Натуральный шелк: описание ткани, состав, свойства, достоинства и недостатки. Шелк - виды тканей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Мифы о натуральном шёлке

Миф 1: Натуральный шёлк очень трудно отличить от ненатурального

Это не так. Нужно только взять с собой зажигалку! Вытянув несколько ниточек из интересующей вас ткани, вы поджигаете их (стараясь не спалить весь магазин) и сразу же нюхаете - он должен пахнуть палёным рогом или шерстью.

Полиэстер в отличие от шёлка плавится, а вискоза тлеет и пахнет жжёной бумагой. Запёкшийся комочек шёлка можно растереть в пальцах, как обычный уголёк.

Вот и все. Любой уважающий себя магазин ткани позволит вам провести эту нехитрую экспертизу.

Миф 2: Натуральный шёлк стоит дорого

Это тоже не совсем так. По 100$ за метр квадратный может стоить шёлк известных европейских дизайнеров, но в этом случае Вы платите за имя и модный дизайн. Сам по себе материал из коконов тутового шелкопряда (bombix mori) в России может стоить от 10 до 70$ в зависимости от плотности и фактуры. С учетом расхода материала на стандартный двухспальный комплект его стоимость может варьироваться от 300 до 700$.

Такие ткани, как туаль, эксцельсиор, газ-шифон, тонкие атласы и крепдешины для ручной росписи не могут стоить дорого, потому что большинству художников нужен дешёвый материал (150-450 р). Из таких тканей также шьют недорогое постельное бельё, аксессуары и т.д. Так что смело можно сказать, что шёлк и шёлковая одежда стали в России позволительной роскошью.

Миф 3: Шёлк всегда гладкий, блестящий и скользкий

Моя соседка купила шёлковое постельное бельё и говорит мне - «деньги на ветер! Всю ночь с кровати скатывалась!». Шёлковый атлас действительно обладает гладкой поверхностью, которая, впрочем, после стирки в барабане стиральной машины становится больше похожей на нежную лайку (Этот фокус не проходит ни с полиэстером, ни с вискозой).

А потом среди шёлковых тканей есть совершенно нескользкие и гораздо больше подходящие для постельного белья: крепдешин (можно делать простыни на резинке, шёлковый креп даёт небольшую эластичность и вдоль и по диагонали), мокрый шёлк (или шёлк с эффектом кожи персика) – как нельзя лучше подойдёт для тех, кто много ворочается во сне. Эту нежную матовую ткань не так просто стянуть с матраса.

И ещё от себя несколько секретов о натуральном шёлке

Дикий шёлк


Этот шёлк не разматывают с кокона тутового шелкопряда, а счёсывают с кокона дубового (или дикого) шелкопряда, поэтому он больше похож на лён или шерсть. Обладает отличной гигроскопичностью – способностью впитывать влагу, прочностью и иногда имеет тёмные вкрапления, что придаёт ему очарование этнической древности. Поэтому дикий шёлк средней плотности очень популярен среди тех, кто увлекается восточными единоборствами.

Дикий шёлк хорош в жаркую погоду, из него получаются замечательные сорочки и шорты в стиле «сафари». Т.к этот вид ткани редко окрашивают и отбеливают, то он очень подходит для одежды будущих мам и малышей, а также для людей, склонных к аллергии и с проблемой повышенной потливости.

Существует «совсем дикий», грубый шёлк типа «рогожка» с плотностью 200гр/м 2 и шириной больше 2м для интерьера, но об этом позже. Дикий шелк часто применяется для росписи в этническом стиле (кроме техники холодного батика). Края дикого шелка (если это пончо или палантин) - можно не подшивать, а просто "обдёргать". Получается очень симпатичная бахрома.

Императорский шёлк

Есть также 1 вид шёлковой ткани, которую позволялось в древнем Китае носить лишь императору. Этот шёлк выкладывали на берегу реки в провинции Су-Джоу, мазали илом и водорослями со дна этой же реки и держали под палящим солнцем ровно 14 дней (половину лунного цикла). Шёлк, крашенный водорослями, имеет 2 стороны - чёрную лицевую и коричневую изнаночную (бархатистую и приятную к телу) и обладает уникальными свойствами: успокаивает кожу, страдающую псориазом.

Будущим мамам

Дети очень хорошо реагируют на шелковую одежду и простынки - раздражения кожи становятся меньше заметны, ребёнок быстрее засыпает, чувствуя нежное и тёплое прикосновение шелковистой материи. Рекомендуется использовать некрашенные крепдешины, атласы и шелк с эффектом "кожи персика".

Для детей старше двух лет можно использовать так же и дикий шелк. Все виды шелка несут очень сильную положительную энергетику, поэтому не только детям, но и беременным женщинам мы советуем использовать шелковую нательную (домашнюю) одежду.

Протравка шёлка

Любой вид белого шёлка легко протонировать в цвета от бежевого до темно-коричневого простым погружением в раствор марганцовки. После этого ткань не нужно ни кипятить, ни выполаскивать. Чем больше концентрация перманганата калия, тем темнее конечный результат окраски.

Шёлк для платков и бандан

Чтобы платок не соскальзывал с волос, его лучше всего сделать из креп-жоржета или шифона.

Женское бельё и домашняя одежда из шёлка

Женское бельё и домашнюю одежду конечно же лучше шить из атласа или жаккарда, но если вы сумеете достать шёлковый трикотаж, то можете не ограничивать свою фантазию – этот материал уникален, с лайкрой или без, плотный или полупрозрачный, он подходит как для белья, так и для водолазок, вечерних платьев и аксессуаров.

Корсетные изделия

Корсетные изделия, сшитые из натурального шёлка, – не только предмет роскоши элит-класса, но удивительно практичная и нужная вещь. Внутренний слой карсета, моделирующего фигуру, выполненный из шёлкового атласа, жаккарда или туали даёт коже возможность дышать и избавляться от излишков влаги. А внешний слой, выполненный из шёлковой парчи, тафты или дюпона, не растягивается в процессе затяжки и носки и производит неизгладимое впечатление! Такой корсет будет служить долго, никогда не вызовет ощущения жара и жжения у своей хозяйки.

Шитьё

Для тех, кто шьёт верхнюю одежду из кожи и меха не нужно говорить о том, что шёлковая подкладка указывает на высокий класс изделия. Обычно это самые скользкие виды шёлка - жаккард (иногда с именем фирмы мелким рапортом, такой всегда можно заказать у крупных поставщиков щёлка), атлас или тонкая тафта-хамелеон.

А для элегантного пеньюара нет лучше сочетания, чем шёлковый шифон, отороченный мехом. В последнее время появилась шёлковая тафта с водозащитной пропиткой для курток, пальто и верхнего слоя пальто с меховой подкладкой. Она похожа на искусственный материал, но при сжигании все равно пахнет палёным рогом. Для тех, кто вяжет, тоже много интересных материалов в шёлковой промышленности.

Шелк в интерьере


И напоследок - одна из самых модных тем для натурального шёлка - экологически чистый интерьер. Шёлк можно использовать для отделки стен и потолков (затяжка по периметру, оклеивание, растяжка на люверсах, драпировка и т.д.). И, конечно же, для декорирования окон и спален.

Упомянутая выше шёлковая рогожка имеет достаточную ширину, плотность и удивительную древесную фактуру. Белая шёлковая туаль может использоваться для отделки стен и потолков, имитируя евроштукатурку (причём обходится намного дешевле!). Стены дышат и получают положительную энергетику природного материала.

Ту же туаль можно расписать вручную и, натянув на рамы, выложить стены и окна шёлковыми витражами и панно. В сочетании с шёлковым постельным бельём у вас получается интерьер "SILK NATIVE". Информация для специалистов, декорирующих рестораны и ночные клубы: если в шёлковую ткань ткнуть зажженной сигаретой, она не загорится и не будет тлеть, как вискоза, не будет плавиться, вспыхивать и капать, как полиэстер. Образуется круглая дырочка и все!

Шёлк - наиболее безопасный материал для больших "тусовок" и соответствует требованиям противопожарной безопасности, как никакой другой материал.

Но у шёлка есть и свой минус - он мнётся. Хотя есть виды шёлковой ткани, сотканной из нитей повышенной крутки, которые не мнутся, - это креп-жоржет и шифон. На сегодняшний день эта особенность может придавать вещи, сшитой из шёлка, особенный шик и демонстрировать натуральность ткани.

В любом случае маркировка "NATURAL SILK" внушает доверие любому покупателю, и с каждым годом все больше модельеров и декораторов используют шёлк и в авторских изысках, и в массовом производстве.

До сих пор именно в Китае производят шёлк самого высочайшего качества, который пользуется огромным спросом во всем мире.

Благодаря современным технологиям у потребителей есть возможность выбирать среди невообразимого количество шёлковых тканей, отличающихся качеством сырья, видом переплетения нитей в полотне, способом обработки готового материала и ценой. Последняя может доходить до нескольких десятков тысяч рублей.

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ВИДЫ НАТУРАЛЬНОГО ШЕЛКА

ШИФОН

Очень тонкая, нежная, струящаяся ткань из пряжи шелковых волокон креповой крутки, с неровной поверхностью, на ощупь напоминающей песчаную. Идеально подходит для летних платьев, сарафанов, туник и легких блузок.

КАК РАБОТАТЬ С ШЁЛКОВЫМ ШИФОНОМ ЧИТАЙТЕ НА BURDASTYLE.RU

АТЛАС

Если это слово перевести буквально, получится «гладкий». Шелковая ткань атласного переплетения с глянцевой лицевой поверхностью. Атласный тип переплетения нитей был изобретен в Китае. Известны гладкие и узорчатые, муаровые, тяжелые и другие сорта атласов. Атлас используют для изготовления, платков, галстуков, занавесей, обивки мебели, отделок на дорогие церковные облачения. Кроме того, из атласных шелков шьют свадебные наряды.

БАРХАТ НА ШЁЛКОВОЙ ОСНОВЕ

Бархат это ворсовая ткань с мягкой пушистой лицевой поверхностью. Основой для ворса, определяющей сорт бархата, может служить шелк. В России впервые бархат стали изготавливать именно на шелковой мануфактуре, еще в XVIII веке.

ШЁЛКОВЫЙ БАТИСТ

Тонкая полупрозрачная мягкая мерсеризированная ткань, полотняного переплетения из туго скрученных нитей. Обладает высокой прочностью в сочетании с легкостью и прозрачностью. Название ткани происходит от фамилии ее создателя Франсуа Батиста из Камбре, французского ткача, жившего в XIII веке. Шелковый батист прекрасная альтернатива 100% шёлку, так как стоит на порядок дешевле и с ним легче работать.

ГАЗ

Легкая прозрачная ткань из шелка, отличающаяся особенностью выработки. Газ встречается полотняного и диагонального переплетения.

ГЛАДКОКРАШЕНЫЙ ШЕЛК

Ткань наивысшего качества, из самых лучших коконов тутового шелкопряда, дающих длинную неповрежденную нить. Качество сырья позволяет добиться очень плотного кручения пряжи, но при этом вес ее невелик.

ДЮШЕС

Очень блестящий высококачественный плотный материал сотканный из шёлковых волокон.

КРЕП

В переводе с французского «crepe» - шероховатый, волнистый. Ткань, вырабатываемая из шёлковых нитей с очень большой (креповой) круткой. Самые распространенные виды: крепдешин, креп-шифон, креп-жоржет, креп-сатин. Креп хорошо драпируется и может похвастаться малой сминаемостью.

ШЁЛКОВАЯ ВУАЛЬ

От французского «Voile»: покрывало, завеса. Гладкая полупрозрачная ткань, вырабатываемая из шелковой пряжи. Вуаль бывает белёная, крашеная и набивная, часто с вышивкой.

КРУЖЕВО - ДЕЛИКАТНЫЙ И СЛОЖНЫЙ В РАБОТЕ МАТЕРИАЛ. НАШИ СОВЕТЫ ПОДСКАЖУТ, КАК ШИТЬ ИЗ КРУЖЕВА

МАТЛАССЕ

Ткань из натурального шелка с жаккардовым рисунком наподобие стежки на ватине. По способу изготовления и внешнему виду напоминает клоке.

МУСЛИН

Очень тонкая, легкая шелковая ткань полотняного переплетения, схожая с батистом. Слово «муслин» произошло от названия города Мосула в Ираке, где в древности находились текстильные мануфактуры.

ПАРЧА

Сложноузорчатая художественно-декоративная материя с шёлковой основой, содержащая металлические нити с золотом, серебром или имитирующими их материалами. Золотые и серебряные нити в парче вырабатывались из чистого драгоценного металла только в древности.

ТАФТА

Глянцевая шелковая ткань из очень туго скрученных нитей полотняного переплетения. За счет чего тафта достаточно жесткий материал, хотя и тонкая, хорошо держит форму.

ЧЕСУЧА

Суровая платяная ткань желтого цвета, изготовленная из особого сорта шелка - тусора.

УЗНАЙТЕ О ВИДАХ ТРИКОТАЖНЫХ ПОЛОТЕН И ИХ ОСОБЕННОСТЯХ ИЗ НАШЕГО МАСТЕР-КЛАССА

Все перечисленные разновидности шёлковых тканей получают из кокона тутового шелкопряда, сырья для изготовления пряжи для ткачества. Это полностью натуральный материал, необычайно мягкий, нежный и в то же время прочный.

Те же названия используют и для обозначения синтетических «шёлковых» тканей, которые на первый взгляд очень похожи на настоящий шёлк. Если вы опытный покупатель, то легко отличите натуральный материал от искусственного. Кроме того, магазины тканей, которые дорожат своей репутацией и ценят каждого покупателя, вряд ли пойдут на обман.

Но как быть новичку? Или если на ткани нет никакой маркировки? Есть несколько простых способов, которые помогут безошибочно узнать настоящую шёлковую ткань.

КАК ОТЛИЧИТЬ НАТУРАЛЬНЫЙ ШЁЛК ОТ ПОДДЕЛКИ

  • Цена - один из первых, но не главных отличительных признаков. Натуральный шёлк всегда стоит дороже своих синтетических аналогов.
  • Шёлк очень приятен на ощупь. Нежный, мягкий, легко струится и плавно «стекает» с рук. Искусственный гораздо холоднее тактильно и жестче.
  • Натуральный шёлк обладает уникальными термическими свойствами - при соприкосновении с телом, он приобретает его температуру.
  • В отличие от синтетических тканей, обладает высокой гигроскопичностью.
  • Блеск у натурального шёлка естественный, приглушённый, при разном освещении меняет оттенок, цвет переливается. Искусственный имеет характерный блеск, но цвет не меняет.
  • Как и любые другие натуральные ткани, шёлк мнется, но незначительно. Образуются мягкие складки, которые почти незаметны и в процессе носки самостоятельно распрямляются. Сминаемость искусственного шёлка более выраженная - остаются заломы, которые иногда даже утюгом невозможно разгладить.
  • Синтетические шёлковые ткани обладают сильной сыпучестью по краю срезов.

САМЫЙ ВЕРНЫЙ СПОСОБ ОПРЕДЕЛИТЬ ПОДЛИННОСТЬ НАТУРАЛЬНОГО ШЁЛКА


Это вытянуть несколько нитей из полотна и поджечь их. Сгорая, они должны пахнуть шерстью, жженым волосом.

Пепел от такого эксперимента легко рассыпается.

В то время как синтетический материал не горит, а плавится, источая неприятный запах пластмассы и образуя твердый запекшийся комочек. Вискозный шёлк тлеет и пахнет точно так же, если бы вы подожгли кусочек бумаги. Пепел от него можно растереть в пальцах.

Шелком называют мягкую и прочную ткань с приятным глянцевым блеском. Технология изготовления нити уникальна – ее получают, разматывая миниатюрные коконы тутового шелкопряда. Секрет изготовления шелка долгое время был известен только в Китае. Несмотря на то, что сейчас благородную ткань изготавливают в Индии, Бразилии и других странах мира, Китай и по сей день остается крупнейшим производителем шелка.

Тафта

Главная особенность (или таффеты) – жесткость и формоустойчивость. Из этого материала шьют нижние юбки и подкладку. Словом «тафта» персы называли любой сотканный материал. Туго скрученные нити соединяются в надежном полотняном переплетении.

Характерные черты:

  • износостойкость;
  • долговечность;
  • приятный глянцевый блеск;
  • формоустойчивость;
  • отталкивание влаги.

Благодаря прочности ткани, из вощеной тафты изготавливали аэростаты и обтягивали ею крылья и оперение некоторых первых самолетов.

Тафта бывает одноцветной, набивной, жатой и гладкой, а также с крупным плетеным рисунком.

Туаль

Туаль начали изготавливать во Франции, чтобы заменить дорогую набивную индийскую ткань чинц. Главная особенность – отпечатанный поверх однотонного полотна цветной рисунок. Популярные сюжеты:

  • цветочные орнаменты;
  • изображения зверей;
  • пасторальные сцены.

Переплетение нитей основы и утка – полотняное. Также туаль изготавливают из натурального шелка. В отличие от хлопкового аналога, шелк более гладкий, блестящий, тонкий и праздничный. Этим материалом часто обивали стены в жилых комнатах.

Шифон

Шифон-шелк

Настоящий шелковый шифон – это дорогой, элитный материал. Очень легкая, слегка песочная на ощупь ткань. Нити для создания шифона плотно скручивают (впрочем, как и для изготовления других легких материй).

Основные свойства:

  • легкость;
  • цветоустойчивость;
  • прочность;
  • гипоаллергенность;
  • гигроскопичность;
  • антибактериальность.

Среди разновидностей шифона можно назвать перламутровый перлшифон, глянцевый атлас-шифон, шероховатый креп-шифон, шифон-жаккард и переливающуюся ткань с эффектом хамелеона.

Чесуча (дикий шелк)

Ткань состоит из полотняного переплетения неравномерных по толщине волокон. Этот материал производят либо из остатков шелковой пряжи и бракованных волокон, либо из коконов не тутового шелкопряда, а бабочки под названием Antheraea mylitta. Материал получается плотным, но легким. Необработанная чесуча имеет желто-коричневую окраску.

Достоинства:

  • доступная цена;
  • прочность;
  • гигроскопичность;
  • эстетичный матовый блеск.

Из чесучи шьют повседневную и верхнюю одежду для любого сезона и климата. В составе нитей сохраняются аминокислоты, оказывающие полезное воздействие на состояние кожи.

Фуляр

Платочная ткань фуляр

Этот тонкий шелковый материал называют платочной тканью. Фуляр появился в XVIII веке в Европе. В переводе с французского языка означает платок. Переплетение ткани очень простое и надежное – полотняное. Фуляр окрашивают в различные цвета, декорируют принтами.

Свойства ткани:

  • антибактериальность;
  • гипоаллергенность;
  • гигроскопичность;
  • драпируемость.

Фуляр нельзя назвать очень прочной тканью. Из этого материала изготавливают занавески, абажуры, шейные платки и палантины, а также аксессуары (искусственные цветы, броши).

Свойства и применение шелка

Рассмотрев различные виды тканей, можно сделать вывод, что главный отличительный признак натурального шелка – мягкий благородный блеск. Волокно имеет трехгранное сечение и преломляет свет, словно призма. Благодаря этому оптическому эффекту, шелковые вещи выглядят легко, изящно, напоминают гладкую поверхность воды.

Недостатки:

  • требуется деликатный уход и осторожная работа с утюгом;
  • шелк следует беречь от солнечных лучей;
  • высокая стоимость.

Из шелка шьют большое количество различных изделий:

  • женскую одежду (блузки, юбки, жакеты, брюки);
  • платья (свадебные, вечерние, коктейльные);
  • мужскую одежду (рубашки, галстуки);
  • белье (корсеты, трусы, бюстгальтеры);
  • домашнюю одежду (халаты, костюмы);
  • постельное белье (наволочки, простыни, пододеяльники, а также декоративные подушки);
  • шторы (ламбрекены, гардины, портьеры);
  • бытовой текстиль (салфетки, );
  • подкладку для верхней одежды (пальто, куртки, шубы);
  • мебельную обивку (кресла, диваны, пуфы);
  • декор и аксессуары (ленты, заколки для волос, шейные платки).

Интересный факт: шелковые нити применяют также в качестве хирургического шовного материала для обработки ран и разнообразных травм.

Тонкости ухода

Шелк – благородный и деликатный материал. Вещи следует беречь от затяжек, когтей животных, воздействия высоких температур. Шелк требует аккуратности и сноровки во время глажки. Для поддержания опрятного внешнего вида ткани следует придерживаться нескольких общих правил:

  • Шелк можно стирать руками, в теплой воде (30 градусов), избегая резкого выкручивания.
  • В стиральной машинке выбирают деликатный или бережный режим (в зависимости от модели техники они называются по-разному). Некоторые стиральные машины оснащены специальным режимом «шелк». Температурный режим соблюдается (30 градусов).
  • Выстиранную ткань следует прополоскать в теплой воде (25 градусов). Также можно добавить уксус (пять столовых ложек на десять литров воды) – этот прием поможет усилить яркость шелка.
  • Материал можно отжимать руками и в машине, только нужно убедиться, что процесс будет щадящим.
  • Шелк сушат в тени на улице либо в хорошо проветриваемом помещении - под воздействием ультрафиолета ткань может изменить цвет. Вещи хорошо расправляют либо вешают на плечики.
  • Ткань держат вдали от отопительных приборов.
  • Шелк гладят несильно нагретым утюгом. Существуют специальные одноименные автоматические режимы для глажки.

При покупке шелка следует опасаться подделок из вискозы либо синтетических нитей. Искусственная ткань блестит тускло, лицевая сторона может быть неравномерной. При сжатии ненатуральный шелк мнется и сохраняет форму заломов. Если поджечь синтетическую нить, она будет пахнуть пластиком, а вискозная – древесиной. Подожженная шелковая нить горит очень медленно, пахнет жжеными перьями, а на конце образуется серый шарик.

Несмотря на высокую стоимость ткани, натуральная шелковая одежда очень популярна. Она считается престижной и подходит как для повседневного ношения, работы в офисе, так и для различных торжественных мероприятий.


Сегодня совокупное производство шелковых тканей, уступает по объему лишь производству тканей из хлопчатобумажных нитей. При этом нужно понимать, что современный шелк изготавливается не только из натурального сырья, но и из химических или смесовых волокон, а доля аутентичной продукции на рынке незначительна и составляет всего 2-3% от общего объема.

Из чего делают шелковые ткани

Шелк ткут из натуральных, искусственных и синтетических нитей. Две последние разновидности можно объединить в одну группу – химическую. Натуральная ― элитная и дорогая шелковая ткань с большим количеством преимуществ, которыми не обладают ее химические аналоги, это:

  • Высокая гигроскопичность. Способность впитывать влагу до половины своего веса и быстро высыхать.
  • Гипоаллергенность. Не накапливает пыль, не электрилизуется, не вызывает аллергии, препятствует размножению микробов и нейтрализует неприятные запахи.
  • Отличная терморегуляция. Под такой одеждой в любую погоду сохраняется комфортная для человека температуру тела.
  • Воздухо — и паропроницаемость. Несмотря на высокую плотность изделия из природных волокон прекрасно пропускают воздух и водяные пары, обеспечивая оптимальные условия для жизнедеятельности организма человека.
  • Долговечность и износостойкость. Ткань шелк служит долгие годы без потери качества. Она устойчива даже к воздействию уксуса и спирта. Повредить ее можно только концентрированным раствором щелочи или кислоты или постоянным нахождением на солнце.
  • Пожаробезопасность. При попадании искры не горит, а лишь медленно тлеет, распространяя вокруг запах горелых перьев.

К недостаткам изделий из природных белковых волокон можно отнести:

  • высокую стоимость;
  • большую (до 5%) усадку;
  • плохое держание формы;
  • низкую термоустойчивость;
  • сложность при пошиве (сыпучесть, перекашивание).

Особенности производства

Производство шелка очень трудоемкий процесс, поэтому на протяжении веков проводились эксперименты для создания его синтетического аналога. Первые размышления на эту тему прослеживаются в труде известного английского естествоиспытателя Роберта Гука, изданном в далеком 1667 году. Чуть позже начинания Гука получили дальнейшее развитие в идеях его французского коллеги Рене Реомюра. А спустя столетие, в 1842 году немецкий изобретатель и фабрикант Людвиг Швабе представил миру прототип первой машины по производству химической нити. Прошло еще 13 лет после этого события, и в Англии был запатентован способ трансформации тутовой целлюлозы с применением серной и азотной кислоты. Дальнейшие эксперименты и практические разработки доказали на практике свою состоятельность, приведшую к тому, что все производимые сегодня виды шелковых тканей почти на 97% искусственные или синтетические.

Искусственные нити изготавливают из соединений целлюлозы. Волокна из этого природного, возобновляемого источника сырья больше всего соответствуют гигиеническим стандартам. В настоящее время существует три вида волокон сделанных из высокомолекулярной целлюлозы, имеющие разные сравнительные характеристики:

  1. Вискозные.
  2. Ацетатные.
  3. Триацетатные.

Помимо вышеперечисленных искусственных типов волокон, существуют и синтетические разновидности: полиамидные (например, капрон, анид, эпан) и полиэфирные (например, лавсан). Главными их недостатками считаются низкая гигроскопичность и повышенная электризуемость.

Почему химические аналоги натурального материала называют шелком?

Устоявшееся обозначение – шелковая ткань, уже никого не смущает, даже если покупатель приобретает изделие, являющееся результатом достижений химической промышленности. Но все же в идеале так можно называть только материал, сделанный из белковых нитей кокона гусеницы шелкопряда: тутового или дубового. А все остальные разновидности было бы правильнее именовать подделками, тогда не будет необходимости добавлять к настоящему шелку слово-приставку – натуральный.

Если подходить к вопросу принадлежности того или иного материала к шелку с позиции химии, то сразу становится очевидным их различие в молекулярной структуре. А если попытаться лабораторно синтезировать протеиновую структуру продукта жизнедеятельности уникальной бабочки, то на выходе может оказаться идентичный материал, стоимость которого, многократно будет превышать цену на натуральное сырье.

Нельзя объединить весь ассортимент этого вида тканей и по плетению. Существует огромное количество разновидностей, полученных с применением разных способов переплетения. Например, атлас, характеризуется атласным плетением, саржа – саржевым и т.д., но все эти ткани относятся к шелковым.

И все же почему все эти виды объединены в одну большую группу? Попытаемся разобраться в этом вопросе последовательно. На первое место можно поставить эстетическую составляющую на основании зрительного восприятия (например: я вижу – это из шелка). В качестве второго критерия связи можно поставить тактильное восприятие потребителем того или иного вида (например: на ощупь я чувствую, что это шелковая вещь). Рассмотренные аспекты, являются объединяющими факторами для всех сегментов шелковых групп и связанных подгрупп в независимости от того, из чего вырабатывается материал.

Подытожим. Цветовое оформление, блеск или матовость, эластичность, упругость, переливчатость, жесткость или мягкость и другие характеристики, будут теми условиями, что объединяет шелковые ткани по эстетическим критериям, то есть объединение следует искать в потребительских (ассоциативных) свойствах этой большой группы.

Виды шелковых тканей

Шелковые полотна производятся различными способами переплетения. Наиболее популярные из них:

  • атласное;
  • саржевое;
  • полотняное;
  • мелкоузорчатое;
  • крупноузорчатое.

Важным признаком всех этих разновидностей является приятный глазу благородный блеск.

По волоконному составу их делят на изделия из нитей:

  • натуральных;
  • искусственных;
  • синтетических;
  • смесовых.

Смесовый материал ― это необязательно смесь природных и химических волокон. Он может состоять и из только натуральных волокон, но разного происхождения. Например, в последнее время при пошиве костюмов и платьев очень популярна ткань шерсть с шелком в процентном отношении 60/40.

Все эти группы в свою очередь можно разделить еще и на подгруппы по фактуре:

  • креповые;
  • гладьевые;
  • жаккардовые;
  • ворсовые.

А также на подгруппы по назначению:

  • специального назначения;
  • штучные (покрывала и скатерти);
  • технические;
  • плащевые и курточные;
  • декоративные;
  • для текстильной галантереи;
  • подкладочные;
  • сорочечные;
  • платьево-костюмные;
  • платьево-блузочные.

Креповые ткани

К креповым относятся виды шелка, изготовленные с применением правой или левой креповой крутки в основе или утке. Такая крутка обеспечивает материалу шероховатость, мелкозернистость, подвижную структуру и драпируемость, а также хорошее растяжение и эластичность. Что касается переплетения, оно может быть как крепополотняным, так и чисто креповым.

Наиболее распространенные виды креповых материй это:

  1. Креп-шифон или шелк шифон – мягкая, полупрозрачная и легкая шелковая ткань из двух — или трехнитчатого крепа.
  2. Креп-жоржет – тонкая шелковая ткань, не настолько прозрачная, как креп-шифон, более блестящая, чем креп-сатин, сделанная из трех — и четырехнитчатого крепа.
  3. Креп-гофре – тонкий шелк, произведенный из креп-жоржета или крепдешина, отличается «жатой» поверхностью, достигаемой использованием уточных нитей с разной креповой круткой.

К полукреповым видам, в первую очередь, можно отнести тонкий шелк крепдешин. В его основу входит шелк-сырец (метакса), обеспечивающий данному материалу привлекательный глянец, а полотняное переплетение дает ему устойчивость структуры, эластичность и драпируемость. Изделия из крепдешина обладают пониженной сминаемостью, что обеспечивает практичность носки.

Так же к полукрепам относится такая плотная и тяжелая шелковая ткань, как креп-сатин и очень похожий на него внешне креп-атлас. Они отличаются гладкой лицевой поверхностью и мелкозернистой изнанкой и атласным плетением с креповым кручением нитей утка. Используются, повсеместно: от одежды для ежедневной носки, вечерних платьев и пеньюаров до скатертей, чехлов, штор и сценических жалюзи.

К полотнам репсового плетения относится креп-марокен, с очень сильно скрученной нитью в основе. Обладает хорошей износоустойчивостью и прочностью, рельефной текстурой и шероховатостью. Из него шьют повседневные и вечерние платья и костюмы. Еще один представитель репсового плетения, разновидность крепдешина ― файдешин с повышенной структурной плотностью, отчего его лицевая сторона без явного поперечного рубчика. Из нее также шьют одежду и иногда шторы.

Гладьевые ткани

Как и вышеперечисленные материалы они очень разнообразны по своему волоконному составу. Шелковая гладкая блестящая ткань может быть:

  1. С вискозной основой и ацетатным утком.
  2. С ацетатной основой и вискозным утком.
  3. С вискозной основой и триацетатным утком.
  4. С триацетатной основой и вискозным утком.

Полотна гладьевой подгруппы объединяют такие общие свойства как гладкая поверхность и невысокая плотность. Они изготавливаются полотняным, саржевым, атласным или мелкоузорчатым плетением из метаксы слабой пологой крутки, не дающей крепового эффекта. В перечень гладьевой подгруппы входят фуляры и туали, в основе которых находится метакса, а уток представляет собой нить с невысокой степенью кручения. Представители этой группы схожи по виду с хлопковыми, но более мягкие и блестящие.

Самые популярные гладьевые разновидности это:

  • Атлас — сатин или мокрый шелк – переливчатая шелковая ткань атласного плетения с блеском на лицевой стороне и матовой изнаночной частью. Хорошо драпируются.
  • Шелк-полотно – плотная шелковая ткань с мягким блеском и минимальной прозрачностью. Внешне схож со штапельным полотном, но обладает меньшей сминаемостью.
  • Муслин – тонкая, прозрачная шелковая ткань с переливами из нитей среднего (муслинового) кручения. Имеют приятный внешний вид, но имеют один недостаток – раздвигаемость нитей.
  • Шифон – тонкая и легкая шелковая ткань. Бывает как с гладкоокрашеным, так и набивным рисунком. Чаще всего используется для пошива блузок и платьев.
  • Туаль, фуляр – оба вида выполнены полотняным плетением и отличаются мягкостью и легкостью. Причем фуляр незначительно легче туаля.

Мокрый шелк в свою очередь тоже делится на несколько разновидностей: дюпон, шармез и фай ― с разной степенью блеска и разной плотности, используемые преимущественно для пошива роскошных вечерних нарядов и эксклюзивного постельного белья.

Жаккардовые ткани

Эта подгруппа отличается высокой декоративностью. Жаккардовое плетение придает материалу объем за счет всевозможных цветовых переливов от светлого к темному. А блеск, которым отличается эта переливчатая шелковая ткань с узорами, добавляет зрительному образу эффект металлизированной поверхности. Рисунки на жаккарде могут быть разными: цветочными, геометрическими, двухцветными, многоцветными. Дополнительными вкраплениями усиливаются контрасты фактуры, и подчеркивается рельеф.

Ассортимент жаккардовой подгруппы не очень большой. Сырьем для нее служит преимущественно ацетатное и триацетатное волокно. Жаккардовые полотна очень плотные, на ощупь жестковатые и отличаются одним очень хорошим качеством – не требуют значительных сил при уходе за ними. Области применения: нарядная и повседневная одежда, сценические костюмы, всевозможный домашний текстиль.

Ворсовые ткани

Ворсовые материалы отличаются повышенной декоративностью и нарядностью. Они очень не просты в обработке и работа с ними требует особых профессиональных навыков, включающих правильное раскладывание лекал и тщательность при обрабатывании швов. К главным критериям качества материала этой подгруппы можно отнести плотное и прочное крепление ворса, отсутствие недочетов в рисунке и его выразительность.

К ворсовым разновидностям относятся:

  • платьевой бархат – ворс сплошной, с устойчивым вертикальным расположением, достаточно плотный, небольшой. Чаще всего он гладкоокрашенный, реже встречается с набивным рисунком;
  • велюр-бархат – плотная материя с гладким, немного наклоненным вискозным ворсом длиной 2 мм. Такой бархат намного тяжелее платьевого;
  • вытравной велюр-бархат – ворс вискозный, не сплошной, а выполненный в отдельных участках полотен с учетом рисунка.

Как отличить натуральный текстиль от искусственного и синтетического аналога

Отличить натуральный материал от искусственного, в отличие синтетических аналогов, которые не являются природными, а существуют лишь в виде сложных химических соединений порой очень сложно. Кроме как положиться на личные ощущения, которые порой обманчивы, или использовать нехитрый способ проверки на горение, возможности выявить различие у обычного покупателя, просто нет.

Присмотреться следует к следующим признакам:

  • Синтетика более жесткая, не дает усадку, сильно электризуется, не впитывает жидкость, и несмотря на то, что синтетическая шелковая ткань тоже с переливами, они имеют более «резкий» блеск. При сожжении нити плавятся с характерным «пластмассовым» запахом.
  • Искусственный шелк не такой эластичный, как натуральный и сильнее мнется. На последнем признаке базируется органолептичекий метод сравнения: необходимо сильно сжать скомканный кусочек отреза в кулаке и выдержать несколько секунд, после чего расправить и посмотреть на результат. Полотна из целлюлозы, прошедшие для придания естественного блеска мерсеризацию, оставляют четкие заломы. Еще один способ – поджечь нитку «исследуемого» образца. Искусственная материя будет гореть «как бумага», ровным не прекращающимся горением, с соответствующим бумажным запахом.
  • Настоящий шелк приятен на ощупь и настолько гладок, что при подвешивании на руку, буквально «стекает» с нее. При прикладывании к коже он не вызывает дискомфорта: быстро нагревается до температуры тела, создавая эффект присутствия «второй кожи». Подобное качество проявляется из-за того, что натуральные нити являются протеиновым продуктом жизнедеятельности насекомого и не «чужеродны» для рецепторов нашей кожи. При поджигании природное волокно тлеет и при обычных условиях не способно самостоятельно гореть без внешних источников (быстро «скидывает» пламя). Во время тления «издает» слабый запах горелой шерсти или волос. После сгорания остается запекшийся комок, легко перетираемый пальцами.

Уход за шелковыми изделиями требует отдельного, индивидуального описания по причине «разношерстности», используемого для ее изготовления сырья.

[Оценивших: 3 Средняя оценка: 3.7]

Шёлк – это натуральная ткань, которая не относится к растительному или животному происхождению. Её получают из кокона гусеницы шелкопряда. Но также бывают искусственные и синтетические виды шёлковых полотен. Все они отличаются уникальным блеском, гладкостью и прочностью.

История шёлка

Существует множество интересных преданий и легенд о возникновении первых шёлковых нитей. Факты, подтверждающие изготовление шёлка в древности, датируют начало его изготовления периодом около 5 тысяч лет назад. Этому свидетельствуют археологические раскопки в некоторых районах Китая, где были найдены фрагменты коконов шелкопряда. Также были обнаружены надписи иньских иероглифов «шёлк», «тутовое дерево», «шёлковая ткань» на костях животных и панцирях черепах, которые относят ко второму тысячелетию до н.э. А фрагменты шёлковой ткани впервые были найдены в гробницах южного Китая.

Поэтому родиной шёлка считается именно Китай. Много времени китайцы держали в секрете технологию производство шёлка, а разглашение тайны каралось казнью. Уже во втором веке до н.э. активно развивалась внешняя торговля, названная «Шёлковый путь». Китайцы отправляли караваны, груженные товаром, в страны Центральной Азии. В это же время секрет производства шёлка попал в Корею, затем в Японию и к четвёртому веку н.э. изготовлением экзотической ткани занимались и в Индии.

Несмотря на популярность шёлка, секрет его изготовления дошёл до Европы только к 550 году. Активное производство и торговля велась в Италии уже в 13 веке. А в 17 веке одним из лидеров производства шёлка в Европе стала Франция.

В настоящее время производством шёлка занимаются во многих странах: Индии, Японии, Корее, Таиланде, Узбекистане, Бразилии и других. Но самым крупным его поставщиком остаётся Китай, на долю которого приходится около 50% всего мирового производства.

Особенности производства

Шелководство очень точное и деликатное производство. Оно состоит из нескольких важных этапов:

  1. Получение коконов шелкопрядов. Самка шёлковой моли откладывает около 500 яиц. Яйца сортируют и тестируют, оставляя только здоровые. В течение 7 дней появляются маленькие шелкопряды, которых кормят листьями тутового дерева, предварительно отобрав вручную и измельчив. По истечении определённого времени гусеницы начинают свивать коконы, в которые за несколько дней полностью закручивают себя. Далее идёт сортировка коконов по цвету, форме, размеру и так далее.
  2. Раскручивание коконов. Для начала куколку умерщвляют, чтобы она не успела вылупиться и повредить кокон. После этого кокон погружают в кипяток для растворения клейкого вещества, чтобы легко размотать его нити.
  3. Создание шёлковых нитей. Каждый кокон даёт до 1000 м. нити. Для получения шёлковой пряжи в одно волокно скручивают по 5-8 нитей. Если одна ниточка заканчивается, то к ней прикручивают следующую. Тогда получается очень длинная шёлковая нить. В итоге получается продукт – шёлк-сырец, который сматывают в мотки пряжи. Далее их сортируют, обрабатывают, снова крутят для лучшей плотности и однородности, затем отправляют на ткацкую фабрику.
  4. Изготовление ткани. В ткацких цехах пряжу замачивают, обрабатывают и окрашивают. Далее из нее ткут шёлковые ткани, используя различные переплетения.

Виды и свойства

Натуральные шёлковые нити бывают разных видов. Это зависит от страны обитания и условий, в которых выращиваются гусеницы (естественная среда или искусственная), а также от листьев, которыми питаются эти червячки (тутовые, дубовые, касторовые и др.).

Безусловно, качество и вид нити определяет свойства и особенности ткани. А всевозможные переплетения, с помощью которых создаются разные виды полотен, отличают их по свойствам, внешнему виду, структуре и другим параметрам.

Вот некоторые популярные виды шёлковых тканей различного плетения:

  • Туаль. Для этого вида натуральной шёлковой ткани используют полотняное переплетение. Отличается мягким блеском, хорошей плотностью, также хорошо держит форму. Подходит для галстуков, платьев, подкладок.
  • Атлас. Это шёлковая или полушёлковая ткань атласного переплетения. Отличается плотностью, гладкостью и блеском лицевой стороны, мягкостью, хорошо драпируется. Используют для пошива различной одежды и обуви, обивки мебели.
  • . Это ткань сатинового переплетения, часто из хлопчатобумажного волокна или химического, а также шёлкового. Отличается гладкостью, шелковистостью лицевой поверхности, плотностью, блеском. Из него изготавливают платья, мужские рубашки и т.д.
  • Креп. Это группа шёлковых, полушёлковых, шерстяных, искусственных и синтетических тканей, которая изготавливается из нитей с большой круткой (креповой). К ней относят: креп-сатин, креп-шифон, крепдешин, креп-жоржет. Отличается шероховатостью, лёгким блеском, хорошей драпировкой, а также слабо мнётся. Используют для пошива платьев и костюмов.
  • . Шёлковая или хлопчатобумажная ткань, полотняного переплетения. Отличается мягкостью, тонкостью, матовостью, шероховатостью, хорошо драпируется.
  • Органза. Ткань из шёлка, полиэстера или . Отличается жёсткостью, тонкостью, прозрачностью.
  • Газ. Ткань имеет особое газовое переплетение. Отличается лёгкостью, прозрачностью, нежностью, хорошо держит форму, без блеска. Используют в основном для отделки, часто для свадебных нарядов.
  • Дикий шёлк. Это фактурная ткань, мягкая, с приглушённым блеском.
  • Шёлк Дюпон. Очень плотная, не мягкая, но и не слишком жёсткая ткань, с мягким блеском. Используют для пошива портьер.
  • Тафта. Это шёлковая или хлопчатобумажная ткань. Отличается пластичностью, жёсткостью. Из неё шьют портьеры, верхнюю одежду, вечерние наряды.

Особенности ухода

Шёлк − очень деликатная ткань, поэтому требует аккуратной носки и бережного ухода. Так рекомендуется:

  • Стирать в воде не выше 30 градусов. Шёлк по сути - белок, очень похожий на эпидермис человека, поэтому не переносит высоких температур.
  • Использовать специальные моющие средства для шёлковых изделий. Обычный щелочной порошок может испортить столь деликатное изделие.
  • При ручной стирке нельзя излишне мять и тереть шёлковое изделие – можно испортить структуру ткани.
  • Если стирать в машинке, то только в режиме «Шёлк» или «Деликатная стирка».
  • Не рекомендуется отбеливать – ткань может пожелтеть и быстро износиться.
  • Не желательно использовать смягчители для белья.
  • Последнее полоскание следует производить в холодной воде с добавлением уксуса, чтобы избавиться от щелочных остатков на ткани.
  • Нельзя выкручивать мокрую ткань и сушить в барабане и на солнце.
  • Утюжат шёлк с изнанки, установив режим «Шёлк» или не выше 200 градусов.
  • Нельзя допускать попадания на ткань дезодорантов, духов, лака для волос и других веществ, содержащих алкоголь. Также лучше избегать попадания пота.
  • Шёлковые изделия можно подвергать химчистке, но с учётом особенностей ткани.

Несмотря на капризность и прихотливость в уходе, изделия из шёлка пользуются огромной популярностью и особенной любовью. Виной тому не столько его свойства, сколько удивительный вид материала, который сложно спутать с иным видом ткани.

Рассказать друзьям