая: Пришли святки – блины и ладки.

    Для праздничного ужина делали особенно обильный стол, веря что и

    Богатство на столе повлияет на будущее. Особенностью этого застолья

    Является кесаретский поросенок. Название кесаретского поросенка получил он

    От имени святого Василия Кесаретского. И колядовщики весь вечер требовали

    « Свинку да боровка выдай для Васильева вечерка».

    Люди верили, что новогодний ужин с кесаретским поросенком имеет

    Магическое значение и способствует обилию, плодородию и благодушию

    В семье, в хозяйстве.

    Поэтому и мы дарим вам рецепты рождественского поросенка.

    (раздают желающим рецепты)

    Бьют часы.

    Подходят парни, встают между девочками, подталкивают девочек, смеются.

    Есть ли в мире светлее праздник, чем Рождество Христово!

    Существует поверье, что в этот день Бог, обрадованный рождением Сына,

    Выпустил на волю всю нечистую силу, чтобы и они могли порадоваться

    Рождением Христа.

    Поэтому люди и рядились во всякую нечисть, чтобы нечисть настоящая

    Приняла людей за своих и не причинила зла.

    А потом все бежали к реке, окунались в проруби и смывали с себя грех

    Ряжения.

    А первый блин всегда отдавали овцам.

    А еще под Рождество жгли костры всю ночь, чтобы предки согревались

    И творили только добрые дела, и друг другу делали подарки.

    Давайте и мы подарим друг другу маленькие подарки.

    Учитель:

    Кругом рождественская мгла.

    Во мгле гудят колокола,

    И с ними в лад слова звучат:

    «Мир на земле и счастья всем.

    Я чувствовал, как в этот день

    Жизнь городов и деревень

    Объединив, звучит призыв:

    Мир на земле и счастья всем!»

    Дети исполняют

    «Рождественскую песню» П Синявского

    Приложение

    В наше время в ночь с 13 на 14 января многие празднуют наступление старого Нового года, возрождая обычай в этот вечер звать гостей на щедрое угощение. Основным праздничным блюдом на Васильев день был поросенок, которого зажаривали целиком. Наши предки верили, что жаркое из поросенка обеспечивает благополучие на грядущий год! Если вы планируете встречать Старый Новый год то наши рецепты станут палочкой-выручалочкой для вашего стола.
    Поросенок жареный, фаршированный гречневой кашей

    Ингредиенты:



    Способ приготовления:
    Тушку поросенка опустить в холодную воду, вынуть и тут же опустить на 2-3 минуты в кипяток. Затем соскоблить ножом щетину, стараясь не порезать кожу, натереть тушку мукой и опалить над открытым огнем. Начиная от шеи, сделать глубокий продольный разрез на брюшке и выпотрошить тушку. Приготовить начинку следующим образом. Гречневую крупу промыть, залить подсоленной водой и сварить рассыпчатую кашу. Лук очистить вымыть, измельчить и обжарить в разогретом масле. Смешать его с кашей и мелко нарубленными яйцами. Промытого и обсушенного поросенка натереть изнутри солью и нафаршировать приготовленной начинкой, равномерно располагая ее по всей тушке. Разрез зашить кулинарными нитками. Натереть всего поросенка водкой с солью, чтобы его кожа стала жесткой. Противень выстлать деревянными (лучше березовыми) лучинками. Подогнув у поросенка ножки, уложить его на лучинки, облить тушку маслом и поставить противень в разогретую до 180-200 градусов духовку. Когда поросенок зарумянится, убавить температуру до 150-160 градусов и продолжать жарку, через каждые 7-10 минут поливая тушку образующимся при этом соком. Когда поросенок будет готов, прорезать ножом его спинку до кости и дать охладиться в течение 15 минут. Удалить нитки, выложить в отдельную посуду кашу. Разрезать тушку на порционные куски и сложить их на блюде, придавая форму целого поросенка. С боков обложить его кашей, зеленью, вареной морковью. В глазницы вставить маслины. Таким же способом можно приготовить поросенка, фаршированного телячьей печенью, ливером или домашней лапшой.

    Рассказать друзьям