Полугодовалые младенцы определили эмоции по выражению лица. Эмоции младенца

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Дети - существа очень искренние. Они еще не умеют лукавить, поэтому смеются, радуются, переживают, сочувствуют от чистого сердца. Их эмоции развиваются по мере познания мира и осознания своей роли в нем. Итак, узнаем о развитии эмоционального мира детей, начиная с периода беременности женщины.

Теперь мы знаем, что многое в будущем малыше формируется в процессе внутриутробного развития. Ведь до появления на свет было еще 9 месяцев жизни в животе мамы, которая для ребенка является первой вселенной. Все, что в период вынашивания малыша испытывала она, чувствовал и плод. Ее эмоции передавались ребенку, оказывая положительное или отрицательное влияние на становление его психики.

Организм плода формируется из веществ, поставляемых ему из тела матери. Следовательно, ее культура питания, образ жизни, наличие вредных привычек формируют основу здоровья будущего малыша. Чрезмерные эмоциональные реакции женщины, стрессы, которые она переживает, служат причиной множества послеродовых заболеваний у ребенка. Речь идет о неврозах, тревожности, аллергических заболеваниях, отставании в физическом и умственном развитии. Малыш и мама в период беременности - это целостная энергетическая система, а роды являются окончанием процесса совместного развития.

Психологи выявили традиционную закономерность в качестве эмоциональной связи, которая существует между матерью и ребенком. Если женщина вынашивает дитя с любовью и радостью, все время общается с ним, мечтает о его будущем, озвучивая эти планы, то это благотворно влияет на будущую психику плода и его клеточную память. Такой отпечаток остается на всю жизнь, он формирует главные качества человеческой личности.

Нейрологи констатируют, что если у беременной вследствие переживаний учащается пульс на некоторое время, а затем нормализуется, то это означает, что она справляется со своими эмоциями, а в будущем их контролировать сможет и малыш. То есть, скорее всего, он вырастет эмоционально устойчивым.

Когда будущая мама испытывает моменты радости, например, узнав пол малыша, она должна положить руку на живот, поговорить с ним о том, как она рада и ждет его появления на свет. Он ведь уже воспринимает все чувства матери. И чем они богаче и оптимистичней, тем лучше душевное развитие крохи. Гормоны радости женщины (эндорфины) формируют ощущения покоя и удовольствия будущего малыша. Если дитя часто испытывает такое состояние, то это окрашивает его будущий характер в положительные, оптимистичные, сильные тона. Именно поэтому беременная должна сознательно относиться к своему положению, хотеть стать матерью, а значит, планировать своих детей.

Эмоции новорожденного ребенка

О своем появлении на свет дитя сообщает плачем. Это первая эмоциональная реакция, которая является врожденной. Грудничок демонстрирует минимум эмоций, которые увеличиваются и совершенствуются со временем. Настойчивый плач крохи является его требованием получить желаемое как можно скорее. На втором месяце жизни у ребенка появляются первые положительные эмоции. Дитя учится радоваться постепенно. Мамина грудь, теплая постель, сухие пеленки пока не вызывают улыбку, а вот присутствие папы, мамы, которые улыбаются и спокойно общаются с ребенком, вызывают ответную положительную реакцию.

На третьем месяце развития у крохи проявляется комплекс оживления - положительная эмоциональная реакция на маму, папу, которая проявляется улыбкой, маханием ножками и ручками, движениями всем телом.

В три месяца дитя может улыбаться и в отсутствии рядом взрослых. Оно начинает брать игрушки, рассматривать их, играть, а родители в это время могут услышать его первый смех. Это не врожденная эмоция, а приобретенная. Уже через несколько месяцев смех малыша будет заливным. А для этого нужны общение, игры, достаточное количество положительных эмоций и удовольствия. Но родители должны учесть, что на первом году жизни девочки и мальчики легко перевозбуждаются, поэтому смех часто может перерасти в плач.

Исследования ученых констатируют, что после рождения малыша родители «специализируются» на разных видах контактов с ним. Роль мамы - это удовлетворение физиологических потребностей, разговоры с малышом, а папа больше любит с ребенком порезвиться. Его чаще, нежели маму, можно увидеть с „летающим” малышом на руках, играющим в прятки. Поэтому смех ребенка чаще слышит папа - в ответ на свое резвое общение.

Многие для того, чтобы вызвать улыбку сына или дочки, могут наклонять голову в разные стороны, шелестеть бумажками, подуть в живот малыша, понарошку покусаться. Детям до года очень нравятся игры с папой в прятки, когда тот закрывает лицо простынею и выглядывает из-под нее с удивленным веселым лицом. Такой вид папы вызывает у крохи заливной смех. Когда же во время занятости мамы дитя вместе с папой смотрит мультики или играет кубиками, то смех отца способен вызывать у крохи реакцию наследования. То есть в ответ на папины положительные эмоции дитя, копируя их, усиливает свою эмоциональную реакцию. Иногда смех папы способен заставить дитя хохотать очень долго.

Формирование эмоций - важное условие развития личности. К этой категории относятся настроение, страсти, аффекты, чувства, стрессы. Это "чистые" эмоции, которые являются составляющей психических процессов и состояний ребенка. В дошкольном возрасте формируются основы личности, осознание своего «я», объективная оценка себя, обогащается содержание эмоций, а также формируются высокие чувства.

В 4-5 лет дошкольник является человеком с разнообразным эмоциональным миром. Все его эмоции, переживания тесно связаны с семьей. Но в этом возрасте уже начинает закладываться основа общественных взаимоотношений, поэтому развиваются социальные эмоции. Так, у дошкольника появляются переживания по поводу результатов собственной деятельности, он выполняет новые задания в предвосхищении результатом, ожидании похвалы и уверенности в том, что он нужен, его труд востребован.

От основных эмоций радости и огорчения он переходит к более сложному спектру чувств. Это злость, обида, ревность, грусть, гнев. При этом все вышеуказанное проявляется взглядами, жестами, движениями, улыбкой, интонацией голоса.

Управлять своими переживаниями мальчик и девочка в дошкольном возрасте еще не могут. Именно поэтому дети больше подвержены сменам настроения, нежели взрослые. Их намного легче обидеть и развеселить. По этой причине за короткий промежуток времени дошкольники могут испытать целую гамму волнений и чувств.

Развитие эмоций дошкольника зависит от таких факторов:

  • Общение со сверстниками. Сопереживание одногодкам зависит от ситуации. В условиях личного соперничества эмоции переполняют ребенка, возрастает негативная экспрессия в адрес ровесника. А вот в групповых соревнованиях основой служат интересы группы, тогда успех делят все, и эмоциональная связь со сверстниками становится более тесной.
  • Специально организованная деятельность. Самые яркие эмоции дошкольник испытывает при сравнении себя с положительным героем сказки. Ребенок ему сопереживает. Негативные эмоции дошкольника отсутствуют.
  • Игра. Поскольку именно этот вид деятельности является ведущим для дошкольного возраста, то и характер эмоций усовершенствуется именно в играх. Общие переживания, ответственность, радость, огорчение дети испытывают в сюжетно-ролевой деятельности, музыкальной, изобразительной. Дошкольники учатся понимать друг друга, учитывать желания и настроение сверстников.
  • Семейные традиции. Только в семье , причем в полной, дети могут наследовать умение родителей сопереживать, дарить радость старшим и младшим членам семьи, преподносить им сюрпризы, а значит, проявлять уважение и создавать предпосылки к проявлению радостных эмоций. Традиции семейного досуга - это посещение на выходных родственников, зоопарка, путешествия не только расширяют кругозор малыша, а закрепляют в нем нравственные нормы. Именно в дошкольном возрасте формируется умение радовать близких и радоваться их успехам, сочувствовать и поддерживать, достойно переживать беду и трудности.

Эмоционально-неуравновешенный ребенок

Неуравновешенный ребенок с большим трудом адаптируется к детскому коллективу. Эмоциональная неуравновешенность характеризуется такими признаками:

  1. Быстрая смена настроения.
  2. Попытки изменить все, что ребенку не нравится.
  3. Предпочтение действий словам и мыслям.

На практике это проявляется щипками, толчками, драками со сверстниками, если что-то ребенку не нравится. Неработающая игра тут же ломается, не исполненное желание у такого малыша превращается в истерику или битье родителей. Ему характерна чрезмерная активность. Неуравновешенный ребенок использует свою моторику для высвобождения отрицательной энергии.

В подобных ситуациях полностью отсутствует самоконтроль.

Такое поведение осложняют жизнь и самому малышу, и родителям, и всем окружающим. При этом воспитательные методики (объяснения, переключение внимания, наказание, игнорирование) ощутимых результатов не дают. Взрывной ребенок требует особого подхода, и детские психологи советуют родителям следующее:

  1. Четко определить рамки дозволенного, не ослаблять их.
  2. Не применять физическую силу.
  3. Больше использовать аргумент убеждения.
  4. Удерживать конфликтные ситуации под контролем. Не нужно требовать от ребенка замолчать, а помогать выразить злость с помощью речи. Сглаживайте агрессию .
  5. Консультируйтесь с психологами.

Специально для - Диана Руденко

Экспериментальный дизайн

Gentaz et al. / PLOS One 2018

Маленькие дети учатся распознавать эмоции по лицу уже во время первого полугода жизни. Это выяснили швейцарские ученые, которые проследили за распределением внимания младенцев при просмотре изображений двух людей после прослушивания эмоционально окрашенного голоса, говорится в статье, опубликованной в PLOS One .

Основной канал передачи эмоциональных состояний другим людям - это визуально доступная информация: выражение лица, поза и жесты. Маленькие дети учатся распознавать эмоции уже в самом раннем возрасте; эта способность, однако, зависит от типа выражаемой эмоции. Так, уже в возрасте четырех месяцев дети отдают предпочтение счастливым, а не нейтральным лицам и смотрят на них дольше. Тем не менее, до сих пор неясно, когда у младенцев появляется способность именно определять эмоцию, а не вообще реагировать на изменения лица человека.

Один из способов проверить это - использовать эмоциональную информацию с двумя различными модальностями: например, визуальной и звуковой. Ученые из Женевского университета при участии Амайи Паламы (Amaya Palama) в своем эксперименте использовали два типа стимулов: после презентации эмоционально окрашенного голоса (счастливый, злой или нейтральный) в течение 20 секунд участникам показывали на экране два лица - злое и счастливое - в течение 10 секунд.

Всего в исследовании приняли участие 24 полугодовалых ребенка. Во время прохождения исследования движения глаз детей записывали с помощью айтрекера. Ученых интересовало распределение внимания в сторону соответствующего и не соответствующего голосу выражения лица: в случае, если ребенок отдает предпочтение одному из двух лиц, можно говорить о том, что он видит между ними разницу.

Ученые выяснили, что после прослушивания сердитого голоса младенцы смотрели и на счастливое, и на сердитое лицо примерно одинаковое количество времени. Однако, после презентации счастливого голоса, дети смотрели на сердитое лицо в среднем на 800 миллисекунд дольше.

Экспериментальная парадигма привыкания достаточно часто используется в исследованиях с маленькими детьми: ученые проверяют способность детей соотносить две пары стимулов (в данном случае - голос и выражение лица), показывая им соответствующий и не соответствующий стимул одной из двух модальностей. Другими словами, в том случае, если ребенок дольше смотрит на сердитое выражение лица после того, как услышит счастливый голос, исследователи могут прийти к выводу о том, что пара «сердитое лицо – счастливый голос» ему неизвестна, и он понимает, что счастливому голосу должно соответствовать счастливое лицо. Ученым, таким образом, удалось показать, что полугодовалые дети действительно умеют отличать эмоции, а не выделять изменения выражения лица, которые им соответствуют. Любопытно, что младенцы смогли распознать только положительные эмоции: скорее всего, по мнению ученых, это связано с тем, что счастливое выражение - самое часто наблюдаемое младенцами на лице взрослых.

В полгода дети умеют не только эффективно распознавать эмоции. Недавно ученые показали, что в этом возрасте у младенцев также и способность к соотнесению объекта реального мира и его названия.

Елизавета Ивтушок

Развитие эмоций у детей первого года жизни

23947

незримая эмоциональная связь между мамой и её ребенком не заканчивается после его рождения, а наоборот, усиливается! еще во время беременности женщина становится более чувствительной и у нее развивается интуиция. всё это помогает ей лучше чувствовать и понимать эмоциональные и физические потребности своего новорожденного малыша.

для ребенка очень важны первые впечатления от воссоединения сразу после родов. кроха нуждается в успокоении, мамином тепле и её защите. для этого маме достаточно взять малыша на руки, прижать к себе, нежно погладить, посмотреть ему в глаза, приложить к груди, прошептать ласковые слова. и тогда выражение его лица станет довольным и умиротворенным, а не потерянным и неудовлетворенным.

формирование и укрепление такой тесной привязанности мамы и малыша сложно переоценить. появившись на свет, малыш еще ничего не знает об окружающем его мире и о том, что ждет его в этом мире. он только начинает приспосабливаться к жизни вне мамы и познавать мир через свои ощущения. если кроха часто испытывает страдания - боль, голод, холод, одиночество - каким ему покажется мир?

скорее всего - равнодушным, неприятным, враждебным и опасным. а вот у крохи, который знает, что он любим и что он лучший, который ощущает поддержку и защищенность - наоборот, формируется базовое доверие к миру. малыш становится спокойнее и увереннее, гармонично развивается, активно воспринимает и познает мир, у него формируются положительные эмоции и качества личности.

период младенчества - время, когда ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. для нормального развития ребенка наряду с питанием, теплом, сном, чистотой и опрятностью, не менее важен его эмоциональный, телесный и социальный контакт с родителями, который будет давать стимулы для развития эмоций, интеллектуальной и физической сферы, а так же центральной нервной системы.

на первых порах у новорожденного малыша отсутствует ответная реакция на общение с мамой, плач ребенка обращен в никуда - это пока лишь рефлекторная реакция на дискомфорт. но, несмотря на это, взрослым необходимо обращаться с ребенком так, будто он уже готов включиться с ними в общение и ответить нам улыбкой.

именно благодаря нашей заинтересованности, разговорам, улыбкам и нежным прикосновениям, малыш к концу первого месяца уже начнет пытаться отвечать нам. вскоре вы увидите ответные действия вашего малыша: поднимание бровок, сморщивание носика, движения ручками и ножками, первые улыбки, разные звуки и т.п. всему этому малыш, конечно же, научится у вас.

со второго месяца младенец начинает испытывать потребность в общении, теперь он уже проявляет активность и осознанно использует плач - как сигнал «сос» и попытку воздействовать на маму. когда же мама склоняется над малышом и начинает с ним разговаривать - он отвечает ей улыбкой.

чуть позже, к 3-м месяцам, малыш начинает бурно демонстрировать свою радость от общения с мамой и другими взрослыми - он подолгу смотрит в глаза, улыбается, смеется, радостно гулит, размахивает ручками, перебирает ножками, выгибается всем тельцем. с помощью так называемого «комплекса оживления» малыш привлекает к себе ваше внимание. чем больше мама будет «провоцировать» «комплекс оживления», тем больше такая эмоциональная основа будет способствовать развитию двигательной, познавательной и голосовой активности малыша.

в 4 месяца малыш ищет взглядом взрослого и для привлечения его внимания издает призывные крики, между которыми останавливается, чтобы посмотреть на реакцию окружающих. а когда к нему подходят и начинают разговаривать - перестает плакать, улыбается, оживляется, проявляет бурную радость, громко смеется и кричит, «поет», тянется ручками, пытается дотронуться, двигает ножками. появляется привязанность к близким людям, особенно к маме. малыш может сильно огорчиться, если мама вдруг прервет общение с ним и выйдет из комнаты.

к 5ти месяцам кроха научается узнавать знакомых и незнакомых ему людей. с малознакомыми людьми он насторожен, напряжен и даже может расплакаться. в связи с этим появляется очень сильная потребность в постоянной близости мамы - защитницы.

шестимесячный малыш может ясно выразить свое желание - он будет радоваться, визжать, громко смеяться, тянуться руками и всем телом, а при не желании что-либо делать (одеваться, умываться) - будет отворачиваться, плакать, отталкивать ваши руки. кроха хорошо различает настроение взрослых, реагирует на выражения лиц, повышенные тона и ссоры, даже если они обращены не к нему.

со второго полугодия общение ребенка с взрослыми строится на основе предметной и игровой деятельности. на первый план выходит познавательный интерес. кроха с удовольствием наблюдает и пытается повторять за действиями взрослого: как греметь , как стучать ложками, как включать свет, как вынимать из ящика и т.п. такими манипуляциями малыш может заниматься длительное время.

в 7 месяцев малыш уже четко различает знакомых и незнакомых людей. при виде чужих - хмурится и молчит, но в то же время они ему очень интересны. с близкими ему людьми - малыш спокоен и дружелюбен. не следует в этот период заставлять кроху общаться с малознакомыми людьми - дайте ему время внимательно рассмотреть «чужака» и попривыкнуть к нему, сидя на ваших руках.

семимесячный малыш очень требователен в своих желаниях и уже с этого момента можно заняться его воспитанием.

восьмимесячный малыш учится общаться и познает себя в общении. он подражает действиям взрослых, радуется и громко смеется, понимает смысл простых игр «ку-ку», «догню-догоню», всем интересуется, по ситуации понимает, что сейчас будем кушать, мыться или пойдем гулять. комплекс таких положительных эмоций помогает в развитии у малыша общих движений и речи. кроха открыто показывает свою привязанность к маме и старается её удержать подле себя. другие дети пока не очень занимают малыша, он их скорее воспринимает как «игрушки», чем как товарищей по играм.

к девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. усиливаются и проявления эмоций: малыш бурно протестует, ревнует, гневается, расстраивается, капризничает. понимает, что его хвалят, и очень любит это дело. у малыша возникает робость и стеснительность. контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, малыш не разрешает им до себя дотрагиваться. однако налаживание отношений все же может удаться благодаря любопытству крохи.

десятимесячный малыш с удовольствием воспринимает заигрывания взрослых, подражает им, играет в «ладушки», «сорока-белобока», «ку-ку» и др. в общении использует позы, жесты, мимику, интонацию, лепет. понимает, когда его хвалят или ругают.

в 11 месяцев малыш проявляет свои симпатии и предпочтения. например, очень радуется приходу определенных знакомых людей и огорчается их уходу. в гневе может начать плакать, кричать, пинаться и даже бить того, кто держит его на руках или находится поблизости. маленький человечек проводит всё время рядом с взрослыми, действует с ними или рядом с ними.

ближе к году эмоциональный мир ребенка расширяется и углубляется: усиливается чувство любви к маме, появляются дружеские отношения с другими людьми. кроха очень радуется, когда удается завладеть какой-нибудь запретной «штучкой» - папиным телефоном, бабушкиными очками или маминым кремом. с удовольствием протягивает и отдает маме, если та попросит. отчетливо видны темпераментные проявления.

как можно помочь малышу в развитии и утончении его чувств и эмоций

С самого рождения окружите своего кроху вниманием, лаской, нежностью и заботой.

Берите его на руки столько, сколько вам хочется, прижимайте к себе. смотрите друг другу в глаза и разговаривайте по душам.

Малыш то и дело будет подавать вам сигналы. следите за выражением лица ребенка, за его движениями, хотя он и маленький, но у него уже есть своё мнение - хочу - не хочу, нравится - не нравится.

Вносите в вашу жизнь побольше позитива, заряжайте малыша положительными эмоциями и старайтесь вызвать обратную радостную реакцию малыша - почаще улыбайтесь, смейтесь, веселитесь, шутите, играйте.

Закрепляйте хорошее настроение малыша - улыбайтесь ему, когда он улыбается и смейтесь, когда он смеется.

Поддерживайте и хвалите маленького человека в его начинаниях. будьте позитивны, иногда намного действеннее сказать «как хорошо ты умеешь уже собирать пирамидку», чем «посмотри, как неаккуратно ты собрал пирамидку».

Когда ребенок повторяет за вами - поощряйте его и показывайте, что вам это нравится.

Помните, что вы для ребенка - образец для подражания. малыш перенимает ваши эмоции и поведение, так что работайте над своими словесными выражениями и привычками, будьте последовательны и постоянны.

Объясняйте малышу его и ваши чувства, а так же чувства других людей: «ты расстроился, потому что тебе не дали поупражняться в разбивании тарелок…»

Не заостряйте внимание на расстройствах малыша, но и не игнорируйте их. если кроха, например, ударился, пожалейте его «тебе больно», погладьте, и тут же переключите на что-то другое или покажите, как преодолеть препятствие.

Для развития коммуникативных способностей малыша постарайтесь, чтобы у него был широкий круг общения.

Оставляя малыша на попечение близких ему людей - старайтесь не затягивать ваше с ним прощание.

Что нужно знать о развитии эмоций и формировании социального поведения малыша

18-20 дней

на лице ребенка, чаще во сне, возникает скользящая улыбка.

реагирует плачем и криком на внешние раздражители.

использует плач для удовлетворения своих потребностей.

у младенца формируется отношение к миру, в зависимости от того, как с ним обращаются.

1 мес.

появляется первая улыбка и радость в ответ на разговор взрослого.

проявляет интерес к окружающему.

способен выражать раздражение и обиду на несвоевременное выполнение его потребностей.

2 мес.

по выражению лица ребенка можно понять, доволен он или недоволен.

быстро отвечает улыбкой на разговор взрослого.

улавливает настроение взрослых - хмурится, если взрослый сердится.

длительно сосредотачивается на лице взрослого.

3 мес.

проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение с ним или на показ .

отыскивает глазами того, кто говорит.

привлекает к себе внимание с помощью плача, громких звуков, хныканья, улыбок, жестов, беспокойных движений.

начинает смеяться.

становится спокойнее во время бодрствования.

4 мес.

«комплекс оживления» возникает быстро и легко.

громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение с ним.

ищет взглядом взрослого, рассматривает, радуется, тянется к нему.

сообщает о своих потребностях разными сигналами.

5 мес.

сопротивляется нежелательным действиям (одеваниям, купаниям).

эмоционально играет в игру «ку-ку».

улавливает ласковое (улыбается) и строгое (хмурится) обращение к нему взрослого.

радуется взрослому, тянется к нему, берет у него из рук .

отличает близких ему людей от чужих и выражено на них реагирует - улыбается или плачет.

6 мес.

улыбается знакомому человеку.

улыбается отражению в зеркале.

стремится к контакту с окружающими - привлекает к себе внимание, производя звуки, улыбаясь, глядя в глаза или с помощью языка тела.

ярко проявляет свои эмоции - кричит, издает радостные возгласы, смеется, хлопает в ладоши, хмурится, делает грустное лицо.

7 мес.

по-разному реагирует на членов семьи и посторонних (обнимается, прижимается, ласкается к

маме, а незнакомых людей долго изучает и присматривается к ним).

знает своё имя и имена-названия других людей (мама, папа, имена братьев - сестер и т.п.)

8 мес.

с интересом наблюдает за своим отражением в зеркале.

смотрит за действиями взрослого и подражает его мимике, интонациям, действиям (смеется,

Материал к занятию.

Наши дети хотят общаться с нами с момента рождения. И наше лицо для них - как картина Пикассо, для них нет интереснее игрушки. Как и нет музыки очаровательнее, чем наш голос. При общении с младенцами многие вещи мы делаем интуитивно правильно. Но иногда отношение к ребенку как к живой игрушке пересиливает - и тогда мы делаем ошибки, которые могут сказаться на всей его дальнейшей жизни.

Мы считаем детей крошечными и беспомощными. Но полученные результаты говорят о другом. Когда рождаются дети, они чрезвычайно компетентны. И мы изначально настроены на сигналы друг друга.

В середине 1960-х годов ученые решили внимательно изучить мимику младенцев. И были поражены. Оказалось, что уже через сорок две минуты после рождения дети могут копировать выражения лица взрослого.

И это не просто рефлекс вроде легкой улыбки. Дети имитируют и чувства взрослого, воссоздавая те же процессы возбуждения в нервной системе. Это означает, что дети способны воспроизвести внутреннее состояние взрослого человека.

И если кто-нибудь будет поддерживать головку ребенка, то в первые же минуты после рождения он в 100 процентах случаев поворачивает ее на голос матери и в 80 процентах - на голос отца, а не на голос врача. В течение нескольких минут дети узнают, к кому лучше держаться поближе!

Смотрите на ребенка? Не делайте "каменное" лицо

Ребенка, смотрящего на нас в упор, больше всего интригуют пять выражений нашего лица.

Первое - удивление: мы широко раскрываем глаза, поднимаем брови, отрываем рот… и замираем. Можно сказать что-то вроде: "А-х-х-х-х…", постепенно повышая тон.

Второе - наша улыбка: мы широко, искренне улыбаемся так, чтобы в уголках глаз собрались морщинки.

Третье - когда мы хмуримся: насупливаем брови, сводим их вместе и говорим что-то вроде: "Х-м-м-м-м…", постепенно понижая тон.

Четвертое - выражение сочувствия, как при словах: "Ох, бедное дитя", что-то среднее между притворно-удивленным и нахмуренным лицом.

И пятое - просто нейтральный взгляд.

Все это очень нравится детям.

Но дети ненавидят "каменное" выражение лица. Психолог Эдвард Троник провел эксперимент "Лицо без выражения". Матерей или отцов просили смотреть на своих трехмесячных детей, не шевелясь и не издавая ни звука. Троник обнаружил, что большинство детей делали то же, что и их родители: просто безучастно смотрели вдаль.

Потом, правда, они могли улыбнуться, качнуть головой или посмотреть вверх. Если это не выводило родителей из оцепенения, они могли захныкать, завозиться и даже заплакать. Дети хотят, чтобы их родители были подвижными, а не застывшими.

В Швейцарии, в Лозанне, мы познакомились с крошечной Региной. Она могла бы получить Нобелевскую премию мира. Нужно сказать, что ее родители чувствовали сильную неприязнь друг к другу. Но шестимесячная Регина заразила маму и папу своей радостью.

Сначала он включила в игру одного родителя, потом посмотрела на другого и улыбнулась ему, приглашая присоединиться. Вскоре родители улыбались уже не только ребенку, но и друг другу. Спустя некоторое время отношения в их семье расцвели. Возможно, это заслуга Регины. Если так, она, пожалуй, может считаться самым юным семейным психотерапевтом.

Зачем играть с ребенком лицом к лицу

Один из главных уроков, который ребенок получает в ходе игр лицом к лицу, - что мир (а в такие моменты мир для него - это вы) будет реагировать на его желания, а не игнорировать их. Наилучшим образом можно проявить свои родительские качества, если:

быть эмоционально открытым и доступным;
быть отзывчивым к сигналам ребенка.
В силу незрелости нервной системы дети легко перевозбуждаются. Они словно чувствительная антенна: слишком много сигналов сливаются в неразборчивый шум. Все мы знаем, как это неприятно.

В такие моменты дети стараются отключиться от источника сигнала, чтобы перезагрузить свой приемник и снова настроиться на нужную частоту. Они могут отвернуться от вас, но не потому, что вы им не нравитесь, а потому, что им нужно немного отстраниться и успокоиться.

Через некоторое время они снова к вам повернутся. Еще они могут отвлечься на то, чтобы что-то пососать, например свою ручку или какую-нибудь игрушку. Включаясь в игру, а затем выключаясь из нее и успокаиваясь, они пытаются регулировать свою реакцию на внешние раздражители.

Что произойдет, если не уважать желание ребенка смотреть в сторону и стараться силой заставить его смотреть на вас? Вы лишите его одного из главных способов успокоиться. Тогда ребенок может захныкать, завозиться и в конечном счете выразить свой протест во весь голос.

Так он узнает, что неспособен контролировать свой мир и, что еще хуже, людей в его мире не волнует его дискомфорт. Если такое случится раз или два, не проблема. Но если вы часто не позволяете ребенку отворачиваться и успокаиваться, то у него не будет иного выхода, как отстраниться от вас. Он научится тому, что единственный способ справляться с трудностями - это отстраниться от всего и всех.

Об этом мало кто знает, но это очень важно. В течение первых трех лет жизни формируются фундаментальные нервные структуры, которые отвечают за способность ребенка успокаиваться самостоятельно, концентрировать внимание, верить в любовь и поддержку родителей и формировать надежную привязанность к матери и отцу. Иными словами, полученный в этом возрасте опыт родительской любви и уважения буквально формирует модели в мозгу, которые будут определять его будущие реакции на мир.

От того, как вы реагируете на плач ребенка, и от того, как вы с ним играете, зависит его будущее поведение. Игнорируйте ребенка сейчас - и он, скорее всего, научится отстраняться, вплоть до формирования кокона депрессии. Реагируйте на него сейчас - и он, скорее всего, останется включенным в свой мир.

Как понять, что ребенок перевозбудился

Проведя свое исследование, мы тоже обнаружили, что от того, сколько взрослые играют с ребенком лицом к лицу, зависят его реакции в будущем. Однако существуют две серьезные ошибки, допустив которые можно свести на нет все положительные эффекты и лишить радости и себя, и ребенка.

Первая ошибка - отсутствие координации у играющих с ребенком родителей. Похоже, детям ненавистна ситуация, когда родители конкурируют за их внимание, вместо того чтобы вместе участвовать в одной игре. Бывает, что один из родителей внезапно отстраняется от игры или, наоборот, вмешивается в нее, отодвигая в сторону другого родителя. Ребенок может начать выгибаться, хмуриться, плакать - словно на своем детском языке он пытается сказать нам: "Вы все портите. Прекратите!".

Вторая ошибка - перевозбуждение ребенка. Оно возникает, если мы игнорируем сигналы малыша: "Нет! Я не хочу этого!". Вначале сигналы могут быть едва заметными, но если их не замечать, их интенсивность будет нарастать. В конце концов ребенок просто отстранится. И это плохо, так как в этом случае мы потеряем контакт с малышом. Как понять, что он устал и нуждается в отдыхе?

Наблюдая за играющими с родителями детьми, мы отмечали, как они сообщают о необходимости передохнуть пару минут. Вот сигналы, говорящие о том, что ребенок нуждается в отдыхе.

Смотрит в сторону. Это очень четкий сигнал: ребенок поворачивает голову в сторону или просто переводит взгляд с вашего лица на более нейтральную в информационном смысле футболку.
Закрывает лицо руками. Ребенок поднимает ручки и держит их перед своим лицом, словно пытаясь защититься.
Отталкивает игрушку. Когда у ребенка улучшается координация движений, он может оттолкнуть игрушку, показывая, что он больше не хочет с ней играть.
Явно морщит лобик. Это говорит о том, что ребенок расстроен, часто из-за перевозбуждения. Он выглядит грустным или рассерженным. Однако если лобик морщится совсем чуть-чуть, это не является негативным сигналом и говорит лишь о том, что ребенок сосредоточен.
Выгибает спину. Если ребенок выгибает спину и напрягает тело, это явный сигнал того, что он расстроен.
Кряхтит. Ребенок издает звуки, похожие на прелюдию к плачу.
Демонстрирует смешанные эмоции. Выражение лица ребенка то и дело меняется с радостного на испуганное.
Плачет.

Как снять перевозбуждение

Следует чутко следить за наступлением момента перевозбуждения и корректировать интенсивность взаимодействия с ребенком, чтобы он мог успокоиться и сделать передышку, в которой нуждается. Следует отодвинуться от него, дать посмотреть в сторону и расслабиться. Вот полный список того, что можно предпринять.

Сохранять спокойствие. Когда вы спокойны, говорите и действуете спокойно, это помогает успокоиться и ребенку.
Дать ребенку что-нибудь пососать.
Прижать ребенка к себе и успокаивающе погладить его.
Говорить мягко, пока ребенок не восстановится.
Как только ребенок снова переведет на вас взгляд, продолжить играть или петь, но не энергично, чтобы он мог посматривать в сторону и восстанавливаться.
Имитировать ребенка. Делая то же, что и ребенок, вы производите на него неизгладимое впечатление.
Подыграть ребенку. Это близко к имитации. Детям нравится, когда повторяют их действия, но с какими-то вариациями. Например, если ребенок ритмично качает ложкой, можно начать в том же ритме издавать какие-нибудь звуки. Это точно его заинтересует.
О том, что ребенок готов продолжить общение, он может сигнализировать вам самыми разными способами. Например:

Начать смотреть на вас или на игрушку, которой вы играли. Это очень ясный сигнал.
Лицо ребенка принимает спокойное выражение, он начинает нормально дышать.
Тело ребенка расслабляется.
Если вы заметили эти сигналы, попробуйте мягко пригласить ребенка к игре.

Чего нельзя делать при перевозбуждении ребенка

А теперь давайте поговорим о том, чего делать нельзя. Если вы видите, что ребенок забеспокоился или смотрит в сторону, у вас, скорее всего, возникнет соблазн попробовать сменить игру или активизировать текущую. Однако детям это обычно не нравится - они еще сильнее перевозбуждаются.

Перемещать свое лицо так, чтобы оно снова оказалось перед лицом ребенка, когда он отвернул от вас голову (это не даст ему посмотреть в сторону и получить передышку, в которой он нуждается).
Приближать свое лицо вплотную к лицу ребенка, лишая его возможности посмотреть в сторону.
Увеличивать темп игры и добавлять раздражителей после того, как ребенок подал вам сигнал о перевозбуждении.
Переключаться между разными видами деятельности после того, как ребенок подал вам сигнал о перевозбуждении.
Перемещать ребенка так, чтобы он снова смотрел на вас. Обычно детям не нравится, что их ограничивают физически.
Стимулировать ребенка, тыкая в него пальцем или раз за разом вытирая ему рот. Рот имеет очень много нервных окончаний, и его стимуляция действует на ребенка возбуждающе.

Новорожденный малыш совсем недавно появился на свет, но у него уже есть особые черты характера, которые совсем скоро проявятся во всей красе. Ваш ребенок будет расти с удивительной скоростью, ежедневно делая новые открытия и познавая мир.

Малыш развивается не только физически, но и эмоционально. Поговорим подробнее о чувствах и эмоциях новорожденного малыша. Узнаем, что ему нравится, а что вызывает тревогу, почему кроха плачет без видимых причин, и что доставляет ему удовольствие.

Спокойствие, только спокойствие

В первые дни жизни нервная система новорожденного «спит». Возбудимость понижена, малыш почти не реагирует на звуки и свет. Таким образом природа позаботилась о том, чтобы переход из маминого животика в реальный мир не был слишком резким. В течение первой недели жизни возбудимость нервной системы постепенно повышается, а уже к 7-10 дню начинается формирование условных рефлексов.

Когда малыш уже сможет различать звуки, он не оставит без внимания погремушку, которой мама потрясет рядом с ним. Ребенок затихнет, с любопытством прислушиваясь к новому звуку.


Близость самого родного человека – мамы, тоже оказывает успокоительный эффект на малыша. Ребенок может плакать не от того, что он замерз, голоден или плохо себя чувствует, а просто оттого, что зовет маму и жаждет ее ласки и нежности. Специалистами подмечено, что «ручные» детки лучше развиваются, ведут себя спокойнее. Телесный контакт, поглаживания, ношение на ручках позволяют также сформировать эмоциональную близость между мамой и ребенком. Что уже говорить о кормлении грудью, когда двое близких людей становятся одним целым, а малыш получает от мамы все самое важное – питание, защиту, тепло и ласку. Цените эти восхитительные моменты нежности, ведь кроха так быстро растет!

Уже с первых дней жизни нужно общаться с новорожденным. Пусть он не понимает смысла ваших фраз, но он слышит мамин голос, а смена интонации вызывает интерес и стимулирует психологическое развитие. Рассказывайте малышу простые потешки, пойте песенки во время процедур по уходу за новорожденным – будь то умывание, смена подгузника или купание.

У новорожденного ребенка нет режима дня, ведь сон занимает почти все время. В первые дни после рождения кроха спит до 20 часов в сутки. Когда же пройдет несколько недель, период сна сократится, а период познания окружающего мира увеличится. Сон – важная составляющая психоэмоционального развития ребенка. Во время сна нервная система отдыхает от полученных впечатлений, а организм активно вырабатывает гормон роста. Недаром говорят, что ребенок растет во сне!

Однако в некоторых случаях быстрый сон не переходит в глубокий, тогда малыш часто просыпается, ведет себя беспокойно. Причиной тому может быть плохое самочувствие, голод, чувство дискомфорта. Так, малыш может испытывать неудобства, связанные с подгузником. Старайтесь выбирать для крохи изделия, соответствующие его массе и подходящие для нежной кожи новорожденных. Своевременно производите смену подгузника, иначе, на нежной коже малыша может появиться раздражение. Подгузники Libero NewBorn разработаны специально для новорожденных, с учетом особенностей чувствительной кожи малыша.


Внутренняя поверхность подгузника, тянущиеся боковинки, барьерчики вокруг ножек выполнены из мягких материалов, не доставляющих дискомфорта малютке. Libero NewBorn имеют вырез для пупка и индикатор влаги, чтобы мама могла своевременно сменить подгузник.

Веселое купание

Как известно, в животике у мамы малыш находился в окружении амниотической жидкости, поэтому водная стихия для него – естественная среда. Именно поэтому, купание успокаивающе действует на кроху. Следует проводить водные процедуры вечером, перед сном. Пусть это станет неким ритуалом отхождения ко сну.

Многие современные родители учат плаванию новорожденных малышей, пользуясь тем, что они еще воспринимают воду как родную стихию.


Можно выполнять в воде веселые упражнения, которые наверняка понравятся крохе. Поддерживая одной рукой головку малыша, а другой – спинку, опустите его в воду, оставив на поверхности только голову. Медленно перемещайте малыша по воде взад и вперед. Такое же упражнение можно делать и в положении на животике, а не на спине.


Нравится

Рассказать друзьям