Занятие с психологом для пожилых людей. Лучшие психологические тренинги для пожилых людей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Редей Г.В.,

педагог-психолог ОГКОУ «Кохомская коррекционная школа»

Тренинг для пожилых людей Центра обслуживания населения

Цель : сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи:

Формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы людей;

Развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;

Получение эмоционального и физического удовольствия от результатов тренинга;

Осознание себя командой.

Структура тренинга:

    Орг. момент – 7 минуты

    Вступление. Цель задачи – 5 минут

    Разминка – 5 минут

    Основная часть – 20 минут

    Рефлексия – 5 минут

Музыкальные паузы – 9 минут

Оргмомент. Просмотр м/ф «Просто так» (К/студия «Союзмультфильм»), 6.30

Добрый день! Я рада вас всех видеть. Сегодня наша встреча будет посвящена доброму отношению друг к другу, скажите, пожалуйста, какое настроение у вас после просмотра мультфильма «Просто так»?

    Вступление. Цель.

Перед началом игр во время тренинг на сплочение коллектива важно попросить участников расслабиться и не принимать все, что будет происходить, близко к сердцу. Важно не только добиться сплоченности коллектива, выработки навыков сотрудничества, но и дать людям отдохнуть; получить массу положительных эмоций от общения друг с другом. Не всегда это будет просто. Если возникают проблемы, поговорите о них и попытайтесь помочь решить. Взаимоответственность и поддержка – важные составляющие здоровых отношений в коллективе. Цель нашей встречи – сплочение коллектива, развитие доверительных отношений.

Я предлагаю поприветствовать друг друга следующим образом:

Упражнение «Паутина».

Материал: клубок прочной шерсти.

Инструкция: участники тренинга сидят в кругу. Одна, держа в руках клубок ниток, конец зажимает в руках и бросает клубок следующей участнице встречи со словами: «Меня зовут ИО, я очень рада Вас видеть». Так каждая женщина бросает следующей. Получается паутина, связывающая друг друга. Затем клубок возвращается в обратном порядке, повторяя ИО друг друга. Ведущий говорит о том, что мы часто встречаемся с вами на мастер-классах, а возможности посидеть, поговорить по душам у нас не было.

    Разминка. Упражнение «Мои ожидания».

Цель : выяснить ожидания участников тренинга, может быть, их опасения и интересующие вопросы для того, чтобы скорректировать программу тренинга и оценить эффективность работы тренера.

Материалы : ватманы, маркеры, стикеры (самоклеящиеся цветные бумажки) и фломастеры.

Ведущий просит участников написать свои ожидания от тренинга на цветных листочках (стикерах). Важно предупредить участников, что на одном листочке можно написать только одно ожидание или один вопрос. Затем стикеры прикрепляются на ватман и зачитываются. Такой вариант упражнения помогает тогда, когда члены группы стесняются говорить о своих ожиданиях или боятся, что другие будут над ним смеяться.

Музыкальная пауза. Исполнение песни «Возьмёмся за руки, друзья», Б. Окуджава, 3

    Основная часть.

1) Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...»

Цель : познакомиться (если не знают друг друга) узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам.

Ход упражнения : Участники сначала поворачиваются к соседу справа со словами: «Мы с тобой похожи тем, что...», затем к соседу слева. Например: что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Обсуждение:

Какие эмоции испытывали во время упражнения?

Что нового узнали о других?

Что интересное узнали?

2) Упражнение «Щепки на реке» (фоновая музыка «течение реки»)

Описание: участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это – берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. По реке сейчас поплывут Щепки. Один из желающих должен «проплыть» по реке. Участники игры «берега» помогают руками, ласковыми прикосновениями движению Щепки. Когда Щепка проплывет весь путь, она становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь...

Музыкальная пауза. Исполнение песни «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», О. Митяев, 3 07’

3)Упражнение «Ладошка».

Необходимые материалы: цветная бумага, ножницы простой карандаш, фломастеры.

Инструкция: каждая участница на отдельном листочке обводит контур своей ладони, подписывает свой листочек и передаёт по кругу. Затем все пишут на этих листочках прощальные пожелания друг другу. После этого участники читают написанное.

Музыкальная пауза. Исполнение песни «Хорошее настроение»,

исп. Л. Гурченко, 2 45’

    Рефлексия. «Свеча»

Все участники тренинга по кругу передают свечу и делятся своими впечатлениями, отвечая на вопросы:

Что понравилось?

Что вызвало трудности?

Оправдались ли Ваши ожидания?

В конце тренинга все участники встают в круг, и каждый высказывает свои впечатления о занятии.

Пока человек молод, ему легче выходить из затруднительных положений и справляться со стрессами. Но с возрастом мы становимся более уязвимыми, ранимыми, а порой и вовсе беззащитными. Иногда даже простая забота близких людей превращается в настоящее утешение. Обращение за квалифицированной психологической помощью для пожилого человека в таком случае представляется рациональным решением для самого пенсионера и родных, желающих ему только добра.

Когда пожилым людям требуется психологическая помощь?

Финансовые проблемы. Большинство пенсионеров являются нетрудоспособными и за редким исключением могут обеспечить себя материально. Помощи родственников и государственной поддержки не всегда оказывается достаточно. Многие пожилые люди потеряли свои накопления из-за финансовых кризисов, «пирамид» и прочих мошеннических схем. Ухудшение качества жизни лишает человека уверенности в завтрашнем дне. В такой ситуации просто необходим психолог для пенсионеров - он поможет справиться с внутренними переживаниями, тревогой, страхами.

Одиночество. После выхода на пенсию у человека резко сужается круг общения. И хорошо, если рядом есть супруг, с которым они шли по жизни рука об руку. Но после утраты любимого человека, как правило, пожилые люди избирают одиночество и зачастую полностью теряют интерес к окружающей действительности. Они закрываются от всех и замыкаются в себе. Своевременная психологическая помощь пожилым поможет избежать появления таких негативных следствий социального и бытового одиночества, как эмоциональные и психические расстройства, депрессивные состояния.

Проблемы со здоровьем. Некоторые хронические заболевания отнимают у человека способность самому себя обслуживать. Ощущая свою беспомощность, пожилые люди становятся эгоцентричными, раздражительными, обидчивыми. Зачастую это вызывает определенные трудности в общении с близкими. А состояние пенсионера может вылиться в старческую депрессию с желанием уйти из дома или суицидальными мыслями. В таком случае психологическая помощь людям пожилого возраста и беседы специалиста с его родственниками помогут лучше понять друг друга и заново обрести взаимопонимание.

Беспросветная серость жизни. В любом возрасте у человека есть не только физиологические и социальные потребности, но и культурно-нравственные. И если в молодости для нас не является проблемой проводить время так, как нравится, то пенсионер редко может организовать себе интересный досуг. При этом остается неудовлетворенной потребность в хобби и развлечениях, которые делают жизнь яркой и пробуждают к ней интерес. Одна из задач, которую помогает решить психолог пожилым людям, - адаптироваться к своей новой роли в обществе, учиться принимать те изменения, которые сопутствуют естественному и неизбежному процессу, процессу старения, чтобы чувствовать себя более самостоятельным и уметь наполнить дни своей жизни самой жизнью.

Особенности поведения пенсионеров

К старости у человека изменяется восприятие действительности, снижается психологическая и психическая устойчивость, затрудняется двигательная активность, ухудшается память и концентрация внимания. Причем у всех людей эти процессы протекают по-разному. Пожилые оценивают свои жизненные перспективы иначе. Все это находит отражение в их поведении. Их мысли все чаще обращаются к прошлому, где, скорее всего, было немало достижений и ярких событий. Пенсионер психологически готовится к физическому концу.

На внутреннее состояние человека преклонного возраста и его настрой сильно влияет отношение к нему со стороны общества.

Негативный тип. Пенсионер считает, что он никому не нужен. А его взгляды на жизнь безнадежно устарели. Закономерный итог - своеобразный болезненный протест пожилого человека, который проявляется в развитии характерологических пороков (например, сварливости, скупости, обидчивости), пассивности, отчуждения, потерянности, в отказе от общения с членами семьи. В таких ситуациях рациональным является обращение к психологу пожилого человека и его родственников, которым также необходимо научиться смотреть по-другому на старость их близкого.

Позитивный тип. К пожилому окружающие относятся с уважением, как к человеку мудрому, имеющему солидный жизненный опыт. О нем заботятся, учитывают его мнение, советуются по важным вопросам. При этом могут наблюдаться поистине удивительные результаты. На фоне естественных биологических признаков старения наблюдается духовная эволюция, развивается интеллектуальный и творческий потенциал. Пенсионер, получая необходимое ему внимание и отношение, доволен собой и окружающим миром, чувствует себя счастливым.

Оказываемая психологическая помощь пожилому человеку на протяжении многолетней практики позволила специалистам выделить несколько индивидуальных типов старения, каждому из которых присущи определенные линии поведения.

  • Регрессия. Пенсионер возвращается к прошлому поведению - по-детски требует помощи в бытовых ситуациях даже в том случае, если состояние здоровья вполне позволяет ему обслужить себя самостоятельно.
  • Бегство. Человек пытается убежать от старости и проблем, избавить окружающих от себя, уходит из дома, меняет место жительства.
  • Изоляция. Пожилой избирает пассивную роль, не участвует в жизни семьи, общества.
  • Привлечь внимание. Для этого человек готов использовать все доступные способы.
  • Активность. Пенсионер старается быть в курсе событий общественной жизни, не обращая внимания на недомогание и состояние здоровья. Чтобы заполнить «пустоту» и оказаться нужным, начинает осваивать новые горизонты - устраивается на работу, занимается хобби, уходит в политические движения.

В зависимости от целого ряда субъективных факторов и прилагаемых обстоятельств поведение любого из этих типов может протекать как в спокойной форме, так и в виде настоящего бунта. Поэтому адекватная психологическая помощь пожилым потребует знания о социальном положении, материальных условиях, духовных ценностях и психических особенностях человека преклонного возраста. Для этого требуется общение с родными для понимания всей индивидуальной картины жизни пожилого человека.

Методы психологической помощи пожилым людям

Психологическое просвещение. Подразумевает изучение специализированной литературы, в которой описываются трудности, с которыми сталкиваются пожилые люди, особенности их поведения. Такой метод доступен, однако он не позволяет индивидуально подойти к каждому человеку.

Профессиональное консультирование. Психолог для пожилых помогает пенсионеру расширить представления о его возрасте, образе жизни, раскрывает перед ним возможные перспективы, которые позволят смотреть на старость не под таким негативным углом зрения. В данном случае обеспечивается индивидуальный подход, что дает возможность помочь человеку избавиться именно от его конкретных психологических проблем и страхов. Общими конструктивными взаимосвязанными рекомендациями выступают:

  • общаться с людьми,
  • настраивать себя на позитив,
  • рассказывать близким о своих проблемах,
  • любить себя,
  • проявлять заботу об окружающих.

Работа в группах. Программа работы зависит от потребностей ее членов. Это могут быть коммуникативные тренинги, развитие креативности, занятия по адаптации к новым условиям жизни, расширению кругозора, совместный досуг (экскурсии, пикники, театрализованные постановки, организация праздничных мероприятий). Формирование групп, с которыми работает психолог для пожилых, происходит по различным принципам:

  • производственный. При поддержке штатного или приглашенного специалиста предприятия и организации готовят сотрудников определенной возрастной группы к пенсионному периоду. Участники хорошо знают друг друга, и это делает атмосферу комфортной, а занятия - более продуктивными;
  • территориальный . Набор в группу производится по месту жительства (например, по району города). Неоспоримое преимущество такой работы в том, что после окончания курса участники, уже успевшие узнать друг друга, смогут продолжить общение и проводить совместный досуг.

Группы поддержки в процессе горевания. Группа создается для оказания психологической поддержки для пожилых людей, потерявших своих близких. Помощь направлена на процесс переживания горя, трансформацию чувства вины и утраты, поиск новых смыслов.

Психологическая помощь лежачим пожилым людям

Психологическая помощь пожилым и инвалидам во многом определяется состоянием человека. И психика лежачего пациента имеет свои отличительные особенности. Длительная болезнь заставляет его воспринимать мир в негативном ключе. Порой такие люди забывают, что такое положительные эмоции, смех, улыбка, ведь физическая ограниченность и болезненные ощущения изо дня в день доставляют только страдание. Чувство беспомощности, бесполезности угнетает.

Все это провоцирует состояние постоянного стресса и может вылиться в отчаяние и депрессию. При этом включается система биохимического регулирования организма, что выражается психосоматикой - еще большим ухудшением здоровья, появлением новых «болячек». Поэтому очень важно не оказаться в такие моменты в одиночестве. Психологическая помощь инвалидам и лицам пожилого возраста, полностью или частично утратившим двигательную активность, заключается в том, чтобы:

  • помочь пациенту концентрироваться на успехах в лечении и маленьких победах над своим состоянием;
  • ставить перед человеком текущие задачи, шажки, которые он сможет преодолеть в ближайшее время (научиться поворачиваться, садиться в постели и пр.);
  • узнавать о его страхах и совместно работать по их трансформации (любой страх, портящий настроение и жизнь, можно превратить в конструктивное чувство);
  • искоренить в себе гипертрофированную жалость к лежачему человеку (он ее очень чувствует, и это отнимает не только силы, но и надежду), заменив здоровым сочувствием.

Сложности, которые возникают при оказании психологической помощи пожилым

Нежелание менять свои убеждения. Пройдя долгий жизненный путь, пенсионер «обрастает» своими жесткими правилами и бескомпромиссными идеями, которые не желает пересматривать. Его идеалы - это его опора, которая позволяет сохранить внутреннее спокойствие даже в самых сложных ситуациях.

Бездействие. Человек не проявляет интереса к тому, чтобы решать свои проблемы, менять существующее положение дел. Возможно, с молодости он предпочитал закрывать глаза на сложности или за него все решали другие (родители, супруг). Либо пенсионер уже достиг той стадии отчаяния, когда совсем опустились руки.

Нежелание смотреть правде в глаза. Любому человеку сложно признать, что он бессилен, слаб. И пенсионеры не исключение. Они предпочитают жить прошлым, где им все легко удавалось, где жизнь била ключом. Им кажется, что и сейчас все также, а иначе быть не может, поэтому обесценивают помощь психолога.

Профессиональная психологическая помощь в пансионате «Третий Возраст»

Комплекс клубных резиденций «Третий Возраст» уделяет приоритетное внимание психологической работе со своими резидентами. У нас работают квалифицированные специалисты именно гериатрического направления, которые знают, как обеспечить эффективный подход к пенсионерам. В наших пансионатах психолог для пожилых людей составляет как групповые, так и индивидуальные программы занятий, которые помогают пациентам достичь важных целей - научиться принимать себя, обрести чувство собственной значимости, находить маленькие радости в каждом прожитом дне и делиться ими с окружающими людьми.

Статья посвящена описанию программы оптимизации психологического здоровья людей пожилого возраста.

Определены методы работы с пожилыми людьми, тематический план и блоки развивающей программы. Приведены результаты апробации программы. Рассмотрена роль приведенных методов работы в формировании компонентов психологического здоровья.

Ключевые слова : пожилой возраст, психологическое здоровье, удовлетворенность жизнью, субъективное благополучие, ценности.

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена рядом взаимосвязанных факторов:

Во-первых, современное социально-демографическое состояние России таково, что общество стареет, потому именно сейчас необходимо преодолевать стереотип пассивной и несчастной старости, как у всего общества, так и в умах самих пожилых людей. Образ жизни пожилых, их ценностные установки, опыт и мудрость составляют важную основу современной российской культуры. Для процесса социальной адаптации пожилых людей в нашей стране характерны: социальная нестабильность, конфликты нормативных представлений об отношении личности и общества, рост социальных рисков и социальной напряженности, усиление социальной стратификации, кризис механизмов социальной регуляции. Все это затрудняет приспособление пожилых людей к своим возрастным изменениям, к возрасту «социальных потерь» (статуса, работы, ролей и т.д.), к социальной ситуации в стране в целом. Все вышеназванные факторы влияют и часто снижают уровень психологического здоровья пожилых людей .

Во-вторых, в современной научной литературе не достаточно отражено видение пожилого человека как обладателя психологического здоровья, а не объекта социальной защиты, не раскрыты в полной мере методы, средства, пути, направления, способы оптимизации психологического здоровья пожилого человека.

В-третьих, неоднозначность, противоречивость в оценке ресурсов представителей третьего возраста для развития у них психологического здоровья объясняется отсутствием механизмов раскрытия и реализации потенциала старшего поколения, перевода ресурсов пожилых людей в качество жизни .

Термин «психологическое здоровье» употребляется в психологии синонимично таким понятиям как: «самоактуализация» личности (А. Маслоу); овладение смыслом собственной жизни (Ш. Бюллер); адекватность жизненных реалий экзистенциональным потребностям (В. Франкл); появление возрастных новообразований (Л.С. Выготский) и удовлетворение базовых потребностей возраста (Э. Эриксон) .

Анализ литературы позволяет утверждать, что психологическое здоровье можно описать как систему, включающую аксиологический, инструментальный и потребност- но-мотивационный компоненты.

При помощи теоретического анализа мы очертили круг факторов, влияющих на психологическое здоровье человека «третьего возраста» : состояние здоровья; уровень материального благополучия, потребность в самореализации и удовлетворение этой потребности, мотивация достижения, потребность в общении; стремление к само- оактуализации, позитивная самооценка, внутренний локус контроля.

В результате проведенного констатирующего эксперимента была разработана и проведена программа по оптимизации психологического здоровья пожилых людей «Счастливое долголетие».

Целевая группа. Программа рассчитана на пожилых людей пенсионного возраста от 56 до 70 лет.

Цель программы - повышение уровня удовлетворенности жизнью пожилых людей.

Задачи:
- содействовать формированию навыков саморегуляции;
- информировать о психологических особенностях пожилого возраста;
- повысить самооценку;
- снизить уровень тревожности;
- обучить технологии психологической поддержки;
- содействовать преодолению коммуникативных барьеров.

Ожидаемые результаты: участники повысят уровень удовлетворенности жизнью, т.к. получат знания о психологических особенностях пожилого возраста; повысят самооценку; познакомятся с новыми приемами саморегуляции; повысят уровень развития рефлексии; научатся технологии психологической поддержки, что, в конечном счете, приведет к снижению тревожности.

К сожалению, кладовая современной психотерапии небогата методами, разработанными специально для людей пожилого возраста. Более известны и распространены методы, адресованные к более ранним возрастам , но адаптированные к психологическим особенностям возрастов поздних. В настоящее время в отечественной психологии незаслуженно мало внимания уделяется разработке методов психотерапии пожилых.

Ведущему при проведении развивающих занятий важно учитывать следующие моменты:
. Краткость. Оправдали себя в тренингах так называемые «инпуты» - емкие по содержанию и лаконичные по форме сообщения ведущего, не превышающие по времени 10-15 минут.
. Простота. Обратная связь участников тренингов показала их высокую удовлетворенность тем, что сложный материал был преподнесен доступным, выразительным языком.
. Наглядность. Желательно использовать рисунки, схемы, слайды и т.д.
. Актуальность. Информационный материал, предлагаемый вниманию группы, должен иметь прямое или косвенное отношение к затрагиваемой теме и обогащать картину в целом, делая более объемными и основательными те знания и умения, которые участники «уносят с собой» с тренинга.
. Доступность. Все ключевые моменты содержательных блоков тренинга должны быть распечатаны и вручены каждому частнику для дальнейшего изучения.
. Метафоричность. Умелое встраивание в сообщение притч, метафор, юмора, различных сюрпризов оживляет процесс, делает его более увлекательным, запоминающимся.
. Экзистенциальные факторы. Опыт автора показывает, что в тренинговых группах пожилых людей можно и нужно в информационном блоке затрагивать экзистенциальные вопросы, если сам ведущий достаточно готов к этому. Люди постоянно сталкиваются с основными экзистенциальными данностями: смертью, одиночеством, свободой, бессмысленностью. Обсуждение этой темы помогает понять, что поддержка и опека со стороны других людей и ведущего имеет границы, что существует то, что выполнить могут только сами участники, что каждый человек является автором и хозяином своего внутреннего мира, то есть ответственен за свое поведение. Только при осознании ответственности становятся возможными какие-либо изменения, так как менять что-либо может только сам творец.

Структура каждого занятия включает в себя:

I. Вводную часть, в которую входят обязательные элементы:
1. Приветствие и разминка, цель - выровнять функциональное состояние группы, ввести участников в тренинговую атмосферу, поднять общий тонус группы.
2. Правила групповой работы, которые вводятся на первом занятии и актуализируются на последующих.
3. Рефлексию предыдущего занятия.
4. Сбор ожиданий участников, который позволяет уточнить задачи каждого участника на занятие.
5. Вербальное и невербальное выражение настроения участников.

II. Основную часть, в которой можно выделить следующие блоки:
1. Информационный (теоретический) блок (мини-лекции, информирование).
2. Развивающий блок: формирование и закрепление эффективных навыков взаимодействия, развитие рефлексии, дает возможность участникам на опыте собственных переживаний понять психологический смысл изучаемого навыка, предоставляет возможности активного самопознания.

III. Заключительную часть, включающую в себя: рефлексию занятия, вербальное и невербальное выражение настроения участников, домашние задания.

Таблица 1

Тематический план занятий по программе «Счастливое долголетие»

Структура программы имеет в своем составе следующие блоки.

Таблица 2
Блоки программы «Счастливое долголетие»


В предложенных занятиях приняли участие 20 мужчин и женщин, работающих в одной организации - организационно это также не представляло сложностей. До и после проведения развивающей программы нами были проведены психодиагностические методики (методика субъективной оценки ситуационной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина (тест на тревожность Спилбергера Ханина); диагностика мотивов аффилиации (А. Мехрабиан); тест смысложизненных ориентаций (СЖО) (ДА. Леонтьев); методика «Индекс жизненной удовлетворённости» (Н.В. Панина); методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (Е.Б. Фанталова).

Таблица 3
Оценка достоверности различий ситуативной и личностной тревожности с помощью методики Спилбергера-Ханина «Шкала ситуативной и личностной тревожности» испытуемых контрольной и экспериментальной группы на контрольном этапе

Анализируя результаты показателей ситуативной и личностной тревожности по методике Спилбергера-Ханина на констатирующем и контрольном этапе эксперимента, можно отметить, что показатели тревожности (и ситуативной, и личностной) снизились, статистический анализ по Т-критерию Вилкоксона обнаруживает сдвиг на уровне значимости 0,01. Т.е. с вероятностью 99% можно предположить, что обнаруженные изменения показателей тревожности возникли не случайно, а являются результатом целенаправленных изменений, произошедших в развивающей программе с элементами тренинга.

По методике «Индекс жизненной удовлетворённости» (Н.В. Панина) нами были получены следующие результаты (представлены на рисунке 1):

Рис. 1. Средние значения удовлетворенности по выборке на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

В группе произошли следующие изменения: показатели «последовательность в достижении целей», «согласованность между поставленными и достигнутыми целями», (по этим показателям сдвиги по Т-критерию Вилкоксона значимы на уровне 0,01)» положительная оценка себя и своих результатов», «общий фон настроения» (различия значимы на уровне 0,05). Необходимо отметить, что по общему индексу удовлетворенности также обнаружен сдвиг на уровне 0,01.
Полученные результаты свидетельствуют, что в экспериментальной группе в результате воздействия развивающей программы с элементами тренинга, направленной на снижение тревожности, повышения самооценки, формирование навыков саморегуляции (эмоциональный компонент трудовой активности), способности к самореализации (смысловой компонент трудовой активности), произошли значимые изменения, которые по образному выражении Л.И. Анцыферовой можно назвать увеличение поведения по типу «теплой осени» в активности пожилых людей.

Согласно методике СЖО Д.А. Лентьева (результаты представлены в гистограмме на рисунке 2), проведенной в экспериментальной группе выборки, существуют значимые сдвиги по показателям смысложизненных ориентаций: цели в жизни стали более осмысленны после участия в развивающей программе для четырех человек по сравнению с констатирующим этапом эксперимента (по Вилкоксону Т=2,682), по показателю «Ориентация на процесс» также произошли значимые изменения: у двух человек результаты изменились с низкого на средний уровень, шесть человек со среднего уровня перешли на высокий (Т=2,913), что говорит о возрастающей роли мотивации процесса (Диси, Райян), некой увлеченности делом.

В ориентации на результат также произошли изменения: у двух человек повысился уровень (со среднего на высокий) (Т=2,825). В результатах по шкале «Локус контроля - я» у двух человек повысился уровень с низкого на средний, у четырех человек - со среднего на высокий (Т=2,506). Этот результат свидетельствует о внутреннем локусе контроля, умении брать ответственность за ситуацию и результаты на себя. По шкале «локус контроля - жизнь» изменения следующие: у четырех человек уровень изменился со среднего на высокий (Т=2,536), что говорит об осмысленном и экзистенциальном отношении к собственной жизни, признании права на целостность жизни и себя. В целом осмысленность жизни повысилась у четырех человек (Т=2,833). Эти результаты говорят о более осмысленном отношении к собственной жизни у испытуемых экспериментальной группы после участия в развивающей программе, о принятии ответственности за происходящие в ней события, об ориентации на процессе, об осознании собственных ценностей, об обретении смысла жизни. Нужно добавить, что все сдвиги, подсчитанные при помощи Т-критерия Вилкоксона значимы на уровне р<0,01, т.е изменения не случайны, а вызваны целенаправленным воздействием.

Рис. 2. Распределение испытуемых экспериментальной группы по уровням выраженности шкал СЖО Д.А. Лентьева

Методика «Диагностика мотивов аффилиации (А. Мехрабиан) (результаты представлены в гистограмме на рисунке 3) показывает: испытуемые экспериментальной группы в результате проведенных занятий повысили уровень мотивации аффилиации: стремление быть принятыми выросло у четырех человек, а страх быть отвергнутыми снизился у двух человек. Изменения, показанные на гистограмме на рисунке 3, говорят о положительных изменениях, связанных с развитием коммуникативных навыков общения и положительным принятием себя. И хотя продемонстрированные сдвиги, согласно статистическому анализу, незначимы, однако они обнаруживают вышеназванную тенденцию. Для того чтобы значимо повлиять на показатели мотивации аффилиации, необходимо большее количество занятий или, возможно, изменение мотивации аффилиации имеет латентное течение.


Рис. 3. Представленность мотивации аффилиации в экспериментальной группе

Результаты опросника EPQ (методика Г. Айзенка) и методики «Склонность к одиночеству» (А.Е. Личко) показали, что изменений по шкалам опросника не обнаружено.

Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (Е.Б. Фанталова) позволила проанализировать расхождения между значимостью ценностей для пожилых мужчин и женщин и их доступностью, мы отметили, что в группе испытуемых изменилось соотношение испытуемых, испытывающих внутриличностный конфликт и без внутриличностного конфликта (результаты представлены в таблице 4).

Таблица 4
Соотношение испытуемых экспериментальной группы по наличию внутриличностного конфликта по результатам методики Е.Б. Фанталова на констатирующем и контрольном этапе исследования


Как можно заметить, что хотя изменения статистически не значимы (у двух женщин внутриличностный конфликт разрешился), однако они существуют, что говорит о результативности проведенной развивающей программы «Счастливое долголетие». Более значимые различия в экспериментальной группе можно получить, продолжая проводить развивающие занятия с представителями выборки, т.к. сфера ценностей и мотивационных ориентаций требует более глубокого и долгого воздействия. Эти результаты говорят о том, что проведенные занятия с элементами тренинга способствовали осознанию собственных ценностей и, возможно, перестраиванию иерархии ценностей, а также гармоничному отношению между «желаемым» и «имеемым», что в конечном итоге приводит к общей гармонизации внутреннего мира испытуемых экспериментальной группы, особенно в сферах здоровья, интересной работы, активной деятельной жизни, материального благополучия.

Анализируя результаты проведенного эксперимента, мы приходим к выводу, что показатели изменились следующим образом: снизилась тревожность, повысилась позитивная самооценка, повысился уровень стремления к самоактуализации, ценностная сфера стала более гармоничной, что привело к повышению уровня удовлетворенности жизнью.

Литература

1. Клюева, Н.В. Влияние представлений о будущем на жизненную удовлетворенность пожилых людей / Н.В. Клюева // Вестник ЯрГУ. Серия Гуманитарные науки. - 2014. - № 3 (29). - С. 53-58.
2. Люсова, О.В. Особенности формирования психологического здоровья женщин «третьего возраста» / О.В. Люсова // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - Волгоград: ВГАФК. - 2014. - № 4 (10). - С. 54-59
3. Малкина-Пых, И.Г. Кризисы пожилого возраста. / И.Г. Малкина-Пых. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 368 с.
4. Методы арт-терапии в комплексной психосоциальной поддержке лиц пожилого и старческого возраста URL: http://www.treko.ru/show_mer_52173 (дата обращения 30.10.2014)
5. Морозова, Е.В. Комплексная программа психологической реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов «Активное долголетие» URL: / http://psy.su/psyche/ http://psy.su/psyche/projects/ (дата обращения 30.10.2014)
6. Терелянская, И.В. Психологический анализ феномена креативности как характеристики личности / И.В. Терелянская // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 4 (25). - Ч. 2. - С. 103-107.
7. Франкл, В. Человек в поисках смысла. / В. Франкл. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
8.Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. - СПб.: Летний сад, 2000. - 416 с.

В каждом районе Санкт-Петербурга в ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» есть отделение экстренной психологической помощи. Целью деятельности данных отделений является оказание психологических услуг гражданам пожилого возраста. На данный момент существует множество работ описывающих направления и принципы работы с пожилыми людьми, но нет общих методических пособий с конкретными методиками для работы психологов этих отделений. Психологу приходится самому придумывать и находить методики для работы, что затрудняет его работу. Опираясь на собственный опыт, мы предлагаем конкретный план групповых работ для психологов, работающих в отделениях экстренной психологической помощи.

Цели и задачи

Цель проекта: создание методического пособия для психологов ОЭПП.

Задачи проекта:

  1. Разработать программу групповых занятий с людьми пожилого возраста для укрепления психического здоровья, для создания атмосферы психологической защищенности клиентов.
  2. Повысить эффективность и результативность психологической помощи СПб ГБУ «КЦСОН Колпинского района».

Этапы:

  1. Проанализировать психологические потребности целевой группы.
  2. Создать план групповых занятий с гражданами пожилого возраста.
  3. Провести групповые занятия.
  4. Сделать выводы по полученным результатам.
  5. Создать методическое пособие, учитывая полученные результаты.

Целью групповых занятий является снижение психологического дискомфорта, уровня агрессии у пожилых людей, включая аутоагрессию и суицид, формирование психологической культуры и укрепление психического здоровья пожилых граждан. Основными стрессорами людей пожилого возраста являются отсутствие чёткого жизненного ритма, сужение сферы общения, уход от активной деятельности и многое другое. Наиболее сильным стрессором является одиночество в старости, когда пожилой человек осознает его, как непонимание и безразличие со стороны окружающих. Активность и творчество вот два важных принципа для работы с пожилыми людьми. В своих занятиях психологи нашего отделения используют тематические кроссворды, шарады. Интересные занятия получаются при работе с пословицами, цитатами великих людей.

Для групповой работы используются методы арт-терапии, включая музыкальную, танцевальную, художественную, кино терапию, фототерапию; методы позитивной психологии, бихевиоральной, экзистенциональной. Мы предлагаем программу, состоящую из восьми полуторачасовых занятий.

План программы:

1. Групповое занятие «Эмоции»

  • создание психологически безопасной атмосферы в группе
  • развитие психологической культуры пожилых людей
  1. Лекционный материал: чувства, эмоции, настроение, состояния.
  2. Кроссворд «Эмоции и чувства»
  3. Предлагаются первые части пословиц, нужно вспомнить окончание

2. Занятие «Взаимосвязь психологического и физического здоровья»

  • ориентация пожилых людей на активный образ жизни, на активную жизненную позицию
  • расширение представления пожилых людей о возможностях поддержания здорового образа жизни
  • коррекция познавательной сферы (памяти, внимания, мышления, восприятия)
  1. Лекционный материал на тему «Здоровый образ жизни»
  2. Анаграммы
  3. Взаимосвязь питания с нашим самочувствием и настроением
  4. Кроссворд «Витамины»
  5. Лекционный материал о физической нагрузке
  6. Видеофрагмент «Массаж рук»
  7. Игра «Собери пословицу»

3. Занятие «Мой любимый Санкт-Петербург»

  • поддержание когнитивных процессов (памяти, внимания, мышление)
  • развитие коммуникативных навыков
  • повышение настроения и жизненного тонуса

План занятия:

  • Видеофильм «Архитектура Санкт-Петербурга»
  • Викторина по истории города
  • Песни и романсы о Санкт-Петербурге
  • Игра «Термины и определения»

4. Занятие «Анти стресс»

  • знакомство с методами саморегуляции в стрессовых ситуациях
  1. Гимнастика по Джекобсону
  2. Дыхательная гимнастика
  3. Релаксация

5. Занятие «Арт-терапия»

  • профилактика тревожных и депрессивных состояний
  1. Лекционный материал
  2. Упражнение «Радуга»
  3. Репродукции картин, обсуждение

6. Занятие «Поэзия»

  • развитие творческих способностей и духовно-нравственного потенциала
  • развитие умения выражать свои чувства и эмоции
  • профилактика тревожных и депрессивных состояний
  • поддержание когнитивных процессов (памяти, внимания)
  1. Чтение стихов
  2. Игра «Написание стихов»
  3. Викторина «Чьи это строки?»

7. Занятие «Творчество Э.А. Рязанова»

  • развитие творческих способностей и духовно-нравственного потенциала
  • развитие умения выражать свои чувства и эмоции
  • профилактика тревожных и депрессивных состояний
  • поддержание когнитивных процессов (памяти, внимания)
  1. Лекционный материал о жизни и творчестве Э.А. Рязанова
  2. Игра «Рязановские крылатые фразы»
  3. Видеофрагменты песен и романсов
  4. Викторина

8. Занятие «Элементы коммуникативного тренинга. Подведение итогов»

  • закрепление полученных знаний и навыков
  • получение положительной обратной связи
  • закрепление чувства эмоциональной и психологической защищенности
  1. Проведение антистрессовых упражнений
  2. Упражнение «Цитаты великих людей»
  3. Упражнение «Ладонь»

Впервые программа была проведена в 2013 году.

Выводы и результаты

  1. Разработана и успешно проведена программа групповых психологических занятий с гражданами пожилого возраста.
  2. В ходе занятий произошло снижение социальной изоляции, и как следствие, улучшение психологического состояния участников группы.
  3. Участники группы получили информацию для дальнейшего формирования своей психологической культуры.
  4. Программа была одобрена и получила рекомендацию от методического объединения психологов Калининского района СПб.

Https://сайт/wp-content/uploads/2017/11/993b86e17167d3bf9079d49fb05cc6c2.jpg

Из этой статьи вы узнаете:

    Каковы основные особенности общения с пожилыми людьми

    Как возрастные изменения оказывают влияние на общение с пожилыми людьми

    Каковы основные правила общения с пожилыми людьми, которые помогут наладить с ними контакт

    Чего не нужно делать при общении с пожилыми людьми

    Какие особенности имеет общение с пожилыми людьми с деменцией

Жизнь у всех складывается по-разному — кто-то счастлив и обитает вместе с немолодыми родственниками большой полноценной семьей, для других это вынужденные тягостные обстоятельства, а кому-то сложно контактировать по причине удаленности. Еще труднее, когда такие близкие больны или требуют постоянного ухода. В любом случае, важно гармонично построить общение с пожилыми людьми, понять специфику отношения к ним, помочь им вернуть уверенность в своих силах и чувство собственной необходимости.

Каковы особенности общения с пожилыми людьми

Для одних наступление пенсионного возраста ассоциируется с отдыхом от надоевшей работы, для других — это появление пустоты в жизни и приход неведомых ранее проблем. Энергию и позитивный настрой пожилых людей подрывают заболевания и появляющиеся мысли о смерти. Кто-то находит себе применение в бытовых заботах, кто-то занимается работой на дому, но некоторые, особенно одинокие люди, так и не могут обрести в себе силы. Они готовы отправиться в интернат для престарелых, где есть общение, уход и совместные занятия.

В современном мире душевное состояние человека, независимо от фазы его жизни, в большой степени обусловливается качеством и полнотой его коммуникации. Следует помнить, что общение с пожилыми людьми имеет свои особенности. Некоторые затруднения этого процесса могут быть вызваны необратимыми изменениями физиологии, которым человек в преклонном возрасте подвергается с каждым годом все больше.

С физическим старением ухудшается самочувствие, снижается самооценка, растет ощущение собственной ненужности и т. п. Пожилые люди вступают в стадию кризиса идентичности, когда наблюдается снижение желания радоваться и чувствовать полноту жизни. У человека появляется пессимистическое настроение, ипохондрия и склонность к осознанному одиночеству.

С возрастом структура головного мозга также претерпевает изменения, притормаживается мышление, труднее формулируются мысли, слабее контролируются реакции, уменьшается общение. Проявление таких отклонений выражается в длительном рассказе одного и того же, отвлечении от темы, в некой невыдержанности, резкости поведения или даже агрессии.

Общение с людьми пожилого возраста требует внимания, ведь они легко устают от разговоров. Экономя свои силы, старики предпочитают ограничить неважные для них контакты.

Особенности, которые влияют на поведение пожилых людей, изложены ниже.

  • Гипертрофированность событий

В наши дни пожилые люди предпочитают поддерживать уровень своей занятости, несмотря на то, что случаи, когда время престарелого человека расписано по минутам и насыщено различными событиями, достаточно редки. Они стараются каждое дело превратить в целое мероприятие. К примеру, телефонное общение, посещение врача, встреча со знакомыми или соседями оборачиваются событием всего дня.

Общение с пожилыми людьми требует предварительной договоренности о визите. Собираясь к престарелому человеку, уточните удобное для него время, позвольте ему настроиться на встречу, чтобы внезапность вашего появления не сбила ему планы и не стала стрессовой ситуацией. Ведя размеренный образ жизни, пожилые люди привыкают к спокойной обстановке, определенному распорядку дня, с которым необходимо считаться, если вы запланировали свое общение и визит. Старайтесь не нарушать планы, которые важны для стариков, ведь любой сбой ими переносится гораздо тяжелее, чем молодыми.

  • Своеобразное ощущение времени

С психологической точки зрения престарелые люди живут настоящим, не забывая о прошлом. Именно поэтому они запасливы и бережливы. Остановившись в данном времени, они сохраняют и ценности духовного мира. Люди преклонного возраста довольно непросто меняют тему разговора, не высказав все, что наболело. Им сложнее быстро анализировать ситуацию и делать выводы. Понимая такие их возрастные особенности, необходимо более лояльно строить общение с пожилыми людьми и адекватно относиться к изменению их характера.

  • Желание снова почувствовать себя молодым и полным сил

Одна из многочисленных причин непонимания пожилых людей кроется в недостаточном терпении к их воспоминаниям. Рассказывая о своих прошлых заслугах, возвращаясь к прожитым событиям, старики становятся как будто снова молоды, красивы, сильны. Переживая заново свой успех или встречаясь мысленно с родителями, друзьями, они могут и приукрасить немного, думая, что все так и было на самом деле. Старайтесь так строить свое общение с пожилыми людьми, чтобы они больше вспоминали. По мнению геронтологов, занимающихся исследованиями жизнедеятельности стариков, возврат к прошлым событиям способствует созданию эмоционального и интеллектуального комфорта, снижает апатию, повышает тонус. Это напоминает своеобразный вид творчества. Не нужно мешать пожилым людям, когда они предаются воспоминаниям, лучше внимательно послушать и поддержать беседу. Если вы торопитесь, корректно договоритесь о другом времени для такого разговора.

Многим пожилым совершенно неинтересно общение со своими ровесниками. Для них предпочтительнее общество людей, относящихся к следующему поколению. Изучение долгожителей подтвердило, что наличие возможности общения с молодыми людьми, регулярные беседы с друзьями и соседями существенно повышают жизненный тонус и продлевают жизнь. Старайтесь наладить контакт со стариками и украсить их быт своим присутствием.

Как возрастные изменения влияют на общение с пожилыми людьми

Агрессия

Конечно, есть добрые и кроткие бабушки, которые безмерно любят своих внуков и детей, кормят соседских кошек и собак. Но в реальном мире намного больше агрессивно настроенных дам. Климакс у женщин снижает уровень серотонина — гормона счастья, вырабатываемого надпочечниками, и повышает концентрацию гормона стресса — кортизола, вызывая перепады настроения и агрессию. Представители сильного пола также не защищены от гормональных изменений, искажающих обычное поведение человека.

Агрессивность проявляется не по воле пожилых людей. Однако если приступы ярости учащаются, а мотивы находятся все реже, не уклоняйтесь от проблемы, попытайтесь разрешить ее совместно. Налаживая общение с пожилыми людьми, старайтесь избегать слов «старость», «немощность» и т. п. Расскажите о санаторном лечении, благоприятном влиянии медикаментов на стабилизацию настроения, предложите проконсультироваться со специалистом. Как вариант, сами посетите геронтолога и выясните, что нужно делать в вашем случае.

Бывает так, что старики не хотят признавать данную проблему и не считают свою раздражительность агрессивной и навязчивой. Правила общения с пожилым человеком утверждают, что в этой ситуации вам следует исключать разговоры во время приступа. Кладите телефонную трубку или выходите в другую комнату. Не стоит выслушивать несправедливые упреки и гадости и усиливать агрессию.

Тревожность

Редко встречаются пожилые люди, которые остаются спокойными, когда начинают умирать ровесники, друзья и знакомые. И то, что было далеко, оказалось совсем рядом. Появление страха смерти очень сильно подрывает покой немолодых людей, сказывается на их восприятии жизни, снижает настроение. Нивелировать его воздействие способно только возвращение в социум. Строя общение с пожилыми людьми, старайтесь дать им возможность осознать свою нужность и значимость. Попробуйте определить их на занятия в клубы, организующие досуг пенсионеров. При них могут быть и курсы компьютерной грамотности, и хор, и различные другие развлекательные мероприятия. Эти организации поддерживают и волонтерские движения. Возможно, ваш родственник найдет себе друзей. Он вновь ощутит себя нужным, ухаживая за более слабыми людьми, помогая другим, в том числе и животным.

Обидчивость

Налаживая общение с пожилыми людьми, не следует забывать о ранимости этого возраста. Одно неосторожно сказанное слово может нанести такую обиду, что придется долго объясняться. Есть старые люди отходчивые, они умеют выслушать доводы и быстро забыть о своих огорчениях. Но есть и те, которые все преувеличивают и из всего делают целую трагедию. С первыми проще. Им необходимо все объяснить, дать время на обдумывание или перевести все в шутливую форму. Проблема разрешится сама собой. Сложнее со вторыми, ведь они изображают сильнейшее потрясение и глубочайшее оскорбление, всем своим видом требуя от вас извинений. Если точно знаете, что обиды мнимые, игнорируйте их. Пробуйте общаться с пожилыми людьми дружелюбно и корректно.

Забывчивость

Самую серьезную проблему в преклонном возрасте представляет ухудшение памяти и, как следствие, забывчивость. Возраст изнашивает организм любого человека, стареют все органы, в том числе и мозг, снижая функциональность всех систем. Старайтесь максимально внимательно относиться к своим престарелым родственникам, наблюдайте за их поведением.

Частая забывчивость может быть просто невнимательностью или рассеянностью, но способна свидетельствовать и о серьезных проблемах. Если данная ситуация вас беспокоит, то настоятельно убедите пожилого родственника в необходимости врачебной консультации и назначении поддерживающей терапии. Можете самостоятельно проконсультироваться с доктором, взять различные информационные буклеты, касающиеся данной темы. Пожилые люди печати верят гораздо больше, чем другому источнику. Попробуйте сделать акцент на общем укреплении всего организма при помощи лекарства. Убедите, что данный препарат прекрасно поддержит иммунитет, улучшит кровоснабжение мозга и т. д.

Скупость

Для большинства людей с выходом на пенсию коммуникативность и качество жизни резко снижаются. Неуверенность в будущих доходах делает их скупыми. При общении с пожилым человеком, близким для вас, постарайтесь максимально уверить его, что он всегда может рассчитывать на вас, что вы поможете и не дадите его в обиду. Необязательно эта помощь понадобится, но осознание того, что всегда есть на кого опереться, дает пенсионерам веру и в свои силы. Финансовая поддержка в такой ситуации второстепенна. Но если жизненные обстоятельства заставляют быть в режиме жесткой экономии, то спокойно предложите своим близким презентовать вместо подарка деньги, при этом сами просите себе в аналогичных случаях что-либо полезное и несвязанное с покупками. К примеру, провести вместе выходной, побыть с ребенком, приготовить вашу любимую еду и т. п.

Манипулирование

Старость не способна самостоятельно сделать человека манипулятором. Возраст только усиливает негативные стороны личности. При неблагоприятном раскладе престарелый человек может впасть в депрессию или нарочно заболеть, чтобы вы не выходили замуж за Федю, назвали ребенка Васей или не встречались с любимой подругой. Общение с пожилыми людьми не должно сводиться к выполнению всех мнимых прихотей.

Не стоит даже вступать в полемику, если видите, что это вымысел. Старайтесь игнорировать придуманные капризы. Разболелась голова от вашей новой прически? Предложите таблетку или визит врача. Заболело сердце? Посоветуйте прилечь и вызвать скорую. Такие рекомендации резко улучшают самочувствие.

В таких ситуациях бессмысленно ссориться и скандалить. Не стоит принимать на свой счет все обиды и обвинения. Думайте, что это не имеет к вам никакого отношения. Возможно, что ваш пожилой собеседник ждет от вас негативных эмоций, поэтому старайтесь сдерживаться и никак не реагировать даже внутри себя. Манипулятор понимает бесполезность своих спектаклей, когда собеседник соглашается с ним или резко прерывает общение. В таких случаях будет уместна фраза: «Мы не станем это обсуждать» — или шутливое сочетание: «Виноват, исправлюсь».

Старческое слабоумие

В настоящее время очень большое внимание уделяется довольно распространенному и очень опасному заболеванию — деменции или старческому слабоумию. Общение с пожилыми людьми требует особой внимательности, чтобы своевременно распознать данный недуг по первичным симптомам. Нужно беспокоиться при:

    Потере памяти. Это не относится к забывчивости или невнимательности. При потере памяти пожилые люди абсолютно не могут восстановить даже самый значимый эпизод, произошедший совсем недавно;

    Потере интереса ко всему, что ранее радовало. Пожилые люди перестают читать, общаться с друзьями и т. д.;

    Отсутствии личной гигиены, растерянности, неряшливости, наличии бессонницы;

    Нарушении речи. Частая потеря мысли, пропускание фрагментов фраз, звуков, уменьшение словарного запаса;

    Неправильном восприятии действительности, панических атаках, мнительности.

Попробуйте уверить ваших престарелых близких, что им не о чем беспокоиться, вы всегда сможете им помочь в случае необходимости.

Совет 1. Вы должны знать о проблемах со здоровьем пожилого человека .

С возрастом у стариков обостряются болезни, что может замедлять речь, понимание, реакцию. Правила общения с пожилым человеком рекомендуют перед разговором узнать о состоянии его здоровья. Не страдает ли он потерей слуха, речи, памяти. Наличие этих факторов значительно усложняет коммуникацию с престарелыми. Не стоит также забывать, что возраст не индикатор здоровья человека.

Совет 2. Будьте внимательны к окружающей среде, в которой общаетесь.

Правила коммуникации с пожилым человеком рекомендуют учитывать и выбирать обстановку, где происходит встреча. Наличие раздражающего шума, большого количества людей, громкая музыка, суета — все это оказывает значительное влияние на психологическое состояние стариков, раздражает их, особенно если проблемный слух или речь. Всегда уточняйте у собеседника, удобно ли ему, спокойно ли и комфортно. При отрицательном ответе просто выберите другое место.

Совет 3. Говорите четко и членораздельно, смотря в глаза .

С возрастом усиливаются проблемы со слухом. Налаживая общение с пожилыми людьми, следите за тем, чтобы ваша речь была четкой и членораздельной. При разговоре смотрите прямо в лицо, не отворачивайтесь. Собеседник скорее поймет вас, если вы не будете глотать предлоги, а станете громко и понятно произносить каждое слово, шевеля губами. Не расслышав что-либо, он сможет восполнить пробел по артикуляции.

Правила общения с пожилым человеком рекомендуют говорить достаточно громко, но не провозглашая. Приспособьте тембр и уровень звука вашего голоса под потребности немолодых собеседников, учитывая при этом и внешнюю обстановку, и качество их слуха. Никогда не кричите на человека лишь потому, что он пожилой. Только уважительное отношение к собеседнику поможет вам подобрать комфортный для вас обоих уровень громкости.

Совет 5. Используйте четкие и точные вопросы и предложения.

Если видите, что пожилые люди вас не понимают, повторите и перефразируйте предложение или вопрос. Подбирайте простые выражения, которые легко воспринимаются. Помните, что сложно построенные фразы или вопросы запутывают стариков, им чем проще, тем понятнее.

Совет 6. Применяйте визуальные средства, если это возможно.

Общение с людьми пожилого возраста может быть наглядным. Зная о проблемах ваших близких с памятью или слухом, старайтесь применять в разговоре с ними наглядные примеры. Показывайте то, о чем идет речь. В частности, не спрашивайте: «Что у вас болит?» — а скажите, указывая на голову: «У вас болит голова?».

Совет 7. Не спешите, будьте терпеливы и улыбайтесь .

Правила общения с пожилым человеком рекомендуют чаще улыбаться при беседе. Покажите искренней улыбкой, что вы понимаете его, уважаете и дорожите им. Старайтесь всегда поддерживать дружелюбное отношение при разговоре с пенсионерами, не забывайте говорить медленнее и понятнее. Делайте интервалы между вопросами, чтобы дать возможность понять спрашиваемое и продумать ответ. Такие паузы говорят о вашем уважении и терпении. Это особенно важно, если пожилые люди склонны к потере памяти.

10 правил общения с пожилыми людьми, которые помогут наладить контакт

Правило 1 . Планируем беседу заранее

Пожилые люди требуют гораздо большего внимания, чем просто поздравления и открытки к праздникам. Устраивая свой быт, занимаясь своей семьей, дети могут не уделять престарелым родителям необходимого им времени. Это самая частая причина ссор, появления печально известной озлобленности, неуверенности в себе и ощущения ненужности у пожилых людей.

Чтобы узнать, что чувствует мать, которая не видит заботы детей, их внимания и понимает, что время ежеминутно утекает, поставьте себя на ее место и мысленно представьте, что это ежедневные состояния. Вас не должно раздражать общение с людьми пожилого возраста. Старайтесь полноценно уделять внимание своим родителям. Интересуйтесь их здоровьем, настроением, вопросами, проблемами. Предлагайте свою помощь, заботьтесь о них, как они когда-то опекали вас. Если у вас слишком плотный график работы, то заранее определяйте время для общения с родными. Заведите семейную традицию — совместное чаепитие, воспитывайте у ваших детей уважение к родителям на своем примере.

Правило 2 . Дарим друг другу немножко свободы

Интересуясь темой общения детей и старшего поколения, проведите небольшое исследование на каком-либо форуме. Задайте вопрос и будьте уверены, что практически все ответы сведутся к одному: лучше любить родителей на расстоянии. Смысл в том, что сложно устроить скандал или выяснение отношений, созваниваясь или посещая друг друга раз в месяц. Расстояние только сильнее приближает к идеалу контакты между близкими людьми.

Правила общения с пожилым человеком советуют, чтобы исключить недовольство вашими поступками как причину ссор, сохранять свободное пространство между вами. Это поможет вам избежать высказываний о неправильном распорядке дня, плохом воспитании детей, лени в выходные дни. Иначе неизбежно наличие критических замечаний, ведь родители навсегда остаются родителями и постоянно будут уделять внимание корректировке вашего поведения.

Если вы вынуждены проживать в одной квартире с пожилыми людьми, то сразу договоритесь о независимости ваших отношений с супругом или детьми от мнения престарелых родственников. Убедите, что лучшим помощником вам станет взаимоуважение в семье.

Правило 3 . Просить о помощи, давать несложные поручения.

Главная причина ухудшения жизни пожилых людей заключается в резком уменьшении количества занятий и дел. Старики, привыкшие быть в центре событий, постоянно трудиться и чем-то заниматься, очень трудно перестраиваются на другое поведение. Выполнение несложных поручений служит повышению самооценки, возрождению ощущения нужности, заставляет двигаться.

Общение с пожилыми людьми выгодно и вам, особенно важна помощь с детьми. Выбирайте такие виды поручений, которые не обременят ваших родителей, а будут приносить им радость и удовольствие. Ведь занятия с малышами могут стать серьезной нагрузкой для пожилых людей. Бабушка печет самые вкусные пироги, а дедушка прекрасно играет в шахматы? Эти навыки и используйте. Нужно, чтобы старики были уверены в своих силах и комфортно выполняли ваши поручения.

Правило 4 . Заставляйте думать.

Общение с людьми пожилого возраста не должно сводиться к обсуждению болезней и бытовых проблем. Ученые, постоянно тренирующие свой мозг освоением новой информации, практически до конца жизни не теряют остроту ума и сохраняют контакты с коллегами. Старайтесь поддерживать работу мозга своих пожилых родственников, помогайте им в изучении компьютера, познании чего-то нового или повторении уже известного. Геронтологи рекомендуют разнообразить досуг стариков овладением иностранных языков, освоением компьютерной грамотности, знакомством с кухней народов мира, беседами и т. п. В настоящее время много различных курсов, в том числе и бесплатных, где пенсионеры не только получают общение друг с другом, но и развиваются и поддерживают в тонусе работу мозга.

Правило 5 . Спрашивайте совета

Возрастные изменения у пожилых замедляют остроту восприятия, быстроту изучения и понимания нового, сглаживают выражение эмоций. Вместо этого к ним приходит мудрость, рассудительность, осознание важности жизненных ценностей.

Чтобы сделать общение с престарелыми людьми гармоничным, чаще просите у них совета. Это установит доверительные отношения между вами, поможет взглянуть на проблему с высоты других прожитых лет и очень облегчит контакт. Возможно, то, что казалось вам крайне важным, потеряет свою ценность после разговора с мудрыми человеком, а то, о чем вы думали, что подождет, станет приоритетным для вас. И даже если вы не собираетесь пользоваться советом и все давно уже решили, все равно продемонстрируйте уважение, важность вашего общения и потребность во мнении родителей.

Правило 6 . Контролируйте речь

Общение с пожилыми людьми должно быть максимально корректно. Помните, что слово не воробей. И иное высказывание может ранить сильнее поступка. То, что вы никогда бы не сказали чужому человеку, никогда не говорите и близким людям, особенно родителям.

Будьте внимательны к собственной речи, контролируйте ее и знайте, что мать и отец уже не те, но и вы поменялись тоже. У вас теперь есть возможность вернуть им все тепло, которое они вам дарили в детстве, заботиться о них, стараясь сохранить их для себя как можно дольше. Никогда не делайте вид, что вам безразлично их мнение, надоели капризы и вы уже слишком взрослые. Подчеркните, что они важны для семьи, пусть их ворчание не раздражает вас, а советы не кажутся устаревшими. Своим отношением к родителям вы учите детей, как нужно будет обращаться с вами. Находясь в обстановке взаимоуважения, они не смогут жить по-другому. Думайте об этом, разговаривая со своими престарелыми родителями.

Особую роль играет тон общения, люди солидного возраста воспринимают его более остро, чем вы. Одна фраза способна изменить не только смыл сказанного, но и настроение собеседника.

Правило 7 . Поменяйте ракурс

Время неумолимо тянет нас во взрослую жизнь, постепенно меняя все вокруг нас. Отношение к родителям тоже переходит на новый уровень. Они уже не беспокоятся, выполнили ли вы домашнее задание, что вам необходимо приобрести и т. д. Теперь ваша задача заполнить их бытие вниманием, заботой и опекой. Живите как считаете нужным, но будьте всегда рядом и помогайте им во всем.

Но всегда бывают исключения. Встречаются семьи, где люди не находят взаимопонимания и общение детей и родителей превращается в муку для каждого. В таких случаях вам не стоит вовлекаться эмоционально и спорить. Лучше улыбнуться, согласиться и относиться ко всему происходящему как посмотрел бы приглашенный психолог. Почитание родителей — это долг любого здравомыслящего человека. Подарите им капельку внимания, преподнесите небольшой сюрприз, внимательно выслушайте совет. Гармоничное общение с пожилыми людьми важно для любого из нас.

Правило 8 . Создайте уют

Журналисты одного из изданий обратились к психологам за помощью в разрешении вопроса, почему пожилые люди более растеряны, их чаще раздражают дети, им чужды перемены и т. д. Получив профессиональные советы по психоанализу, семейной расстановке, позитивному мышлению и т. п., журналисты применили их на практике, пытаясь добиться улучшения отношений путем облагораживания внутреннего мира пожилых людей.

Получились совершенно неожиданные результаты. Старики отдали предпочтение не психологическим уловкам, а вещам крайне приземленным. Их очень привлекает домашняя обстановка, уютный интерьер, комфорт, спокойное течение жизни, чистота и порядок во всем. Приобретайте для своих родных красивые предметы, которые приятны на ощупь и радуют глаз. Родители рассматривают попечение об их доме как заботу о себе.

Правило 9 . Научитесь прощать

Общение с людьми пожилого возраста не терпит обид. Нет смысла таить злость на деда, которого завтра может не стать. Нужно стараться все делать вовремя, в том числе и прощать. Забудьте глупые сиюминутные обиды и не держите зла. Если это сделать непросто, тогда попробуйте медитировать. Почувствовав, что теряете контроль над эмоциями, выйдите из комнаты, присядьте и ни о чем не думайте несколько минут. Набравшись сил, вы снова сможете продолжить общение.

Правило 10 . Учитесь отдавать любовь, заботу, поддержку

Не стоит пытаться переделать пожилых родителей. Помните, что есть время получать тепло, нежность, заботу и время их дарить. Старайтесь уделять старикам максимум внимания, поддерживая общение и отдавая им любовь, ласку и помощь.

Родители вложили в нас достаточно, чтобы отблагодарить их тем же. Заботиться, даря тепло и нежность, не менее приятно, чем все это получать.

Каким должно быть общение с пожилыми людьми и инвалидами, испытывающими проблемы со здоровьем

Следуйте нескольким простым, но крайне важным положениям, помогающим наладить полноценное общение с пожилыми людьми, имеющими проблемы со здоровьем.

Правило 1.

Уделяйте максимально возможное внимание пожилым людям. Ваше доброжелательное отношение, умение выслушать и понять способны заметно облегчить их состояние. Согласно исследованиям обычный человек излагает свои проблемы врачу в течение трех минут. Эффективность общения с пожилыми людьми, испытывающими осложнения со здоровьем, напрямую зависит от вашего умения слушать и сопереживать.

Правило 2.

Рассказывая о своих недугах, пожилые люди ждут от вас поддержки и понимания. Необязательно что-либо говорить и искать нужные слова. Достаточно просто взять руку, погладить плечо, приблизиться или кивнуть.

Правило 3.

Стоя рядом с лежащим больным, мы невольно увеличиваем его тревожность, повышаем ощущение дискомфорта и т. д. Правила общения с пожилым человеком рекомендуют располагаться на одном уровне с ним, присесть у его кровати, подвинуться поближе. Эти нехитрые приемы увеличивают эффект благоприятного контакта.

Правило 4.

Желая выяснить самочувствие и состояние здоровья пожилых людей, тщательно продумывайте каждый задаваемый вопрос. Озвучив нужное, дождитесь ответа, дайте время обдумать и не торопите. Несколько вопросов, заданных подряд, могут сбить собеседника. Старайтесь избегать формулировок, которые уже содержат и ответ, к примеру: «У тебя болит спина?» — или: «Понизилось давление?» Дайте возможность человеку самостоятельно описать свои ощущения и симптомы. Не задавайте односложных вопросов, расспрашивая о том, что беспокоит. Правила общения с пожилым человеком рекомендуют терпеливо выслушать жалобы, не вставляя преждевременных реплик, не демонстрируя свое недовольство и желание закончить разговор.

Правило 5.

Строя свое общение с людьми пожилого возраста, изначально разговаривайте на понятном им языке, простыми словами, без заумных оборотов. Слушая внимательно, вы можете заметить в повседневном рассказе о бытовых подробностях симптомы заболевания, которые старики не озвучивают при описании состояния своего здоровья.

Правило 6.

Не стоит недооценивать значение эмоционального фона. Длительные и тяжелые заболевания могут сделать самого добродушного человека раздражительным, нервным и озлобленным, а его поведение станет напоминать старческое слабоумие. Пожилые люди особенно подвержены этому.

Помните, что преклонный возраст не лишает человека индивидуальности, характера и персональной манеры общения. Правила контактов с престарелыми подчеркивают, что плохое самочувствие может заставить их замкнуться в себе, вызвать нежелание говорить с окружающими. Агрессивная реакция и отсутствие логики в высказываниях не всегда являются показателем деменции. Дайте возможность пожилому человеку быть самим собой, не требуйте от него ничего и не навязывайте что-либо. В таком состоянии старикам нужно общение, поддержка и понимание.

Правило 7.

Общение с пожилыми людьми требует душевности и желания помочь. Если ваши близкие просят сделать что-то сложное для вас, старайтесь при разговоре всегда озвучить основание для отказа. Спокойно и корректно объясните, что вы готовы выполнить это для них, но не получится по следующим причинам. Если просьба реальна, то никогда не отказывайте в помощи, сделайте все возможное для ее осуществления.

Правило 8.

Затрагивание чувствительных тем не всегда легкое, но необходимое дело. Общение с пожилыми людьми о деликатных аспектах дает им ощущение защищенности, подчеркивает серьезность вашего отношения. Лучше лишний раз попросите разрешения на выполнение той или иной медицинской или гигиенической процедуры. Скажите, что вы будете делать, найдите такие слова, услышав которые человек успокоится, снимется его зажатость и стеснение. Уверьте, что ничего особенного в этом нет, и вы сами испытывали бы те же чувства.

Правило 9.

Важнейшим элементом нормального общения с пожилыми людьми считается разъяснение всех вопросов и тем. В случае тяжелой болезни определите сами — готов ли ваш родственник узнать все аспекты его состояния. Старикам не стоит все рассказывать сразу, лучше разделить сложный разговор на несколько частей.

Правило 10.

Наличие понимания и сострадания при различных контактах ценится немолодыми людьми больше, чем самые комфортные условия и эффективные лекарства. Выражение сочувствия и готовности прийти на помощь — основа полноценного общения с пожилым человеком. Не стесняйтесь выражать свои искренние чувства, поддержите его словами, убедите, что испытываемый им страх понятен. Это нормализует и его эмоции, немного успокоит и даст надежду.

Соблюдение этих абсолютно не сложных для вас правил поможет наладить общение с пожилыми людьми, сделает ваши встречи желанными, подарит вашим собеседникам чувство уверенности, нужности и ощущение заботы.

Какие особенности имеет общение с пожилыми людьми с деменцией

Немолодые люди, страдающие деменцией, часто очень сложно объясняют, что им нужно. Это приводит к срывам, гневу и даже агрессии.

В настоящее время уже разработаны методики общения с пожилыми людьми. Стоит уточнить у врача, не вызваны ли данные симптомы лекарственными препаратами, которые человек принимает, или другой болезнью.

Признаки проблем с речью у пожилого человека:

    Постоянное повторение одних слов;

    Наличие в речи ругательства;

    Изменение логически понятного порядка слов;

    Частая потеря мыслей;

    Попытка общения при помощи жестикуляции;

    Искажение слов, описывающих объект.

В совокупности с названными выше симптомами у пожилых людей может наблюдаться нарастание враждебности. Следует знать, что при деменции агрессивное состояние выражено только словесно, физического проявления не бывает. Гневная реакция особенно характерна в случаях, когда пожилые люди чувствуют нарушение их личного пространства, к примеру, при купании, одевании и т. д.

Усиление стресса у престарелых вызывает необходимость выбора. Не следует им задавать вопросы в стиле: «Какую пижаму тебе подать, зеленую или коричневую?». Выберите сами и скажите: «Предлагаю надеть вот это». Если у больного не получается сделать что-либо, не ругайте его и сохраняйте абсолютное спокойствие. Предложите заняться этим позже.

Наладить полноценное положительное общение с пожилыми людьми поможет соблюдение правил взаимоуважения и обход ситуаций, способных привести к срыву.

Для налаживания контакта с больным нужно следовать таким советам:

    Контролируйте жестикуляцию. Общение должно проходить расслабленно и спокойно.

    Минимизируйте внешнее раздражение. Не стоит включать радио или телевизор. Не забывайте называть человека по имени, напомните ему свое.

    Выбирайте для общения с пожилыми людьми короткие, простые предложения, четко произнося каждое слово. Спокойно повторите вопрос, который больной не понял.

    Избегайте формулировок, требующих ответа «да» или «нет». Ситуация выбора может утомить больного человека.

    Не торопитесь получить отклик. Дайте время на понимание вопроса и выбор ответа.

    Больному удобнее пользоваться пошаговыми инструкциями. Спокойно напомните ему, если он что-то забыл. Всячески оказывайте ему помощь.

    Дарите ему душевное тепло. Не стоит спорить, переубеждать в чем-либо. К примеру, на утверждение больного, что отец заберет его домой, отвечайте, что знаете об этом и уверены, что все будет хорошо.

    Несложно оставлять больному письменные напоминания. Заметки должны быть изложены понятными словами и легко читаться. Можно просто оставить нужную одежду на постели и попросить больного ее надеть.

    Вспоминайте прошлое вместе. Интересуйтесь историями из жизни больного. Вдаваясь в воспоминания, человек забывает о реальных проблемах, его настроение заметно улучшается. Предложите вместе посмотреть фотографии.

    Чаще улыбайтесь. Переводите незначительные проблемы в шутку. Рассказывайте смешные истории, вызывая радость больного. Никогда не смейтесь над ним.

    Проявляйте уважение. Не обвиняйте и не обсуждайте больного человека. Необдуманно сказанные слова могут обострить ощущение ненужности и ранить его.

Жизнь у всех складывается по-разному, и кто-то живет вместе с пожилыми родственниками, а у кого-то нет возможности обеспечить полноценный и должный уход круглосуточно. К тому же, современный ритм существования большинства людей практически не оставляет времени на общение.

Одним из вариантов решения проблемы видится наличие различных пансионатов и домов престарелых. В пансионате «Осень жизни» пожилые люди с различными заболеваниями обеспечены профессиональным уходом, квалифицированной помощью врачей, разнообразным досугом и общением с постояльцами разного возраста.

Когда возникают проблемы общения с пожилыми людьми

Общение с пожилыми людьми должно быть сдержанным, корректным и заботливым. Проблемы в коммуникации возникают лишь в некоторых случаях. Старайтесь не допускать следующих ошибок, и ваши контакты будут только в радость.

    Не пытайтесь их изменить. Некоторые родители ставят в пример своим детям других, по их мнению, лучше учащихся, слушающихся старших и т. д. Проходит время, и в старости они получают в ответ такие же претензии. Другие родители дома не сидят, помогают с детьми и т. п. Не стоит этого делать. Пытаясь их изменить, мы нарушаем их комфортное состояние, которым они очень дорожат. Принимайте своих родителей такими, какие они есть. Просто любите их.

    Не стоит винить себя. Как бы прекрасно вы ни относились к родителям, все равно иногда в голову будут приходить мысли, что мог дать больше, что надо было сделать вот так и т. д. Не вините себя. Делайте все сейчас, не откладывайте разговор с родителями, напоминайте им о своей привязанности и любви к ним. Но не надо жить только их заботами. Все должно быть в меру.

    Избегайте конфликтов. Возраст усиливает чувство собственной неудовлетворенности и враждебность. Нужно научиться понимать причины агрессивного состояния близкого пожилого человека, тогда вы сможете ему улыбнуться, не реагировать на выпад и снизить этим негатив. Пробуйте сменить тему беседы и не допустить конфликта.

    Пусть общение будет в радость. Ожидая удовольствия, которое вы получите от контактов с пожилыми родственниками, вы будете в состоянии сгладить какие-то моменты, что-то не заметить. Вы не сможете злиться и обижаться, понимая, что очень рады, что родители живы и здоровы.

    Не спорьте.

    Никогда не показывайте свое превосходство пожилому человеку, не стоит недооценивать людей, особенно родителей. Уважение, забота и доброта — вот главные составляющие ваших отношений.

В статье использованы материалы газеты Аргументы и Факты .

В наших пансионатах мы готовы предложить только лучшее:

    Круглосуточный уход за престарелыми людьми профессиональными сиделками (весь персонал граждане РФ).

    5-разовое полноценное и диетическое питание.

    1-2-3-местное размещение (для лежачих специализированные удобные кровати).

    Ежедневный досуг (игры, книги, кроссворды, прогулки).

    Индивидуальную работу психологов: арт-терапия, музыкальные занятия, лепка.

    Еженедельный осмотр профильных врачей.

    Комфортные и безопасные условия (благоустроенные загородные дома, прекрасная природа, чистейший воздух).

В любое время дня и ночи пожилым людям всегда придут на помощь, какая бы проблема их ни волновала. В этом доме все родные и близкие. Здесь царит атмосфера любви и дружбы.

Нужна консультация?

Чтобы получить подробную информацию
по всем интересующим вопросам,
Вы можете оставить свой телефон
или позвонить по номеру:

Рассказать друзьям