Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между российской федерацией и республикой беларусь. МИД КНР: Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между КНР и РФ позволит поднять двусторонние отношения на новый уровень развития Китайская нар

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

КР от 29 апреля 2003 года № 88 г.Пекин от 24 июня 2002 года ДОГОВОР о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой Кыргызская Республика и Китайская Народная Республика, именуемые в дальнейшем "Договаривающимися Сторонами", опираясь на исторические традиции добрососедства и дружбы между народами двух стран, убежденные в том, что дальнейшее укрепление отношений добрососедства, дружбы и взаимовыгодного сотрудничества между Кыргызстаном и Китаем отвечает коренным интересам двух стран и их народов, способствует сохранению мира и стабильности в регионе и во всем мире, подтверждая твердую приверженность принципам, зафиксированным в политических документах, подписанных и опубликованных между двумя странами со времени установления дипломатических отношений между ними в 1992 году, а также целям и принципам Устава ООН , стремясь поднять отношения между двумя странами на качественно новый уровень, преисполненные решимости передавать дружбу между своими народами из поколения в поколение, договорились о нижеследующем: Статья 1. Договаривающиеся Стороны на долгосрочной основе всесторонне развивают отношения добрососедства, дружбы и взаимовыгодного сотрудничества в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, принципами взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, взаимного ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимной выгоды, мирного сосуществования. Статья 2. Договаривающиеся Стороны, взаимно уважая выбор пути политического, экономического, социального и культурного развития, сделанный каждой из них в соответствии со своими внутренними условиями, обеспечивают долговременное и стабильное развитие отношений между двумя государствами. Статья 3. Кыргызская Сторона подтверждает неизменность своей принципиальной позиции по тайваньскому вопросу, изложенной в политических документах, подписанных и принятых главами обоих государств в период с 1992 по 2001 год. Кыргызская Сторона признает, что в мире существует только один Китай, Правительство Китайской Народной Республики является единственным законным правительством, представляющим весь Китай, а Тайвань является неотъемлемой частью Китая. Кыргызская Сторона выступает против любых попыток создания "двух Китаев" или "одного Китая, одного Тайваня", против "независимости Тайваня" и его участия в каких бы то ни было международных и региональных организациях, участниками которых могут быть только суверенные государства, подтверждает, что она не будет устанавливать с Тайванем официальные отношения и поддерживать с ним официальные контакты в какой бы то ни было форме. Китайская Народная Республика подтверждает, что она будет, как и прежде, поддерживать усилия Кыргызской Республики, направленные на защиту национальной независимости, суверенитета и территориальной целостности, на развитие и укрепление национальной экономики и поддержание стабильности в своей стране. Статья 4. Договаривающиеся Стороны, с удовлетворением отмечая полное урегулирование пограничных вопросов между двумя странами, преисполнены решимости превратить границу между ними в границу вечного мира и дружбы, передаваемой из поколения в поколение, и прилагают для этого активные усилия. Договаривающиеся Стороны неукоснительно соблюдают положения соответствующих соглашений о границе, подписанных между двумя странами. Договаривающиеся Стороны осуществляют меры по укреплению доверия в военной области и взаимному сокращению Вооруженных сил в районе границы на основе действующих соглашений с целью укрепления безопасности каждой из них, упрочения региональной и международной стабильности. Статья 5. Договаривающиеся Стороны не участвуют в каких-либо союзах или блоках, не предпринимают каких-либо действий, включая заключение договоров с третьими государствами, наносящих ущерб суверенитету, безопасности и территориальной целостности другой Договаривающейся Стороны. Ни одна из Договаривающихся Сторон не допускает использования своей территории третьими государствами в ущерб государственному суверенитету, безопасности и территориальной целостности другой Договаривающейся Стороны. Ни одна из Договаривающихся Сторон не допускает создания и деятельности на своей территории организаций и групп, наносящих ущерб суверенитету, безопасности и территориальной целостности другой Договаривающейся Стороны. Статья 6. Договаривающиеся Стороны на основе равенства и взаимной выгоды развивают сотрудничество в торгово-экономической, военно-технической, научно-технической, энергетической, природоохранной, финансовой областях, в сфере информационных технологий и других сферах, представляющих взаимный интерес, содействуют развитию приграничного и межрегионального торгово-экономического сотрудничества между двумя государствами и в соответствии с национальным законодательством каждой из них создают для этого необходимые благоприятные условия. Статья 7. Договаривающиеся Стороны на основе равенства и взаимной выгоды осуществляют сотрудничество в сфере развития коммуникаций и транзитного транспорта, прилагают усилия для содействия строительству региональной сети транспортной коммуникации, включая на территории своих стран. Статья 8. В целях углубления взаимопонимания и традиционной дружбы между народами двух стран, укрепления кыргызско-китайских отношений добрососедства, дружбы и сотрудничества Договаривающиеся Стороны поощряют контакты и сотрудничество между культурными и просветительными органами двух стран, содействуют развитию сотрудничества в подготовке кадров в различных областях, взаимному обмену студентами, стажерами, преподавателями и учеными. Статья 9. Договаривающиеся Стороны в соответствии со своими международными обязательствами, а также законами и законоположениями, действующими в каждой из них, предпринимают эффективные меры, гарантирующие законные права и интересы юридических и физических лиц одной Договаривающейся Стороны на территории другой Договаривающейся Стороны, а также оказывают друг другу правовую помощь по гражданским и уголовным делам в соответствии с подписанными Сторонами соответствующими договорами. Соответствующие органы Договаривающихся Сторон на основе соответствующих законов рассматривают и решают проблемы и споры, возникающие в ходе сотрудничества и хозяйственной деятельности юридических и физических лиц одной Договаривающейся Стороны на территории другой Договаривающейся Стороны. Статья 10. Договаривающиеся Стороны укрепляют сотрудничество в рамках Организации Объединенных Наций, Шанхайской организации сотрудничества и других международных и региональных организаций. Договаривающиеся Стороны проводят обмен мнениями и консультации для согласования позиций Сторон по региональным и глобальным вопросам, представляющим взаимный интерес Сторон, при рассмотрении их в вышеуказанных организациях, членами которых Договаривающиеся Стороны являются. Статья 11. Договаривающиеся Стороны развивают сотрудничество в международных и региональных финансовых учреждениях, экономических организациях и форумах, а также в соответствии с положениями уставных документов таких учреждений, организаций и форумов способствуют вступлению одной Договаривающейся Стороны в те из них, членом (участницей) которых является другая Договаривающаяся Сторона. Статья 12. Договаривающиеся Стороны в соответствии со своим национальным законодательством и международными обязательствами каждой из них на двусторонней и многосторонней основах развивают сотрудничество по совместной борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, а также с организованной преступностью, нелегальной миграцией, незаконным оборотом наркотических средств, оружия и другой преступной деятельностью. Статья 13. Настоящий Договор не затрагивает обязательств Договаривающихся Сторон по другим международным договорам, участницами которых они являются, и не направлен против какого-либо третьего государства. Статья 14. Настоящий Договор подлежит ратификации в соответствии с национальным законодательством каждой из Договаривающихся Сторон и вступит в силу в день обмена ратификационными грамотами, и будет действовать на бессрочный период, пока одна из Договаривающихся Сторон не менее, чем за шесть месяцев, письменно не уведомит другую Договаривающуюся Сторону о намерении прекратить действие настоящего Договора. Статья 15. По взаимному согласию Договаривающихся Сторон в настоящий Договор могут быть внесены изменения и дополнения, оформляемые отдельными протоколами, являющимися неотъемлемой его частью. Договаривающиеся Стороны, при необходимости, будут заключать дополнительные соглашения по вопросам реализации положений настоящего Договора. Статья 16. Настоящий Договор подписан в г.Пекин 24 июня 2002 года в двух экземплярах, каждый на кыргызском, китайском и русском языках, причем все три текста имеют одинаковую силу. За Кыргызскую Республику За Китайскую Народную Республику

План
Введение
1 История подписания Договора
2 Историческая роль Договора
Список литературы

Введение

Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Союзом Советских Социалистических Республик и Демократической Республикой Афганистан от 5 декабря 1978 года - двусторонний межгосударственный договор, предполагавший более тесное политическое, экономическое и военное сотрудничество между СССР и Демократической Республикой Афганистан на основе близости идеологических позиций руководства обеих стран. Подписан в Москве Генеральным секретарем ЦК КПСС, Председателем Президиума Верховного Совета СССР, председателем Совета Обороны СССР Леонидом Ильичем Брежневым и Председателем Революционного совета, премьер-министром и исполняющим обязанности министра обороны Демократической Республики Афганистан, Генеральным секретарём Центрального комитета Народно-Демократической партии Афганистана Нур Мухаммедом Тараки

1. История подписания Договора

Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Союзом Советских Социалистических Республик и Демократической Республикой Афганистан был подписан 5 декабря 1978 года в Большом Кремлевском дворце в присутствии членов Политбюро ЦК КПСС и членов делегации ДРА после коротких переговоров (Тараки прибыл в СССР за день до подписания договора) руководителей двух стран. Подписание произошло во время первого визита Нур Мухаммеда Тараки в СССР. К этому моменту тесные советско-афганские отношения уже имели многолетнюю историю, между странами продолжал действовать Договор о нейтралитете и взаимном ненападении от 24 июня 1931 года, продлённый протоколом от 10 декабря 1975 года на срок до 1985 года. 14 апреля 1977 года Мухаммедом Даудом в Москве был подписан Договор о развитии экономического сотрудничества между СССР и Афганистаном до 1989 года Кроме того действовали Договор о режиме границы от 18 января 1958 года и ряд соглашений.

Однако Апрельская революция 1978 года, в ходе которой к власти в Афганистане пришла марксистская Народно-Демократическая партия Афганистана, существенно изменила характер афганской власти и отношения между странами. Если прежние афганские руководители видели в СССР гаранта афганского суверенитета и выгодного экономического партнёра, то Нур Мухаммед Тараки и его окружение, планировавшие радикальную модернизацию страны по советскому образцу 1930-х годов, рассматривали северного соседа как идеологического союзника, старшего партнёра в революционных преобразованиях, источник экономической и военной помощи.

Первоначально руководители СССР проявляли некоторую осторожность в отношении новых властей в Кабуле и в первые месяцы после Апрельской революции контакты на межгосударственном уровне между странами были минимальными, не поднимавшимися выше дипломатических каналов. Только 22 сентября 1978 года в Баку Л. И. Брежнев в своей речи на вручении городу Ордена Ленина впервые заявил о поддержке Демократической Республики Афганистан. После этого встал вопрос о заключении нового советско-афганского договора и в ноябре 1978 года посол СССР в Афганистане А. М. Пузанов получил из Москвы поручение обсудить с Тараки и Хафизуллой Амином вопрос о частичном расширении военно-экономического партнёрства в рамках планируемого договора. Однако Тараки и Амин запросили военной помощи и различных поставок в таком масштабе, что посол усомнился в их целесообразности. Лидеры ДРА уступили, но вскоре Хафизулла Амин заявил Пузанову, что решил искать помощи у социалистических стран и у других дружественных государств, кто бы ни согласился её предоставить. 14 ноября А. М. Пузанов сообщил об этом в Москву, где в связи с революцией в Иране проявляли всё больший интерес к Афганистану . Через три недели состоялся официальный дружественный визит Нур Мухаммеда Тараки в СССР и договор был подписан.

Состоявший из преамбулы и 15 статей договор подтверждал верность целям и принципам подписанного ещё во времена В. И. Ленина первого советско-афганского договора от 28 февраля 1921 года и Договора 1931 года, выражал решимость «укреплять и углублять нерушимую дружбу» между странами (ст.1). Он закреплял расширение сотрудничества во всех сферах, от военно-политических вопросов до спорта и туризма. Особое значение имела статья 4 договора, предусматривавшая возможность принять «соответствующие меры в целях обеспечения безопасности, независимости и территориальной целостности обеих стран» , что должно было дать юридическое обоснование советской военной помощи ДРА и облегчить её осуществление. Договор был подписан сроком на 20 лет и истекал в 1999 году, однако ст.13 предполагала его пролонгацию ещё на 5 лет (до 2004 года) в случае, если ни одна из сторон не заявит о намерении прекратить его действие.

Одновременно с договором было также подписано Соглашение об учреждении постоянной советско-афганской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. 7 декабря 1978 года Тараки и Амин вернулись в Кабул убеждённые в полной личной поддержке Л. И. Брежнева и начали обсуждать с послом СССР новые заявки на предоставление помощи.

Договор был ратифицирован Верховным Советом СССР 20 апреля 1979 года и, в соответствии со ст. 15 Договора, вступил в силу после обмена ратификационным грамотами в Кабуле 27 мая 1979 года .

2. Историческая роль Договора

18 декабря 1978 года Тараки выступил в Кабуле на совещании руководителей финансовых организаций и заявил, что Договор с СССР отвечает интересам обеих стран, отвечает делу обеспечения мира в Азии и во всем мире. Однако надежды обоих договаривающихся сторон на исключительно позитивные последствия нового советско-афганского договора не оправдались. Предполагавшееся идеологами КПСС превращение Афганистана во «вторую Монголию» и в стабилизирующий фактор для Центральной Азии, как и надежды афганского руководства решить все проблемы страны в кратчайший срок с помощью СССР, оказались несбыточными. В Афганистане разгоралась гражданская война и уже 18 марта 1979 года Нур Мухаммед Тараки связался по телефону с Председателем Совета министров СССР А. Н. Косыгиным и попросил ввести в ДРА Советскую Армию. В этой просьбе было отказано, однако в конце 1979 года СССР всё же ввёл свои войска в Афганистан юридически обосновывая это статьёй 4 Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве и статьёй 51 Устава Организации Объединённых Наций.

Между подписанием договора и вводом советских войск (25 декабря 1979 года) прошёл всего год и 20 дней. Постепенно СССР втянулся в Афганскую война которая во многом повлияла на ход истории.

5 апреля 1980 года было объявлено, что высшие законодательные органы СССР и ДРА ратифицировали Договор между правительством СССР и правительством ДРА об условиях пребывания советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, который дополнил Договор 1978 года. Ещё через 8 лет были подписаны многосторонние Женевские соглашения от 14 апреля 1988 года, в соответствии с которыми Советский Союз вывел войска из Афганистана, однако Договор 1978 года продолжал действовать и ещё более трёх лет власти в Кабуле продолжали получать советскую помощь. Перед подписанием Женевских соглашений министр иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе и председатель КГБ В. А. Крючков предложили заключить с Афганистаном новый договор, который заменил бы договор 1978 года, однако Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачёв их идею не поддержал

В 1991 году СССР, один из заключивших договор субъектов международного права, прекратил своё существование, а ставшая его правопреемником Российская Федерация отказалась выполнять его обязательства по договору. Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Союзом Советских Социалистических Республик и Демократической Республикой Афганистан прекратил своё действие с официальным распадом СССР (25 декабря 1991 года) без заявлений о денонсации и за 8 лет до минимального срока окончания его действия.

Список литературы:

1. Международный ежегодник: политика и экономика. 1978/ М.1878 - С.285.

3. Вестад, Одд Арне Накануне ввода советских войск в Афганистан // Новая и новейшая история - 1994 - № 2 - С. 24

5. Ежегодник БСЭ, 1980 / М.1980 - С.48

6. Корниенко Г.М. Как принималось решение о вводе войск в Афганистан и об их выводе // Новая и новейшая история - 1993 - № 3 - C.108

7. Телефонная беседа А.Косыгина и Н. М. Тараки 18 марта 1979 года // Московские новости - 7 июня 1982 года

8. Международный ежегодник. Политика и экономика. Вып.1981 / М.Политиздат, - 1981 - С.298

9. Корниенко Г.М. Как принималось решение о вводе войск в Афганистан и об их выводе // Новая и новейшая история - 1993 - № 3 - C.115

14 июля, накануне 10-ой годовщины подписания Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией помощник министра иностранных дел Китая Чэн Гопин дал интервью китайским и российским СМИ, в котором рассказал о важном значении Договора и ситуации развития китайско-российских отношений.

Чэн Гопин напомнил, что 16 июля 2001 года руководители Китая и России, подводя итоги и суммируя опыт развития двусторонних отношений, исходя из коренных и долгосрочных интересов двух государств и народов, с учетом перемен в международной и региональной обстановке на стыке веков, в Москве подписали Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между КНР и РФ. Договор стал программным документом, обеспечивающим долгосрочное, здоровое и стабильное развитие китайско-российских отношений и ознаменовал их вступление в качественно новый этап. В Договоре юридически закреплена мирная концепция вечной дружбы между двумя странами и двумя народами, утверждены равноправные и доверительные отношения стратегического взаимодействия и партнерства в качестве модели китайско-российских отношений, намечен курс по оказанию твердой взаимной поддержки и неуклонному наращиванию многопланового практического сотрудничества. Таким образом, Договор заложил прочную политическую и правовую основы для развития отношений Китая и России в новом веке.

По словам Чэн Гопина, прошедшие после подписания Договора 10 лет -- это годы стремительного развития, годы крупных прорывов в китайско-российских отношениях. Руководствуясь принципами, целями и духом Договора китайско-российские отношения неизменно сохраняют позитивную динамику, достигнут целый ряд знаменательных успехов. Осуществляется интенсивный обмен визитами на высшем и высоком уровне, оказывается твердая взаимная поддержка по вопросам, затрагивающим суверенитет, безопасность, развитие и другие жизненно важные национальные интересы другой страны, углубляется политическое и стратегическое взаимодоверие; развивается по восходящей практическое сотрудничество как по его качеству, так и по масштабу, реализован целый ряд крупных совместных проектов в таких ключевых направлениях, как энергетика, наука и техника, военные технологии, межрегиональные связи, что послужило мощным импульсом для совместного развития и подъема двух стран: в связи с интенсивным развитием культурно-гуманитарных связей и контактов на общественных началах еще глубже вошла в душу двух народов мирная идея о вечной дружбе Китая и России, крепнут общественные основы двусторонних отношений. Идя навстречу новым переменам в международной обстановке, стороны осуществляют тесное взаимодействие и координацию на мировой арене, что служит важным фактором обеспечения общих интересов двух стран и содействия становлению многополярного мира и демократизации международных отношений. Жизнь показывает, что подписание Договора и его претворение в жизнь не только приносят китайскому и российскому народам реальную выгоду, но и вносит большой вклад в укрепление мира, безопасности и стабильности в регионе и в мире в целом.

Чэн Гопин отметил, что в начале второго десятилетия с момента подписания Договора по приглашению президента Медведева недавно председатель Ху Цзиньтао совершил успешный государственный визит в Россию и принял участие в 15-ом Петербургском международном экономическом форуме. Главы двух государств участвовали и выступили с речами на концерте, посвященном 10-ой годовщине подписания Договора. Опубликовано к этому юбилею совместное заявление. Подводя итоги и обобщая опыт развития китайско-российских отношений за последние 10 лет, стороны дали высокую оценку важному историческому значению Договора, обозначили ориентиры, планы развития двусторонних отношений и цели многопланового сотрудничества на последующее десятилетие. Было обусловлено, что и впредь стороны будут руководствоваться основными принципами, целями и духом Договора, прилагать усилия к развитию отношений всеобъемлющего стратегического взаимодействия и партнерства на основе принципов равноправия и доверия, взаимной поддержки, совместного процветания и вечной дружбы. Поставлена задача увеличить к 2015 году объем двусторонней торговли до 100 млрд долларов США, а к 2020 году -- 200 млрд долл США, всесторонне продвинуть сотрудничество в политической, экономической, энергетической, научно-технической, военной, межрегиональной и культурно-гуманитарной сферах. Визит послужил новым толчком к развитию китайско-российских отношений стратегического взаимодействия и партнерства.

Чэн Гопин выразил уверенность в том, что на протяжении следующего десятилетия китайско-российских отношений, а то и в еще более далекой перспективе, Договор, сохраняя свою значимость и актуальность, послужит мощным импульсом для непрерывного развития стратегического партнерства Китая и России на благо двух стран и их народов.

Чэн Гопин также ответил на вопросы китайских и российских СМИ, касающиеся двусторонних отношений. -0-

16 июля 2001 года был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. Что же привнёс этот Договор в экономическую и политическую жизнь России и россиян? Большого экономического прогресса не очень заметно, однако ущемление прав и вмешательство властей КНР в жизнь нашей страны некоторые россияне ощутили на себе.

Вот только некоторые аспекты этого договора, которые в этой связи были отмечены доктором исторических наук профессором Ю.М. Галеновичем спустя год после заключения договора («Москва-Пекин, Москва-Тайбэй» (изд-во «Изографус», Москва, 2002 г. стр. 498-511):

«Договором нам (российским гражданам) запрещается допускать на нашей территории деятельность любых организаций или групп, которые сочтены китайской стороной наносящими ущерб суверенитету, безопасности и территориальной целостности Китая (ст. 8 договора). Таким образом, никаким китайским инакомыслящим нельзя действовать на нашей территории. Мало того, любые наши организации, которые могут, например, выступать в защиту прав человеческой личности применительно к китайцам, или поддерживать, например, тибетцев или далай-ламу, тоже могут столкнуться с ситуацией, когда наши органы власти, действуя от имени китайской стороны, будут препятствовать их деятельности. Известно, что в КНР любые выступления, которые руководство компартии Китая рассматривает как наносящие ему вред, относят к числу преступлений против государства… Думается, что с точки зрения международного права такого рода вопросы не относятся к числу международных, и, по сути дела, такие формулировки не должны включаться в договоры между государствами. Очевидно, что эта формулировка была включена в текст договора по настоянию нашего партнера».

Так, опираясь на Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и КНР, а именно на 8-ю статью, МИД России воспрепятствует российским буддистам встречаться с их духовным лидером.

Между тем, в буддийских регионах Российской Федерации исповедуется именно тибетская форма буддизма, россияне имеют совершенно особое историческое, моральное и конституционное право открыто выражать свою точку зрения о происходящем в Тибете.

Наиболее часто статья 8 данного Договора используется в отношении последователей практики совершенствования Фалуньгун . Российские приверженцы этого направления цигун получают от чиновников отказы на согласование мероприятий, направленных на выражение своей гражданской позиции, гарантированных им Конституцией РФ. В своих отказах чиновники ссылаются именно на ст. 8 Договора.

Цель мероприятий приверженцев Фалуньгун, далеких от политики, – это желание остановить преследование и убийства их единомышленников в Китае. Уже более 17 лет в этой стране осуществляются жестокие и бессмысленные репрессии. В 2006 году стало известно, что в Китае в массовом порядке происходит насильственное извлечение органов у живых людей, узников совести, большинство из которых составляют именно последователи Фалуньгун. Вполне естественным представляется желание группы людей в России, знающих о происходящем, остановить эти преступления. Широкое информирование мировой общественности этих вопросов является основой гуманизма, защитой прав ни в чём неповинных людей и явно не претендует на нарушение целостности Китая.

Китайские дипломатические представительства, спекулируя договором, направляют ноты протеста в МИД, рассылают письма в российские правоохранительные органы, где используя клевету и грубую ложь в отношении практики Фалуньгун, призывают «разобраться с экстремистами по всей строгости закона» (формулировка из письма г. Хабаровска).

Вышеизложенное подтверждает мнение эксперта по Китаю Галеновича Ю.М. о том, что практически все положения Договора позволяют китайской стороне оказывать давление на Россию. Таким образом китайская сторона фактически вмешивается во внутренние дела РФ, диктует российским властям как поступать в отношении российских граждан.

Спустя 15 лет после подписания Договора к власти в КНР пришёл уже третий лидер, Си Цзиньпин, которого многие рассматривают как реформатора. Россия и Китай, как известно, – совершенно самостоятельные субъекты международных отношений. Заинтересованность во взаимовыгодных отношениях имеется в равной степени у обеих сторон. Возможно, происходящие сейчас изменения в Китае вдохновят наши страны на заключение обновлённого и равноправного договора, учитывая самодостаточность национальных интересов России и Китая.

Российская Федерация и Республика Беларусь, именуемые в дальнейшем Договаривающимися Сторонами,

учитывая исторически сложившиеся тесные связи между их народами,

считая, что дальнейшее укрепление дружественных отношений, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества отвечает коренным интересам народов обоих государств, служит делу мира и безопасности,

отмечая, что Договор между Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой и Белорусской Советской Социалистической Республикой от 18 декабря 1990 года сыграл свою историческую роль,

убежденные в необходимости продолжать строительство суверенных демократических государств с социально ориентированной рыночной экономикой и всемерно содействовать созданию общего экономического пространства,

стремясь придать новое качество своим отношениям и укрепить правовую основу сотрудничества с учетом глубоких политических и экономических перемен в обоих государствах и тенденций международной жизни,

исходя из желания строить двусторонние отношения на основе взаимного уважения, равноправия, доверия, согласия и партнерства,

подтверждая свою приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций, положениям хельсинкского Заключительного акта, Парижской хартии для новой Европы и других документов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе,

принимая во внимание обязательства обоих государств в рамках Содружества Независимых Государств,

договорились о нижеследующем:

Статья 1

Договаривающиеся Стороны будут строить дружественные, добрососедские отношения и развивать сотрудничество, руководствуясь принципами взаимного уважения государственного суверенитета и территориальной целостности, нерушимости границ, мирного урегулирования споров и неприменения силы или угрозы силой, равноправия и невмешательства во внутренние дела, соблюдения прав человека и основных свобод, добросовестного выполнения обязательств, а также другими общепризнанными принципами и нормами международного права.

Статья 2

Договаривающиеся Стороны будут тесно сотрудничать в целях сохранения мира, укрепления стабильности, региональной и глобальной безопасности. Они будут координировать свою внешнеполитическую деятельность, уделяя приоритетное внимание созданию системы коллективной безопасности в мире и на европейском континенте, усилению миротворческой роли ООН и ее взаимодействия с европейскими региональными и субрегиональными организациями, форумами и соглашениями, содействию в урегулировании межгосударственных и иных конфликтов, затрагивающих их интересы, дальнейшему продвижению процесса сокращения вооруженных сил и вооружений.

Статья 3

Договаривающиеся Стороны будут проводить регулярные консультации на разных уровнях с целью обеспечения дальнейшего развития и углубления своих двусторонних отношений и обмена мнениями по международным вопросам, представляющим взаимный интерес. Встречи на межгосударственном уровне будут проводиться, как правило, ежегодно с учетом необходимости и целесообразности. Министры иностранных дел будут проводить регулярные консультации по вопросам, представляющим взаимный интерес. При необходимости по взаимному согласию Договаривающихся Сторон будут проводиться регулярные рабочие встречи, консультации руководителей центральных органов государственного управления, а также руководителей разных уровней с целью обеспечения дальнейшего развития и углубления двусторонних отношений и обмена мнениями по международным и другим вопросам, представляющим взаимный интерес.

Договаривающимися Сторонами могут создаваться на постоянной или временной основе смешанные комиссии для решения отдельных вопросов в различных областях.

Статья 4

Договаривающиеся Стороны в условиях открытости границы между Российской Федерацией и Республикой Беларусь будут осуществлять на своих границах с третьими государствами надлежащие меры по обеспечению безопасности друг друга и сотрудничать на основе отдельных соглашений в решении между ними пограничных вопросов. Они будут согласовывать и принимать необходимые меры для взаимного обеспечения безвизового въезда, выезда и пребывания граждан одного государства на территории другого. Они согласуют также режим въезда, выезда и пребывания граждан третьих стран на территориях Договаривающихся Сторон.

Статья 5

Договаривающиеся Стороны будут осуществлять координацию деятельности в военной области в соответствии с отдельными соглашениями. В случае вооруженного нападения на одну из Договаривающихся Сторон или угрозы такого нападения.

Договаривающиеся Стороны будут консультироваться и принимать другие меры с учетом обязательств по Договору о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года и другим договорам, участниками которых они являются.

Каждая из Договаривающихся Сторон будет воздерживаться от участия или поддержки каких бы то ни было действий, направленных против другой Договаривающейся Стороны, и обязуется не заключать каких-либо договоров, направленных против другой Договаривающейся Стороны. Ни одна из Договаривающихся Сторон не допустит, чтобы ее территория была использована в ущерб безопасности другой Договаривающейся Стороны.

Статья 6

Договаривающиеся Стороны будут содействовать расширению парламентских связей между ними.

Статья 7

Договаривающиеся Стороны обеспечат благоприятные условия для прямых связей и всестороннего сотрудничества на уровне административно-территориальных единиц в рамках их компетенции. Они будут содействовать развитию торгово-экономических связей приграничных территорий обоих государств.

Статья 8

Договаривающиеся Стороны будут содействовать развитию всесторонних контактов между их гражданами, политическими партиями и движениями, профсоюзами, женскими, молодежными, религиозными, спортивными и другими объединениями и союзами, органами печати и информации.

Статья 9

Договаривающиеся Стороны будут согласовывать основные направления осуществления экономических реформ, содействовать углублению экономической интеграции между ними, созданию условий для формирования единого экономического пространства в соответствии с обязательствами, вытекающими из двусторонних и многосторонних договоров, подписанных в рамках Содружества Независимых Государств. В этих целях они будут координировать финансовую, денежно-кредитную, бюджетную, валютную, инвестиционную, ценовую, налоговую, платежно-расчетную и таможенную политику, создавать равные возможности и условия для хозяйствующих субъектов, способствовать созданию финансово-промышленных групп и кооперации предприятий, объединений и банков, производителей и потребителей продукции на основе свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

Договаривающиеся Стороны будут способствовать сохранению и развитию на взаимовыгодной основе производственной и научно-технической кооперации между хозяйствующими субъектами при разработке и производстве современной наукоемкой продукции, включая продукцию для нужд обороны. Они будут содействовать взаимовыгодному сотрудничеству в области строительства и архитектуры на основе отдельных соглашений.

Статья 10

Договаривающиеся Стороны будут углублять взаимовыгодной сотрудничество в области национальных энергетических, транспортных систем и систем связи, телекоммуникаций и информатики, способствуя сохранению, рациональному использованию и развитию сложившихся в этих областях комплексов и единых систем.

Перевозки грузов и пассажиров железнодорожным, воздушным, речным и автомобильным транспортом между обеими Договаривающимися Сторонами и транзит по их территориям, включая операции через аэро- и речные порты, железнодорожные и автомобильные сети, а также операции через линии связи, магистральные трубопроводные и электрические сети, расположенные на территории Договаривающейся Стороны, будут осуществляться на условиях и в порядке, определяемых отдельными соглашениями.

Статья 11

Договаривающиеся Стороны будут укреплять сотрудничество в области труда и занятости населения, использования трудовых ресурсов, регулирования трудовой миграции. В этих целях они заключат отдельные соглашения, регулирующие процессы переселения граждан, миграцию рабочей силы и взаимные обязательства по обеспечению равенства возможностей в сфере трудоустройства и предоставлению социальных гарантий гражданам и членам их семей одной Договаривающейся Стороны, находящихся на законных основаниях на территории другой Договаривающейся Стороны.

Статья 12

Договаривающиеся Стороны будут осуществлять тесное сотрудничество в области защиты и улучшения состояния окружающей среды, предотвращения трансграничных загрязнений, рационального и ресурсосберегающего природопользования на основе отдельных соглашений. Они будут оказывать взаимную помощь в предотвращении и ликвидации на их территориях последствий стихийных бедствий, тяжелых аварий и катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Статья 13

Договаривающиеся Стороны будут сотрудничать в области фундаментальных и прикладных наук, включая промышленные исследования, взаимного использования достижений современной науки, техники и технологии при соблюдении их законодательств и международных обязательств в области интеллектуальной и промышленной собственности. Они будут содействовать углублению контактов между их национальными академиями и другими научными учреждениями, осуществлять развитие совместной инфраструктуры, обеспечивающей инновационную деятельность, оказывать содействие созданию и деятельности совместных научно-производственных коллективов, обеспечивать разработку и создание единой информационной сети в научно-технической сфере, поощрять осуществление общих программ и проектов, обмен учеными, специалистами, экспертами, стажерами, создавать благоприятные условия в деле подготовки научных кадров.

Статья 14

Договаривающиеся Стороны будут осуществлять равноправное и взаимовыгодное сотрудничество в области образования, подготовки переподготовки кадров. С этой целью они будут содействовать широкому развитию прямых связей между образовательными учреждениями, научными организациями высшей школы, обмену специалистами для преподавательской работы, повышения квалификации и чтения лекций, совместного проведения научных исследований, тематических конференций, симпозиумов и семинаров, а также обмену учащимися, студентами, аспирантами и стажерами. Они взаимно признают эквивалентность документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях и заключат по данному вопросу отдельное соглашение.

Каждая из Договаривающихся Сторон будет поощрять изучение языков, литературы, искусства и культуры другой Договаривающейся Стороны.

Статья 15

Договаривающиеся Стороны, опираясь на традиции тесных культурных связей, будут всемерно укреплять сотрудничество в различных областях культуры, содействовать расширению деловых контактов между творческими союзами и объединениями, учреждениями культуры, деятелями литературы и искусства на государственном, региональном и местных уровнях. Исходя из взаимного стремления к ознакомлению с культурой и гуманитарными ценностями друг друга, они заключат соглашение об открытии, статусе и деятельности своих информационно-культурных центров на территориях обоих государств.

Статья 16

Договаривающиеся Стороны будут развивать сотрудничество в области здравоохранения, санитарно-эпидемиологического надзора, охраны труда, социальной защиты и пенсионного обеспечения.

Статья 17

Каждая их Договаривающихся Сторон защищает права и интересы своих граждан, проживающих на территории другой Договаривающейся Стороны, оказывает им покровительство и поддержку в соответствии с общепризнанными нормами международного права, договоренностями, принятыми в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, а также обязательствами в рамках Содружества Независимых Государств.

Правовой статус граждан одной Договаривающейся Стороны, постоянно проживающих на территории другой Договаривающейся Стороны, будет регулироваться соглашением, в соответствии с которым эти граждане будут пользоваться такими же правами, как и граждане Договаривающейся Стороны, на территории которой они проживают, с изъятиями, установленными этим соглашением.

Статья 18

Каждая их Договаривающихся Сторон гарантирует лицам, относящим себя к российскому меньшинству в Республике Беларусь и белорусскому меньшинству в Российской Федерации, право свободно индивидуально или коллективно выражать, сохранять и развивать свою этническую, языковую, культурную и религиозную самобытность, не подвергаясь каким-либо попыткам ассимиляции вопреки своей воле.

Каждая из Договаривающихся Сторон обязуется принимать на своей территории соответствующие меры, включая законодательные, для предотвращения и пресечения угроз или актов насилия, дискриминации или враждебности в отношении лиц, относящих себя к упомянутым меньшинствам, по причинам их этнической, языковой, культурной и религиозной принадлежности.

Статья 19

Договаривающиеся Стороны будут взаимодействовать в мероприятиях по борьбе с различными видами преступности, в том числе с организованной преступностью, терроризмом, актами, направленными против безопасности движения на всех видах транспорта, незаконным оборотом наркотиков, оружия, ядерных расщепляющихся материалов, контрабандой и нелегальной миграцией, а также в вопросах задержания и возврата незаконно вывозимых или ввозимых культурных ценностей.

Статья 20

Договаривающиеся Стороны будут проводить регулярные двусторонние консультации по вопросам, связанным с реализацией настоящего Договора. С этой целью создается Смешанная Межгосударственная комиссия. Порядок ее образования и деятельности будет определен отдельным протоколом.

Статья 21

Настоящий Договор не затрагивает прав и обязательств Договаривающихся Сторон, вытекающих из других международных договоров, участниками которых они являются.

Статья 22

Споры относительно толкования и выполнения настоящего Договора подлежат разрешению путем консультаций и переговоров между Договаривающимися Сторонами.

Статья 23

Настоящий Договор подлежит ратификации и вступает в силу в день обмена ратификационными грамотами.

Статья 24

Со дня вступления в силу настоящего Договора Договор между Российской Федеративной Социалистической Республикой и Белорусской Советской Социалистической Республикой от 18 декабря 1990 года прекращает свое действие.

Статья 25

Настоящий Договор будет зарегистрирован в Секретариате Организации Объединенных Наций в соответствии со статьей 102 Устава этой Организации.

Статья 26

Настоящий Договор заключается сроком на десять лет. Его действие будет автоматически продлеваться на последующие десятилетние периоды, если ни одна из Договаривающихся Сторон не заявит другой Договаривающейся Стороне путем письменного уведомления о своем желании прекратить его действие не позднее чем за 6 месяцев до истечения очередного периода.

Совершено в Минске 21 февраля 1995 года в двух экземплярах, каждый на русском и белорусском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Рассказать друзьям